Стал музыкантом я совершенно случайно

Свой 76-й день рождения отмечает заслуженный деятель искусств России, профессор Военного института военных дирижёров, в недавнем прошлом – начальник и главный дирижёр Первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР (1985-1994) Анатолий Борисович Мухамеджан.
В течение 30 лет Мухамеджан гастролировал в СССР и в странах Европы, Азии и Африки, в США. Сотрудничал с выдающимися музыкантами, среди которых Артур Эйзен, Владимир Маторин, Зураб Соткилава, Александр Ворошило, Тимофей Докшицер, Маргарита Шапошникова, Иван Оленчик, Сергей Накаряков, а также мастера эстрады Иосиф Кобзон, Евгений Мартынов, Александр Малинин и другие. Имеет множество записей на Центральном радио и телевидении, более 20 альбомов (LP и CD).

В январе 2016 года в Фейсбуке открылась страничка Анатолия Борисовича. Я был этому несказанно рад: и как личность, и как дирижер этот человек оставил у меня и у моих друзей самые лучшие воспоминания. Я никак не мог упустить возможность взять у него интервью: как раз близился его 70-летний юбилей.
Анатолий Борисович рассказывает: «Стал музыкантом я совершенно случайно. Мои родители к миру музыки никакого отношения не имели. Отец вернулся с фронта без ноги, 50-е годы были тяжёлыми, и решено было меня как сына инвалида отдать в Суворовское училище.
В военкомате нам сказали, что мы опоздали, набор в общевойсковые суворовские училища закончен, но в Московском суворовском военно-музыкальном училище экзамены только начинаются. На удивление, у меня оказался приличный слух, и я был принят. Так распорядилась судьба, которая вела и до сих пор ведёт меня по жизни, помогая и оберегая.
Семь лет, проведённые в училище, стали настоящей школой жизни, где я и мои товарищи получили блестящее музыкальное, и не только музыкальное, образование. Никогда не забуду своего первого наставника, Бориса Григорьевича Миллера, наших преподавателей – Колесниченко, Стучевского, Кудряшова, Юрьева. Большая им благодарность за всё.
Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени Чайковского отшлифовал полученные в Суворовском училище знания. И здесь опять мне крупно повезло с педагогами.
Прежде всего - это мой главный преподаватель на факультете по классу дирижирования Борис Александрович Диев, научивший меня читать партитуру, понимать закодированную в нотах музыку. Очень остроумно сказал Бернард Шоу: «Существует 50 способов сказать слова «да» и «нет», но записать их можно лишь одним способом». Так и с нотами.
Ноты, как и буквы, – это только графика, а оживить эти формальные, бездушные знаки необходимо в самом себе, в своём отношении к музыкальной ткани. И ещё мы прошли в классе множество музыкального материала - неизмеримо больше, чем предполагала программа обучения.
Очень много дал нам педагог по специнструменту, известный преподаватель по тромбону Азат Мкртычевич Седракян, научивший понимать и правильно применять всё многообразие штрихов, нюансов.
Сергей Петрович Горчаков (известный переложением фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» для симфонического оркестра), научивший понимать и любить инструментовку как очень важный для дирижёра предмет. Полученные знания позволили мне уже через три месяца после выпуска выиграть свой первый конкурс на должность дирижёра в оркестр штаба Прикарпатского военного округа и через полгода, в 1970 году, возглавлять этот коллектив на конкурсе штабных оркестров ВС СССР».
                ***
… К моему большому сожалению, под началом А.Б. Мухамеджана в оркестре штаба ПрикВО мне довелось играть только два месяца - но этого было достаточно, чтобы понять, что он необыкновенный музыкант!
 
Именно благодаря его дружелюбному и демократичному отношению к музыкантам - несмотря на то, что это был армейский строгий коллектив - в оркестре жили хорошие творческие тенденции.
Репетиции проходили интересно, мы не смотрели на часы. На глазах рождались произведения. Даже из простого марша нашему руководителю удавалось сделать картинку - не говоря уже о концертных произведениях. К сожалению, с переводом Анатолия Борисовича на новое место службы всё изменилось. Все мы очень сожалели о его уходе. Долго можно было слышать ностальгическое: «А помнишь, как у Мухамеджана это звучало!». И музыканты вроде те же, и на тех же инструментах играют, а не то…
 
В ходе наших бесед отдельной интересной для Анатолия Борисовича темой был мой рассказ о духовой музыке в Израиле. Для большей наглядности я выслал ему несколько видеозаписей юношеского оркестра консерватории Петах-Тиквы, где я преподаю много лет. Анатолий Борисович порекомендовал наш оркестр для участия в престижном фестивале «Спасская башня» - и наша поездка в Москву осуществилась.
 
 На фото: нач. военно-оркестровой службы СА Н. М. Михайлов, композитор А. Пахмутова, нач. отдельного показательного оркестра МО СССР А.Б. Мухамеджан
 
  … Дорогой Анатолий Борисович! От всего сердца желаю Вам здоровья! И пусть жизнь Ваша продолжает наполняться творческими находками! Пусть всё на свете удаётся!


Рецензии