13. 2. Пушкин Автопророчество 2

 Гибель Пушкина и Ленского. Тексты сбываются? (2)

Продолжение заметки №462 или доппаёк на тему суеверной уверенности Нашего Всего: не пиши ничего, не подумав зря в Горе от кума Ума, будет бед целая сума = тексты сбываются, фра …

И вот он, еще не Наше даже Всё и ничего еще в Роке и Судьбе самого себя не расчухав (его слово), пишет историю отношений  поэта Ленского с повесой Онегиным, историю опыта ошибок трудных,  историю силы молвы и нелепой с первого взгляда вражды во вполне казалось бы добром искреннем приятельстве Жени и Вовы…  Но встала меж ними существо женского пола… И привела невольно к барьерам за мельницей… Онегин убил Ленского  мастерским прицельным выстрелом  на поражение, опередив на миг и не дойдя ОДНОГО шага до точки встречи пули Ленского … Ленский упал замертво и выстрелить в отчет не успел … Точнее, это Пушкин уберег поэта от выстрела и от обвинения в том антихристианском, в чем его потом обвинил Соловьев Вл. Он также не стал мучить цехового коллегу агонией, перитонитом и скоротечным адским сепсисом. Пушкин лишь поиздевался вволю над элегиями Ленского (Боратынского?), написав поразительные строки, ставшие основой знаменитой арии Ленского во всей мировой опере: Что день грядущий мне готовит? 
Бывают не только странные сближенья, но и поразительные расхождения: Пушкин ржет и катается по дивану от пародии, а уездные барышни кручинятся и плачут над гаданием о дуле-судьбе и пуле-стреле: Паду ли я стрелой пронзенный Иль мимо пролетит  она ...?  уже зная о гибели поэта от пули «врага».  И что это АСП убил элегика, вовсю над ним поиздевавшись и что эти слова — идеал язвительной пародии на целый жанр могил и кладбищенских туманов им и дела нет. Убит Вова, убит поэт. Кака nака еще элегия…! Вову жалко.

Но мы увлеклись. Давайте о содержимом доппайка.
Нас интересуют реперные точки сюжеты = те кульминации, которые сближают реальную жизнь поэта и жизнь им поэта выдуманного и тут же их отдаляют.
В главном их рок (пути) и судьба (уделы и цель) жития совпали: поэт убит (фактически) в январе  на дуэли чести белокурым повесой выстрелом на опережение по формуле четырех шагов из пяти

Доппаек номер 1 = Причина  поведения Ленского — зачинщика конфликта
1я кульминация  и начальный репер дуэльной истории: гости на танином дне рожденья поели, попили, попели. в карты продули, похрапели, а вот и танцы подоспели.  Уездный франтик Петушков, приехавший выбирать у Лариных невесту, приглашает на танец … Ольгу (Глава пятая совмещенные строфы XXXVII. XXXVIII. XXXIX0:
Оставя чашку чаю с ромом,
Парис окружных городков,
Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне Ленский; Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берет тамбовский мой поэт,
Умчал Буянов Пустякову,
И в залу высыпали все,
И бал блестит во всей красе.
Ора! Sic! Это Петушков Вано обозначил свой выбор и всем этим предложением показал свое намерение. Ленский на это не обратил никакого внимания: у него своя задача — он пасет Онегина и потому, мешая развитию  отношений Жени с уже признавшейся в любви Татьяне, приглашает именно её. Ленский первым идет в атаку и создает прецедент!   Онегин ответил той же монетой: он приглашает в следующем туре … Ольгу и уже её из своих опытных лап Хозяина бестиария Танинного сне не отпускает… Это завязка конфликта , еще скрытого …
Ведь о тамбовском поэте — французишке Трике (у него есть яркий реальный прототип) Пушкин поиздевался вдоволь и оставил его без барьерной кутерьмы = с него довольны и сатиры:
XXVII
С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.
Как истинный француз, в кармане
Трике привез куплет Татьяне
На голос, знаемый детьми:
R***;veillez-vous, belle endormie  .
Меж ветхих песен альманаха
Был напечатан сей куплет;
Трике, догадливый поэт,
Его на свет явил из праха,
И смело вместо belle Nina 
Поставил belle Tatiana  .
XXXIII
***
Куплетом мучимый давно,
Трике встает; пред ним собранье
Хранит глубокое молчанье.
Татьяна чуть жива; Трике,
К ней обратясь с листком в руке,
Запел, фальшивя. Плески, клики
Его приветствуют. Она
Певцу присесть принуждена;
Поэт же скромный, хоть великий,
Ее здоровье первый пьет
И ей куплет передает.
Ни конкурент франтик Петушков, ни великий французский поэт из Тамбова мусье Трике ревности  или какого-либо неудовольствия Ленского не вызывают . Он этого просто будто и  не замечает. И никакого к барьеру на убой не зовет.
Отчего так? Конкуренты свои намерения не скрыли и они были более чем откровенны. Но Вова беспристрастен и равнодушен!  Отчего? 
В первой статье №462 мы дали версию объяснений: Вова стережет и охраняет «сестру» Татьяну от хищника Жени. Но ночью Морфей Морфиевич нашептал мне иную идею: Вова не зовет Ивана Петушков по простой нашей жениховской причине: Женя ему открыл глаза сравнением обожаемой им поэтически Оли с глупой круглой луной на глупом небосклоне Вовкиной судьбы, Женя стал остывать, приходить от мании в себя и прозревать … Потому ему надо, чтобы Ваня Петушков увлек собой глупую Олю и увел ее в чертоги Гименея, чтобы снять там тоги ... Но Онегин, на беду, своей игрой во флирт-обманку  в игривом намерении «отомстить» Ленскому за его выходку (танец лишь!) с Татьяной спутал все карты:
XLIII. XLIV
Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвел
Татьяну с Ольгою; проворно
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Всё видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
XLV
Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О Боже, Боже!
Что слышит он? Она могла…
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
Оля явно увлеклась опытным повесой (Женя знал как и когда жать ручку, что, как и про что  шептать девице на ушко = ведь учителем у него был сам Пушкин!) и забыла про двух женишков = она бой-баба, ей эти поэты и пустые франты …  ей более рангового самца подавай и ее нюх из Порядка Вещей поведал о рангах Вани, Вовы и Жени. Выбор был однозначным и Вова это понял. Им пренебрегли! Это его и оскорбило.  Далее безумие ревности и вызов приятеля на дуэлю … К барьеру, повесу-смутьяна и шулера… ! А тут еще и Таня..

Вова, а причем тут Женя!? Это твои проблемы бинарных отношений. Да ты должен быть во второй раз благодарен Жене: он показал =  Оля глупа, а теперь и просто ветрена и изменять обречена…   И вместо того, чтобы увлечь гадину в лесопарк и там вздернуть на суку, Вова зовет на смертный бой Женю - почти безвинное создание и раба молвы тухлодырного общества сельских мелкопоместных дворян псковской (тверской?) глуши

В этой концовке пятой главы Пушкин показал как в дворянской среде возникали дуэльные ситуации вроде бы как бы " на пустом месте". На самом деле он мастерски показал скрытый конфликт внутренних миров своих столь разных героев - непрактичного мечтательного поэта и опытного в науке страсти повесы. Онегин будто Мефисто проник в душевный мир Ленского, разрушил его до основания, показал ему песочный домик его любви-иллюзии и вызвал этой правдой-маткой непреодолимую ненависть опущенного на грешную землю философа в осьмнадцать лет ... Деморализованный униженный этим уроком Ленский увидел свой последний в жизни мираж = дуэль как средство восстановления достоинства, опущенного Женей-Мефисто до плинтуса ... Хотя достоинство его растоптала его же невеста - Олька Ларина! Но этого Вова понять так и не захотел. Он просто искал смерти.
Так и Наше потом Всё ... Разница с романом была одна и существенная Пушкин видел, что западней было поведение его женки.. .но признаться в этом не хотелось и он изобразил себя жертвой дела чести...


Доппаёк №2.  Ленского, а затем Пушкина убили секи

В главном, в сути явлений, событий и п-с-связей тексты безусловно сбываются… Сравним главное в дуэлях Ленского и его родителя — Пушкина. Истории дуэлей уверяют — убивают не дуэлянты, а секунданты (секи). Так произошло в романе «ЕО»: Ленского убила пуля Онегина, но убил его не Женя,а Зарецкий. Ведь Онегин нарушил кодекс дуэля: сильно опоздал на стрельбы в тире за мельницей и секом своим сделал никому неизвестно явно пародийного слугу Гийо (строфа XXVII роковой главы 6):
«Мой секундант? — сказал Евгений, —
Вот он: мой друг, monsieur Guillot.
Я не предвижу возражений
На представление мое;
Хоть человек он неизвестный,
Но уж, конечно, малый честный».
Зарецкий губу закусил.
Зарецкий вместо того, чтобы прекратить дуэлю, только закусил губу: расчет гео был быстр = дуэля сей был ему нужен для послужного списка, CV и репутации человека «дела» … и он легко пошел на преступление. А ведь и ежу ясно = именно ему Женя давал повод и шанс прекратить дело и перейти к примирению сторон. Дудки. Сек сделал «своё» дело = дал убить неопытного невменяемого ошибшегося поэта.  Конечно, мы понимаем (вроде), что вся четверка дуэля находится под одним колпаком = необходимостью сатисфакции в деле, принявшим публичный характер в вопросе чести, и неизбежности стрельб под угрозой позора при уклонении и бегства из тира.

Так потом было и в жизни Пушкина: в него выстрелил д-Антес по тактике Онегина = «В январский мороз Бей в сумерках  первым за шаг до барьера!»,но убили два сека = два француза = виконт Оливье д-Аршиак (кузен Жоржа!) и полуполковник Костя д-Анзас (земляк эльзаского барона Жоржа Балагурыча!)

Как убили секи, спросите Вы, фра, не-до-ум-евая?  А вот как: они сделали заряд в пистолетах  Пушкина оригинальным — т.е. таким малым. Что пуля, едва пролетев 11шагов, прошила лишь мякоть руки в позиции обороны рожи поручика, рикошетом (!) пошла к животику и шарахнулась от него в небеса, не оставив синяка ил следа ушиба (!) Поэтому не понадобились ни сковорода в лосинах, ни корсет-кираса от папА Жозефа… ни магическая пуговичка, пришитая к кальсонам заботливой Натали …

Не верите? Ну, фра, вы уперты как никогда.  Тогда вспомните Героя их времени  и дуэль Печорина с Грушницким: секи были еще более наглы и честь им было ни по чем! Они тупо не вложили пулю в дуло пистолло  Григория Александровича. Только Гриша был малым честных правил высшего их пилотажа = он не захотел оставить Грушницкого с секами в грехе убийства = он, прочитал черновик Лермонтова и надоумил того исправить сценарий… Пистолеты перезарядили по требе Григория, хотя секи и бузили… парадоксально ссылаясь на … честь дворянина…   Полное имя юнкера Грушницкого в романе не указано (!) - это пощечина ему от МЮЛа. В повести И.П. Белкина «Выстрел» с метафабулой всех пяти повестей « честь ти совесть дворянина» у графа - антагониста  Сильвио в деле чести — тоже нет имени … Пересолили французы, как сказал бы Антоша Чехонте

И еще имейте в виду, фра, — метафабула творчества АСП в 30-х = честь и совесть дворянина! Эта честь стала проблемной и это сильно тревожило прозорливого невольника чести  Нашего скоро уже Всего.

Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет.
XXXI
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.


Рецензии