13. 3. Пушкин Автопророчество 3

Онегин, Пушкин и 4 вопроса проф. Никишова
Пушкин верил примете сочинительства = ТЕКСТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Несмотря на веру, он был игроком и потому постоянно играл с Роком и Судьбой
Он осмелился дать текст с проблемой неверности девиц, их амуральности, склонности к измене, ревности мужиков и дуэли противников (даже не конкурентов) из-за вздора  в январе с убийством поэта

 Поэтому, фра: 
Четыре вопроса к Онегину тверского  проф. Ю. Никишова

Юрий Никишов (проф. Тверского ГУ и доктор филолог.наук) на доске Дискурса задался четверкой вопросов, редких в евгениконегиноведении (https://discours.io/yurii-nikishov):

(1) Онегин = бретер или человек, забывший, что он был бретером
(2) Онегин = «отрицательный» герой или «положительный»
(3) Онегин = герой осужденный или неподсудный
(4) Онегин = герой статичный или динамичный.

(1)
Вопрос намба уан = Онегин - бретер или человек, забывший, что был бретером
не надобно всё высказывать – это есть тайна занимательности.

 Пушкин
АСП запустил одну мистификацию в портрете его приятеля и местами триады «души-духа-и слегка ума» двой-ника — Жени О!Негина:
И хоть он был повеса пылкой, Но разлюбил он наконец  И брань, и саблю, и свинец…
И тем ввел армаду армии коммутаторов комментаторов, толко- и без толку вателей и следователей и преследователей = что за брань, откуда сабля и какой такой свинец у статского повесы…? Замучены были на дыбе огненного онегиноведения Набоков, Бонди, Лотман, Кошелев и Бродский (не Ёся — Ник). А воз и ныне там. В итоге, как бы порешили, что Женя был … бретером! Это один из полюсов спектра декодирования фразы
Прим. Бретёр, устар. брете;р (фр. bretteur от brette «шпага») — заядлый, «профессиональный» дуэлянт, готовый драться на дуэли по любому, даже самому ничтожному поводу; часто дуэль намеренно провоцировалась бретёром (в этом случае он, по дуэльному кодексу, выбирал оружие). В более широком значении — задира, забияка, скандалист.  Лик беза:  Дуэль // Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-нач. XIX в) 1994 и Дуэль на канделябрах // «Петербургский дневник» №25 от 2 июля 2007г. Я бы сказал чуть иначе: бретер = дуэлист — мастер дуэльных ситуаций и чаще умник, чем дуэлянт: он провоцирует, выводит на мутную воду, создает конфликт
Тверской проф Ю. Никишов на верхне-волжском пушкинском кольце вспомнил о  пушкинском яй*е и его формуле для всего: не надобно всё высказывать – это есть тайна занимательности! Никишов  уверяет — Онегин, если и не был бретером, но был опытным и даже любил дуэльничать как автор романа. Отсюда параметры жития = ножка, брань, сабля, свинец … Не желая рисковать, умник Онегин от дел чести отошел и разборки разлюбил   
Разлюбить то разлюбил, да не забыл и как только Ленский взбеленился и в дурь попер да бретера  в секи позвал, Онегин  перед лицом торжествующего Зарецкого вынужден автоматически сказать привычное =  «что он всегда готов»! А потом он готов пойти на попятную, но … отказ от дуэли после данного на нее согласия  легко повернуть против дворянской чести; осталось действовать, «как в страшном, непонятном сне».  Онегин был готов. Это потому, что имел опыт дуэлиста — человека, прошедшего горнило и терки провокации и устройства дуэльных ситуаций и разборок по ним. Он всё это просто разлюбил, но не забыл …

Как в песне Самоцветов (муз. С. Туликова и сл. почти М. Пляцковского:
« ...Не забывается,  не забывается … не забывается такое никогда … Но повторяется, но повторяется, но повторяется   такое … иногда… «

Дуэльная история Ленский-Онегин из-за её нелепого начала и трагического конца породила кучу толкований и причитаний и вызывает один коронный русско-архетип-вопрос «Кто виноват?”. В предыдущих двух заметках  «Гибель Пушкина и Ленского. Некоторые моменты странных сближений романа и жития»  и «Гибель Пушкина и Ленского. Тексты сбываются (2)»  я показал, что зачинщиком размолвки с картелью, перешедших в дуэльную разборку с прицельной стрельбой на поражение в тире «En plein air” за мельницей, является Вл. Ленский. Но питерский мой оппонент фра АИЯ возразил: так не бывает — в паре, бредущей на дуэль виноваты оба; к тому же Женя вел себя не лучшим образом — он танцевал с Олей непрерывно, жал, шептал и … увлекал ... прям как Мефисто Фель = так было якобы не принято и оскорбительно для почти жениха уже Вовы. Не будем спорить на сей раз об этикете и Олином обете. Ведь на двух французов — мастеров интриги и совращения - женихавшегося Петушкова и куплетиста Трике - Ленский что-то с закрытым забрало не бросился …  Ясно, что Вова — зачинщик конфликта (которого и не было! = Вова вспылили ускакал, ничего Жене или тупой Оле не сказав), что он как говорится «белены объелся». Это фактически юридическая сторона — Вова сам пошел на конфронтацию, пригласив первым Таню и отрезав тем от нее, по уши влюбленную, Женю. Женя сказал в сердцах: Ах, гад Вован, ты так!?  И мстительно ответил рокировкой и блокировкой Оли. Оля была в восторге. Женя преподал урок наивному Вове. И Вова крепко оскорбился, но не поведением жени, а уроком … уже вторым и не обидным, а именно оскорбительным. Онегин как бы формально ничего не нарушил — имел право приударить за Олей ...если б это не было провокацией и издевательством учебы Ленского.

Без вины виноватый Евгений оказался морально более виновен, чем Ленский! И вот почему.
Пушкин сказал, что «...разлюбил он наконец  И брань, и саблю, и свинец…». Это значит Женя — некогда любитель таких историй — знал что к чему -  был опытным в таких ситуациях человеком - он не мог не знать, что его мстительный маневр с блокадой Оли  не может не вызвать ревности Вовы и что за этим вполне может последовать цепная реакция, которая затухнет лишь у барьеров в тире кровавых дуэльных поединков.

Итак,
один объелся белены или Белодонны, а другому все было до … 
Следующий вопрос: А судьи кто?  А, дед Пихто = мы не судим — мы уму разуму набираемся и стебаемся.
«Пестрый фараон», однако, убийство им приятеля из-за глупой шутки глубоко переживает и бежит из деревни, а призрак Вовы его преследует по пятам: то видит он: на талом снеге,  Как будто спящий на ночлеге,  Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? Убит.  Даже в письме к Татьяне, понимая, что дуэльная история его не красит, он вынужден упомя-нуть: «Еще одно нас разлучило… / Несчастной жертвой Ленский пал…» Такое искреннее переживание Онегиным своей вины в дуэльной истории  не характерно для бретера, которому отправить человека к праотцам ничего не стоит и « как 2 пальца...». Отказ Онегина от брани и свинца означает не забвение каких-то ритуальных привычек, но глубокое обновление внутреннего мира. Этому есть иное доказательство: Женя у ноги княгини Тани (Греминой у Чайковских).
Женя — парень динамичный и за 10 лет он у Пушкина возмужал от одессита до …   пацифиста идиота князя Мышкина… наверное…

(II)

До тошноты дотошный тверской Никишов Юрий заявил публично тему  =  Онегин: герой осужденный или неподсудный?

Это как в анкете на ПМЖ о наличии судимости, полицейского надзора и следовательского пре-следования. Короче: есть ли у Жени судимость или он вообще неподсуден или даже неприкасаем?
Смешно? А то! А в одной гимназии г.Щелково учитель Ху Саинов Р.  проводит треннинги по правоведению в 9-ом Бэ классе Судебный процесс над героем романа А.С. Пушкина ”Евгений Онегин”» http://husain-off.ru/hj8n/hj8now-05.html
Ю.М. Лотман в ст.  «К эволюции построения характеров в романе “Евгений Онегин”» ставит сквозную задачу онегиноведения = доказать намерение Пушкина «осудить» своего героя.  Аргументы отца-Лотманизма:
- в первой глав «герой, оцененный с декабристских позиций <?>, был осужден самим автором за неспособность “в просвещении стать с веком наравне”». Правда, продолжает он, в черновом (только ли в черновом?) варианте второй главы «интеллектуальное превосходство явно на стороне скептика»  .
- Татьяна стала в интеллектуальном отношении на один уровень с автором, она  “разгадала” Онегина, т.е. в умственном отношении возвысилась над ним» вместе с чудными ножками, сводившего автора с ума во все время командировки на юга…  га-га-га
Никишов решительно возмутительно возмущен, ибо автор любит кормильца Онегина на фабрике стишистой торговли = 6-ю главу, где Онегин совершает самый тяжкий свой проступок, став безвольным убийцей хватившего белены Ленского , Пушкин заканчивает признанием: «я сердечно / Люблю героя моего...»  го-го-го о-хо-хо
... Евгений   Наедине с своей душой  Был недоволен сам собой.  И поделом…
Мало? Так Женю любит и второй — женский — двойник автора — Татьяна: и Татьяна не судит, а лю-би-т! Хотя и пребывает в онегинском хорроре: И нынче – боже! – стынет кровь, Как только вспомню взгляд холодный И эту проповедь… Но вас Я не виню: в тот страшный час Вы поступили благородно. Вы были правы предо мной:  Я благодарна всей душой…
Вот и Ленскому бы с благодарностью внять урокам Жени, не вникая в метод и  усмирив гордыню. Ан , нет: он хвать белены пакет, на коня и в полымя  … А ведь не улан какой-нибудь. В Геттингене сосиски с квашеной капустой метал и пивком запивал!
Есть, однако, у Жени иные адвокаты: они записали Автора и героя романа в вольнолюбцы и даже в  декабристы. Яркий пример — Нечкина. Цявловские, Макогоненко … У них фантом Женя мечется в рядах бунтовщиков на Сенатской…
Но эти толки мы оставим =  попов мы тем не позабавим = смешить козлов не наше ремесло

По этологии же вообще всё ясно: эта  дуэльная история Вовы и женя = чистый пример реализации алгоритма Эволюционного полового отбора по схеме Д-П-Р в системе «хищники- жертвы»: более ранговый самец смел с пути менее рангового. Оля сразу переключилась на  Женю. Да и русская душой Таня была того же выводка: она отказала и Агафону, и Трике, и Буянову. и Петушкову … ей, видите ли, Онегиных подавай! Губа у Таньки-то не дура!  Хоть няня у нее и недогадлива была …
Приговорить Женю могла только Таня и она его приговорила, лишив надежд на счастье  и оставив без конца (романа) и «с носом», но отметив сердце, гордость и прямую честь любимого: строфа XLVII (мнимо последней главы романа без конца) = А счастье было так возможно, ***Я знаю: в вашем сердце есть   и гордость, и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна».
Жене предложено потомиться целый век … Если это  век бабий, то оно Конечно не Бесконечно: по опыту соседа  из спецов сантехнической фирмы Ох-ООО «Муж на час» известно, что этот век может сжаться в точку сингулярности в любой момент и родить новую параллельную локальную вселенную  с новыми шансами науки страсти.
Вся прелесть пушкинской затеи с романом в том, что сам автор женился, купил себе игрушечную вамп-Мадонну  и тем положил конец на роман без конца и на свое бытие. А нам это отсутствие концовки дарит кадо (le cadeau) = возможность фантазировать без меры и опасений прозрений и дописывать творение гения, залезая на его скамью вечного посмертно подсудимого но неприкасаемого…

 (III)

Никишов Юрий. Онегин: «отрицательный» герой или «положительный»?

Справедливая постановка задачи? Раз Женя неподсуден и вины юридической на нем нет, а мораль — это дело тонкое … то ответ вроде бы один = Женя сплошь позитив: и Таню не покрыл — пощадил, и Вовке  по жизни не дал бедокурить морковкой — отвел за мельницу и убил наповал ...
Это какой-то «пионерский вопрос» или из повестки заседания партбюро. Герой есть герой. Это его функция. Быть первым. Это раз. Он не белый и не черный. Он герой.
Онегин дал два урока Вове. Почти бесплатно. Не его вина , что Вова белены объелся и за мельницу позвал. Ну и , убил… наповал.  За дело. Это два.
Онегин пощадил Таню и передал ей искренне и бескорыстно свой  опыт ошибок трудных  в главной науки выживания — науке страсти и любви. Таня была умна и поняла = и стала век ему верна (опыту по уроку Жени). Дала она все ж жене и нет — знать не знаем и ведать не ведаем = роман то Пушкин не окончил — забросил … ибо жаль ему было отказать Та-нюше в верности …
На свой же вопрос Никишов ничего путного сказать на смог …

Автортур: Тогда (в рамках темы черно-белое лит-ведение) как быть в паре Сильвио-граф:  Сильвио завистник, но своим мефистофелизмом, жаждой не крови, а испытания духа и чести графа и приговором после выстрела в картину: "Предаю тебя твоей совести"  ... все ж симпатию вызывает более, чем   2) граф, который малый то честный, счастливчик и даже баловень судьбы ( сорвал куш = барыню с имением...)  и ... не прячет ( сказывают) простреленную мстителем страшную картину = он хочет помнить и...  может хвалиться удаче...(?)  Эта манера училок школ делить мир на хороших и плохих, на плохишей и мальчишей ... это от террора 18-го = красных и белых.  Вот и пишет затюканный этими дурами мальчик : белогвардеец Дантес убил нашего Пушкина…    И когда это выветрится то ...?

(IV)
последний вопрос  Никишова - Онегин: герой статичный или динамичный?

Попробуй за 10 лет остаться в одной позе …
Роман ЕО закончился тем, что Пушкин женился и оставил роман (труд) без конца, а читателя и Женю в дураках. Одна Татьяна получила шанс  = она была ОТДАНА, как вещь = т.е крепостная
А потому Таня громко плачет =  уронила в речку  … мячик…?
Она выгодоприобретателю =  мужу – другу и родственнику Женьки (!)  - будет век верна
Век этот бабий
Лучше всего цену ему знал Пушкин
И еще молодой сосед Лидин – сердечный друг Натальи (!!!) Павловны из Графа Нулина, что задал в русской лит-ре архетипич. тему Верной Жены и Сердечного ея друга  - прыткого на досуге
Граф Нулин просто оказался не вовремя, хотя  и в нужном для плоти месте … В иное время ему обломился бы кусочек иди даже ломоть верности


Рецензии