Лавина

         
           "Коли нет сноровки, так смелостью не возьмёшь",
           "Коли пойдёт вкось, так дело и брось"(русск. пог.)

           Виктор с Любой прожили три года, родили сына Игоря, потом Витька начал «фестивалить» - пьянствовать, мотаться по бабам. Жили ещё некоторое время, потом разошлись – сыну Игорю тогда было 7 лет. Витька стал жить с Таней, но и к Любе забегал. Через некоторое время Люба захотела родить ещё ребёнка, и на некоторое время приняла Виктора к себе обратно, а когда забеременела – выгнала мужа снова. Ну, не годился Витька к семейной жизни! Хоть непутёвый  был, и пальцев на одной руке не было, но был очень красив. Женщины его любили, и он был до них большой охотник. Он вернулся к Тане, и она также родила от него девочку Викторию. Обе девочки - у Любы и Тани - родились почти одновременно, Люба назвала свою Женей. Что интересно, обе женщины дружили, оставляли друг на друга детей.
            Виктор с Таней прожил 30 лет, почти дружно - вместе пили, ругались, дрались, растили дочь Викторию.  Когда Виктора разбил удар, Татьяна привезла парализованного мужа к его сестре Тамаре - она моя соседка. Та работала, у неё самой семья, через несколько месяцев Тома устроила брата в Дом престарелых, в Смирново, под Петропавловском. Он и там, больной,  умудрялся колобродить,  задирать персонал и стариков. Однажды обиженные старики его жестоко избили, и Виктор от этого умер… Расследования не было, дебошир был тихо похоронен там же… Их общая с Таней дочь Виктория теперь работает продавцом, живёт на квартире, мужа не имеет, но детей рожает регулярно…
 
             А Люба, через некоторое время после окончательного расставания с Виктором, встретила подходящего даже не мужчину - парня, решили пожениться. Мать паренька сильно возражала, обещала Любе глаза выжечь, не принимала ни в какую!  Ещё бы – парень  женился на женщине с двумя детьми! Тогда они поехали вольнонаёмными на БАМ, в посёлок Тоннельный. Прижились там, дети подрастали. Люба работала телефонисткой, её муж – на железной дороге. Всё было хорошо.
            Места там удивительные: вокруг тайга, неподалёку Байкал, хочешь – на охоту ходи, хочешь – на рыбалку, вот только укладываться надо было со всеми делами до 10 часов вечера. Потом – комендантский час, хождение запрещено, на улицах – патрули. А как же! Ведь наряду с вольнонаёмными на прокладке Байкало-Амурской железной дороги в те годы участвовали заключённые! Их побегов нельзя было допустить!
             Сын Игорь рос красавцем – как отец Виктор, как дед Иван! Учился хорошо, и был уже в 10 классе. Однажды они с товарищами подумали – как это так? Вокруг горы, тайга, такая красота, а они ничего вблизи и не видели? Да и на городок сверху посмотреть интересно! Видно ли оттуда Байкал? В один из дней в феврале 1987 года они собрались – семь одноклассников, и пошли  в горы! Не на лыжах – пешком. Шли по наветренной стороне, где снега почти не было, зато  безопасно. Обещали родителям быть осторожными…
                Раньше представлялось, что сопки совсем рядом, но оказалось – обман зрения. Даже до ближайшей шли и шли… Наконец, поднялись наверх - красота! Сверху вид был великолепный! Но Байкала отсюда не видать…
                Однако пора  возвращаться домой – устали, хотелось есть, и мороз был нешуточный…  А здесь, наверху, ещё и сильный ветер… Можно пойти назад по своим следам, как планировалось  -  это было безопасно… А можно – короче, по подветренной стороне горы, где было много глубокого, сухого, как песок, снега,  напрямую!  Начинало  темнеть, вон  и родной посёлок  засветился огнями… Там их с нетерпением ждут родные… Очень хотелось домой… Разве в такой хороший день  что-то нехорошее  может случиться? Пошли по короткой дороге…
                Снег весело скрипел под ногами по крепкому, вроде бы, насту. Шли друг за другом, молодые, полные сил и надежд, вся жизнь – впереди! Парни весело перекликались, слушая, как их голоса отдаются эхом среди сопок… Вот зашли под козырёк горы…
                - О-го-го! – закричал кто-то из них.
                - О-го-го! – немедленно откликнулось эхо. В ту же минуту лавина снега пополам с камнями обрушилась на первых двоих парней, сбила с ног, унесла вниз… Потом вторая лавина – уже из одного сухого снега, надвинулась, унесла, погребла под собой остальных… Кроме одного, последнего, который сумел отпрыгнуть в сторону -  Кости…  Несколько минут – и снова установилась безмятежная  тишина,  на ровной поверхности снега – ни одного следа…
               То, что произошло на его глазах, было невероятно, неправдоподобно, не укладывалось в голове мальчика, походило на сон!  Костя вернулся на старый,  пройденный ими путь, и  уже ночью придя домой, выслушав выговор родителей, лёг спать. Может, то, что произошло на его глазах – только сон, а утром он проснётся – и всё будет в порядке?
               И остальных детей ждали, не могли понять, что произошло. Почему они не идут, ведь уже действует комендантский час? Побежали к одному, к другому мальчику – их тоже нет… Разбудили  Костю,  он всё рассказал… Немедленно объявили поиски, кинулись искать все – гражданские и заключённые.
               Люба сама нашла своего сына с раздавленной большим камнем грудью, которым он и был привален. Голова второго мальчика тоже была разбита камнями. Остальные просто задохнулись под снегом…. Лежали они неглубоко, и некоторые утверждали, что если бы они сами карабкались вверх, могли бы остаться живыми…
               Тело Игоря доставили в Улан-Удэ, оттуда самолётом – в Омск, потом машиной – в родной город Петропавловск. Морозы в тот год стояли страшные, гололёд ужасный, сами родные чуть не погибли в дороге от Омска… Похоронен Игорь здесь.
               Дочь Любы  Женя  закончила в Петропавловске музыкальное училище, уехала, было, в Турцию  - танцевать. Потом написала отчаянное письмо: «Заберите меня отсюда, а то меня отдадут в притон!» Парень девушки Алексей полетел её выручать, привёз назад, женился. Они завербовались в Тюмень, где теперь и живут. Женя преподаёт танцы в Доме культуры, хореограф. А Люба с молодым мужем, который уже не молодой, переехали в Краснодарскую область, где и живут в настоящее время. Надеюсь...
 
 

          На фото - Игорь Трифонов, которого в 17 лет завалила лавина в горах на Байкале.
               


Рецензии