Старый князь. Глава 8. Как выбрать коня

Глава 8. Как выбрать коня.

У подножия холма Исмаила поджидал молодой дружинник:
- Ассалом-алейкум, Исмаил! Я Тадиа Тевзасдзе из дружины царевича Баграта.
Исмаил остановился и внимательно оглядел молодого воина.
- Алейкум- ассалом, Тадиа! На арабском языке беседу вести желаешь?
- Из уважения к тебе, дорогой Исмаил, решил на арабском поздороваться. В Картли араба редко встретишь.
- Ошибаешься уважаемый Тадиа. Да будет тебе известно, что да-же Святой Або, покровитель Тбилиси, по происхождению был араб. Как и я! 
- Ва-ааа! Что ты говоришь, уважаемый? Покровитель Тбилиси - араб! Как такое может быть? Святой Або был христианин!
- Но родился в мусульманской семье, а христианскую веру принял позднее.
- А за какой подвиг святым стал, этот араб Або?
- За отказ вернуться в мусульманскую веру, святой Або был обезглавлен. Четвёртым ударом!
- Ва-аа! Почему четвёртым, уважаемый Исмаил?
- Потому что палач, трижды наносил удар по шее Або тупой стороной меча!
- Ва-аа!  Зачем мучил?
- Надеялся страхом вынудить Або отречься от Христа.
- Не испугался Або?
- Остался непоколебим, как скала! Только четвёртым ударом его обезглавили!
- Вечная слава, святому Або! Где это произошло, Исмаил?
- На Метехской скале в Тбилиси. На том месте часовня святого Або стоит.
- Буду в Тбилиси, обязательно поклонюсь могиле героя.
- Нет там его могилы. Можешь здесь поклониться.
- Как это - нет могилы, Исмаил? Как прикажешь тебя понимать? – удивился Тадиа.
- Тело Або арабы сожгли, а пепел развеяли над Мтквари.
- Мир праху его! Что потребовалось грузину Тадиа от араба Исмаила?
- Мудрый совет хочу получить, уважаемый Исмаил.
- Какой совет?
- Говорят, ты коня насквозь видишь. Под конём на два локтя в землю, тоже видишь. Помоги коня выбрать! Я в долгу не останусь! 
Исмаил ещё раз внимательно оглядел молодого дружинника.
- Возьми коня, какого сотник даст. Тебе любой подойдёт.
- Любой? Почему так говоришь, уважаемый?
- Коней дружинникам сотник выбирает. А я конюх!
- А сотнику кто коня выбирает?
- Сотник сам о себе заботится.
- Тогда не откажи в просьбе! Царевич меня сегодня сотником назначил! Помоги коня выбрать.
- А с Бухути что случилось? С коня упал? – удивился Исмаил.
- Ошибаешься, уважаемый Исмаил. Бухути в княжеское седло вскочил!  Вся долина от новостей гудит. Один ты ничего не знаешь! Царевич Баграт новое войско набирает.  Бухути теперь тысяцкий!
-  Хвала Аллаху! Услышаны мои молитвы! Приходи вечером к моему костру. Помогу с выбором.
- Возьму твои беды, Исмаил! Обязательно приду.
- И остальных приводи.
- Не беспокойся, все придём.  Бухути тоже не опоздает!

***
Вечером к костру конюха Исмаила подошёл сотник Тадиа.
- Победа, уважаемый Исмаил. Прошу пожаловать к нашему костру. Все собрались. Только тебя ждём!
- Победа, сотник Тадиа! Разве я должен идти к вашему костру, уважаемый? - удивился Исмаил, -  Условились, что вы сюда придете!
- Тысяцкий Бухути иначе решил. Сильно ругался, когда узнал, что я твоё приглашение принял. «Чем, - говорит, - один араб, десять грузин угощать будет? Если не приведёшь уважаемого Исмаила, сам то-же не приходи, - так сказал. Не погуби меня, уважаемый Исмаил. Ты только скажи, я и тебя и твой костёр на руках отнесу. Будешь возле нашего костра со своим костром сидеть.
- Э-ээ, знаю я как грузинам в гости ходить! Или от вина лопнешь, или от еды треснешь, - проворчал Исмаил, поднимаясь на ноги, - хоть так, хоть так – всё едино погибнешь. Куда идти?
- Что поделаешь? Обычай такой. Думаешь, грузином легко быть?  Следуй за мной, уважаемый.
Дружинники шумно встретили подошедшего Исмаила.
- О-оо! Исмаил пожаловал! Победа! Ставь мясо на угли. Где вино?
Бухути поднялся навстречу Исмаилу и предложил удобное место возле костра на расстеленной бурке. Поднёс чашу с вином.
- С прибытием уважаемый Исмаил! Долгих лет жизни!
- Победа, грузины! Долгих лет жизни царевичу Баграту!
 Исмаил принял чашу из рук Бухути. Осторожно наклонил её. Несколько капель вина пролилось на землю. Затем медленно, со вкусом, выпил вино и вернул чашу Бухути.
- Первая чаша только жажду утоляет. Вторую сразу выпей, тогда вкус вина поймёшь, - Бухути предложил Исмаилу вторую чашу.
Исмаил отыскал глазами Тадиа.
- Тадиа! Повтори, что я говорил?
- Что гостить у грузин любишь, говорил!
- В Картли неизвестно где человек подвергается большей опасности - на войне, или на пиру! И один Аллах знает, где опасность больше. Вот что я говорил!  Долгих лет царю Давиду, - Исмаил опять вы-лил несколько капель вина на землю и выпил вторую чашу. Передал её Бухути, вытер усы и огладил аккуратно подстриженную седеющую бороду.
- Уважаемый Исмаил, может быть, начнёшь свой рассказ, пока мясо жарится? - не выдержал Тадиа.
- Какой рассказ хотите услышать? – спросил Исмаил.
Дружинники заговорили все сразу:
- Научи, как коня правильно выбрать, уважаемый!
- Какой конь в бою не подведёт?
- Вороного брать, или серого?
- Тихо! – прервал ливень вопросов Бухути, - Уважаемый Исмаил, поведай нам о конях, что сочтёшь необходимым.
Тишина повисла над костром. Исмаил обвёл взглядом молодые лица дружинников. Всем не терпелось узнать, как правильно выбирать боевого коня.  Устроившись поудобнее, подобрав под себя ноги, Исмаил начал свой рассказ:
- Хвала Аллаху, Всемилостивому и Всемогущему! Сначала расскажу о благородных породах. Первая из первых – арабская. Много сказано о достоинствах арабских скакунов, и я, недостойный раб Аллаха, да будет благословенно его имя, конюх Исмаил, могу только повторить сказанное.
- Повтори, уважаемый! Очень прошу!
- Известно, что арабы Аравийского полуострова ведут своё происхождение от пророка Исмаила, мир ему! У пророка Исмаила, и его наложницы Хаджар, было 12 сыновей, сделавшихся родоначальниками 12-ти племён бедуинов. Сам Пророк Мухаммад, мир ему и почитание, был потомком пророка Исмаила.
- Уважаемый Исмаил, почему о пророке рассказ ведёшь, если про коня услышать хотели?
- Потому что, первым, кто сел на коня арабской крови, был пророк Исмаил, мир ему! А он, как известно, был араб, и поэтому коня назвали арабским.
- Ва-аа! Откуда известно, что пророк Исмаил первым всадником был?
- Аллах, всемилостивый и всемогущий, повелел пророку Ибрагиму, мир ему, и пророку Исмаилу, мир ему, построить Каабу , сказав, что за это даст им сокровище, которое хранил для них. Когда они выполнили повеление, Аллах всемилостивый и всемогущий, повелел Исмаилу, чтобы он вышел и позвал это сокровище. Когда Исмаил, позвал его с мольбой, которую вложил в его сердце Всевышний, то увидел бегу-щую кобылу.  Исмаил поймал и оседлал её. Именно эту кобылу, пой-манную самим Исмаилом, следует считать, родоначальницей арабской породы. Ибо сказано: «Садитесь на коней, поистине, они есть наследство вашего отца Исмаила».
- А предком картлийцев был Картлос! Он на какой кобыле скакал?
- Исмаил, откуда кобыла прибежала?
- Аллах, великий и милосердый, создал кобылу из ветра.
- Ва-аа! Как это? Исмаил, расскажи, будь братом!
- Когда Аллах, великий и милосердый, захотел создать кобылу, он сказал южному ветру: «Из расположения к тебе, желаю сотворить живое существо из тебя, к прославлению моих святых и к уничтоже-нию моих врагов, а посему внимай и сгусти себя!» Южный ветер отвечал: «Повинуюсь о, Повелитель». И ветер сгустил себя. Затем явился ангел Джебраил, взял этот сгусток и отнёс его Аллаху, вели-кому и милосердному. Всевышний взял сгусток южного ветра в ладо-ни и вылепил из него тёмно-гнедую кобылу. При этом он сказал: «Я называю тебя конём.  Я даю тебе цвет тёмно-гнедой. В твоём господине я даю тебе друга. Ты будешь летать без крыльев. Добыча и удача ждут всадника на твоей спине. Злой дух не отважится проникнуть в шатёр, где находится скакун чистой крови. Каждую ночь ниспустит-ся к нему ангел, поцелует его в лоб и благословит его хозяина».
Исмаил замолчал и обтёр ладонями аккуратно остриженную бороду.
- Что было дальше, Исмаил? – на правах старого знакомого спросил Тадиа.
 - После этого, Аллах, великий и милосердый, создал Адама из праха земного, и сказал ему: «Выбери, что пожелаешь, из моих творений». И указал на коня, осла и верблюда.
- Вах! Сначала кобылу сделал! Потом Адама, – удивился Бухути.
- Кого выбрал Адам? – спросил рыжий дружинник.
- Отгадай с трёх раз!
- Говори Исмаил! Не томи!
Исмаил поднял вверх указательный палец и обвёл взглядом со-бравшихся. Все смолкли.
- Адам выбрал коня! - сказал Исмаил.
- Я так и знал! – хлопнул себя по коленям рыжий дружинник.
- Тогда сказал Аллах, великий и милосердый: «Ты выбрал честь твою и твоих детей. На века!» С тех пор владельцы арабских скакунов могут рассчитывать на помощь Аллаха, великого и милосердного.
- Значит, сначала появился конь, а после него человек, так уважаемый Исмаил?
- Так сказано! – Исмаил провёл двумя руками по подбородку.
- И это правильно. Иначе на чём возить товары на базар, если коня нет? – удивился рыжий дружинник.
Исмаил улыбнулся и покачал головой.
- Араб никогда не оскорбит своего скакуна, нагрузив его поклажей.
- Почему, уважаемый Исмаил?
 - Потому что, для этого Аллах, да будет благословенно его имя, создал верблюда и осла.
- А если нет осла?
- А ты кто?
- Эй! Замолчите! Потом выясните, кто из вас осёл, кто верблюд.
- А что сталось с кобылой Исмаила? – спросил Бухути.
- У неё, в своё время, родилась другая кобыла. Её сразу после рождения зашили в мешок и положили на верблюда.
- Ва-аа! Зачем жеребёнка в мешок зашивать и на верблюда грузить?
- Бедуины – кочевники. Жеребёнок родился во время кочевки. Когда его достали из мешка, оказалось, что ему повредили глаз, когда зашивали мешок. Но эта кривая кобыла дала потомство. От неё пошло колено Бинат-эль-Ахуадж  - «дочери кривой». Кони этого колена принадлежали детям Исмаила. С тех пор потомство Бинат-эль-Ахуадж, считается корнем арабской породы. В свою очередь, колено Ахуадж расчленилось на пять колен.
- Как это было, уважаемый Исмаил? Поведай, как брата прошу! – сказал Тадиа.
- До нас дошло предание, что один из потомков Исмаила по имени Саламан, преследуемый неприятелем, никак не мог оторваться от погони. Его кобыла, из колена Бинат-эль-Ахуадж, скакала всё медлен-нее и наконец, остановилась. Саламан спрыгнул с седла, чтобы дать ей передохнуть. Кобыла в это время родила жеребёнка – темнокожую кобылку. Оставив жеребёнка, Саламан вскочил в седло и подобно вет-ру пустыни ушёл от погони. Он скакал весь день и вечером прибыл к шатру одинокой старухи, где и заночевал. Утром удивлению Салама-на не было предела.  Ибо, выйдя из шатра, он увидел оставленную им в песках кобылку, которая прискакала по следам матери, и сейчас жадно сосала молоко. Саламан оставил старухе кошелёк золотых и велел беречь кобылку как зеницу ока! Так эта кобыла выросла под присмотром старухи. Через год Саламан забрал жеребёнка. От этой кобылы пошло колено Кохейлан Аджуа, - «темнокожая кобыла старухи». Она стала родоначальницей пяти главных и наиболее ценимых колен арабских скакунов.
Исмаил замолчал.
- Молю тебя, уважаемый Исмаил, не прерывай рассказ! – рыжий дружинник молитвенно соединил ладони.
- Налейте вина уважаемому гостю, - распорядился Бухути, - Вы-пей уважаемый Исмаил, промочи горло.
Исмаил поднял чашу, вылил несколько капель и выпил вино. Вернул чашу дружиннику, вытер рукой усы и продолжил рассказ. 
- Да будет вам известно, что чистокровным арабским скакуном может называться только конь, по прямой материнской линии, при-надлежащий к одному из пяти колен Кохелайн Аджуа.
- Потомок той темнокожей кобылки, которая через пески по следам своей матери бежала?
- Аллах свидетель, это истинно так.
- Что известно тебе, уважаемый Исмаил, об этих потомках? – вежливо спросил Бухути.
- Как я уже говорил, темнокожая кобыла Кохелайн Аджуа, стала родоначальницей пяти наиболее ценных колен арабских скакунов, ибо все родословные этих благородных животных у арабов ведутся по линии кобылы.
- Ва-аа! Почему, уважаемый Исмаил? У грузин род по отцу ведётся.
- Потому что, пророк Мухаммад, мир ему, указал на кобылу, как на залог породы. Ибо кобыла, нося жеребёнка одиннадцать месяцев, бесспорно, передаёт ему свои качества в большей степени, нежели жеребец. Поэтому у арабов порода лошадей всегда велась через кобыл, а не через жеребцов. Но…, – Исмаил поднял вверх указательный палец, привлекая внимание, - Хоть жеребенок всегда принадлежит к колену матери, а не отца, никогда бедуин не допустит к чистопородной ко-быле нечистокровного жеребца. Ибо не должно быть сомнения в чистокровности приплода. Чистота породы ценится превыше всего! Это закон! Нарушившего – ждёт смерть.
- Вах! Правильный закон! – заявил рыжий дружинник.
Все зашумели.
- Убивать таких мало, кто породу портит.
- Голову рубить, тупым топором.
Бухути поднял руку и успокоил собравшихся.
- Уважаемый Исмаил, поведай нам о пяти коленах «темнокожей кобылы старухи».
Исмаил вежливо кивнул Бухути, давая понять, что услышал его.
- Первое колено зовётся - Хамдани. Скакуны этого колена носят на своих спинах след руки пророка Мухаммада, мир ему!
- Вах! Исмаил! Ты ничего не перепутал?
- Одна из кобылиц из конюшни пророка имела дикий нрав. Конюх пророка, всю жизнь работавший на конюшне, и тот с трудом мог закрепить седло на её спине. А сесть в седло мог только сам пророк Мухаммад, мир ему! Другим седокам кобыла не позволяла даже ногу в стремя поставить. Однажды в бою у пророка Мухаммада сломался меч. Почуяв опасность для седока, эта кобылица поднялась на дыбы и передними копытами выбила из седла приблизившегося врага.
- Ва-аа! Какой молодец!
- Кто молодец? Кобыла?
- Мухаммад - молодец! Он кобылу на дыбы вовремя поднял! Кобыла тоже молодец! Догадалась, кого копытом бить!
- Когда пророк Мухаммад, мир ему, после боя, погладил рукой спи-ну этой кобылы, след его руки сохранился на её спине. Потомство той кобылы по сей день с гордостью носит следы ладони самого пророка Мухаммада, мир ему. Запомните! – Исмаил поднял палец вверх, - Тёмная полоса вдоль спины скакуна, называется «ремень Мухамма-да». Это след руки пророка, мир ему, и говорит этот след о том, что перед вами скакун колена Хамдани, имеющий дикий характер.
- Уф-уф! Какой молодец, эта кобыла! – рыжий дружинник опять хлопнул себя по коленям.
- Запомним, уважаемый Исмаил! Теперь расскажи про вторую ко-былу из конюшни вашего пророка. Про неё тоже хотим узнать.
- Вторая кобыла дала начало колену Абейан, что означает «плащ», - Исмаил опять многозначительно поднял вверх указательный палец, - Древнее предание гласит: Однажды один арабский воин, преследуе-мый неприятелем, вынужден был сбросить со своих плеч плащ, ибо во время скачки этот плащ, словно парус, раздувался за спиной и затруднял бег кобылы. Прискакав домой, он увидел, что плащ висит на крупе его кобылы и бережно поддерживается ее хвостом. Это случай дал название потомству кобылы, показавшей свою ловкость. Скакуны колена Абейан – самые умные и красивые из арабских пород.
- Эта кобыла тоже молодец, клянусь честью!
- Третья кобыла, - продолжил Исмаил, когда восторженный гул го-лосов стих, - принадлежала к колену Кохейлан Абу Аргуб, что означает «изувеченная на заднюю ногу». До нас дошло, что когда хозяин проминал свою кобылу, то подвергся нападению и должен был спасаться бегством. Ускакав от врагов, и вернувшись, домой, он вдруг заметил, что кобыла хромает. Араб спешился, и был поражён уви-денным. Вражеская стрела перебила сухожилие на задней ноге кобы-лы. Благородное животное ушло от погони на трёх ногах и спасло хо-зяина! Этот случай послужил причиной такого странного названия для потомков этой кобылы.
- Эта кобыла совсем молодец! А четвёртое колено?
- Четвёртое колено зовётся - Ришан Шераби, что означает «га-зель». Кобыла, давшая имя этому колену, принадлежала пророку Му-хаммаду. Эта кобыла на скаку расстилалась так, что брюхом каса-лась земли. Поэтому её живот укутывали в шкуру газели, предохраняя тем самым от ран о камни. Догнать скакуна колена Ришан Шера-би может только другой скакун Ришан Шераби!
- Такого скакуна хочу! Ничего не пожалею!
- А что у тебя есть?
- Лучше помолчите и дайте послушать уважаемых людей. Про-должай Исмаил, прошу тебя!
- Пятое колено – колено Манеги - происходит от пятой кобылы Пророка Мухаммада. Это название означает «длинная шея». Скакуны колена Манеги очень красивы, выносливы и резвы на больших рассто-яниях.
Исмаил замолчал и облизнул губы.
- Исмаил! Как брата прошу, не прерывай рассказ! Что ещё про арабского коня знаешь?
- Где можно такого коня купить?
- Лучших арабских скакунов разводят племена Бени-Джорхом, Бе-ни-Зохр, Бени-Гарб, Вульд-Али, кочующие по равнине между священ-ной Меккой и Хедшасом.  В Неджеде также сохранились скакуны чистейшей крови. Там ещё можно найти кобыл, происходящих от благородных предков, ибо бедуины гордятся происхождением своих ска-кунов и очень дорожат ими. Известна даже война между племенами Джобайн и Аббас, которая длилась сорок лет. И началась эта война из-за кражи всего одной кобылы.
-Вах! Из-за кобылы сорок лет воевать! Что за конь такой был?
- Исмаил! Расскажи про эту войну, и проси что хочешь!
- Это была кобыла! – Исмаил мечтательно покачал головой, и после некоторого молчания продолжил, - Вождь племени Джобайн, по имени Джабал, владел кобылой, которой не было равных в пустыне. Вождь другого племени - Аббас, пожелал купить благородное живот-ное. Он неоднократно делал Джабалу щедрые предложения, которые тот неизменно отвергал.  Наконец, бедуин Гафар из племени Аббас, спросил у своего вождя: «Что ты дашь человеку, который приведёт к твоему шатру кобылу Джабала?»
- «Я наполню золотом мешок, из которого ест эта кобыла», - от-ветил вождь. Содержание этой беседы стало известно всем племе-нам. Джабал удвоил бдительность. На ночь он надевал на заднюю ногу кобылы железную цепь, другой, конец цепи крепил в шатре к колу, вбитому в землю под войлоком, на котором спал. Но всё же, Гафар ночью сумел снять цепь с ноги кобылы. Перед тем, как ускакать в темноту с желанной добычей, он схватил копьё Джабала и бросил его толстым концом в шатёр. После этого воскликнул: «Я Гафар из племени Аббас! Я украл твою благородную кобылу и извещаю тебя об этом вовремя!»
- Ва-аа! Удивляюсь я. Зачем он это сделал?
- Так требовал обычай пустыни. Украсть коня у соседнего племени считается подвигом. Человек, его совершивший, достоин славы. Ибо сказано: «Укравший клинок - не вор, укравший коня – тоже не вор!»
Джабал, проснулся и выбежал из шатра. Вскочив на кобылу своего брата, он погнался за вором. Все мужчины племени приняли участие в погоне.  Преследование длилось до самого утра. Кобыла брата, про-исходила из одного колена с кобылой Джабала, но уступала ей. Джабал скакал впереди всех, но когда почти настиг похитителя, вдруг крик-нул ему: «Ущипни кобылу за правое ухо». Вор последовал его совету, после чего кобыла ушла от погони подобно молнии!  Просто скрылась из глаз, сделав дальнейшее преследование бессмысленным.
- Ва-аа! Зачем кобылу за ухо щипать?
- Это был тайный знак!  Джабал научил свою кобылу скакать в полную силу только после того как её ущипнут за ухо. До этого она скакала в пол силы. Каждый бедуин учит своего скакуна повиноваться подобным знакам в случае крайней необходимости. Знаки эти дер-жат в секрете даже от собственного сына!
- Что было дальше, Исмаил?
- Соплеменники Джабала были возмущены его поведением. Они возмутились: «О Джабал! Ты помог вору украсть твоё сокровище!» - кричали они, - «Ты дал нас опозорить!». Ответ Джабала заставил их замолчать: «Лучше потерять кобылу, чем запятнать её репутацию. Мы потеряли кобылу, но сохранили честь! Никто в пустыне не сможет сказать, что другая кобыла оказалась быстрее моей. Но… кобылу нужно вернуть! Готовьтесь к войне!». Так началась война, которая продлилась сорок лет.
- Благодарю за интересный рассказ, уважаемый Исмаил. Но почему в твоих рассказах арабы так часто убегают на своих прекрасных скакунах от врага? Разве они не знали, что такое клинок и как разить им врага? Или я чего-то не понял?
- Каждый понял то, что смог понять, но …. Да будет вам известно, что жизнь кочевников бедуинов состоит из войн и набегов.  Неизбежно догонять врага или уходить от погони. Иногда от быстроты и выносливости коней зависела жизнь всего племени. Знали ли арабы что такое клинок? Напомню забывчивым, что арабы на арабских ска-кунах завоевали половину мира!
- Почему не весь мир, Исмаил?
- Другую половину отважные грузины защищали!
- Э-ээ! Дайте послушать! Продолжай Исмаил, как брата прошу!
- Что ещё хотите услышать?
- Уважаемый Исмаил! Внимательно слушая твой рассказ, стано-вится ясно, что у бедуинов кобыла ценится выше жеребца! Почему так, Исмаил? Разве жеребец не сильнее кобылы?
- Уважаемый Бухути, ты как всегда, заметил главное. Жеребец сильнее кобылы, но…, - Исмаил поднял вверх указательный палец, чтобы привлечь внимание, - собираясь на войну, бедуины, седлали исключительно кобыл!
-Ва-аа! Почему? 
- По многим причинам. Но главных - четыре. Первая из них - кобы-ла легче переносит голод и жажду. - Исмаил загнул один палец на ле-вой руке.
 - Вторая причина – кобыла не ржёт во время набегов, тогда как жеребец легко выдаёт себя ржанием, - Исмаил загнул второй палец.
– Следует также, помнить совет пророка Мухаммада, мир ему: «Сражайтесь на кобылах, так как они мочатся на скаку.  Жеребцы же задерживают мочу до тех пор, пока с них не слезут». Это означает, что кобыла без остановки бежит дольше, - и это третья причина, – Третий палец спрятался в ладони.
 - Шаг кобылы более лёгкий и приятный, чем у жеребца, он не утомляет всадника. Это четвёртая причина.
Исмаил показал свою руку – не загнутым остался только один большой палец.
- Вот четыре причины, почему арабы предпочитают на войне иметь под своим седлом кобылу.
- А в мирное время? Исмаил, в мирное время жеребец дороже кобылы? – спросил Тадиа.
- А в мирное время нужно готовиться к войне!  И кобылы ценятся особо, ибо сказано: «Величайшее богатство - чистокровная кобыла, за которой бежит кобылка, а еще одна - в животе».
- Кто так сказал?
- Пророк Мухаммад, мир ему!
- А что ещё пророк Мухаммад сказал про кобылу?
- Про твою, ничего не сказал! – вставил рыжий дружинник.
- Конечно, ничего не сказал! У меня её нет!
- И не будет! Дайте послушать! Продолжай Исмаил, как брата прошу!
- Желая похвалить коня, бедуин говорит: «Это сын такой - то матери», ибо, как я уже говорил, родословная арабских скакунов ведётся по материнской линии.
- А у грузин родословная по отцу ведётся!
- Э-ээ! Сравнил коня с человеком!
- Дайте послушать! Говори уважаемый Исмаил! Что ещё про кобылу знаешь?
- Доподлинно известно, что однажды проехав на родоначальнице породы Кохейлан Аджуа, пророк Мухаммад, мир ему, произнёс: «От-давайте предпочтение кобылам и берегите их, ибо их утроба – сокровище. Их спина – сиденье счастья. Величайшие блага – понятливая женщина и плодовитая кобыла.
- Вах! Про женщин Мухаммад тоже говорил?!
- Конечно, говорил! У него девять жен было!
- Вах! Счастливый человек был, пророк Мухаммад! Девять жен в доме! Пять кобыл на конюшне!
- Конечно счастливый! Ещё что-нибудь он говорил?
- О женщинах или о скакунах?
- О скакунах!
- О женщинах!
- Обязательно говорил: «Все зло происходит от двух причин - от женщины и от коня. Ибо ничто не вводит человека в искушение так легко, как желание сделаться обладателем красивой женщины, или благородного коня».
- Вах! Правильно сказал пророк. Умный человек был! А у его скаку-нов, какие имена были?
- Из древних книг доподлинно известно, что первый жеребец, на котором Пророк, мир ему, отправился на войну, звался Ас-Сакбу, что означает Проворный. На конюшне пророка Мухаммада, мир ему, бы-ли так же скакуны по кличке ал-Вард, что означает Гнедой, ас-Зариб, что означает Скала, а также скакуны Лузаз, Мулавих, Зирс, Зарбун, Лахиф, Зульгукаль, Лумма, Сархан, Ясуб, Бахр. Еще у него был конь по кличке ал-Муртаджиз, что означает Произносящий стихи раджаз .
- Вах! Говорящий конь у него был?
- Такое имя скакун получил за удивительно ровный бег, и в топоте его копыт слышался стихотворный размер раджаз.
- Что тебе ещё известно про конюшню вашего пророка, уважаемый Исмаил? 
- Известно у пророка Мухаммада, мир ему, были так же мулица Дулдул, осел Афир, что означает - Запыленный.
- А верблюды у него были?   
- Обязательно были. Только верблюдицы. Одну из них звали ал-Багум, что означает Ревущая, другую - ал-Адба или Имеющая разрезанное ухо, третья звалась ал-Касва с отрезанным кусоч¬ком уха и ещё одна дойная верблюдица Барда. Овец никто не считал, но мой прадед говорил, что овец было около сотни.
- А ему, откуда это было известно?
- Об этом скажу в своё время
- Уважаемый Исмаил, может быть, тебе известно, как звали жён пророка Мухаммада?
- Известно, уважаемый, Тадиа, но зачем про чужих жён спраши-вать, если о конях хотели услышать?
- Тогда расскажи про самого Мухаммада! Умный человек был!
Исмаил улыбнулся и слегка поклонился в сторону молодого сотни-ка.
- Хвала Аллаху! Тадиа! Ты тоже умный человек. Специально для те-бя скажу, что, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах, повелел давать воину, участвовавшему в священной войне верхом на коне, в три раза больше из завоеванного, чем пешему. Из них - две доли для коня, Исмаил поднял вверх указательный палец и сделал небольшую паузу, -  И только одну для всадника!
- Вах! Две доли коню! А если воин на верблюде? Верблюд три доли получит?
- Если воин верхом на верблюде, на осле или на муле, даже на слоне, то он получает из завоеванного, только две доли. Одну для себя и одну для животного. Таков закон! Ибо ни одно животное не сможет заме-нить в бою коня.
- Исмаил! А жеребцы? Невозможно держать породу без жеребцов! Почему про жеребцов не говоришь?
- Потому что про кобыл спросили. Но если хотите про жеребцов услышать, то знайте - арабы очень редко продают хорошего чисто-кровного жеребца, ибо сказано: «Продавая жеребца, ты продаёшь свою кровь». Поэтому продают жеребцов только в самом крайнем случае! Или дарят! В знак особой дружбы и расположения.
- Уважаемый Исмаил, как узнать, какому колену принадлежит арабский скакун? В какой летописи их родословная пишется?
- У бедуинов нет племенных книг. Родословная каждого чисто-кровного «араба» заучивается наизусть, как строки священного Ко-рана, и передаётся из уст в уста, от отца к сыну. 
- Уважаемый Исмаил, но как узнать родословную коня, если пред-ков скакуна не записали в племенную книгу?
- При покупке скакуна, продавцу достаточно подтвердить устную родословную коня клятвой на священном Коране. И ему надо верить! Таков обычай. Но будьте осторожны.
- Почему, уважаемый Исмаил? Разве допустимо священную клятву нарушить?
- На любом базаре есть воры и безбожники!
- Чистая, правда, клянусь! В Исани одного купца знаю….
- Э-ээ! Кому интересно кого ты знаешь?! Продолжай уважаемый Исмаил!
- Аллах, да будет благословенно его имя, даровал бедуинам арабско-го скакуна в знак особого расположения. Колено Кохейлан  дало начало не только пяти знаменитым кобылам Пророка Мухаммада. Каждое племя бедуинов имеет своё колено арабских скакунов.  Это – Аббуд, Афас, Аджюс, Дахман, Дайани, Газлян, Гандур, Хайфи, Халави… Могу перечислять до трёх сотен чистокровных династий скакунов, но вы всё равно не запомните.  Запомнить вам необходимо только одно, - Исмаил поднял вверх указательный палец, - Никогда не покупайте арабских коней из Египта. Аллах, да будет благословенно его имя, ли-шил египетских торговцев и совести, стыда и страха.  Обман ждёт покупателя «арабов» из Египта. Самыми дерзкими и хитрыми, яв-ляются живущие у реки Евфрат, близ Хита. Они конокрады! Принести ложную клятву для них, что тебе - глазом моргнуть. Обмануть покупателя – обычное дело. Украсть коня – подвиг. Но эти разбойни-ки, воруя скакуна, рискуют своими ушами.  Ибо, если их поймают, то им гладко обрезают уши и голова человека становится похожа на…. – Исмаил замолчал, подбирая вежливое сравнение.
- Голову сома из Ксани! – подсказал Бухути под дружный смех со-бравшихся.
- О-хо-хо! Хорошо сказал.
- Если встретите такого «сома» – ваши кошельки и кони в опасности.
- Благодарю за науку, уважаемый Исмаил, никогда не будем покупать коней в Египте. Но как нам узнать чистокровного араба?
- Настоящий скакун узнаётся по трём приметам: голове, всаднику и хвосту. Ибо сказано, «Голова коня защищает грудь от ударов смело-го, а хвост – от ударов труса»!  А чистокровный араб имеет малень-кую голову и широкий лоб. Заостренные уши и точёный нос.  Выпук-лые огненные глаза и изогнутую шею.  Грива редка. Ибо сказано - гу-стая грива есть признак нечистой крови.
- Только у коней? - Спросил молодой сотник, – Или человека тоже касается?
Исмаил оставил вопрос без ответа и продолжил:
- Поступь у арабского скакуна такая легкая, что он может танце-вать на груди твоей возлюбленной, не повредив ее.
- Ва-аа! Он будет танцевать на груди моей возлюбленной!! А я где танцевать буду? - изумился рыжий дружинник, но получив подзатыльник от Бухути, затих.
- Уважаемый Исмаил! Я так и не понял, кого лучше выбирать? Жеребца или кобылу?
- Как уже было сказано, жеребцы резвее кобыл, но быстрей уста-ют. 
- Вах! Всё равно буду жеребца брать! – послышался голос молодого сотника.
- Напоминаю забывчивым, что арабы никогда не идут в набеги на жеребцах, ибо жеребцы могут выдать врагу засаду своим ржанием. Поэтому жеребцов редко седлают во время войны. А ты сам думай, кого выбирать.
- А мерина когда седлают, уважаемый Исмаил?
- Меринов у арабских скакунов не бывает.
- Но ты говорил, что Арабские воины предпочитают ездить на ко-былах и редко с ними расстаются. Почему?
- Ва-аа! Ты что только проснулся?
- Только пришёл! В дозоре был. Не сердись уважаемый Исмаил!
- Тогда повторю для ночного стражника. На кобыле легче ездить. Уход за кобылой значительно проще. Ее можно оставить одну на пастбище – никуда не убежит.  Она лучше переносит голод и жажду. Кобыла похожа на змею, сила которой увеличивается вместе с жарой. Ибо сказано: «Лучшее богатство - умная женщина и плодовитая ко-была». 
- Кто так сказал? Умный человек!
- Пророк Мухаммад, мир ему, так сказал!
-  А как выбрать коня он не сказал?
- Обязательно сказал! Специально для таких как ты любопытных сказал: «Если ты поддался искушению и решил купить коня…., то построй сначала конюшню»! Ибо самое главное для коня – конюшня.
- Правильно сказано! Но конюшню мы уже построили! Не томи, уважаемый Исмаил! Поведай, как коня выбрать?
- После конюшни, необходимо позаботиться о корме. Ибо сказано: «Построил конюшню - купи корм, ибо благородный скакун не ест корм, оставшийся от другой лошади. Только после этого купи коня».
- Тоже правильно сказано! Чем кормят арабы своих коней? Открой тайну, уважаемый Исмаил!
- Кормят арабы своих скакунов ячменем и верблюжьим молоком.  Верблюжье молоко очень полезно для коней.
- Для людей тоже! Что ещё они кушают?
- Саранчу кушают. Тоже очень полезна. Ибо ничто так не укрепляет мышцы скакуна, как этот корм. Овес же считается горячительным кормом. Им кормят перед боем.  Кормить «араба» надо по вече-рам, не рассёдлывая и не снимая уздечки.
- Ва-аа! Почему?
- Обычай такой! Конь привыкает - нет седла – нет корма!
- Хороший обычай! А поить? Когда поить коня?
- Поить арабских коней следует до восхода солнца. Но во время сорокадневной летней жары, коней поят только через день. А взнуздываются арабские скакуны только во время военных походов.
- Уважаемый Исмаил, если конюшня готова и корм тоже есть, можно коня выбирать? – Осторожно спросил Тадиа.
- Нужно! И первое, на что следует обратить внимание при выборе скакуна – Исмаил поднял вверх указательный палец, - это на длину коня! Она должна быть больше его высоты. Чем длиннее скакун, тем длиннее его шаг. Чем длиннее шаг, тем меньше устаёт всадник. Ибо сказано «лошадь идет, как стоит». 
- Вах! Я не знал! Но догадывался!
- Необходимо помнить, что конь не должен быть жирный, ибо сказано: «Жир и покой - худшие враги скакуна»!
- Э-ээ! Кто у грузина жирного коня видел?
- А когда сам грузин покой знал?
- А какую масть выбирать, уважаемый Исмаил? Открой секрет!
- Хорошо спросил, Бухути! При выборе скакуна важно помнить: «Не покупай рыжего коня, продай вороного, заботься о сером, а для себя оседлай гнедого».  Вороная и караковая масти встречаются ре-же, но ценятся меньше. 
- Вах! Удивляюсь я! Вороной конь у них меньше ценится! Почему, Исмаил?
- Вороная масть - предвестник несчастий. В особенности у кобыл. Гнедая – от ветра. Это так, ибо в пустыне говорят: «Если кто-нибудь утверждает, что гнедой конь летит, то верь ему». Ничего не бывает без причины. На всё воля Аллаха! Исмаил замолчал.
- Почему замолчал, уважаемый Исмаил!  Не прерывай рассказ, прошу тебя. Мы в долгу не останемся! Э-ээ! Налейте вино! Поставьте мясо на угли!
- Это предание дошло до нас из глубины веков. Когда пророк Муса, мир ему, увёл сынов Израиля из страны пирамид, фараон отправил за ними в погоню войско. Сто тысяч всадников! К восходу солнца войско фараона почти догнало ушедших. И тогда Всевышний внушил пророку Мусе, ударить своим посохом по морю. По велению Аллаха море расступилась перед сынами Израиля, открыв им спасительный путь.
Когда же фараон приблизился к морю и увидел, что оно расступилось, он обратился к войску со словами: «Море раскололось перед моим величием, ибо я сын Бога! Вперёд воины! Мы настигнем бежавших рабов». Но войско не двинулось с места.  «Если ты Бог, то веди нас. Иди первым!».  В эту минуту верхом на чёрной кобылице явился ангел Джебраил и поскакал вперёд по дну морскому. Войско фараона, понес-лось за ним, ибо среди царской конницы не было кобыл и держать жеребцов было невозможно. Ни один воин не остался на берегу.
- Что было дальше, Исмаил?
- По воле Аллаха, море сомкнуло свои воды, поглотив и фараона, и его стотысячное войско. На берег никто не вышел, - Исмаил сделал паузу и поднял вверх указательный палец, - Все сто тысяч и сам фа-раон были на вороных жеребцах!
- Вах! Стотысячное войско – одна вороная кобыла погубила!
- На всё воля Аллаха! Но с тех пор арабы говорят: «Разводите во-роных коней для продажи, а серых и гнедых - для себя».
- А на каком коне сам Мухаммад скакал?
- Пророк Мухаммад, мир ему, имел под своим седлом гнедую кобылу с белым чулком на задней левой ноге и с белой отметиной на лбу. Кто сидит на кобыле такой масти, тот находится под покровительством Аллаха.
- Говорят, у Мухаммада ещё был сивый мерин, которому нельзя было доверять. Люди стали говорить: «Врёт, как сивый мерин». Так ли это, уважаемый Исмаил?
- Не знаю, кто это говорит, но могу повторить для забывчивых – у арабов не бывает меринов. Даже евнухи жеребца седлают.
- Молодец Исмаил!  Хорошо сказал!
- Мой дед говорит: «Хороший скакун не бывает плохой масти», - молодой дружинник вежливо протянул Исмаилу чашу с вином.
- Правильно говорит твой дед. Масть коня не имеет особого значения, ибо сказано: «Кто ищет коня и женщину без недостатков, тот не будет никогда иметь коня в конюшне, а в доме – жены». 
- У меня ни коня, ни жены нет.
- И не будет! Дай послушать! Что ещё нужно помнить при выборе коня, уважаемый Исмаил?
- Необходимо помнить, что самое главное у коня – это ноги! Ибо сказано: «Лошадь видит дорогу ногами». Аллах, всемилостивый и милосердный, наделил арабских скакунов необыкновенно твердыми копытами. Нужен искусный кузнец, чтобы подковать арабского скакуна.   На моей родине, в Медине, плохой кузнец рискует сам быть подкован на обе ноги, если испортит, хоть одно копыто скакуну.
- О-оо! Какой правильный обычай!
- Необходимо так же помнить, что самое главное у коня – это спина! Ибо сказано: «Рай на земле - у коня на спине, и… на груди у женщины!» 
- Какая спина должна быть у скакуна, уважаемый Исмаил?
- Спина скакуна должна быть такой, чтобы на нее можно было положить седло.
- А седло? Какое должно быть седло?
- А седло должно быть таким, чтобы в нём было удобно сидеть.
- А женщина, какая должна быть, чтобы в рай попасть?
- Как и конь – каждому своя. Тебе глухонемая нужна!
- О-хо-хо! Хорошо сказал!
- Необходимо так же помнить, что в важном деле мелочей не бывает. Даже такие «мелочи» как отметины на теле скакуна могут повлиять на судьбу воина.
Дружинники притихли, ожидая продолжения рассказа.
- Белая отметина на лбу скакуна называется «Звезда Султана» и приносит счастье и всаднику, и коню. 
Выпуклость ниже лба означает, что седока ждет «открытая могила».
- Вах!  Открытая могила! Что это?
 - Не похоронят после гибели. Не мешай! – отмахнулся Тадиа, - Продолжай, уважаемый Исмаил.
- Есть ещё одна примета у хозяина арабского скакуна - причесывать чёлку лошади своими руками - это прикосновение приносит уда-чу, ибо сказано: «Не режь чёлку коню, ибо к ней привязана удача. Не режь гриву, ибо оберегает она шею коня.  Не режь хвост коня, ибо чем тогда коню мух бить?»
- Буду с отметиной на лбу выбирать!
- Уважаемый Исмаил, откуда так много про коней знаешь?
- По воле Аллаха, всемилостивого и милосердного, мужчинам из нашего рода предписано следовать по свету за потомками пяти арабских кобылиц из конюшни пророка Мухаммада и неустанно следить за чистотой породы. Поэтому, ещё юношей, я прибыл в Картли, с двумя чистокровными арабскими жеребцами, прямыми потомками, люби-мой кобылицы пророка Мухаммада, из колена Кохелайн Аджуа. Кони были присланы в дар отцу нашего царя Давида Х, царю Константину II в день коронации.  Я сопровождал коней из Медины.  Вместе конями и остался на царской конюшне.
- Вах! Какая судьба, всю жизнь за конским хвостом бежать.
- За что такой жребий, Исмаил?
- А разве плохой жребий - за благородным скакуном ухаживать?
- Мало веселья - всю жизнь за конём навоз убирать.
- Ещё не известно, кто из вас конь - конь, или ты?
- Дайте послушать. Потом ржать будете!
- Уважаемый Исмаил! Твой предок седлал коня самому пророку Мухаммаду?
- Такова была воля Аллаха!
- Понятно теперь откуда так много знаешь о конюшне вашего пророка, мир ему!
- Все мужчины в нашем роду были конюхами.  Все мужчины нашего рода будут конюхами. Я родился на конюшне. Вырос на конюшне. Живу на конюшне. Хочу погибнуть от удара копытом арабского скакуна! Но не сбудется моё желание.
- Почему, уважаемый? Живи ещё сто лет.  А потом пусть свер-шится, что пожелаешь!
- Это не сбудется! Потому что погибну я здесь, в Мухранской до-лине. От жажды и голода. Возле бурдюка с мухранским вином и скатертью с пищей. В кругу гостеприимных сотников из тысячи Бухути Джаниашвили.
Взрыв хохота был ответом на слова Исмаила.
- О-хо-хо!  Хорошо сказал!
- Опозорились всей дружиной.
- В бою не смогли, а на пиру оплошали! 
- Не погуби Исмаил! Себя и нас пожалей! Выпей вино!
- Съешь мясо. Это волчатина. Только что с углей сняли. Язык откусишь!
Исмаил опять вылил несколько капель из чаши на землю и выпил вино.
Рыжий дружинник не смог сдержать любопытства.
- Уважаемый Исмаил, извини за назойливость, но скажи, почему ты, прежде чем вино выпить, обязательно несколько капель из чаши на землю выливаешь?
- О-оо! Хорошо спросил! Да будет тебе известно, что первая капля вина губит человека. Так сказал пророк Мухаммад, мир ему! Поэтому, выливая первую каплю вина из чаши, жаждущий, со спокойной совестью может выпивать все оставшееся.
- Удивляюсь я! Как может капля вина человека погубить? Как мы до сих пор не погибли?
- Грузин без вина погибнет!
Дружинники ели мясо и делились впечатлениями:
- Хочу араба под своё седло!  Мечта, а не конь. Лучший, под солнцем!
- Вороную кобылу возьму. Как своё лицо мыть буду!
- Вороную не бери! Не счастливая масть!
Бухути подождал, пока Исмаил закончит есть.
- Уважаемый Исмаил, ты говоришь, что у пророка Мухаммада на конюшне было пять кобылиц.
- Это так, уважаемый Бухути, - Исмаил кивком головы подтвердил слова тысяцкого, - Семейное предание не даёт сомневаться в этом.
- Может быть, семейное предание сохранило, как попали эти благородные животные на конюшню, достойного Мухаммада? Как ваш уважаемый пророк выбирал своих кобылиц?
Наступившая тишина резала слух. Исмаил улыбнулся и возобновил свой рассказ.
- Одно из преданий нашего рода гласит что, когда бедуины-кочевники перешли в учение Пророка Мухаммада, мир ему, они привели ему в дар десять тысяч кобылиц. Из них пророк взял в свою конюшню только пять.
- Вах! Пять из десяти тысяч! Какой молодец! Я бы всех взял!
- Замолчи! Потом расскажешь, чем такой табун кормить будешь! Дай послушать!
- Когда кочевники пригнали пророку десять тысяч кобылиц, Про-рок Мухаммад, мир ему, сказал: «Пусть на каждой кобылице будет воин с оружием. Бедуины выполнили сказанное. Собрали десять ты-сяч воинов, и пророк Мухаммад повёл их на войну.  Три дня длилась битва, в течение которых его воины ни разу не спешились и не давали своим кобылам ни корма, ни воды.  На третий день, враг был разбит, и воины пришли к реке. Пророк разрешил напоить благородных жи-вотных. Обезумевшие от жажды десять тысяч кобылиц помчались к воде. Когда кобылицы оказались на берегу у самой воды, боевая труба пророка дала сигнал к возвращению. Десять тысяч кобылиц услышали сигнал, но только пять из них повиновались ему! Не притронувшись к воде, они вернулись к своему знамени. Только этих пять кобыл пророк Мухаммад взял в свою конюшню. От них происходят чистокровные арабы колена Кохейлан Аджуа».
- Вах! Какие молодцы! Я бы пока всю воду в реке не выпил, не вернулся!
- Поэтому тебя в конюшню не возьмут!
- Арабские скакуны лучшие на свете! Скажи, Исмаил?
- Оо! Нет мне покоя! Ладно, слушайте! Арабский конь лучший под луной и полумесяцем, но под солнцем… есть конь, не уступающий арабу, а может быть и…. - Исмаил затих.
Воины молчали.  Тадиа не выдержал:
- Исмаил, не молчи. Век другом будешь!
- Хвала Аллаху, Всемилостивому и Всемогущему! Слушайте, и не говорите, что не слышали! Любой конь - благородное животное, но этот…. - Исмаил поднял вверх палец. Тишина повисла над костром.
- Этот конь - настоящее сокровище. Владельцы этих скакунов ценят их дороже жён! Дороже детей! Дороже жизни! С первого взгляда конь поражает неземной красотой.  Благородные формы этого скаку-на шлифовались тысячелетиями – снова поднятый вверх палец, уси-лил сказанное.
- Высокий, сухой, ни грамма лишнего жира! С узкой грудью и высокой холкой.  Длинная спина.  Сильный круп. Длинные тонкие ноги. Гепард, а не конь!
- Вах, какой конь! – не выдержал кто-то.
- Голова его, приставлена к шее так, как ни у какой другой породы. Шея длинная, гибкая и торчит вперёд, как… грудь красавицы.
- Вах! Где этот конь?!!
-У этого коня чуткие удивительные глаза. Большие, и имеют фор-му… миндаля.  Кто хоть раз видел этого коня, запомнит на всю жизнь.
- Вах! Мне нужен такой конь!
- Всем нужен! Потерпи до завтра, уважаемый! Дай послушать!
- Для украшения коня хозяин не жалел серебра и драгоценных кам-ней, – продолжил рассказчик, - Конский убор — подперсье и ошейники - не простое украшение. Они защищают шею и грудь коня во время битвы. Но серебро и сердолики — это для праздника, а вот аладжа,  всегда у него на шее.  Это талисман коня, к нему привязывают ладан-ку с изречением из Корана.
- Исмаил! Какой хочешь талисман повешу! Где эти кони?
- Их родина - на краю пустыни, где нет сочной травы для табунов. Поэтому коней держат по одному в семье. Богатые - по два.  На при-вязи у юрты.  Чтобы уберечь коня, от зноя и холодов, его укрывают попонами из кошмы. Во время песчаной бури коней заводят в юрты, а жеребёнок растёт как член семьи, окружённый лаской и заботой. Они не знают подножного корма, ибо их кормят с рук!  И корм - самый лучший!  Отборный ячмень.  Лепёшки, смазанные бараньим жиром. Верблюжье молоко. А в дальнем походе в рот коня кладут чистое баранье сало!
- А траву этот конь кушает?
- Кушает, если есть.  Шавпилави  тоже кушает. Потерпи.
- Он создан для седла. Его движения не утомляют всадника.  Идёт мягко и плавно, хоть шагом, хоть рысью, а кажется, что плывёт над землёй, не касаясь её ногами.  Он легко пройдёт по зыбучим пескам! Как гепард на охоте.
- О-оо! Какой конь!
- Он умён и предан своему хозяину. Но его преданность надо заслужить.  Кто сумеет стать ему другом, тому конь будет служить верой и правдой. Прыгнет за хозяином в пропасть, пойдёт в воду. В огонь тоже пойдёт. Будет защищать хозяина в бою.  Рвать врагов зубами, разить копытом и не потерпит смены всадника в бою. Сбро-сит! Известен случай, когда хозяин вынужден был продать своего боевого коня по кличке Джилан. При покупке, незнакомый коню торговец выронил под ноги коня золотую монету и неосторожно нагнулся за ней. Джилан же, обученный топтать в бою пеших, тут же ударил его копытом и убил наповал. Этот незнакомый коню торговец был знаменитый воин – киевский князь Олег!
 Но ему можно доверить ребёнка - конь не причинит вреда. 
  - Вах! Не могу терпеть! Где такой конь?
  - Под седлом опытного всадника, этот конь творит чудеса. Его выносливость удивительна.  Как истинный сын пустыни, он легко переносит жажду. Зловещие пески Каракумов, всадники на этих ска-кунах проходят за три дня. И если надо, то без остановки, без еды, воды и отдыха. Известны случаи, когда раненый в бою сабельным ударом, конь выносил из боя на своей спине двух дружинников.  И ухо-дил с ними от погони.
- О-оо! Исмаил! Поведай про этот подвиг коня!
- Бухути поведает! Он лучше меня про этот случай знает – Исма-ил сделал два глотка вина, обтёр усы и продолжил, - Но грубость и обиду конь не простит, а отомстить сумеет! Несмотря на свою тонкую нежную кожу и очень короткую шерсть он перенесёт любую жару и лютый холод. Он может резвиться в горных снегах так же, как в раскалённых песках пустыни.
- Вах! Мне нужен такой конь!  Всё отдам за такого скакуна!
- Их шерсть напоминает золотистый цвет барханов.  Она блестит на солнце как атлас, и придаёт коню блеск, благородного мета-ла!
- А какой масти эти кони?
- Масть   может быть любая. Гнедой, вороной, рыжий и серый, но…- Исмаил поднял вверх палец, призывая к вниманию -  у всех мастей яркий золотистый или серебристый блеск шерсти.  Часто встречаются редкие «желтые» масти: буланая, соловая и редчайшая изабелловая, которая на солнце отливает перламутром, но все с зо-лотым блеском. Бут-то эти кони облиты золотом!
- Изабелловая?!!  Изабелла – женское имя! Почему женским именем масть коня называешь? - молодой сотник не смог скрыть удивления. 
- Название масти, «изабелловая», происходит от имени испанской королевы Изабеллы Кастильской.  Испанские послы рассказали о дан-ном ею обете - не менять рубашку, пока Господь пошлёт ей победу над врагом. 
- Вах!
- Королева Изабелла была умна, красива, и с характером воина.  Сама водила дружины в походы.
- Вах! Молодец, королева Изабелла! Как наша царица Тамар!
- Но особенно красивы были голубые глаза королевы.  Волосы были золотистыми. А цвет её лица - нежно розовый.  Как персик! 
- О-оо! Персик! Не могу терпеть!
- Беги в лес, несчастный! Дай послушать!
- Продолжай уважаемый Исмаил, прошу тебя!
- Три года длилась война и три года королева Изабелла не меняла свою рубашку! Через три года цвет ее рубашки стал тоже нежно ро-зовый. Как цвет кожи королевы. С тех пор масть коня с розовой кожей, голубыми глазами и золотистой гривой зовут изабелловой.  В честь бесстрашной королевы. У царевича Баграта есть такой конь! – Исмаил опять взял в руки чашу, вылил несколько капель, и смочил ви-ном горло.
- Исмаил, что ещё послы про королеву Изабеллу рассказывали? Скажи, не томи!
- Царевича Баграта спросишь. Он с испанскими послами беседу имел.
- Тогда ты откуда про Изабеллу знаешь?
- Испанские кони в конюшне поведали.  Тоже изабелловые были!
- О-хо-хо! Хорошо сказал!
- А нам, на каких ездить прикажешь, Исмаил?
- Каких судьба пошлёт! Но есть в породе и другие оттенки мастей.  Бронзовый, светло-рыжий, с оттенком шерсти подобно соловому, но с темными гривой и хвостом.  И редчайшая игреневая масть – тёмно-коричневая, часто в яблоках, но хвост и грива белые или дымчатые. А шерсть с налётом седины - серебром отливает.
- У царя такой конь. Из куска серебра вырезан!
- У царя караковый!
- Как порода называется? Исмаил, не томи, Христом Богом про-шу! Есть такие скакуны в Картли?
- Родина этих скакунов в краю пустынь Каракумов. Там, где с полу-денной стороны подымается хребет Копетдаг. У его подножия, от Бахардена до Артыка, узкой полосой тянется оазис Ахал, заселённый туркменским племенем Теке.  Ахалтеке — это кони племени Теке, из оазиса Ахал. Под этим именем порода скакунов известна на земле, а в Картли известна как аргамак!  Их легко узнать: у них породистая голова, с «туркменским» раскосым глазом и золотистый отлив шер-сти. Золотые масти этих скакунов привлекают особое внимание купцов. Ваш сотник Бухути владеет таким конём!
- Владел сотник! Теперь тысяцкий владеет!
- Вот это конь! Такого под своё седло выберу!
- Победа! Бухути! Бесценное сокровище попало тебе в руки!
- Есть такая легенда: Всех соперников на земле обогнал ахалтекинец Гелишикли.  И когда золотисто-гнедому красавцу не нашлось рав-ных в скачке на земле, ему нашли соперника в небе. Сокол сказал: «Попробуй обогнать меня!  И я признаю твою победу и расскажу о ней всему миру. Тогда прославишься!» Быстрее стрелы полетела птица. Быстрее ветра полетел конь. И на одно мгновение обогнал сокола.
- Вах! Мне нужен такой конь!
- О-оо! Осторожнее с желаниями, Парсадан! Они сбываются!
- Пусть сбудется! Отдам, что пожелаешь!
- Уважаемый Исмаил, туркмены родословную своих коней тоже по линии кобылы ведут? Как арабы?
- Молодец. Хорошо спросил. Туркмены родословную своих скакунов ведут по линии жеребца! Ибо считают: «Что положишь, то и возь-мёшь!»
- Уважаемый Исмаил, расскажи, как аргамак двоих из боя вынес. Как брата прошу!
- О-оо! Рядом с такими жеребцами как вы, я чувствую тяжесть прожитых лет. Дайте покой старому мерину – отшутился Исмаил - Пусть ваш тысяцкий про подвиг коня расскажет. А про других коней завтра расскажу. Устал сегодня языком скакать.
- Расскажи Бухути, сделай милость!
- Расскажу, если есть желание сказки слушать. Но сначала налейте вина Исмаилу, пока от жажды не погиб. Что царевичу тогда скажем?
- А что скакунам в конюшне скажете? Пропадёте без меня, как я при вас, – конюх принял чашу с вином из рук молодого сотника.
- Твоё здоровье Исмаил!
- Твоё здоровье, тысяцкий Бухути! – Исмаил с удовольствием опорожнил чашу вина, и перевернул её над головой вверх дном. 
- Теперь слушайте! И не просите повторять – начал рассказ Бухути – После ртвели  это было. Охотился царевич Баграт в Манглиси. Я сопровождал его с пятью дружинниками.  На второй день охоты, подверглись нападению из засады. Два десятка разбойников из турк-менского племени Кара Куюнлу  хотели пленить царевича.
- Вах! Выкуп за мампали  получить хотели!
- Да! Туркменская стрела пронзила мою левую ногу и сердце моего коня.  Конь пал, а я вылетел из седла. Что делать?  Обнажил шашку и приготовился к смерти. Разбойники настигли. Двоих зарубил, пока аркан на шею не накинули. Перерубил его шашкой. Другой сдавил горло. Клинок из руки выпал. Царевич Баграт, храни его Господь, когда увидел, что я погибаю, повернул своего коня и перерубил душивший меня аркан. Дружинники стрелами выбили из сёдел четверых разбой-ников.  Начался сабельный бой.  Я подобрал клинок и одним ударом разрубил пополам хозяина аркана. Царевич помог мне взобраться на круп своего коня. Мы рубились вдвоём на одном коне!  Царевич зарубил ещё двоих, а я одного. Но трое наших дружинников были ранены. Конь царевича тоже ранен и залит кровью.  Своей и моей.  Настало время уходить.  Благородное животное, несмотря на свою рану вынес двоих седоков из схватки, и ушёл от погони. Наши дружинники тоже ушли. Все раны получили. В том бою смешалась моя кровь с кровью благо-родного скакуна. Рубец на шее коня остался ему память о той охоте. Все видели этот рубец?
-  Вах! Конечно, видели!
- Мне досталась рана на ноге и гнедой аргамак с золотым отливом.  Царевич отдал его под моё седло. Теперь он мне брат! А моя рана на ноге ноет перед сменой погоды.
- Победа, Бухути! Живи сто лет!
- Слава царевичу Баграту! Спас меня от позора плена!  Когда потребуются, жизнь за него отдам! – отозвался тысяцкий, поднимая чашу с вином!
- Слава царевичу! – отозвались дружинники, и Бухути продолжил рассказ.
- Через два дня царевич вернулся в окрестности Алгети и настиг разбойников! Никто не ушёл! Хороший конь был у предводителя шайки! Караковый жеребец серебристым отливом. Аргамак. Царевич брату подарил. Сейчас под нашим царём ходит.
- А себе царевич что взял?
- Туркменский клыч  из дамасской стали.  Редкой работы! Туркмены умеют выбирать оружие. Коней тоже. Могу добавить про своего аргамака. Исмаил правду говорит – потеряв в бою всадника, конь возвращается к выпавшему из седла хозяину.  А чужого воина в седло не допустит. Как-нибудь покажу.
- Вах! Батоно Бухути! Не знаю, что сказать! Мне такой конь ну-жен!
- А как же араб?
- Араба тоже хочу. Пусть два скакуна будет!
- А королеву Изабеллу не хочешь? Двойной рай на земле испытать?
- Уважаемый Исмаил. Что же важнее при выборе коня – масть, спина, ноги? Скажи, не утаи, прошу тебя!
- Что главное? – Исмаил ненадолго задумался, - Всё! Могу повторить для забывчивых – в важном деле мелочей не бывает! Ибо сказа-но: «На гвозде держится подкова, на подкове держится конь, на коне держится всадник, на всаднике держится крепость, на крепости держится царство».
 - Вах! Хорошо сказал, уважаемый Исмаил! Благодарю за науку. Век помнить буду!
- Такому молодому, как ты, ещё одно необходимо помнить - грязный конь – позор хозяина! Ибо сказано: «Каков всадник, таков и конь». Ты, в грязном чохе за мной ходишь, хорошего коня выбрать просишь!  Кто тебе хорошего скакуна доверит?
- Конюшню для наших коней строю, уважаемый Исмаил. Бухути поручил. Это грязная работа. Поэтому в рабочем чохе хожу.   
- Это твои люди навес и коновязь делали?
- Мои. Что? Не понравилось?
- Хорошо сделали. Направление ветра учли. Канавы для отвода влаги правильно прорыли. Молодец. Выберу тебе коня, как себе. Если царевич и Бухути позволят, завтра с утра начнём. Ибо сказано: «Благородные работы своей рукой без смущения делаются в трёх случаях: для своего коня, для своего отца и для своего гостя».

____
Ртвели (груз.) – сбор урожая
  Племя Кара Куюнлу (туркм.) – племя Чёрных ягнят
  Мампали (груз.) – князь крови.  Младшим Багратионам принад-лежал титул мампали — князь крови.
  Клыч (тюрк.) – клинок, сабля.


Рецензии