Слово о социалистическом рае. Потухший светоч

Уважаемые тоскующие по советскому времени, вы, конечно, помните слово, которое  вы услышали сразу после того, как научились говорить: «мама, папа, каша»? Конечно…Ленин! А первую картинку, которую вы увидели после того, как вам прочитали «Колобок» и «Курочка Ряба»? Конечно портрет «дедушки Ленина»! Можно сказать, что это слово,  которое мы слышали буквально с рождения, было самой главной приметой советского времени, оно звучало повсюду, на каждом шагу…
Едва только новый советский человек вставал на ноги, как его учили быть «верным ленинцем». И в детском саду и в школе мы только и слышали: «жить по-ленински», учиться «по-ленински», поступать «по-ленински», с «ленинской смекалкой», и повторяли  хором: «Имя Ленина в сердце каждом, верность Ленину - делом докажем». Это слово звучало из репродукторов на улицах, на площадях в дни праздничных демонстраций, на митингах, партийных собраниях, в песнях по радио… «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой…», « В коммунистической бригаде с нами Ленин впереди…», Когда-то давно Ленин и вправду  незримо... «жил» в каждой семье, как член семьи «сидел» на кухне, за столом… С детского сада мы знали историю семьи Ульяновых, детство и юность Владимира Ильича лучше, чем историю своей собственной семьи…
Прожить хотя бы день без имени Ленина было невозможно…Не знать о том, кто такой Ленин в советское время было не только крайне невежественно, неприлично, и в высшей степени странно, но и просто невозможно: ведь имя и изображение вождя буквально «преследовало» человека, где бы он ни находился: на работе, в магазине, в школе, детском саду, на прогулке в сквере, на отдыхе за городом. Почти на каждом шагу люди видели статуи В.И. Ленина в разных ракурсах: чаще всего с вытянутой вперёд рукой (наиболее распространённый ракурс), или просто стоял или сидел, глядя в неведомую даль...
Сегодня (кстати, попутно заметим, что это одна из особенностей уже нынешнего времени), многие молодые люди поголовно не знают, кто такой Ленин. А если бы в советское время  вдруг нашёлся такой человек, который бы сказал, что он не знает кто такой Ленин, то его бы сочли за …инопланетянина…или за идиота…за комика, который решил всех разыграть…или назвали бы его по-пушкински: «опаснейший чудак». Словом, как аксиома внушалось советскому человеку, что Ленин – это «светоч», который, «будет светить вечно».
Без ленинского учения невозможно было и шагу ступить. Хочешь не хочешь, а все работы вождя обязан знать, а иначе какой же ты будущий «строитель коммунизма»?  Тебя не примут ни в пионеры, ни в комсомольцы, и вообще  без марксизма-ленинизма ни жить не дышать ни один советский человек не сможет. Сколько переживаний в школе было из-за того, что задали прочесть все работы Ленина, а достать их было негде! Не купить их почему-то было в книжных магазинах, и в библиотеках трудов вождя тоже почему-то не было.
Но прошли годы. И что же сегодня? Почему вдруг этот «светоч»  потух? Ведь говорили, что он будет «светить» вечно? «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить»… Куда исчезли портреты вождя, статуи, бюсты, лозунги, плакаты? Почему никто не поёт песни о Ленине? Куда всё это делось? Кануло в Лету… Этот могучий неугасимый «светильник» не устоял перед властью Времени, которое его всё-таки погасило.
В школьные годы, уроки обществознания, на которых нам рассказывали о коммунизме, были для меня самыми любимыми. Сидишь и слушаешь их, как сказку. Научным языком нам рассказывали о том, как наступит этот «рай» под названием «коммунизм». И о каких только чудесах нам не говорили! И о том, что при коммунизме неимоверно возрастёт производительность труда, и все без исключения будут трудиться настолько эффективно, что наступит невиданное прежде изобилие материальных благ и польются они неиссякаемым потоком на трудящихся. Я очень уважала нашу учительницу истории и обществознания и всегда слушала её внимательно. Мне нравилось, как она вдохновенно  вела свой рассказ, который воспринимался так правдоподобно, что почти не возникало никаких сомнений, что коммунизм и в самом деле когда-нибудь наступит. И всё-таки смотрела я на неё и думала: «Неужели она сама верит в то, что говорит? Ведь это же ясно, что этого не может быть! Откуда, например, возьмётся это чудо - изобилие материальных благ? Прямо волшебство какое-то. И с чего бы это вдруг каждый будет трудиться с полной отдачей? Куда же деваются всякие лодыри, тунеядцы, подонки, отбросы общества, пьяницы, бездельники, бракоделы, и им подобные отщепенцы? Испарятся что ли? Или вдруг каким-то чудом превратятся в «сознательных» честных и трудолюбивых граждан? С чего бы это? Это какая такая метаморфоза с человеком должна произойти, что он вдруг из чудовища превратится в…прекрасного принца? Ну точно - фантастика!
Утопающий в своей бороде Карл Маркс, похожий то ли на кудесника, то ли на пророка или священника и его сподвижник Энгельс также отовсюду, пристально, вместе с Лениным, смотрели сверху вниз на советского человека. «Отцы-основатели» великого учения, тесно прижавшись щеками друг к дружке, как близнецы, повсюду выставляли вперёд свои густые усы и бороды,  словно незыблемый аргумент в пользу непоколебимости своего учения о том, что именно рабочий класс, которому «нечего терять, кроме своих цепей», и никто другой, должен сотворить великое чудо и построить на всей земле «рай» под названием «коммунизм». Когда-то Герберт Уэллс,  иронически называя марксизм своего рода «Евангелием» и о том, что борода Маркса, которая везде бросается в глаза, была как бы символом или «визитной карточкой» его учения, писал о том, как ему хотелось обрить Карла Маркса, чтобы отнять у него эту «магическую силу» воздействия на умы.
Невозможно представить, как бы удивились и огорчились создатели марксизма-ленинизма, если бы узнали, как их «детище» воплощалось в жизнь…Несмотря на всю их прозорливость, они и представить не могли, каким жестоким будет невиданный в истории эксперимент создания справедливого общества в одной отдельно взятой стране, сколько из-за него крови будет пролито, и в какую в конце концов невиданную догму выродится это учение, сколько «зомби» оно породит, как оно будет тормозить развитие личности и общества, порождая застой и блокируя жизнь других, свежих идей! На их счастье, не суждено было увидеть ни Марксу ни Энгельсу ни Ленину, во что превратят их великую идею партийные фанатики в СССР, не суждено было увидеть позор её «отмирания», как она «протухнет»,  станет отравой для мозгов, а потом «окостенеет» и умрёт, превратившись в памятник несбывшейся мечте!
Марксизм-ленинизм, вольно или невольно, навязал свои стереотипы, от которых человеку трудно было избавиться. Ещё бы! Ведь сколько усилий было потрачено на то, чтобы освоить эти постулаты, которые навязывались годами и которые приходилось буквально зубрить! Потому что без знания основ марксизма-ленинизма невозможно было сдавать экзамены, получать образование… Тоскующие по СССР! Конечно вы помните, как вы штудировали основы  этого великого учения. Как листали ночами работы Ленина или «Капитал» Маркса. Сколько нервов, сколько бесценного времени жизни было потрачено на то, чтобы всё это усвоить! Оно, это учение, было настолько чужеродным для мозгов, что приходилось насильно «впихивать» в себя эту кашу, которой нас пичкали изо дня в день. О, как не хотелось заучивать все эти непонятные, странные, громоздкие термины…сплошное мучение да и только! Идёшь, бывало, весной по улице…кругом светло, красиво, в небе солнышко сияет, птички вокруг щебечут- красота! Так хочется наслаждаться видом природы…а ты думаешь о какой-то классовой борьбе, о том что проклятые капиталисты эксплуатируют рабочий класс и о «призраке», который «бродит по Европе»…Бабушка на кухне готовит ужин, а я, вместо того, чтобы ей помочь почистить картошку, читаю вслух о том, что только бытие всегда определяет сознание, а никак не наоборот …Муж с женой, вечером перед сном лёжа в постели, заняты делом. Им не до выяснения супружеских отношений. Они готовятся к экзамену по политэкономии, читают «Капитал» и повторяют формулы: «товар – деньги – товар»… «деньги-товар-деньги»… Когда-то студенты гордились собой, хвастаясь перед друзьями, что читали «Капитал», и тот, кто осилил хотя бы один том этого труда, считался  очень «продвинутым», это было чуть ли не феноменом… -Ого!- говорили про таких, - он «Капитал» прочитал! Вот это да! Неужели? «Капитал» осилил!
Советское время породило всевозможных неистребимых, докучливых, назойливых, как мухи, агитаторов, пропагандистов, политинформаторов, словом,  неутомимых «миссионеров» марксизма-ленинизма. Многие из них действительно свято верили в великую «миссию» пролетариата и в построение светлого будущего на всей земле.  Но им было этого мало. Они хотели чтобы и другие верили. Чтобы не Евангелие и Библия были настольной книгой в каждом доме, как раньше, а марксистско-ленинское учение. Даже дояркам и скотникам разъясняли партийную линию и политику КПСС в твёрдой уверенности в том, что ни доярка ни скотник не обойдутся без марксизма-ленинизма и вообще «умный» пролетариат должен вести за собой «тёмное»  крестьянство. Комсомольцы тоже были славные ребята, отчаянные, за всё брались…этакие энтузиасты-«экстремалы». Скажет партия железную дорогу построить – строили, мост через реку – нет вопросов, нам, молодым, всё по плечу, как универсалу широкого профиля. Да только и дороги и мосты должны строить специалисты в этом деле, а не кто попало, и получать за это соответственно заработную плату. Так всегда было и так должно быть, что каждый должен заниматься своим делом. И не должно быть никаких субботников. А просто всегда должны быть хорошие дворники. И просто каждый не должен поступать по-свински и мусорить.
Но вернёмся к «миссионерам». Коммунисты и комсомольцы были так увлечены своей пропагандой в массах, что почти не обращали ни на что другое внимания и ждали того же от всех. Какой-нибудь из таких «миссионеров», (часто довольно неряшливый и неухоженный тип) мог не знать, где у него находятся палочки и колбочки, и что такое метеоризм, или к примеру, чем сталактиты отличаются от сталагмитов, но зато он на зубок знал «Манифест коммунистической партии», задачи классовой борьбы и мог любому немцу рассказать, почему революция у него в Германии потерпела поражение…или критиковать англичанина за то, что в Англии много штрейкбрехеров и что пролетариат идёт на поводу у капиталистов и предаёт свои собственные интересы… он мог часами рассказывать о том, как жадные капиталисты мучают рабочий класс, которому, конечно, «нечего терять, кроме своих цепей», но в душе, между нами говоря, каждый из таких «пролетариев» не отказался бы хоть на день-два поменяться местами с каким-нибудь капиталистом…
Эти «миссионеры» часто вели себя довольно агрессивно, настраивая общество против тех, кто не проявлял «пролетарской сознательности», и был совершенно равнодушен к марксизму-ленинизму, и что ещё страшнее, считал, что ему это в жизни «не надо», что он и без марксизма как-нибудь проживёт. О, сколько проклятий сыпалось на головы таких мирных людей! Их обзывали «безыдейными», «несознательными элементами»,  «разлагающими» общество. Вся их «вина» заключалась в том, что они хотели жить так, как считали нужным, просто жить и всё, не напрягаясь и не засоряя мозгов.  Но фанатики от коммунизма от них не отставали. Ещё бы! Мало того, что эти «несознательные элементы» деградируют сами, так они ещё и «тащат» других за собой, подают другим «дурной пример»! Этот одевается нескромно, как буржуа, эта причёски делает, красится, слишком много внимания уделяет своей внешности…Какой позор! Всё это несовместимо со званием советского человека - строителя коммунизма! Таких вызывали на собрания и стыдили перед всем коллективом. А уж пробовать критиковать великое учение вообще было опасно для жизни.  Вообще, очень странным было стремление этих «верных ленинцев» кого-то «подтянуть», вытащить «из болота»,  «взять на буксир» и тому подобное.  Странно, потому что делалось это под принуждением, против воли человека. Наверное, если бы марксизм-ленинизм не был таким «навязчивым», он воспринимался бы совсем по-другому, и у него было бы гораздо больше искренних приверженцев.
Все эти никчёмная зубрёжка, собрания, переживания, разборки несознательных, затуманивали мозги, отвлекали человека от нормальной жизни, от естественных житейских вопросов, не давали сосредоточиться на своей собственной жизни, на том, что для него действительно важно…
Доводилось мне не раз встречать номенклатурщиков. Как правило все они были на одно лицо…толстокожие, как носороги, толстолобые, непробиваемые, тупые, с места не сдвинешь…на лбу написано отсутствие всякой гибкости ума…«оставь надежду навсегда»…переубедить их в чём-либо было невозможно…все эти пропагандисты без конца выступали на собраниях, политинформациях…Посещение таких политинформаций простым человеком всегда воспринималось как наказание. Кстати, друзья ностальгирующие по СССР, не хотелось бы вам «вернуть» эти партийные собрания, политинформации, на которых вы просиживали, «протирали штаны», неизвестно зачем часами? Вспомним, как это было. Говорит какой-нибудь информатор монотонным голосом, как будто зуб ноет, а в зале кто-то спит, кто-то смотрит на часы, кто-то играет в морской бой, кто-то рисует фасон платья. И без конца то там то тут слышатся тяжёлые вздохи, и каждый в душе «психует» и ёрзает на стуле: «долго ещё тут торчать? Скоро закончит?» И всю страну, весь народ, столько людей отвлекали от нормальной жизни, от действительно важных дел непонятно зачем и для чего! И на всё это тратилась уйма времени! Впустую! Словом, какое-то умопомрачение по всей стране наступило от этого великого учения…Люди выключали телевизор, когда шли трансляции пленумов ЦК КПСС, радио никто не слушал…на все эти речи, песни, лозунги, плакаты, уже никто не обращал внимания, они уже давно стояли одной ногой стояли на «свалке истории»…
Да, у истоков советского «рая»,  всё это действительно вселяло надежду в чьи-то умы, у кого-то вызывало небывалый душевный подъём. Но по мере того, как шло время, оно потихоньку «умирало», костенело и к семидесятым, когда всем стало ясно, что коммунистического «чуда» так и не случилось, вызывало только равнодушие и даже насмешки…
Почему? Всё просто. Оказалось, что великая «магия» марксизма-ленинизма была совершенно бессильна перед всякими житейскими мелочами и никак не помогала решать насущные житейские вопросы. Например, она никак не помогала советскому человеку «вылечить» хроническую бедность, когда, например, моя бабушка думала о том, как «растянуть» свои сорок рублей до следующей пенсии, что у неё нет приличного пальто, а новое купить не на что, что в доме диван настолько старый, что на него опасно садиться, потому что пружины повылазили, того и гляди напорешься… Строитель коммунизма забывал и о Марксе и о Ленине, когда мучительно размышлял над тем, как ему, «верному ленинцу» дожить до получки или аванса на свои восемьдесят  пять рублей с копейками…Знание марксизма-ленинизма как-то не помогало, когда думаешь о том, что, например, завтра пионерский сбор, торжественное мероприятие, а у тебя нет приличных туфель и колготок, кофты и нижнего белья, потому что всего этого нет в магазинах…И уж совсем про Ленина забывали, когда чудом втискивались в переполненный автобус, рискуя выпасть из него и попасть под колёса…И ещё много-много чего такого было, что сводило на нет это великое учение…
Так вот и получилось, что марксизм-ленинизм был «сам по себе», а жизнь – сама по себе.
И поскольку такое могучее учение не помогало в решении житейских вопросов, потому и разуверился советский человек в нём. И, как в древнегреческих мифах, это великое учение постигла самая страшная кара - забвение…
Какие только парадоксы не устраивает жизнь! К великому сожалению этого учения, оказалось, что человечество может прекрасно обойтись и без марксизма-ленинизма! Жизнь не остановилась, она продолжается, не произошло конца света, Апокалипсиса из-за того, что сегодня нигде не читают «Капитал» и «Манифест» не поют песни о Ленине и не висят через всю улицу лозунги: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Пролетариат, на который классики возлагали столько надежд, так и не построил коммунистического «рая». Социализм, построенный с таким трудом, рухнул, и на смену ему снова пришёл капитализм…А капиталисты не только не исчезли как класс, а по-прежнему процветают, жиреют и занимаются нещадной эксплуатацией народа. Книги о марксизме-ленинизме давно выброшены на помойку, а те, которым «повезло» тихонько доживают свой век в архивах и библиотеках…
Само время, сама жизнь за Уэллса «обрили» Маркса, отняв у него, как у Черномора, «магическую силу», расставив все точки над «и» и вернув всё на свои места, и почти полностью (за малым исключением) стёрли с лица площадей городов портреты и статуи и бюсты классиков марксизма-ленинизма, справедливо отведя им заслуженное место в музейных хранилищах…На них теперь уже не «молятся», как раньше, а смотрят, как на диковинку.
Что ж, вот такая, весьма печальная судьба, вот такой довольно бесславный конец оказался у марксизма-ленинизма, который называли «идейной основой» советского социалистического строя. Воздадим ему должное - несмотря ни на что, изначально это была довольно интересная, необыкновенная и оригинальная для своего времени идея. Но даже её небывалый «авторитет», невиданная мощь и сила тоже не помогла людям построить «рай» в отдельно взятой стране. Идея обманула надежды и «умерла». Ведь жизнь всегда богаче и многообразнее любой отдельно взятой идеи. Впрочем, если вы всё ещё тоскуете по ней, тогда вам остаётся только утешиться мыслью, что классики марксизма-ленинизма точно пожали бы вам руку и сказали «спасибо».

25.01. 2022


Рецензии