Лёд

Вначале я думал, расширить ли название моего очередного произведения, а потом решил, пусть так и будет. Со льдом сталкивалось человечество все свое существование.  Было и оледенение, до сих пор на высоких горах лежат ледники. Даже в самых жарких странах добавляют в напитки кусочки льда. Спортсменам при травмах прикладывают мешочки со льдом. Лед заливают даже на Красной площади. И как красиво на льду катаются фигуристы.  Чуть перефразирую шуточную частушку про пиво из комедии "Вогла-Волга", где пели, "а без воды, и ни сюды, и ни туды",  можно сказать, что безо льда в нашей жизни было бы намного тяжелее. Не зря же крестьяне рыли глубокие подвалы и там среди льда, которые не таял все лето, хранили некоторые съестные припасы.

Хотя есть и негативные моменты. С крыш на голову людей падают сосульки, которые и есть тот самый лед. И на проезжей части и тротуарах есть наледь из льда, можно подскользнуться и упасть, попасть в аварию на дороге. Но зато какой улов бывает во время подледной рыбалки, особенно где-нибудь на Сахалине или в бухтах Татарского пролива.  Из-за этого увлечения частенько людей на льдинах уносит в открытое море и надо целые спасательные операции проводить.  Причем лед отрывается совершенно неожиданно, и можно попасть в беду. Хорошо, если ночью, когда рыбаков на льду нет. На моей памяти есть случай во время командировки в п.Де-Кастри на берегу Татарского пролива. Рядом с поселком большая бухта, покрытая льдом (дело было в апреле), на которым сотни, если не тысячи рыбаков ловили рыбу. На этот лед мы могли заехать на джипе Лэнд Крузер, такой толстый он был. Здание пансионата, где нас разместили, было на берегу, и ночью мы слышали за окнами какой-то грохот. А утром выглянули в окна, а льда нет совершенно, его унесло в пролив. А если бы на нем были люди?

А сколько видов спорта придумали на льду! И хоккей с шайбой и мячом, скоростной бег на коньках и шор-трек, кёрглинг, авто и мотогонки на льду (одно время в СССР был очень популярен спидвей на льду), фигурное катание и многие другие.

Для меня, родившегося далеко на севере Хабаровского края, в Приамгунье, которое в советское время было приравнено к северным территориям, и живущие там получали северные льготы (надбавки к зарплате, длинные отпуска, бесплатный проезд раз 3 года по всему Советскому Союзу и еще какие-то, я по малолетству о них не знал). Потом приехавший летом  в Хабаровский край Хрущев решил, что нечего платить северянам, и многие льготы урезали,  а некоторые вообще упразднили. И впервые с Дальнего Востока начался отток населения,  особенно с северных территорий.

Так что я с детства привык к сильным морозам, зачастую превышающим 50 градусов, туманам от мороза по утрам, как молоко, обильному снегу, гнусу летом, но зато обилию лесных ягод и грибов, рыбы в речках, зверя, в том числе пушного, в лесах.  А вот льда на реках мы видели не так много.  Как только устанавливались морозы, выпадал снег и покрывал лед на речках и многочисленных котлованах вокруг нашего поселка, где жили труженики золотодобывающего прииска.  Так что кататься на коньках по чистому льду нам, пацанам, удавалось нечасто. Чаще катались по укатанным дорогам, зацепившись специальным крючком за борт грузовой машины.  Не раз и не два я терял этот крючок, когда спотыкался обо что-то на дороге, а грузовик уезжал, прихватив мой крючок, который я инстинктивно выпускал из рук.

Однажды осенью, когда уже были морозы и лед замерз, а снега не было, мы с пацанами пошли на котлован кататься на коньках.  На стоячей воде котлована лед был уже толстый, и вот на протекающей мимо речушке тонкий, и когда один из нас, причем самым маленький по весу, почему-то заехал на него, лед сломался и пацан  провалился.  Я рванулся его спасать и провалился тоже, по грудь. Но вылез сам на лед, помог другому пацану и мы на четвереньках добрались до берега. И потом пошли сушиться в школьную кочегарку.

Катались мы на коньках, привязанных в валенкам сыромятными ремешками,  а на голенищи валенок натягивали, так что вода в валенки поступала не потоком.  Но все равно, и носки, и портянки были мокрые, как и шаровары и кальсоны. Развесив все это на стенках водогрейного котла, вы стали сушить одежду.  Вдруг я увидел идущего к кочегарке своего отца, которому кто-то уже рассказал о происшествии на котловане.  Пацаны решили, что мне сейчас достанется, но отец никогда на меня не поднимал руку.  Зашел, протянул сухие вещи и велел одеваться. Наш дом был в ста метрах от кочегарки, так что я не замерз, пока вместе с отцом  дошел домой.  Дома мне давала наставления больше мама, чем отец, он и так понял, что его сын не дурак и все понял.

Так что я до окончания школы так и не научился хорошо кататься на коньках, хотя умел сильно и точно бросать шайбу. Ведь это был период первых побед сборной России в хоккее с шайбой, а репортажи в матчей хабаровского СКА по хоккею с мячом каждое воскресенье транслировали по краевому радио. Голос комментатора Александру Колесникова прекрасно узнавали все, и мужчины, и женщины, и уже тем более пацаны.

Лишь поступив в Хабаровский медицинский институт, я впервые надел настоящие ботинки с коньками, которые выдавали напрокат на стадионе "Динамо", куда я пошел с девушкой. Но коньки были тупые, ноги разъезжались, и покрасоваться перед девушкой мне не удалось.

Я в это время уже получил место я студенческом общежитии, пристроенном торцом к основному корпусу института.  Параллельно общежитию стояло здание спортзала, и между ними сделала хоккейную коробку, которую зимой залили. Лед был неважный, но кататься и даже играть в хоккей было можно.

Не помню за давностью лет, у кого я брал ботинки с коньками, такими же тупыми, что и на стадионе "Динамо", и по вечерам стал учиться кататься.  Иногда мне компанию составлял Вадим Гондуренко, мой сосед по комнате. Он катался примерно так же, как я, т.е. никак. Однажды мы решили применить силовой прием друг против друга, наслушавшись репортажей с чемпионата мира по хоккею. Разогнались и врезались друг в друга. Грохота ломающихся костей не услышал, но падающих тел вполне отчетливо, ибо одним из таких тел было лично моё. Вадим отлетел намного дальше, он был легче меня и закон физики сработал отлично. Как мы ничего не сломали друг другу, не знаю. Ведь на настоящих хоккеистах защитная амуниция, а на нас лишь трико и тонкие куртки. Но синяки у нас остались надолго.

Я продолжал свои вечерние тренировки, но толку было мало. Я тогда еще не знал, что такое настоящие ботинки, в которых ноги не подгибаются в голеностопных суставах, что такое хорошие и наточенные лезвия коньков, все это я узнаю много позже, когда получу квартиру в Затоне и у меня появится возможность ходить на каток "Водник".

Район Затона в Хабаровске был известен в городе по двум причинам. Первая - это затонские хулиганы, там даже был небольшой участок со старыми деревянными двухэтажными домами, названный "Чикаго", куда не рисковали заходить не местные.  Вторым было повсеместное увлечение хоккеем с мячом. На первенство края выступала местная команда "Водник", состоящая на балансе местной ремонтно-эксплутационной базы флота и Амурского речного пароходства.  Как известно, Амур зимой замерзают, все суда ставятся на прикол на всю зиму, ремонтируются, плавсостав уходит в отпуска.  Так что у них есть возможность поболеть за команду "Водник", когда она выступает на родном стадионе. Трибун было маловато, но зато добротная теплушка, а напротив магазин с горячительными напитками для сугреву... Лед на этом стадионе считался по качеству вторым после стадиона имени Ленина, где играла на первенство СССР команда СКА.

Это если сейчас хоккей с шайбой спорит по популярности с хоккей  с мячом, раньше спортом № 1 в крае был хоккей с мячом. Команда СКА выступала в высшей лиге, спорила за медали чемпионата СССР, в город приезжали ведущие команды страны - "Динамо" Москвы и Алма-Аты, свердловский СКА, и  трибуны собирали по 25-30 тысяч болельщиков в тулупах и с водкой в резиновых грелках, чтобы не отобрали бдительные полицейские. Ведь в Хабаровске проводился чемпионат мира, товарищеские матчи со сборными Швеции, Финляндии, а хоккей с шайбой был на вторых ролях. Команда играла во второй лиге, впрочем, как и футбольный СКА.  По хоккею с мячом проводился чемпионат края, в котором участвовало 12 или 14 команд, игры шли в два круга, у себя на поле и на выезде. Так что болельщикам даже в глубинке было на что посмотреть эту увлекательную игру на открытом воздухе.  И "Водник" на этом фоне был одним из фаворитов. Поэтому все затонские мальчишки проводили массу времени на катке, сражаясь друг с другом, а самые талантливые попадали в ДЮСШ. Одна из групп ДЮСШ тренировалась на "Воднике", тренером был один из знаменитой семьи Коберских, Виталий. 

Я начал ходить на каток с первой зимы, как переехал в Затон. Купил в магазине первые свои коньки на ботинках, естественно, ширпотребовские, с тонкой кожей, в которых мои не раз травмированные в голеностопах ноги подгибались в стороны. Я накладывал тейпы перед тренировками, но они мало помогали. Да и сталь на лезвиях была плохая, коньки быстро тупились. Так что когда мне предложили купить у одного бывшего хоккеиста хорошие ботинки с не менее хорошими лезвиями, я это сделал, да и цена на б/у инвентарь была божеская, 25 рублей.  А когда Виталий Коберский по моей просьбе наточил коньки, я понял, что это такое - кататься на наточенных коньках и в ботинках, которые неплохо держат стопы. А так как я в те годы подрабатывал в травматологическом пункте, у меня был шовный материал и инструменты, и зашил немало ран и взрослым, и юношам, и ко мне было очень уважительное отношение. Коньки мне точили по первой моей просьбе.

К этому времени я уже довольно твердо стоял на ногах, перестал играть в хоккей с мальчишками и меня, как и моего младшего брата, который вместе со мной стал ходить на каток, стали брать в состав так называемой группы здоровья из мужиков окрестных домов, играющих в хоккей с мячом. Но если мой брат играл клюшкой для этого вида спорта, то я играл клюшкой для хоккея с шайбой. Держать маленькую клюшку в одной руке я так и не научился. Но учитывая, что я был не так быстр и не такой маневренный, как мои более молодые напарники, никто не возражал, что я играю длинной клюшкой.

На этих коньках я играл пару лет. Но потом поехал на курсы повышения квалификации в Ленинград, и  там, совершенно случайно, в магазине спорттоваров на Заневском проспекте увидел коньки SALVO, выпущенные в Таллине по импортной лицензии. Пластиковый  ботинок, внутри кожаный на теплой подкладке  сапожок, пластиковый же конек со стальным лезвием. Почти как у профессионалов по телевизору.  Когда я примерил ботинки и встал, нога стояла как влитая.  И я не раздумывая, купил это чудо-коньки, несмотря на то, что цена кусалась - 70 рублей. Но для меня, тогда работавшего на 2,5 ставки и врача с высшей категорией, получавшего больше 400 рублей в месяц, это не играло большое роли. Но вот брат, с которым я связался и предложил ему купить такие же коньки, отказался.  Видимо, его жена не позволила, хотя они оба работали на железной дороге и деньги у них были.

Когда я появился в обновке на нашем стадионе "Водник", это многих шокировало, особенно пацанов. С тех пор меня стали звать только "дядя на ледорубах".  Брат, который примерил мои ботинки, целых два года сетовал, что не выслал мне деньги на коньки, пока через 2 года я снова не поехал в Ленинград и не купил ему такие же. На новых коньках, да еще хорошо наточенных, я научился все - мог крутить любой вираж в обе стороны, ехать спиной назад с высокой скоростью, чувствовал себя все более уверенно. Постепенно покупал новую амуницию. Во время московской командировки купил фирменные шведские перчатки-краги для хоккея с мячом фирмы JOFA, потом директор стадиона снабдил меня специальными штанами, в которых играют профессиональные игроки в хоккей с мячом, защитными щитками.  Купил точило и Виталий Коберский научил меня правильно точить коньки "под желобок",  что я мог делать перед каждой тренировкой. Так что со мной мои партнеры по игре стали все больше считаться, в первую очередь за то, что я всегда мог отдать хороший пас партнеру за счет хорошего видения поля, и обладал хорошим и точным кистевым броском.

Но с распадом СССР стал разваливаться и любительский спорт в стране под названием Россия.  Команда "Водник" прекратила свое существование, Амурскому пароходству не хватало финансирование ни на что, количество списанных судов росло, а  снижение объемов перевозимых грузов сокращалось в разы, где уж тут думать о содержании команды, стадиона и Дома Культуры. Теплушку сожгли хулиганы, лед перестали заливать. Наша группа здоровья стала мотаться по району в поисках льда, год играли в на школьном катке, потом стали играть на стадионе "Юность", но он был приспособлен для скоростного бега на коньках.  Наконец, пришли на стадион "Динамо", где я когда-то делал свои первые шаги на настоящих коньках с ботинками.  Но в будние дни там было массовое катание, плюс другие группы парней гоняли мяч или шайбу, и приходось немало толкаться.  К этому времени у меня уже была машина, и добираться куда угодно я мог без проблем.

Именно на входе в подтрибунные помещения  я встретил начальника краевого управления финансов Александра Кацубу, который привел на массовое катание свою дочурку. Он предложил мне приходить до дворец спорта стадиона имени Ленина, где играют в хоккей с шайбой ветераны СКА и работники администрации края. Я к этому времени уже долгие годы был краевым чиновником. 

Так целый год я ходил на искусственный лед дворца спорта.  Так не было ветра,  относительно тепло, по сравнению с открытым воздухом любого стадиона.  Я достал у знакомого хоккейную амуницию игрока хоккей с шайбой, кроме трусов  и шлема.  Соперничать в обводке с профессионалами я не мог, но зато отдать точный пас через пол-катка мог запросто, и за это меня ценили.  Но через год ветераны решили выступать на соревнованиях по Дальнему Востоку как команда "Тигры Амура", тренировки стали 3 раза в неделю, и я вернулся в хоккей с мячом.  На этот раз стал играть на стадионе "Арсенал", что за заводом "Дальдизель". Там собирались друзья и коллеги моего брата, их дети, мы делились на две команды и с азартом играли.  Фото на заставке сделано именно на этом стадионе, я крайний справа в очках и фирменных крагах.

Однажды во время игры мне разбили очки, в которых я играл, и пришлось очень осторожно ехать на машине домой, потому что запасных очков у меня в машине не было.  Так продолжалось до тех пор, пока я не уехал в Сибирь, захватив свою хоккейную амуницию.  Там в Нефтеюганске, я провел пару тренировок на катке, где тренируются молодежная команда и мужики "Юганскнефтегаза", но понял, что мне уже тяжеловато играть, к тому же начались проблемы с тазобедренными суставами, которые потребовали протезирования. Так закончились мои приключения со льдом, на коньках и без них.


Рецензии