Русская правда

Сквозь морозное окно виднелся утренний город.По улицам медленно с оглушительным рёвом проносились дизельные автобусы,коптя морозный воздух своим выхлопным,чадящим угаром.Пешеходы как обычно спешили по своим делам,кутаясь в зимние шубы и тёплые,шерстяные шарфы.Наша группа готовилась к экзамену по истории государства и права.Нас,человек восемь,стояло у окна на третьем этаже филиала академии МВД РФ,что располагался в одном из зданий в центре города на улице Горького.Был конец декабря, и мы все мысленно готовились к новогодним праздникам,предвкушая грядущие новогодние события.Но сначала необходимо было нам сдать зачёт по данному предмету.
Наша группа состояла в основном из участковых инспекторов милиции,кто-то был из лицензионно-разрешительной системы,сокращённо-"ЛРР",было две девушки следователя,Катя и Света,и я один опер. Мы все вместе учились заочно на третьем курсе данной академии.Сам я,как и многие мои другие товарищи,служили в своих районных и территориальных подразделениях. Два раза в год мы приезжали сдавать сюда очередную сессию. Обычно она длилась около двух недель,и заканчивалась небольшой,всеобщей попойкой где-нибудь в районе парка или сквера,чтобы не смущать обывателей.
В нашей группе был один гаишник из Лыскова,небольшого областного городка нашей области.Особенность его учёбы заключалось в том: что он появлялся во время сессии всего лишь один раз,и быстро исчезал из вида. Вот сидим мы бывало в своей аудитории,вдруг открывается дверь,и оттуда выглядывает добродушная физиономия этого гаишника в звании капитана милиции.Она лукаво улыбается и делает движением своего лица какие-то тайные знаки нашему курсовому,при этом в руках у него был всегда кожаный дипломат чёрного цвета. Что было в нём для нас оставалось тайной.
-Наверное,бабло привёз,-говорит Лёха,-участковый из Сормова.
-Или закуску с бухлом,-вторит ему Санька,-участковый с Ленинского района.
После чего лектор быстро поднимался со своего стула и поспешным шагом направлялся к двери,где его ожидал улыбающийся гаишник. С нами он никогда не общался, да и нам всем было глубоко наплевать на него.
Курс истории государства и права преподавала нам кандидат исторических наук,доцент кафедры "Гуманитарного института," Чернявская Татьяна Анатольевна.
Сама она была в звании полковника милиции,но занималась научной деятельностью и преподавала в нашем филиале академии. Помимо нас,действующих сотрудников,в нашем филиале проходили обучение юриспруденции и гражданские лица,но за плату.
Мы с ними не общались,у них был свой поток,только иногда пересекались в коридорах здания. Мы получали высшее юридическое образование,так как среднее-специальное было у многих,а у кого и высшее,но не юридическое. Местные преподаватели получали двойную выгоду:помимо их должностных окладов,они получали вторую зарплату и от обучающихся по платной системе гражданских лиц,что было весьма неплохо для их жизни.
Итак,немного о Чернявской Татьяне Анатольевне.Это была женщина уже в возрасте,на вид не более шестидесяти лет.Волосы у неё были окрашены в модный цвет ярко-бордового оттенка и заплетены в оригинальный пучок,что придавало ей немного шарма. Яркой косметикой были выкрашены брови и глаза,губная помада выделялась кумачовым цветом на её лице,а небольшие морщинки хоть и были заметны,но не портили лицо.Ногти на её пальцев всегда были покрашены ярко-алым лаком,в купе с большим количеством золотых украшений,она походила на пасхальный кулич,который перестоял положенный срок годности и был выставлен в холодильник,чтобы как можно дольше сохранять свою свежесть.Фигура по её возрасту,у неё была стройная,по-видимому Татьяна Анатольевна заботилась о своей внешности, привлекая тем самым мужчин своего возраста.Наверное в молодости она пользовалась немалым успехов у сильного пола,думалось мне.Но время как-никак берёт своё,и от ой бурной жизни остаются томящие душу одни воспоминания.
Сама Татьяна Анатольевна,подолгу могла рассказывать о разных исторических событиях как нашей,так и зарубежной истории.Голос и манера повествования был у неё за это время своей научной деятельности-актёрским. Она редко повторялась дважды,речь у неё была неспешная и литературный язык очень выверен. Слушать её было приятно и интересно.Помню сказанную ей как-то раз фразу:
"Если французской женщине нечего одеть на вечер,то пусть она тогда оденет на себя мужчину." С лёгким чувством шарма произносила эту фразу Татьяна Анатольевна.При этом левой рукою она держала микрофон,а правой элегантно и неспешно жестикулировала перед собой. И отчётливо был заметен на её ногтях яркий лак,в котором отражалось электрическое освещение,как-бы подчёркивая,что она особо следит не только за научными изданиями,но и с не меньшим интересом следит за своим маникюром.
Чтобы всей группе сдать зачёты по данному предмету,а в нашем потоке было четыре группы,приблизительно по сорок человек в каждой.Татьяна Анатольевна ненавязчиво предлагала нам приобрести выпущенный под её редакцией,небольшой сборник правовых документов по русской истории права. Этот сборник включал в себя десять небольших книжечек,по пятьдесят-восемьдесят страничек в каждый. Среди них был сборник по "Русской правде" Ярослава Мудрого. Например в нём были такие статьи:
"Статья первая. Если муж убьёт мужа,то мстит брат за убийство брата,сын за отца,или двоюродный брат,или племянник со стороны брата,или племянник со стороны сестры;если никто не будет мстить,то взыскивается сорок гривен за убитого. Или:
"Статья четвёртая.Если ударит кто мечом,не вынув его из ножен,или рукоятью меча,то платит двенадцать гривен штрафа." Ну и тому подобное.
Были некоторые отрывки из "Судебника" 1550 года,или "Соборного уложения"1649 года. "Воинские артикулы" Петра Первого,и некоторые другие правовые источники.
Признаться честно:нас всех они мало интересовали,тем более сухой язык юридических терминов всегда на меня лично наводил скуку и тоску. Меня интересовала больше больше историческая часть. Например:лекции Ключевского, Платонова, Иловайского,изданные в новых современных изданиях,читал я всегда с огромным интересом.Но изучать непосредственно правовые документы той эпохи,не было ни желания,ни времени.
Стоимость этого всего сборника составляла на тот момент пятьсот рублей,а это был 1997 год.Сумма была не маленькой и тратить её на эти книжки никто из нас не желал.
-Эти правовые документы пусть вам и не пригодятся в жизни,но знать свою историю обязан каждый уважающий себя гражданин,да и быть может они когда-нибудь пригодятся вашим детям или внукам,-самодовольно вещал из микрофона голос Татьяны Анатольевны. Но мы пока все эти слова пропускали мимо ушей.

И вот наступил день зачёта.Нам по сарафанному радио передали,что если каждый из нас не приобретёт этот сборник,то о зачёте можно будет забыть.А будущей весной настанет новая сессия, и каждый хотел побыстрее сдать эту,чтобы готовиться к очередной. Ничего не оставалось нам делать,пришлось раскошеливаться.Каждый из нашей группы приходил в помещение библиотеки,расположенной на втором этаже здания,где нас уже ждали готовые,свежо-напечатанные,ещё пахнувшие типографской краской издания этого сборника,и протянув деньги местной сотруднице,каждый получал по "заветному" изданию.
-На кой мне эта бумага,-говорил Сан Саныч,участковый из Кстова.
-Я свободное время занимаюсь пчеловодством,а "Русская правда" моим пчёлам совершенно ни к чему,у них своя правда-пчелиная,-грузным баском добавлял он.
-Ничего,продашь свой мёд,купишь книжки и будешь просвещаться на своей пасеке,-весело вторил ему Сергееч,такой же участковый с того же района,что и Сан Саныч.
В нашей группе был один паренёк по имени Володя.На вид ему было лет двадцать пять,может чуть больше.Он был командиром роты "омона"из города Дзержинска.Неоднократно ездил в составе своего боевого подразделения в горячие точки,в том числе и в Чеченскую республику.Сам он был невысокого роста,щупленький,причёску носил полубокс.Он был немногословен,учился средне,как бы оставался всегда в тени.Порой его и не замечали. Это Сан Саныч постоянно всех смешил и по своей натуре был добродушным сангвиником.
-Сан Саныч,ты почему не женишься?-спрашивали у него.
-Тебе уже глубоко за сорок,а ты всё холост.
-Я пока ещё не встретил в своей жизни ту женщину,которая бы в моём скромном улии приносила бы мёд,как мои пчёлы,-весело парировал он,при этом на его красном от природы лице светилась широкая улыбка,да светло-русые усы широко раздвигались как гармонь в разные стороны,как бы подчёркивая его простодушие.
-А ты вместо пчёл рыб разводи,-встревал в беседу Сергееч,может и русалку встретишь.
-Волжских русалок,я предпочитаю в жаренном или варёном виде,-улыбаясь произносил наш коллега.
-Но,если встречу настоящую,то возможно и женюсь,но только на её половинке,-громко хохоча добавлял к сказанному участковый.
В день экзамена,мы все обычно одевали парадною форму;обычный мундир,но с белой рубашкой. Экзамен обычно проходил в одной из аудиторий нашего филиала,где был
уже накрыт небольшой стол,на котором заботливо были расставлены фрукты, прохладительные напитки,конфеты,иногда покупали для курящих педагогов сигареты.Это всё мы приобретали заранее,скидываясь деньгами нашему командиру группы заранее.
На сдачу зачёта Володя пришёл в парадной форме,на его кители мы заметили множество разных медалей и орденов,при чём два были ордена "мужества."Что характеризовала обладателя их с высокой моральной оценки.Володя сразу же вырос значительно в наших глазах.Ведь у некоторых наших товарищей и коллег,кроме медалей по выслуге лет,да отличника милиции,ничего другого и не было.
-Вот это Володька,-весело произнёс Сан Саныч,и стал разглядывать с интересом его медали.
-Ты и книжки-то эти не покупай,-сказал в слух Сергееч,тебе Чернявская и так поставит зачёт за твои заслуги.
Но Володька лишь смиренно улыбался и внимательно читал статьи из сборника,держа его в руках перед собой,взятый у одного из наших товарищей. Мы в тот день все сдавали зачёт по "Русской правде,"хотя можно было выбрать любую тему из предложенного нами учебного пособия.
Наконец подошла очередь Володи идти в аудиторию для сдачи зачёта.Он обычно всегда последним заходил на экзамены. Предыдущие наши товарищи да и я тоже,непринуждённо получили свои зачёты.Мы заходили в аудиторию где за столом сидела Чернявская Татьяна Анатольевна,мы вежливо здоровались с ней,после чего она предлагала нам занять рядом с собой место,и спрашивала какую тему мы хотели бы выбрать. После этого брала из наших рук приобретённый нами сборник,задав несколько вопросов по нашей текущей работе,и медленным своим женским почерком ставила на заглавной странице каждой брошюрки,свою подпись,со словами "от автора,"и число.Потом,подписав свою последнюю брошюрку,она задавала несколько вопросов по теме,причём какие именно мы уже знали заранее,и вежлива с нами прощалась,ожидая очередного слушателя. И так повторялась с каждым человеком в каждой группе,ну конечно за исключением нашего гаишника.
Володя взял брошюры у своего товарища Игоря,с которым они вместе приезжали и уезжали.
Володя как обычно зашёл последним в класс,и мы стали его все вместе дожидаться.Через некоторое время он вышел,его лицо чересчур было красным и какая-то растерянность читалась в его глазах.
-Ну,что Вовка сдал?-кто-то спросил из нас.
-Нет, не сдал,-печально произнёс Володя.
-Как не сдал?-переспросил его Игорь,-у тебя же были брошюрки с собой.

Володя нам вкратце рассказал,что зайдя в аудиторию и заняв отведённое ему место,Чернявская видя его боевые медали и ордена,стала расспрашивать о них и его заслугах.Он коротко поведал ей о своих командировках в горячие точки,в которые он регулярно отправлялся со своим подразделением. О первой войне в Чечне,где он тоже принимал участие. Татьяна Анатольевна внимательно его слушала,кивала своей женской головкой в такт его речам. Но когда открыла первую брошюрку,чтобы поставить свой автограф,то лёгкое недоумение проскользнуло на её лице.Подняв свои серые глаза она спросила Володю своим низким контральто:
-Вы,разве не приобрели мои брошюры?
-Нет,я взял их у своего знакомого товарища,-тихо прошептал милиционер.
-Идите и готовьтесь по теме,-нудным голосом проговорила Татьяна Анатольевна,-Вы не готовы к сдаче зачёта.При этом непринуждённо вручила брошюры в руки Володи.
-Вот стерва,-зло выругался Сан Саныч,-могла бы поставить зачёт и так без всяких брошюр.
-Давай Володька,дуй в библиотеку и покупай живей эти несчастные брошюры пока не поздно,-сказал Игорь.
-Да,у меня и денег-то с собой таких нет,-печально произнёс омоновец.
-На,держи!-после вернёшь,-сказал Игорь,и Володька быстрым шагом пошёл покупать эти книжки.
Спустя полчаса он весело выходил от Чернявской держа все десять брошюр в своих руках.На первой страничке каждой из них стоял её автограф и дата-24.12.1997.
-Ладно,не расстраивайся,весело произнёс Сан Саныч,айда в кабак,выпьем за успех,да к тому же правда хоть и русская,однако у каждого своя,-непринуждённо добавил он.

Прошли годы.Володя уже служил в учебном центре нашего областного города,где на краткосрочных курсах проходили обучение сотрудники милиции,служившие в своих территориальных подразделениях,и получающие ускоренным темпом средне-специальное юридическое образование. Да сюда приезжали на короткое время на переподготовку другие сотрудники,в том числе и я.Однажды я встретил Володю в тех стенах,он преподавал курс специальной техники.Володя был уже в звании майора,так же выглядел молодо и спортивно подтянутым,с той же самой причёской полубокс,и с такой же кроткой улыбкой и смиренным взглядом в своих глазах.
И по ним читалось,что он обрёл своё счастье в жизни,став женатым человеком,любящим мужем и отцом. Вот на таких офицерах как он,всегда и держалась наша страна.С внешнего вида они выглядели неказисто,но внутри них скрывалась огромная нравственная,и моральная сила,которая проявлялась в самые тяжёлые времена нашей истории,выражающаяся в беспрекословном самопожертвовании во имя родины и народа.
А глядя ныне на те брошюрки,изданные когда-то под редакцией Чернявской Татьяны Анатольевны,и на её крючковатую подпись с датой: Я мысленно всегда задаю себе один и тот же вопрос? Что же это такое-"Русская правда"и с каким она привкусом? И позже неоднократно убеждался в своей жизни;что она с терпким вкусом и привкусом какой-то горечи...       
 
 
      
            
       
 
      
      
    

      
   
 

    
 


Рецензии