К 100-летию Пьера Паоло Пазолини

К 100-летию Пьера Паоло Пазолини

«Какую бы тройку великих интеллектуалов в искусстве ХХ века ни называли, всегда в этой тройке оказывался Пьер Паоло Пазолини». Из лекции в академии искусств.

«Пьер Паоло Пазолини (итал. Pier Paolo Pasolini; 05.03.1922, Болонья, Италия —02.11.1975,  Рим, Италия) — итальянский кинорежиссёр, поэт и прозаик. По своим политическим взглядам являлся марксистом и коммунистом, что находило отражение в его литературных и кинематографических творениях, в которых он с антибуржуазных позиций высказывался на темы политики, религии и идеологии, эпатируя публику оригинальными прочтениями классических мифов и сочетая марксизм с учением Христа и человеческой сексуальностью в самых разнообразных и неожиданных её проявлениях», - так стандартизированная дефиниция из Википедии «гуляет» по сайтам интернета. Мы также последуем вики-традиции, но попытаемся подчеркнуть индивидуальность, уникальность личности Пазолини и подвести читателя к пониманию смысла процесса вселенской эволюции, регулярно экспериментирующей посредством манифестации единичного, уникального, бросающего вызов общему, усреднённому, массово подавляющему.
В 1939 году Пазолини окончил школу и поступил в Литературный колледж Болонского университета. Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19-летнем возрасте и признавался, что поэзия — его первая любовь. В 1956 году опубликовал роман «Шпана» (Ragazzi di vita) о люмпен-пролетарской молодёжи Рима. В 1957 году сборник стихов «Пепел Грамши» удостоился премии Виареджо.
Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии. Пазолини - признанный новатор в поэзии на фриульском языке, давший ей новое направление развития и порвавший с традицией, восходящей к фриульскому поэту Пьетро Цорутти (1792-1867). В поэтическом творчестве он пользовался говором селения Казарса-делла-Делиция, откуда была родом его мать и где в детстве он неоднократно проводил лето. В 1945 году Пазолини основал «Малую академию фриульского языка» (Academiuta di lenga furlana).
До съёмок своего первого фильма Пазолини регулярно работал в качестве сценариста (1954—1960). Так, он написал сценарий к фильмам «Женщина реки» Марио Сольдати (совместно со знаменитым итальянским писателем Джорджо Бассани, в главной роли снялась Софи Лорен), «Пленник гор» Луиса Тренкера (также совместно с Бассани), «Горбун» Карло Лидзани (первая версия сценария, совместно с Серджо Читти, а также сыграл в этом фильме роль). Особо стоит отметить его содружество с Мауро Болоньини, к фильмам которого Пазолини писал сценарии, среди них — «Кокетка Мариза» (1957), «Молодые мужья» (1958), «Бурная ночь» (1959), «Красавчик Антонио» (1960), «Дурацкий день» (1960). Также участвовал в написании сценариев для фильмов: «Смерть друга» Франко Росси (1959), «Танк 8 сентября» Джанни Пуччини (1960), «Длинная ночь 1943 года» Флорестано Вачини (1960; экранизация произведения  Бассани), «Кантата сточной канавы» Чечилии Манджини (1960), «Девушка на витрине» Лучано Эммера (1961).
В это же время сдружился с Федерико Феллини и принял участие в написании сценариев к фильмам «Ночи Кабирии» и «Сладкая жизнь» (совместно с Серджо Читти написал несколько сцен: диалоги гомосексуалов-проституток, участвующих в оргии). С Феллини Пазолини разошёлся во время начала съёмок «Аккатоне»: снятые сцены не понравились Феллини.
В сентябре 1958 года по приглашению Союза советских писателей состоялся визит Пазолини в СССР, в Москву, где он принял участие в конференции, посвящённой проблемам поэзии. Поэзия Пазолини до сих пор не понята и не оценена, ещё не настал её час, но можно быть уверенным, что такой час нагрянет и поэзия Пазолини будет преведена на «всяк сущий» язык…
Первый фильм Пазолини «Аккатоне» (1961), основанный на его собственном романе, в духе неореализма рассказывал о жизни римских трущоб. В 1962 году Пазолини был арестован за участие в съёмках фильма «РоГоПаГ» и приговорён к условному заключению.
В 1963 году Пазолини встретил «великую любовь своей жизни», пятнадцатилетнего Нинетто Даволи, которого он позже снял в своём фильме «Птицы большие и малые» (1966). Пазолини стал наставником и другом юноши. «Хотя их сексуальные отношения продолжались всего несколько лет, Нинетто продолжал жить с Пазолини и был его постоянным компаньоном, а также появлялся ещё в шести фильмах Пазолини». Вот так обычно ссылкой на обыденную сексуальность затушёвывают любовь вместе с её небесной конституэнтой.
По собственным сценариям в 1960-е годы Пазолини снял фильмы «Мама Рома», «Теорема», «Птицы большие и малые», «Свинарник».
В своих дальнейших киноработах Пазолини в основном использовал классические литературные произведения. И он создал подлинные незабываемые шедевры: «Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Цветок 1001-ой ночи», «Медея», «Сало, или 120 дней Содома». При этом он мог придавать им современную политическую трактовку, изображая Иисуса как революционера или перенеся действие «120 дней Содома» в фашистскую Республику Сало. Каким бы обеднённым выглядел бы мировой кинематограф, не будь этих шедевров!
После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключён за «развращение малолетних», - но реальная причина была в том, что он не скрывал своей гомосексуальности и права человека на свою любовь. Несмотря на это, он до конца жизни оставался убеждённым коммунистом, тем не менее говоря, что является, даже будучи атеистом, религиозным человеком, поскольку религия — часть народной жизни и противоречивого мироощущения вообще.
Снимался в своих фильмах Пазолини в эпизодических ролях. Также привлекал к съёмкам непрофессиональных актёров, часто родственников и друзей. Так, Деву Марию в «Евангелии от Матфея» сыграла мать режиссёра.
В начале 1970-x годов Пазолини путешествовал по странам Востока -Ирану, Йемену, Непалу, — чтобы собрать материал для «Трилогии жизни», состоящей из «Декамерона» (1971), «Кентерберийских рассказов» (1972) и «Цветка 1001 ночи» (1974). В этих фильмах Пазолини пытался, по его словам, «противостоять как излишней политизации и утилитаризму левых партий, так и нереальности массовой культуры, создавая фильмы, где вы можете найти естественное чувство тела, то физическое начало (;lan vital), которое было давно утрачено».
Пазолини, будучи коммунистом, общается с Папой Иоанном XXIII. Будучи атеистом, говорит о вере. Про него говорили, что его кумирами являются Христос, Маркс и Фрейд. Сам он говорил, что единственный его кумир — это реальность.
Отношения церковных властей и Пазолини представляют большой интерес. Он сам описывал Папу Иоанна XXIII, который был причислен к лику святых 27 апреля 2014 года, почти пророческим образом:
«Представьте, что Иоанна XXIII канонизировали: вот он, интегрированный, вправленный в образок, очищенный от злых духов. И без сомнения, Иоанн XXIII внёс бы вклад в возможное улучшение мира. Но, если бы у него спросили: «Извините, вы способствуете улучшению мира?», он рассмеялся бы в лицо собеседнику, или даже послал его к чёрту, а потом, конечно, ответил бы, улыбаясь: «я делаю, что могу».
Все знали скандальный характер режиссёра, но однажды у него рождается желание снять фильм по Евангелию от Матфея:
«Я был в Ассизи, гостил в религиозной коммуне, там была дискуссия по поводу моего первого фильма. В тот день в Ассизи без предупреждения приехал Иоанн XXIII.  Движение в городке было перекрыто, и я был вынужден оставаться в номере, отложив  отъезд. На ночном столике лежало Евангелие. Я начал со скуки перечитывать это. На  второй странице я уже понял, что в нём нужно повернуть так, чтобы это было моё  Евангелие от Матфея. Ведь речь шла о травме, о внезапном озарении. Теперь же я знаю,  что даже если бы выбирал обдуманно, всё равно выбрал бы только Евангелие от Матфея. Действительно, из четырёх Евангелий оно самое революционное».
Церковные власти поддержали желание Пазолини. Специальная церковная комиссия консультировала его во время съемок фильма. Когда съёмочный процесс был почти закончен, вышел короткометражный фильм Пазолини «Овечий сыр» (1963 г). На протяжении 20 минут разворачивается сцена съёмок фильма о распятии Христа, в котором циничный, неверующий режиссёр занят рефлексией, в то время как статист на кресте умирает по стечению обстоятельств. Фильм вызвал скандал, подозревали, что следующий фильм «Евангелие по Матфею» может быть кощунством. Эта история сделала Пазолини жертвой судебного процесса.
Речь исполняющего обязанности прокурора Италии Джузеппе ди Джинайо была пламенной: «Я уверен, что ваше решение оживит чувство собственного достоинства тех католиков, которые не отреклись от своей культуры из страха, что их обвинят в конформизме. Пусть верующие будут поосторожнее: иначе они рискуют ввести в град Господень троянского коня Пазолини. На этом суде двое обвиняемых. Если вы осудите Пазолини, то оправдаете меня, но если вы оправдаете его, то неизбежно осудите дело всей моей жизни».
По окончанию судебного процесса Пазолини осудили на 4 месяца, показ «Овечьего сыра» был запрещён. Продолжать снимать фильм по Евангелию в такой ситуации было тяжело.
Помощь пришла от «Общества христианской культуры», которое ранее приглашало Пазолини в Ассизи. В своём заявлении оно указало: «Пьер Паоло Пазолини оставил у нас о себе прекрасное впечатление, в любом человеке мы видим отражение Лика Господня. А тем, кто говорит, что Пазолини неверующий грешник, мы смиренно отвечаем, что даже если это и правда, мы всё равно не считаем, что надо захлопнуть перед ним дверь и отказать в помощи, о которой он просит».
Фильм «Евангелие по Матфею» был снят и сегодня входит в 45 фильмов, рекомендованных Папским советом по массовым коммуникациям.
Пазолини, сам будучи атеистом, так отвечал на вопрос о вере:
«ВЕРЮ ЛИ Я В БОГА?
Я определился со своим неверием в четырнадцать лет. В последние несколько месяцев я  впервые в каком-то смысле осознал, пусть в чисто имманентном и научном плане, идею Бога. Очень любопытно, каким образом это произошло. Я всегда интересовался лингвистическими проблемами, оставаясь, впрочем, исключительно в поле итальянского языка, так что в Италии меня считают интересным лингвистом, хотя малоинформированным и эксцентричным. Недавно я увлекся лингвистическими  исследованиями о кино. И, естественно, не мог не обратиться к семиотике: науке, для  которой знаковые системы бесконечны и выходят за пределы языка.
Я пришёл к выводу, что «кино», воспроизводя реальность, даёт безукоризненное  семиотическое описание этой реальности. И что система знаков в кино — на практике та же система знаков реальности. Таким образом, реальность – это язык! Нужна семиотика реальности, а не семиотика кино! Но если реальность говорит, то кто это говорит и с кем он говорит? Реальность говорит сама с собой: это система знаков, с помощью которых реальность говорит с реальностью. Это разве не Спиноза? Это представление о  реальности разве не похоже на представление о Боге?»
В письме отцу Джованни Росси, с которым они познакомились во время съёмок «Евангелия по Матфею», Пазолини пишет:
«Дорогой отец Джованни,
я очень благодарен вам за ваши слова в ночь на Рождество: они были знаком истинной и глубокой дружбы; нет ничего более щедрого, чем реальный интерес к чужой душе. У меня нет ничего, чем я смог бы отблагодарить вас, но нельзя  расплатиться за подарок, по своей природе не требующий возврата. При этом я всегда буду помнить ваше сердце той ночью. Что касается моих грехов, самый большой — это думать только о моих работах, что делает меня немного чудовищным, и я ничего не могу с этим поделать; это себялюбие, в котором я утверждаюсь из-за обещания, данного себе и другим, с которым я не могу развязаться. Вы не могли бы освободить меня от этого греха, потому что я никогда не мог бы пообещать вам иметь намерение не совершать его больше? Два других греха, о которых вы догадались, являются моими «публичными» грехами: но, что касается богохульства, уверяю вас, это неправда. Я сказал резкие слова против определённой Церкви и определённого Папы: но сколько верующих сейчас не согласны со мной?
Другой грех я уже много раз исповедовал в своих стихах, и с такой ясностью и ужасом, что в конечном итоге стал жить во мне как семейный призрак, к которому я привык и в котором я уже не могу видеть реальную, объективную сущность.
Я «застрял», дорогой дон Джованни, таким образом, что только благодать могла бы освободить меня. Моя воля и воля другого бессильны. И это я могу утвердить, только смотря на себя как на объект и глядя на себя с её (благодати) точки зрения. Возможно, потому что я всегда, с самого начала своей жизни, падал со своей лошади: я никогда не сидел смело в седле (в отличие от многих влиятельных людей и несчастных грешников). Я всегда падал, и одна из моих ног попала в стремя, так что мой забег — это не езда верхом. Я как будто волочащееся существо, голова которого стучит по пыли и камням. Я не могу ни вернуться на коня евреев и язычников, ни упасть навсегда на Божью землю.
Я ещё раз благодарю вас,
с любовью,
Пьер Паоло Пазолини
(27 декабря 1964 г.)»
Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было сломано десять рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина. 17-летний Джузеппе Пелози был арестован и осуждён за убийство, но 7 мая 2005 года он отказался от своего добровольного признания в убийстве, и расследование было возобновлено. В преступлении участвовали сразу четверо убийц, а не один Пелози. По данным журнала Oggi, помимо Пелози в убийстве Пазолини принимали участие ещё два подростка, братья-неофашисты Франко и Джузеппе Борселино. Личность четвёртого злоумышленника не установлена.
В сентябре 2014 года в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля состоялась мировая премьера биографического фильма «Пазолини» (режиссёр — Абель Феррара), посвящённого последним дням жизни режиссёра и его загадочному убийству. Роль Пьера Паоло Пазолини исполнил дважды номинант на премию «Оскар» Уиллем Дефо.
В 2016 году бывшим ассистентом и другом Пьера Паоло Пазолини Давидом Греко был снят художественный фильм «Козни. Последний сюжет Пазолини», рассказывающий о нескольких последних месяцах жизни режиссёра и его убийстве. Картина участвовала в конкурсе ММКФ 2016 года. В роли Пазолини — Массимо Раньери.
Не всё, что связано с убийством Пазолини, расследовано.
Чему нас научил гений Пазолини? До него мы привыкли к однозначности, к иллюзии «объективного» разрешения противоречий в пользу одной противоположности, к детской, инфантильно упрощённой логике: да или нет, чёрное и белое, виновен – не виновен. А вселенная, мир, природа имеют свою, весьма сложную вероятностную, многозначную логику, не вмещающуюся в примитивную, двузначную. Так вот, Пазолини научил нас жить с неразрешёнными противоречиями, в неуютных противоречиях, искать своего «лица необщее выражение», откровенно, без боязни абсурда и парадоксов, без лжи и лицемерия выражать себя, свои мысли и чувства, совершать смелые поступки в соответствии со своими убеждениями, какими бы необычными они ни были. Попросту говоря словами Анны Ахматовой, он научил «просто мудро жить».
100-летний юбилей Пазолини явится новым поводом пересмотреть и перечитать его произведения, осмыслить их и жизнь самого творца. Многогранная личность, сложная судьба и шедевры Пьера Паоло Пазолини будут волновать людей и в следующие столетия.


Рецензии