Хождение по кругу

С 20 января в кинотеатрах стартовал новый фильм Гильермо дель Торо «Аллея кошмаров». В последнее время прокат не радует нас большим количеством достойных внимания новинок, поэтому на «Аллею» я пошла, возлагая на нее большие надежды. Кроме того, большинство фильмов дель Торо я очень ценю.

На этот раз режиссер снова переносит нас в страшную сказку, которая, как и «Лабиринт фавна» идет параллельно со Второй мировой войной. Человек по имени Стентон Карлайл волей судьбы попадает в один из передвижных цирков, бродящих по просторам Америки и дающих приют сомнительным личностям. Главная задача артистов – виртуозный обман зрителей. В стремлении облегчить карманы зевак, участники представления придумывают самые хитроумные планы, устраивают эпатажные шоу и виртуозно обводят деревенских простаков вокруг пальца. Предсказания будущего, советы от духов, гадания на картах Таро – все это неотъемлемая часть представления. Окрыленный своими успехами на этом поприще, Карлайл замахивается на гораздо более крупную рыбу – терзаемых муками совести богатейших людей страны – и для это заручается поддержкой женщины-психолога, в ходе лечения выяснившей все их слабые стороны.

Начнем с того, что идея, так заманчиво показанная нам в трейлере, оказалась всего лишь приманкой – главным действующим лицом в фильме становится не человек-зверь, а вполне себе обычный человек. Более того, свойственная режиссеру любовь к мистике в «Аллее» тоже проходит лишь фоном – скорее как легкая тень, чем как полноправный герой. В этой своей работе дель Торо решил погрузиться в другие вопросы, более философские: стремление к богатству, значение любви в жизни человека, власть и признание. Получилось, прямо скажем, так себе.

Философские изыскания дель Торо растянулись на целых два с половиной часа и, что более печально, свелись к банальной истине: деньги портят людей, а большие деньги – губят. Для такого нехитрого вывода, честно говоря, жалко тратить столько времени. Да, несомненно, эстетическое удовольствие от просмотра получаешь каждую минуту – свойственные работам дель Торо мрачные тона, прекрасные декорации, красивые герои. Стилистика безупречна. Шикарный актерский состав – Бредли Купер, Кейт Бланшетт, Руни Мара, Уиллем Дефо и многие другие – конечно же, тоже прибавляет веса творению режиссера. Но все же этого недостаточно для перевеса чаши в сторону хотя бы оценки «выше ожидаемого».

Крайне затянутая вступительная часть хотя бы интересна раскрытием цирковых трюков и необычностью локации, в отличие от развязочной, где основное достоинство – Лилит Риттер в блистательном исполнении Бланшетт. Все это можно простить, в конце концов, никто и ничто не идеально. Но вот некоторые моменты выбивают из колеи.

И самое печальное – плоскость персонажей. Ни один из них не раскрыт даже на половину. Ощущение такое, что режиссер приоткрывает дверь в темную комнату ровно на толщину иголки и в таком состоянии оставляет ее до конца фильма. Из-за этого нам непонятны ни мотивы героев, ни их порывы. Это сильно сбивает с толку – мы смотрим философски заточенный фильм, но совершенно не видим логику героев: почему они так поступают, что ими движет, зачем им это? И если с мрачными кладовками сознания некоторых, например Карлайла, нас немного знакомят, то мотивы Лилит нам остаются недоступны, что ставит в тупик при просмотре финала. Он кстати, так предсказуемо закольцован, словно сценарий писал школьник. Доктор Риттер, на мой взгляд, – самый смазанный персонаж во всем фильме. Ее имя – одно из имен каббалистической демоницы, по преданию первой жены Адама, отказавшейся повиноваться ему и заявившей о своем равенстве ему. Шрам на ее животе – тоже своего рода отсылка к бесплодной Лилит. Но что этим образом хотел сказать дель Торо? И хотел ли? Или все это простое совпадение? Слишком большое количество вопросов, на которые нет ответа, смущает.

Как итог имеем довольно скучное затянутое очень красивое кино с претензией на философию, но совершенно не раскрывающее даже малой толики ожидаемого зрителем. Для просмотра на один раз – вполне сгодится, но очень грустно, что очередной фильм дель Торо не стал таким же необычным, как его предыдущие картины.


Рецензии