Глава 4. Полки воевавшие на Пе-3. 511 РАП 511 БАП,

511 РАП.

Рассказ о 54 БАП, изложенный в предыдущей части, являлся примером не самого лучшего применения советской авиации в период битвы за Москву. Такой же полк, на тех же самолетах, действующий с того же аэродрома, но под другим командованием, показал совершенно другие результаты и взаимодействие с другими частями. Я не буду касаться количества уничтоженной техники – она вызывает определенные сомнения, учитывая уровень техники второй мировой. Но тем не менее, разницу, как мне кажется, мне удастся донести.

Итак, 511 ПБАП. 

Периоды вхождения в действующую Армию:
511 ближнебомбардировочный авиационный полк
04.10.1941 – 17.10.1941
27.11.1941 – 19.05.1942
511 отдельный разведывательный авиационный полк (переформирован из 511 ББАП)
09.07.1943 – 11.05.1945

В некоторых источниках упоминается, что 40 литер «А» БАП был сформирован на базе 1 эскадрильи 40 БАП, входившего в состав 6 САД 22.06.1941г. Однако в «Боевом пути 511 ОРАП» эта информация не подтверждается.

Полк под обозначением 40 литер «А» ПБАП двухэскадрильного состава по штату 015/173 был сформирован 12 сентября 1941г приказом №9 от 12.09.1941 по 18 ЗАП в г. Новочеркасск. Дислокацией полка была ст.Кривянка СКВО. Личный состав полка в количестве одной полной эскадрильи прибыл из 6 ББАП, вторая эскадрилья, управление и штаб полка – из батальонов переменного состава 18 ЗАП. Командиром полка был назначен майор Бабанов А.А., военным комиссаром полка батальонный комиссар Дроздов Б.Г., начальником штаба майор Халюк Р.А. Указывается, что руководящий состав полка имел достаточный боевой опыт, а летный состав и часть технического состава были набраны из молодых пилотов и техников.

Полк окончил формирование 25 сентября 1941г и на основании шифротелеграммы начальника I управления ГУ ВВС КА был переименован в 511 авиационный полк пикирующих бомбардировщиков. С 26 сентября по 2 октября полк перебазировался в г.Ногинск, где получил новую материальную часть. Изначально планировалось, что полк будет летать на Пе-2, однако, по факту получил Пе-3.

В отчете о боевой деятельности полка с 12 сентября 1941г (со дня формирования) по 3 октября 1942г, составленного начальником штаба майором Халюком, указывается, что за указанный период полк получил 60 самолетов, из них в первый заход полк получил 28 самолетов, а во второй заход – 32. Однако это противоречит таблице движения самолетного парка в «Боевом пути 511 ОРАП» (далее БП 511 ОРАП), где указывается, что с завода и из других частей в 1941г было получено 23 самолета. В журнале боевых действий 10 САД (далее ЖБД 10 САД) за сентябрь 1941 – июль 1942г упоминается не более 21 самолета, что соответствует как раз двухэскадрильному составу плюс командирская машина. В 1942г указывается поступление еще 5 самолетов. Суммарно получается вроде все верно: 21 самолет получен с завода, а 7 самолетов и 2 экипажа были переданы из 54 БАП, но немного не совпадают временные рамки. Судя по таблице, 2 самолета должны были быть переданы из 54 БАП в 1941г, а еще 5 в 1942г. В документах 54 БАП указывается о передаче 7 самолетов и 2-х экипажей только 15 февраля 1942г. Думаю, что однозначного ответа на этот вопрос получить уже не удастся, а в дальнейшем я буду ориентироваться на данные из ЖБД 10 САД.

Со 2 октября по 10 октября 1941г ограниченно проводились тренировочные полеты, после чего полку была поставлена боевая задача на патрулирование в районах Орехово – Зуево и Павлов Посад. В каком – то смысле, плохие метеоусловия помогли личному составу в освоении новой техники. Боевые задания выполнялись ограниченно, а полк получил дополнительное время на изучение техники и тренировочные полеты.

1 ноября 1941г 511 ПБАП входит в подчинение 10 САД (по данным БП 511 ОРАП – 17 ноября 1941г).

Планировалось, что 1 эскадрилья (11 самолетов) 511 ПБАП примут участие в параде 7 ноября 1941г. Однако по метеоусловиям воздушная часть парада была отменена.

Боевая работа полка, не считая 2-х вылетов 22 ноября лидерами для 2-х групп 165 ИАП, перебазировавшегося на аэродром Ряжск, началась 27 ноября 1941г. И началась для полка не очень удачно. Полк выполнил 25 самолетовылетов на уничтожение танков и мотопехоты противника в район Солнечногорска, Хметьево, Каменки, Рогачево. Штурмовка и бомбометание по войскам противника велись с высот 200-300. С боевого задания не вернулось три Пе-3. Один Пе-3 был сбит зенитным огнем, загорелся и упал на территории занятой противником. Два других совершили вынужденные посадки, по наблюдениям вернувшихся, на своей территории. Пе-3 сержанта Радина, стрелок – бомбардир (штурман) мл. лейтенант Горобец,  был подбит зенитным огнем. Не смотря на сгоревший двигатель, летчику удалось довести поврежденный самолет до аэродрома и удачно посадить его. (В списках потерянных самолеты с номерами 392408, 392509 + 1 неизвестный).

28 ноября 1941г оказалось еще хуже. Полку была поставлена та же самая задача – уничтожение танков и мотопехоты противника в районе Давыдково, Солнечногорск, Толстеково. Напряжение – 3 полковых вылета. И летчики выполнили задачу. Исходя из расхода боеприпасов – 168 ФАБ-100, 1700 патронов ШКАС и 4000 патронов БС, полк за 28 ноября выполнил 42 вылета, что соответствовало 3-м самолетовылетам на 1 исправный самолет (вечером 27 ноября состояние матчасти: 16 исправных Пе-3, 2 неисправных). Из боевых вылетов, в этот день, не вернулось 5 самолетов Пе-3: два загорелись и упали на территории противника, судьба 3 самолетов и их экипажей – не известна. (В списках потерянных самолеты с номерами 392513, вероятно 392503 (указана дата потери 08.11.41, когда полк еще не вел боевых действий ) + 1 неизвестный).

На боевые задания вылетали в составе эскадрилий. Бомбометание и штурмовка велись с высот 200 – 300м. Досталось, и от зенитной артиллерии, и истребителей противника. В ЖБД 10 САД и БП 511 ОРАП упоминаются 2 сбитых Хе-113 (Bf.109F).
В БП 511 ОРАП вылет ведущего звена майора Терещенко, в составе эскадрильи (9 самолетов) описан очень живописно и в лучших традициях советской послевоенной цензуры, однако, если выжать сухие факты, события разворачивались следующим образом.  Ведущему эскадрильи майору Терещенко, штурман Рынкевич (в составе ведущего звена ведомые капитан Костюченко и сержант Ворожейкин, штурман Гаркуша), была поставлена задача неоднократными ударами остановить колонну, двигавшуюся к Солнечногорску. Во время 3 вылета, на подлете к цели, самолет ведущего был подбит зенитным огнем. Не смотря на повреждение самолета, майор Терещенко выровнял поврежденную машину и нанес бомбовый удар по колонне, после чего вышел из боя в сторону противника. Предположение, что его ведомые сделают еще несколько заходов не оправдались, что в целом говорит в пользу ведомых. Глядя на самолет ведущего, уходящий от цели, ведомые выпустили по паре длинных очередей из пулеметов по колонне и стали догонять ведущего. Остальные 2 звена, видимо, продолжили штурмовку колонны.

При отходе от цели Пе-3 Терещенко был атакован 9 Bf.109F. Это было характерно для немецкой тактики истребителей. А задержавшиеся у цели ведомые были еще далеко. Неизвестно, чем руководствовались пилоты немецких истребителей, возможно хотели посадить на своем аэродроме поврежденный Пе-3 не давая ему развернуться на свою территорию, возможно действительно маневрирование Терещенко позволяло уходить ему от атак на поврежденной машине, но ему удалось протянуть время до того момента, как его нагнали ведомые. К тому времени мессершмиттов осталось восемь – одного удалось сбить или повредить штурману Рынкевичу.

Ведомые с ходу вступили в бой. Возможно, немцы утратили осмотрительность, гоняясь за поврежденным Пе-3, и что еще более вероятно, ошибочно опознав его, как Пе-2. Но, так или иначе, в самом начале боя капитан Костюченко подбивает или сбивает еще один Bf.109. Спустя пару минут, после лобовой атаки, капитан Костюченко сбивает еще один мессершмитт. Не ожидая крупнокалиберного вооружения в носовой части Пе-3, немец выходит из лобовой атаки и напарывается на очередь 2-х БС-ов.
 
В это же время другое звено Bf.109 атакует самолет Ворожейкина. Сначала был убит штурман Гаркуша, а затем подожжен и сбит самолет Ворожейкина. Горящим он упал на территории противника. В БП 511 ОРАП указывается, что в этом 20 минутном бою было сбито 2 Bf.109, а еще 3 серьезно повреждены. Только после этого оставшиеся 4 мессера оставили 2 пешки в покое, и они вернулись на свой аэродром. В самолете майора Терещенко, после посадки на брюхо, насчитали 75 пробоин.

29 ноября 1941 в состав 10 САД вошел 168 ИАП. С этого момента, летая на ЛаГГ-3, пилоты 168 ИАП постоянно прикрывали Пе-3 511 ПБАП, а в районе цели штурмовали войска противника РС-ами. Прояснилась судьба трех экипажей, не вернувшихся 27 и 28 ноября. Один из трех не вернувшихся Пе-3 27 ноября совершил вынужденную посадку в районе Дмитрова. Самолет был сожжен из-за угрозы захвата противником, а экипаж вернулся в полк. Из пяти Пе-3, не вернувшихся 28 ноября, один перелетел на свой аэродром невредимым, второй выполнил вынужденную посадку на центральном аэродроме и требует ремонта.

Экипаж сержанта Сычев, штурман старшина Крючков, из не вернувшихся 28 ноября, найдется 4 декабря в госпитале. Самолет сожжен. Экипаж ст. сержанта Полозова, штурман лейтенант Лагунов, так же не вернувшийся 28 ноября, найдется в госпитале 10 декабря 1941г. Самолет тоже сожжен.

На третий день боев состояние мат. части оценивалось: 11 исправных Пе-3 и 4 неисправных. 

30 ноября досталось соседям из 168 ИАП – не вернулось 5 самолетов. Потерь у 511 ПБАП не было, но количество исправных самолетов сократилось до 9.

Интересна запись в ЖБД 10 САД от 2 декабря, характеризующая работу 10 САД. Полки снова штурмовали танковые и мотопехотные войска противника, не допуская их выдвижения на восток и юго – восток. В тот день было выполнено 66 самолетовылетов, из них 33 – 511 ПБАП и 33 – 168 ИАП. «…В течение дня проведено восемь воздушных боев на высотах 1500-2500м. с истребителями типа Ме-109, Ме-110 и Хе-113, по три девять самолетов в комбинированных по типам группах. Истребители противника из боя уходят ввиду явного преимущества наших групп: 10-12 против 3-9, организованного огня наших самолетов и действия РС-ов с ЛаГГ-3. В течение дня бомбардировщики ходили группами 5-6 самолетов (поэскадрильно прим.автора) Пе-3 бомбардировали звеньями с высоты 1500-2300 метров. Истребители прикрывали группами 5-7 самолетов ЛаГГ-3 в районе цели, штурмовали войска противника с высоты 200-400м… (пунктуация документа сохранена)»

Что мы видим: конец 1941г, но это уже не одиночные и не звеньевые вылеты бомбардировщиков, а поэскадрильно, под прикрытием истребителей. Немцы в бой вступают, но быстро из него выходят из – за нашего превосходства в силах. Значит не во всей авиации РККА были плохи дела, как некоторые хотят это представить. Были и грамотные командиры, которые могли и реально организовывали боевые вылеты по всем правилам военного искусства того времени. Это позволило увеличить эффективность вылетов и существенно снизить свои потери. Обратите внимание и на то, напряженность вылетов составляет в среднем по 3 на один исправный самолет. Очень часто встречаю в литературе утверждения, что немецкая авиация совершала по 3-4 самолетовылета (для средних бомбардировщиков) и до 5-7 для Ju-87, а наши такого организовать не могли… Как видим, могли и делали.

Запись из БЖД 10 САД: «…4 декабря 1941г по населенному пункту Степаново, занятую танками и мотомехвойсками противника были впервые применены РРАБ-3 с самолета Пе-3 с высоты было сброшено РРАБ-3 бомб АО-15. Наземные войска, занявшие к исходу дня этот пункт донесли, командованию ВВС, что действиями авиационных частей в Степаново было уничтожено 70%  всей матчасти и живой силы…»

Еще один пример неординарного мышления руководства полка / дивизии по выполнению боевых задач. Ротативно рассеивающие авиабомбы были разработаны в СССР в 1938г. Выпускались в трех вариантах РРАБ-1, РРАБ-2 и РРАБ-3, весом соответственно 1000кг, 500кг и 250кг. Длина по разным источникам составляла от 2-2,25м до 3,5м, диаметр – 600мм.

РРАБ – 3 в отличие от РРАБ – 1 и РРАБ – 2 оснащалась 3 лепестковыми стабилизаторами и имела 3 отсека для загрузки суббоеприпасов. В связи с тем, что для мелких осколочных бомб не было единого стандарта по длине, зачастую отсеки РРАБ оставались не до конца заполненными. РРАБ – 3, сброшенная с высоты 3000м поражала площадь от 220 до 850 м.кв, а с высоты 5000м – до 1100 м.кв.
По отзывам пилотов, использовавших эти бомбы в Советско – Финскую войну 1939г, это было очень эффективное оружие. Вот пример упоминания о РРАБ в мемуарах генерал-майора авиации В.И. Ракова: «Особенно сложно было готовить мелкие осколочные бомбы для специальной кассеты РРАБ, которая после сбрасывания ее с самолета раскручивалась, затем раскрывалась, и наполнявшие ее мелкие бомбы разлетались, захватывая довольно большую площадь. Название кассеты РРАБ происходило от начальных букв: ротативно-рассеивающая авиационная бомба.Снаряжение РРАБ требовало большого времени. Каждую мелкую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины или лимоны в ящик, а их помещалась не одна сотня. В случае отмены вылета кассету надо было столько же времени разряжать. Острые на язык наши ребята расшифровали РРАБ по-своему – работай, работай, а без толку… Хотя вообще-то она действовала довольно эффективно».

Именно по причине трудоемкости снаряжения эти бомбы перестали выпускать в 1940г. Где нашли контейнеры для этого, а по некоторым источникам еще двух вылетов, остается загадкой.

Результативность 50 кг и 100 кг бомб при работе по живой силе противника была существенно ниже. Большое количество взрывчатки разрывало корпус на мелкие осколки, которые достаточно быстро утрачивали кинетическую энергию, уменьшая радиус поражения. Малокалиберные осколочные бомбы разрывались на меньшее количество осколков, но более крупных, что давало им большую дальность поражения.

По описанию, не совсем однозначно можно определить количество используемых бомб. На полях стоит неразборчиво отметка, которую можно прочитать, как 2шт. 2 бомбы РРАБ – 3 укладываются в допустимую бомбовую нагрузку самолета Пе-3 при неполной заправке топливом. Анализируя текст, тоже можно предположить о размещении 2 бомб под одним самолетом. Косвенно, факт подвески 2-х бомб под один самолет, подтверждает и один интересный документ 60 САД, касающийся применения РРАБ-3 на самолетах Пе-3. Не исключено, что составлен он был как раз на основании данных вылетов. Но, что характерно, в 54 БАП, который одно время входил в состав 60 САД, РРАБ – 3 не применялись.

В документе, отправленном в штаб ВВС Красной Армии, под названием «некоторые мероприятия и замечания по использованию вооружения на самолетах Ил-2 и Пе-3», указывалось:
«1. Самолет Пе-3
… 2. Для большего поражения и уничтожения противника бомбами необходимо максимально использовать на самолете Пе-3 РРАБы, в количестве 2-х штук, при бомбовой нагрузке 500-600 кг. РРАБы с производства сняты необходимо обязать производство по изготовлению таковых для: ДБ-3 по образцу последнего выпуска, т.е. РРАБ – 3, для Пе-3 изготовить по принципу РРАБ – 3, но уменьшить по длине и по диаметру на 40%. При таком уменьшении РРАБа сохраняется об’ем вместимости для загрузки 300кг бомб. Желательно и необходимо на самолет Пе-3 устанавливать РО для реактивных снарядов, т.к. практика показала, что с самолета Пе-3 штурмовку проводить мало ввиду того, что после бомбежки уходят на большой высоте и пулеметный огонь вести не целесообразно. Реактивный снаряд летит до 7-ми клм, и поэтому выгодно вести огонь по наземному противнику выше указанным снарядом (это будет воздушная дальнобойная артиллерия)…» (пунктуация сохранена).
5 декабря Был получен приказ нанести бомбовые удары по скоплению противника в пунктах Ольгово и Жуково и сжечь оба этих населенных пункта. Плохие метеоусловия (низкая облачность 50м, видимость до 500м), ограничили применение авиации, но тем не менее полк выполнил 10 самолетовылетов. Бомбометание выполняли с высоты 40-50м. С боевого задания не вернулся Пе-3 ст. сержанта Джогаева (?) и штурмана лейтенанта Тростянского. По неизвестным причинам он сел на вынужденную в районе Фрязино (4км  северо – восточнее Щелково). В строю осталось 11 исправных Пе-3 и еще 3 находились в ремонте.

На следующий день полк работает по тем же населенным пунктам и Ново-Завидовской, Безбородово, Белый Раст, Завидово, Никольское, Дмитровка, Бабаиха. Выполнено 2 полковых вылета (24 самолетовылета), потерь нет. Один воздушный бой прошел без потерь для обоих сторон, в трех других случаях звенья Bf.109F от воздушного боя уклонились.

И опять в ЖБД 10 САД интересная запись: «6.12.41г действиями наших частей в районе Ново – Завидовский и особенно истребителей (ЛаГГ-3 прим. автора) по танкам в районе Бабаиха, по оценке наземного командования, противнику нанесен большой ущерб (сведения получены из штаба ВВС КА)»
Не совсем понятно, какой ущерб могла нанести танку 20мм пушка ЛаГГ-3. 20мм бронебойно зажигательный снаряд Б-3 обеспечивал пробитие 20мм гомогенной брони с дальности до 400м, а НБ-200, с увеличенной начальной скоростью – давал 100% пробитие с дистанции до 500м. Такая же броня, а тем более цементированная, поставленная под углом 30 градусов уже не пробивалась.

Возможно, за танки принимались немецкие бронетранспортеры. Известно, что в качестве командирских, на советско - германском фронте, в начале войны, применялись Pz II. Толщина их брони не превышала 14,5мм и теоретически могла поражаться из 20мм пушки. А вот на Pz IIIE броня уже была усилена до 30мм и быть пробита никак не могла. Могли пострадать от огня 20мм пушек и StuG III, с бронированием крыши 11-16мм и часто принимаемые за танки. Но так или иначе, наземное командование работу истребителей оценило.

Потерь не было, но количество исправных самолетов на конец дня сократилось до 9.
7 декабря работали по мотопехоте в Кабаково, Ельдино, Чавидово, Рогачево, Спас – Каркадино, Озерецкое, Дурыкино. 12 самолетовылетов Пе-2 и 13 самолетовылетов ЛаГГ-3. Бомбометание проводилось с 2100-3000м, истребители штурмовали РС и пулеметно – пушечным огнем с 2000 до 300м.

Небольшую передышку в боях дали метеоусловия. До 13 декабря полеты не выполнялись, но по непонятной причине, количество исправной матчасти в разные дни указывалось разное (далее дата в числителе, количество исправных самолетов в знаменателе): 8/10, 9/9, 10/10, 11/11, 12/10, при общей численности с неисправными – 14 самолетов.

Однако, когда 13 декабря на выполнение боевого задания вылетело 7 Пе-3, 3 из них вернулось из-за неисправности матчасти. Аналогичная ситуация была и в 168 ИАП – из 6 самолетов, вылетевших на боевое задание, по техническим причинам вернулось 3.

В отличие от предыдущих дней, когда боевой задачей ставилось не допустить подхода резервов, 13 декабря приказ был уничтожать отходящие части противника.
14 декабря погода улучшилось и полк выполнил 2 полковылета (21 самолетовылет Пе-3 при 10 исправных) по отступающему по дорогам западнее Высоковска противнику, а так же по подходящим с юго – запада в направлении Клин его резервам.

В этот день бомбардировщики пошли без прикрытия. Бомбометание выполнялось с высоты 2000-2300. В 11.43 на высоте 2000м 5 самолетов Пе-3 были атакованы четверкой Хе-113 (Bf.109F). Атака была отбита пулеметным огнем экипажей. На этот раз обошлось без потерь.

15 декабря полк продолжает работать по отходящему противнику в том же районе. И снова работает без прикрытия. И снова воздушный бой с парой мессершмиттов. 6 самолетов Пе-3 были атакованы в 15.05 на высоте 2200м в районе Павельцево, Тарасово. И на этот раз удалось обойтись без потерь. Не смотря на то, что люфтваффе было сильно потрепано с начала войны и многие части были выведены на отдых и пополнение, тем не менее они еще часто показывали зубы и наносили чувствительные удары.

Нелетная погода, наступившая 16 декабря, снова на несколько дней приковала самолеты к земле. Вылеты выполняются единичными самолетами, да и то, безрезультатно, с возвращением по метеоусловиям.
17 декабря поступает распоряжение генерал – майора Петрова о рекогносцировке 18.12.1941г посадочной площадки у д. Дядьково с перебазированием на нее утром 19 декабря. По результатам осмотра, площадка оказалась непригодной для самолетов Пе-3.

20 декабря изучалась посадочная площадка в районе аэродрома Крюково. Но и она оказалась не пригодной. Наконец, 27 декабря поступило устное распоряжение на перебазирование 10 САД в составе 511 СБП и 168 ИАП на аэродром Хомяково. Однако перебазирование, по метеоусловиям, началось только 3 января 1942г. В первой половине дня опять стояла нелетная погода, а во второй немного разгулялась. И два Пе-3 с парой ЛаГГ-3 успешно перебазировались на аэродром Мясново под Тулой. Полностью полк перебазировался только 5 января.

Период с 20 декабря 1941г по 5 января 1942г характерен не только перебазированием на новый аэродром, но и новым родом деятельности полка. С 20 декабря, почти ежедневно, когда позволяла погода, полк начал выполнять вылеты на разведку. Так 20 декабря отмечено 3 самолетовылета за день и все на разведку. Один самолето вернулся из-за метеоусловий, но два оставшихся выполнили задачу с бомбометанием с высоты 100м. 21 декабря была поставлена задача: «… непрерывная разведка и уничтожение отходящих частей противника…» Вылетов, по метеоусловиям, не было.

24 декабря – 12 самолетовылетов. Видимо руководство учло участившиеся воздушные бои Пе-3 с истребителями противника, и было дано распоряжение снова летать с прикрытием. Только этим могу объяснить запись в ЖБД 10 САД: «… 168 ИАП из-за неподготовленности на аэродроме подскока Тушино (?) боевые действия 511 СБП не прикрывал.»

25 декабря снова один неудачный вылет на разведку. В этот же день поступает распоряжение, согласно приказу ВВС КА № ОП2/0072: 10 САД в составе 168 ИАП и 511 СБП остается в группе генерал – майора Николаенко и входит в состав Западного Фронта.

Плохая погода позволила довести количество боеготовых самолетов до 13 единиц. И один Пе-3 оставался неисправным.

Утром 28 декабря вылет на боевое задание 8 Пе-3 под прикрытием 7 ЛаГГ-3. Во второй половине дня погода снова ухудшилась.

Интересная запись от 29 декабря: «Задача: 10 САД в течение дня 29.12.41г уничтожает войска противника в районе западнее и северо – западнее Руза. Задача из – за метеоусловий выполнена частично. 511 СБП произвел один боевой самолетовылет с общим налетом 1ч10м и 5 самолетовылетов на испытание бомб с общим налетом 1ч40м. В результате бомбардировки в деревне Поречье уничтожено до 2-3 автомашин с грузом.»

К сожалению, не удалось найти информацию о том, какие испытывались бомбы. После применения РРАБ, возможно, это была какая - то экзотика. Вполне возможно, что трофейные немецкие.

30 декабря снова задача на уничтожение противника. 2 самолетовылета на разведку противника и погоды. И оба вернулись. Первый с рубежа Щелково, Пушкино, второй – Ново – Петровская, Теряева Слобода.  Аналогичная ситуация повторялась каждый день с 31 по 3 января 1942г.

3 января, на аэродроме Ногинск, в 18.10 при прогреве мотора был потерян Пе-3 с/н 392412. Причиной стало возгорание мотора на малых оборотах. Техсостав пытался сбить пламя, но безуспешно. Самолет сгорел полностью. Упоминаются взрывы патронов и бомб, но о других разрушениях и повреждениях на аэродроме других самолетов информации нет.

5 января, при перебазировании на аэродром Мясново, на самолете летчика Радина заклинило мотор. От Серпухова до Тулы летел на одном моторе, но посадку выполнил на отлично.

Упоминание большого количества отказов в последние дни, говорит о том, что матчасть была уже изношена. Ресурс мотора М-105 составлял 125 часов, но по факту, в результате не всегда правильной эксплуатации, это значение было почти всегда меньше.

Очередной выход из строя матчасти произошел 8 января. Из 17 самолетовылетов 10 САД за этот день, 9 самолетов вернулись из –за плохих метеоусловий. 6 самолетов Пе-3 дошли до цели и отбомбились по автомашинам и подводам  пехотой противника. На обратном пути, из – за отказа матчасти, один Пе-3 совершил вынужденную посадку на аэродром Грабцево (8км северо – восточнее г.Калуга). В задачах дня ставился удар по аэродрому противника Анисов – Городище, но информации р нанесении удара нет. На конец дня состояние матчасти 511 СБП оценивалось в 9 исправных самолетов и 4 неисправных.

9 января дается повторная задача на уничтожение скопления войск в районе Юхнов, Людково и авиации противника на аэродроме Анисово, Городище. Погода позволила выполнить за день 36 самолетовылетов, из них 19 самолетов Пе-3. «…В результате боевых действий уничтожено 4-5 танков, 36 автомашин с пехотой и военными грузами, 55 повозок, до 3-х взводов пехоты, один крытый ж.д. вагон, рассеяно до двух рот пехоты. В результате прямого попадания в д. Бордино возник пожар.» Упоминания о атаке аэродрома опять отсутствует. С боевого задания не вернулся Пе-3 экипажа Джогаева (?). Количество исправных Пе-3 – 9, неисправных – 3. (с/н 392506)

И в течение 2 последующих дней ставилась задача бомбить аэродромы противника, но опять какая либо информация об этом отсутствует. Если 10 января полк вообще не летал по метеоусловиям, то 11 января, среди уничтоженных целей, упоминаются только автомашины и подводы противника. Но как ни странно, численность парка Пе-3 увеличилось на 1 самолет: 10 исправных и 3 неисправных. Но скорее всего, это техническая описка в тексте и в дальнейшем лишний самолет так же бесследно исчезает.

12 января стало для полка неудачным. В этот день полк выполнил 2 самолетовылета одиночными самолетами на разведку в район центра и южной окраины г.Сухиничи; 10 самолетовылетов на уничтожение противника.
В 10.30 Пе-3 мл.лейтенанта Яковлева вернулся по причине срыва колпака (фонаря). Не смотря на ранение, летчик успешно посадил поврежденный самолет с бомбовой нагрузкой на свой аэродром.

А днем произошла катастрофа Пе-3 экипажа Радина. В 13.05 одиночный Ju-88 сбросил несколько бомб на территорию вокзала в г,Тула. По нему открыла огонь зенитная артиллерия. В это время с боевого задания возвращалось звено капитана Костюченко и при развороте на посадку попало в зону зенитного арт.огня. При втором заходе самолет Радина, по неизвестной причине, развернулся на высоте 20м, задел провода и потерпел аварию. Летчик Радин умер через 55 минут. Штурман с ранениями был отправлен в госпиталь. Самолет капитана Костюченко, с двумя отказавшими двигателями, выполнил посадку на живот у д.Михалевка. Экипаж цел, самолет подлежит ремонту. Вот такое неудачное стечение обстоятельств привело к одной безвозвратной потере самолета и летчика и 2 самолета оказались в ремонте в течение одного дня. (с/н неизвестен)

13 января снова авария. В ограниченных метеоусловиях, на бомбардировку противника в центре и на южной окраине г.Сухиничи , вылетело 12 самолетов Пе-3 под прикрытием 7 ЛаГГ-3. Один самолет Пе-3 из – за отказа мотора вернулся не выполнив задание. Второй самолет, по той же причине, сел на вынужденную посадку на свой аэродром. Посадка произошла при не полностью выпущенных шасси, в результате чего правая нога шасси сломана, погнут винт левого винта, неисправен правый мотор. В результате, из 11 Пе-3, боеспособными остались только 7. (с/н 392502)

Отмечается усиление разведки противником района г.Тула.

14 января 10 САД ставится задача на уничтожение противника в районе Колухово, Спас – Деменск, на обратном пути прикрытие 1 ГКК в районе Зюзино, Соловьевка, Людково, Мосальск, с одновременной разведкой противника по дорогам в районах Юхнов, Рославль, Спас – Деменск, Читяево. Не смотря на отсутствие вылетов самолетов по метеоусловиям, численность Пе-3 сократилось до 10 самолетов. 6 исправных и 4 в ремонте. Вероятно, борт капитана Костюченко посчитали неремонтопригодным и списали.

16 января опять ставится задача на бомбардировку в составе полка аэродрома противника. На этот раз – аэродром Сеща. Последующими вылетами уничтожать войска противника в г.Сухиничи. Вести разведку в районе Людково, Глагольня, Долгое. Задача в очередной раз выполнена частично из-за метеоусловий. В результате бомбового удара уничтожен 1 танк, 8-9 автомашин с пехотой и военными грузами, разрушено 3-4 каменных здания в центре г.Сухиничи, возникло до 5 пожаров. Сброшено 4000 шт. листовок.

Не обошлось и без потерь. Из 10 вылетевших Пе-3, два не вернулись с боевого задания. Первый – командира звена лейтенанта Леткова, штурман лейтенант Штилик; второй – экипаж мл.лейтенанта  Сычева, штурман мл.лейтенант Ковальков.
Судьба не вернувшихся экипажей стала известна только на следующий день. Экипаж Сычева произвел вынужденную посадку на аэродроме Елец, вследствии потери ориентировки в сложных метеоусловиях. Самолет «поломан» (так в ЖБД 10 САД, прим. автора), экипаж невредим. Экипаж Леткова, в следствии повреждений от ЗА,  совершил вынужденную посадку на южном аэродроме г.Плавск. Экипаж здоров, самолет «подломан» (с/н неизвестны)

«При выполнении боевого задания 16.1.42г экипажем Сычева произведено два захода на аэродром Сеща и бомбардировкой уничтожено: два самолета Ю-88, пулеметным огнем атакован самолет Ме-109, возникли пожары, количество поврежденных установить не удалось.»

По воспоминаниям многих летчиков штурмовиков, аэродром Сеща часто называли осиным гнездом. Место базирования истребительной авиации противника, обильно прикрытое зенитной артиллерией.

В строю осталось 4 исправных Пе-3 и 4 в ремонте. Днем позже к поврежденным добавятся еще 2 на вынужденных посадках экипажей Леткова и Сычева, но ненадолго. 18 января поступило распоряжение о перебазировании 10 САД на аэродром Корекозево и 2 самолета на местах вынужденных посадок, вероятно списали. 511 скоростной бомбардировочный полк, а по факту только звено, как боевая единица остался только на бумаге

17 января три самолетовылета на разведку. Все вернулись не выполнив боевого задания по метеоусловиям.

18 января два Пе-3 выполняли разведку войск противника, два самолета нанесли удар по скоплению войск противника в д. Людково.

Больше вылетов 511 СБП в составе 10 САД не выполнял.

На основании распоряжения Командующего ВВС Западного Фронта, управление 10 САД в полном составе с 23 января 1942г приступают к выполнению спецзадания.

22 января 1942г, на основании шифротелеграммы главкома, группа генерал – майора Николаенко расформировывается и 10 САД становится самостоятельной единицей.

168 ИАП с 23.1.42г выходит из состава 10 САД и в полном составе переходит в состав 60 САД.

511 СБП с 23.1.42г выходит из состава 10 САД, материальная часть с летно – техническим составом передается в 54 ББП 60 САД. А оставшемуся личному составу 511 СБП предписано быть готовым к отправке на доукомплектование.

Приказом от 21 января 1942г по 10 САД, за успешную работу и умелое руководство работой полка, Командиру 511 АП майору Бабанову, Военкому Ст.Бат.Комиссару Дроздову, Начальнику штаба майору Халюк была объявлена благодарность.

Казалось бы, на этом история 511 СБП на самолетах Пе-3 заканчивается, однако это не так. Самолеты и летно – технический состав не были переданы в 54 ББП, а продолжили воевать в подчинении Западного Фронта в качестве отдельного авиационного полка...


Поскольку правила сайта позволяют публиковать материалы только авторские на 100% материалы, часть информации не вошла в эту статью: архивные материалы, документы, фотографии, особенности доработок самолетов в 511 РАП с соответствующими фото. Невошедшее можно посмотреть в группе в контакте: "Ил-2 и Пе-3. Группа двух самолетов" (il2_pe3).


Рецензии