Крейсер Варяг

Старшая пионервожатая привела меня, директора, в пионерскую комнату, чтоб показать финальную общелагерную газету.
– А где остальные ребята? – спросила она у мальчишки с кисточкой.
– Убежали, всё сделали, – ответил он.
Я его сразу вспомнил. Это он с другом несколько дней назад пугал девчонок страшной маской а ля «Призрак замка Моррисвиль». И он, как и вся редколлегия, завтра едет на озеро Рица.
Мы с вожатой подошли к столу.
Газета вышла интересной: фотографии, рисунки, заметки о каждом отряде. Даже наш лагерь тут был, но футуристический. Холм, на котором стоял лагерь, на рисунке был застроен белыми корпусами. За ним возвышалась двугорбая, ощетинившаяся лесом гора. Гора существовала на самом деле. Туда старшие отряды ходили в походы, и с неё были видны стоящие рядком самолёты адлерского аэропорта. Может быть поэтому над флагштоком лагеря летел забавный пузатый АН-10, с которого махали руками весёлые пионеры.
В центре газеты полыхал костёр. Каждый из семи языков пламени символизировал отряд, эмблемы которых красовались тут же: «Бригантина», «Буревестник»...
– А это что? – спросила вожатая. – Эмблема «Алых парусов» – шхуна «Секрет»! А тут военный корабль!
И действительно, по волне огня плыл вполне современный корабль со стальным корпусом, ракетными установками, высокими палубными надстройками, локатором. Мальчик как раз докрашивал корпус.
– Это крейсер «Варяг»! – гордо сказал мальчишка. – Ему дали имя ещё царского корабля, который плавал по Чёрному морю и восстал против царя! – Голос выдавал радость: он говорил о чём-то ему ранее неизведанном и любопытном, но теперь познанном. Ему не терпелось поделиться этим знанием со всеми. Мне, как учителю истории, стало понятным, что каша в голове пацана не из-за невежества, а от того, что он просто невнимательно читал, да и эти исторические события будут изучаться в старших классах. Но ведь что-то с этим надо делать! И именно теперь!
– Ты не перепутал его с броненосцем «Потёмкиным»? – уточнила вожатая.
Мальчишка почесал нос, а потом заявил:
– А есть песня о товарищах «Варяга». Значит, там были большевики!
Логика безупречна, пришлось уточнять:
– Но царский крейсер «Варяг» ходил по Жёлтому морю. Там он и дал последний бой.
Мальчишка удивлённо глянул на меня:
– Так их было три? – он как раз вытаскивал кисточку, и тут произошло страшное: банка с краской опрокинулась, ужасное серое пятно начало заливать костёр.
– О господи! – не по-комсомольски ахнула вожатая.
Мальчик хотел исправить положение, подхватил баночку, но она выскользнула из пальцев и покатилась. И мы, как завороженные, следили, как из банки по ватману растекается краска, уничтожая двухнедельный труд детей.
Мальчишка покраснел, на глазах – слёзы. Он их начал кулаком размазывать по лицу.
– Я всё исправлю!
– Пока ничего не случилось, – сказал я после паузы как можно уверенней. – Все материалы собраны. Успеете за три дня?
– Мы хотели сегодня... – и тут вожатая опомнилась, подошла к мальчику. – Пойдём оттирать руки, умоемся, потом вернёмся и подумаем. Не запачкай галстук! Я позову редколлегию... Да с пионерским задором мы горы свернём!
– Я всё сам!
– Не выдумывай! Ты у нас главный художник, у тебя и так много дел, – и она его увела.
И тут у меня, наконец, созрела нужная мысль. Созвониться с прокатом – дело нескольких минут. И водитель успел до вечера привезти из Сочи коробки. Вечером все недоумевали: зачем заменили фильм? Лента черно-белая, качество так себе, фильм о «Варяге» не детский, а просветительско-исторический. Но постепенно ребята втянулись в действие, благо что начались батальные сцены.
И тут я увидел виновника дневного переполоха. Он убегал до окончания кино. Я остановил его:
– Не понравился фильм?
А он вдруг:
– Не честно! Про моряков «Варяга» песня есть, а про «Корейца»? – он ещё помедлил, потом шмыгнул в аллею.
Фильм окончился. После первого впечатления, ребята покидали амфитеатр спокойно. Но потом начнутся более важные для них дела. Надеюсь, что о подвиге моряков они теперь знают всё.
Уже поздно вечером я увидел в пионерской комнате свет. В окне за столом клевал носом «главный художник». Я зашёл:
– Ты не выспишься. Не забыл, что завтра выезжаете рано утром?
– Пусть кто-то другой поедет, мне рисовать нужно, – он себя так наказывал или хотел успеть исправить оплошность?
– Об этом поговорим утром. А пока – марш в отряд, не нарушай дисциплину! – и он со вздохом облегчения ушёл.
Новый вариант газеты явно не получался. Хотя подготовили вырезанные заметки и заголовок из испорченной газеты. Набросок того же костра стал убогим. А над лагерем висела длинная вялая сосиска ИЛ-18. Наверное, пионерский задор не сработал. Зато крейсер исчез. Вместо него – стандартная яхта под косыми парусами.
Я свернул ватман, закрепил его скрепками и положил в шкаф, поправил горн возле барабана и вдруг заметил подшивку пионерских журналов. Открыл на закладке.
Там красовался советский крейсер – источник вдохновения «художника». Под этим замечательным рисунком была обзорная статься о кораблях. Зрительная память мальчика уловила главное для него: корабль, а остальное он прочёл невнимательно.
Ну что ж. Обойдёмся без газеты. Вожатая поймёт. Наверное, газета не стоит ночных бдений мальчишки. А ещё ведь под конец смены – и КВН, и конкурс песни, и прощальный костёр... Я задвинул стул, на котором боролся с усталостью мальчишка, и выключил свет.

Январь 2022


Рецензии