Социология и духовность
(Б.Васильев «Были и небыли»).
«Кто скован бытием — идет путями бед»
(Низами «Хосров и Ширин»)
Пока что непонятно, к построению какого государства мы стремимся и стремимся ли вообще хотя бы к чему-нибудь. Нас приучают жить сегодняшним днем, стараясь урвать от жизни как можно больше и видеть в этом смысл своего существования. Сегодня видно, что власть вроде бы желает создать в нашей стране что-то подобное «шведскому социализму» - мы хотим быть во всех отношениях лучше Запада, но при этом у нас полная свобода для увеличения числа геев; боремся за рождаемость и предоставляем полную свободу абортам; ставим свечи в церкви и созидаем бездуховное общество. Россия – страна противоречий, у нее нет идеи и нет определенной цели, а власть эту цель выработать и представить обществу просто неспособна или же боится ее. Да и какая идея может существовать в олигархическом обществе, кроме идеи карьерного роста и бесконечного улучшения благосостояния? Ругая Запад, осуждая его жажду к наживе и бездуховность, мы сами идем по тому же самому пути и поэтому неизбежно придем к тому же результату – к построению предельно толерантного общества, превратив свою страну в страну геев и прочих подонков, отказавшись от своей истории, которая неизбежно будет мешать построению толерантного ЛГБТ-общества в России.
Главнейшая ошибка всех ныне существующих демократий – стремление к чисто внешним преобразованиям и улучшениям, но при этом неизбежно подавление человеческой личности, ее подчинение толпе. Для властителей мира сего (в том числе и для наших государственный деятелей) оказывается невозможным понять ту простую истину, что без преобразования человека, качественного улучшения его души, невозможно построение истинно демократического общества. Не общество должно властвовать над личностью, а личность должна быть ценной для общества – это аксиома. Конечно же, немаловажно то, что наша власть признает (хотя бы на словах) ценность человека, но еще важнее считать высшей ценностью для государственной власти целостность, неповрежденность человеческой души, потому что именно она и есть главный потенциал России, а не сытый и самодовольный класс буржуа, к созданию которого и стремится сейчас наша государственная система.
Россия всегда была больна идеей преобразования социальной среды, видя в этом преобразовании решение всех проблем, что, конечно же, является заблуждением. Нужно преобразовывать не общественную жизнь и не социальные условия, а прежде всего - человека, его духовное восприятие, но именно этого и не хочет делать наша государственная власть, принявшая толерантность как возможность снятия с себя всякой ответственности за нравственные пороки общества, но «Ценности должны быть выше государственной необходимости… «Государственная необходимость» не хочет знать человеческой души, она беспощадна к лицу человеческому. Для «государственной необходимости» существует лишь общее, массовое, количественное и не существует индивидуальное, качественное, частное. «Государственная необходимость» с легкостью может раздавить и индивидуальность личную, и индивидуальность национальную, все человечески ценное и божественно ценное. Само государство есть некая ценность, но ценность подчиненная и возрастающая в меру преодоления тяжести его «необходимости». Наше сознание не может и не должно быть послушным отражением процесса «государственной необходимости», как и процесса необходимости экономической. Чисто государственная идеология, в конце концов, роковым образом подчиняет наши моральные оценки «государственной необходимости» и лишает нас духовной свободы.» (Н.Бердяев «Падение священного русского царства»).
Нельзя сохранить духовное наследие народа посредством издания законов о сохранении исторических традиций, если параллельно этим законам будут существовать другие, дающие свободу явлениям, прямо противоположным традиционным ценностям и духовному наследию. Власть должна вести народ за собой, а не предоставлять ему право произвольно избирать себе путь – такое инертное правительство России не нужно. Государственная власть должна быть достаточно мудрой для того, чтобы четко определить путь развития России и достаточно сильной и авторитетной, чтобы повести нацию за собой по этому пути. Нужна ли в этом отношении идеологическая пропаганда? – Безусловно. Если у нас абсолютно свободно пропагандируется насилие, секс, бесцельный образ жизни, наркотики, то почему должна быть запрещена именно та идеология, которая призвана объединить нацию и определять путь ее развития? А ведь у нас дело обстоит именно так – государственная идеология запрещена Конституцией и при этом в полной мере действует идеология нигилизма и пресечь эту идеологию власть или не в состоянии, или же не желает из-за боязни коснуться чьих-то личных свобод.
Как бы это ни выглядело парадоксально, но решение социальных вопросов не меняет общество к лучшему. Социология обращена к внешнему, к оболочке человека, не учитывая состояние его души – она просто не призвана заниматься душой. Из этого следует, что истинная социология должна исходить из духовности. Решение социальных вопросов положительным образом необходимо и в этом состоит одна из главных задач государственной власти, но когда решение этих вопросов становится самоцелью, то они обесцениваются уже тем, что человек, лишенный как личность духовной основы, становится неспособным употребить обретаемое благо наилучшим образом и часто употребляет его во зло. Сытость ради сытости приемлема для представителей животного мира, но для человека, наделенного разумом, это является абсурдом, низводящим его на уровень низшего существа. Улучшение условий жизни должно дать человеку новые возможности для творчества и это должно им осознаваться как приоритетное начало его желаний. В стремлении жить лучше, комфортнее, обеспеченнее нет ничего предосудительного, но если человек не осознает, для чего он этого хочет, он не способен быть творческой личностью. Стремиться жить лучше только для того, чтобы жить лучше – это круг бессмысленности и чем больше материальных благ обретает человек, теряя при этом в духовном, тем радиус этого круга становится больше. Чем больше человеку дается в этой жизни, тем плодотворнее она должна становится - если этого не происходит, то он становится сытым и всем довольным боровом, и не более того.
«Не раз уже указывали на то, что социология заменила теологию, что религиозное чувство потерявшего веру человечества направилось на социальность. Ориентация жизни сделалась социальной по преимуществу, ей были подчинены все другие оценки. Все ценности были поставлены в социальную перспективу. Человеческая общественность была выделена из жизни космической, из мирового целого и ощущалась как замкнутое и самодовлеющее целое. Человек окончательно был водворен на замкнутую социальную территорию, на ней захотел он быть господином, забыл обо всем остальном мире и об иных мирах, на которые не простирается его власть и господство. Завоевания человека на ограниченной, замкнутой социальной территории достигались ослаблением памяти, забвением бесконечности… Народ опускается и погибает, когда материальное могущество превращается для него в кумира и целиком захватывает его дух… России нужна прежде всего радикальная моральная реформа, религиозное возрождение самих истоков жизни… Ориентировка жизни на экономизме, исключительная поглощенность вопросами продовольствия, в конце концов, может привести к душевной подавленности и панике. Если такое состояние будет длительно продолжаться, то это не может не отозваться на ослаблении культурного творчества» (Н. Бердяев. Там же)
Представители государственной власти должны ясно осознавать смысл истинного добра в решении социальных вопросов, которое состоит в повышении творческого потенциала в человеке, в предоставлении ему больших возможностей для реализации этого потенциала. Об этом нужно говорить, писать, делать что угодно для того, чтобы привить обществу эту идею. Иначе всё становится бессмысленным.
Человек не отделим от той социальной среды, в которой он живет, но среда всегда стремится подчинить себе человека и это происходит, если человек как личность не отвечает своему высшему предназначению; только как духовная личность, обладающая внутренней свободой, над которой общество не властно, человек способен принести этому обществу максимальную пользу – в противном случае он становится всего лишь одной из амеб этого общества. Он питается, исполняет необходимые функции для поддержания своей жизнедеятельности, но его мнение – это мнение общества; общество навязывает ему тот образ жизни, который приемлем для большинства; он принимает общепринятые взгляды на действительность, на политику, на решение экономических вопросов; его ценностями являются ценности общепринятые, но всегда нужно иметь ввиду то, что общественное мнение абсолютно всегда деградирует в сторону примитивизма; стадность не терпит выражающей себя личности – общество никогда не терпело гениев при их жизни и теперь, когда наше общество наконец то успешно справилось с их искоренением, оно ставит им памятники и преклоняется перед ними, но при этом никогда не потерпит появления в своей среде нового гения – именно таковой является природа общественного стада.
Проблема социальной неустроенности не решалась в России веками, как и во всем мире. Запад первым пошел по пути построения социального благополучия посредством увеличения материальных благ, создав буржуазно-капиталистическое общество. Но Запад исторически глубоко подвергнут материализму, чего не было в России. Только теперь мы можем видеть, как государственная власть взяла определенный курс на решение социальных вопросов, но решение их исключительно материальными средствами было бы большой ошибкой. Материализм не учитывает таких понятий как социальная справедливость, равные возможности, нравственное состояние общества. Вместе с социальными преобразованиями в обществе должно происходить и духовно-нравственное исцеление, иначе всё будет бессмысленным. У России совсем иные исторические задачи, чем у Запада и это должно учитываться прежде всего в самой России. Мы совершаем ту же ошибку, что и Запад – мы идем по пути построения буржуазного общества, властвовать в котором будут деньги, но быть сытым – еще не значит быть счастливым. У Росси должен быть иной путь – мы не должны идти по пути Запада, надеясь на то, что у нас всё получится лучше – что у нас будет лучшая демократия, более справедливое общество и больше свобод. Неважно как и в каком виде мы будем идти по этому пути: если пункт назначения не меняется – мы придем к тому же результату, что и Запад, то есть – к внутреннему разложению и к окончательному самоуничтожению.
В России точно так же, как и на Западе, происходит процесс секуляризации жизненных ценностей, личность стала рассматриваться как потребитель благ, а не как творческая индивидуальность, вдохновляемая свыше. По этой причине мы создаём ценности, имеющие в своей основе сугубо жизненные интересы человека, а всё духовное отходит на второй план как не имеющее первостепенной важности и впоследствии всё духовное будет восприниматься не более, чем часть общей культуры наравне с музыкой, живописью и тому подобное. Религия стала восприниматься как нечто экзотическое и отстраненное от реальной жизни; всему духовному придаётся исключительно факультативное значение, во главу же угла встало распределение благ, обеспеченность в материальном плане и таким образом мы видим, что истинной целью гуманизма (как и всякой демократии) является создание общества сытых и всем довольных мещан – мы уже становимся неспособными мыслить иначе. В России этот процесс только еще набирает ход, но мы движемся именно в этом направлении вслед за Западом и последствия для нас будут настолько же пагубными, какими они явились и для Запада – полная духовная деградация при абсолютной власти олигархии.
Социальные вопросы в России должны решаться не посредством распределения материальных благ, но посредством воспитания творческого человека, а творчество невозможно без духовности: «Социальное творчество предполагает духовное возрождение личности и нации, организацию народной души и подъем ее внутренней культуры… Мы должны бороться за наши духовные ценности. Мы не можем автоматически и механически повторять путь, пройденный народами Западной Европы. Многому должны мы учиться у Запада и прежде всего учиться организованной человеческой активности и ответственности, много у нас будет так же, как и на Западе, ибо есть социальные и политические формы, повторяющиеся у всех народов. Но по-новому должно быть одухотворено наше социальное строительство, в него должны мы внести русские религиозные ценности… Все социальные задачи – также и духовные задачи… Первая социальная задача, перед которой стоит Россия, есть задача просвещения народа, просвещения умственного и нравственного, подъема его культуры, духовного его возрождения. Без этого не будет решен и вопрос о хлебе насущном» (Н.Бердяев. Там же).
Народу России необходимо окончательно и недвусмысленно определить для себя – где его Бог? Или Он пребывает в храме и нужно идти к Нему на поклон, или же он пребывает в душе человека и тогда душа учится быть праведной непосредственно от Бога, а не через посредство кого-либо. Может быть храм и святое место, но не менее святое место и душа, если в ней пребывает Бог, а иначе для чего тогда и душа? Неужели для того лишь только, чтобы всегда ощущать себя ненасытной ко всем благам земным и вожделениям плоти? Но такая душа мертва и мертв тот народ, который состоит из людей с такими омертвевшими душами, независимо от проповедуемых идей и от ощущения сытости. Социализм уничтожал личность коллективизмом, сейчас же мы ударились в иную крайность, противопоставив крайнему коллективизму крайний индивидуализм, который с не меньшим успехом развращает и убивает душу человека. В современном индивидуализированном обществе человек не может ощущать себя оцененным и востребованным как личность, неразрывно связанная духовными связями с другими людьми, мы – общество, разделенное на отдельные молекулы, блуждающие в пространстве пустоты. В современном обществе человек может быть востребован только как участник механизированного процесса жизни и его творческая активность ограничивается необходимостью примерять свое творчество к механическому процессу и таким образом свободное творчество трансформируется в механическую функцию. Вместе со всем остальным механизируется и коммерциализируется и душа человека; в таком обществе духовность может восприниматься только как атавизм, как нечто излишнее и мешающее дальнейшей механизации души. Мы погружаемся в трясину материализма, который становится основой нашего существования – вот в чем главная опасность социальных реформ, которые совершаются с полным игнорированием духовно-нравственных принципов.
Сегодня общество живет только одной целью – улучшение материального благосостояния. Никакой иной цели оно не сформулировало, а потому не может никакой иной цели и достигать. Безопасность государства обеспечивается не только сильной армией, но и нравственной силой народа – эти два фактора настолько взаимосвязаны, что невозможно обладать реальной силой без одного из них, поэтому очень важно, чтобы и усиление вооруженных сил, и духовно-нравственное становление народа происходили одновременно.
Давайте представим, что мы достигли своей цели и все стали сытыми и одетыми – а что дальше? Получим ли мы от этого полное удовлетворение? Перестанут ли от этого люди ненавидеть друг друга, воровать, убивать, обманывать? Нельзя сводить цель человеческой жизни к одной только сытости и материальной обеспеченности – сам факт того, что человек при любом материальном обеспечении всё равно остается неудовлетворенным говорит о том, что необходимо нечто иное, более важное, чем еда, одежда и развлечения. Душа каждого человека должна постоянно развиваться, иначе она просто деградирует, что наглядно показывает нам пример западного общества. У нас был иной исторический путь, чем у Запада и он должен быть иным и впоследствии. Мы не должны стремиться показать себя лучшими, но такими, какие мы есть. Россия существует не для того, чтобы быть интегрированной в чуждую ей исторически и духовно систему, а для того, чтобы в этом мире оставаться именно Россией – в этом и состоит ее историческая задача перед другими народами, в том числе и перед народами Западной Европы.
Свидетельство о публикации №222012500106