Часть 1. Глава 4. Мышление п. п. 4, 5

 4. Взаимосвязь мышления с другими психологическими процессами

  В удовлетворении всякой потребности, особенно, если та является производной тел тонких, так или иначе, участвуют тела и психологические процессы всей иерархии. То же можно сказать и в отношении специфических потребностей тел низших, только с оговоркой - если эти потребности не находятся в противоречии с потребностями высших тел. Степень же участия какого-либо тела в удовлетворении потребности зависит прежде всего от уровня развития самого тела. Чем более развито тело, тем больше оно притягивает точку сборки сознания, его центр фокусировки, следовательно, в нём быстрее, чем в каком-либо другом теле, можно отыскать информацию о наиболее рациональном пути удовлетворения потребности.

  Надеюсь, читателю доводилось сравнивать поведение разных лиц в одних и тех же или равных экстремальных ситуациях. К примеру, при угрозе жизни, одни - падают без чувств, не доверяя исход события собственному командованию, тем самым вручая судьбу на усмотрение, в лучшем случае — на жалость противника. Другие - что есть силы, бегут, подгоняемые эмоцией страха. Третьи - отважно вступают в схватку с врагом, используя навыки своего эфирного тела и физического здоровья. Четвертые (при наличии времени) - подобно Штирлицу, не преминут посидеть, покурить, обдумать все возможные варианты сохранения своего организма. Каждый действует сообразно плану того тела, которое в данной ситуации тянет на себя общий центр сознания иерархии. И лишь тогда, когда наступает понимание, часто в виде интуиции, что данному телу недостает информации, находящейся в банке его памяти, чтобы удовлетворить потребность, тогда центр фокусировки сознания смещается в сторону других тел и их процессов: вверх или вниз.

  Вверх сознание перемещает свой центр, руководясь духовной интуицией или верой в высшие силы. Когда мышление не способно организовать удовлетворительный план действий, человек, особенно в экстремальных условиях, прибегает к молитве, уповает на ангела-хранителя и Божью помощь (почему-то при благоприятном исходе, часто об этом забывая). Сам Иисус, будучи распятым на кресте, испытывая невыносимые физические страдания, взывал к милости Всевышнего. Будучи рядом с Христом до последнего Его дыхания, апостол Матфей так описал это: “От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого, а около десятого часа возопил Иисус громким голосом: “Или, Или! Лама савахфани?”, то есть: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?”. В этих строках заключен урок всем смертным — не отрывать свое сознание от высших его уровней (в примере с Христом – Божественного), даже перед лицом смерти  всегда помнить о присутствии Бога рядом и внутри себя.

  Гораздо чаще на помощь телу ментала приходит тело эмоций, т. е. сознание смещает свой фокус вниз. Схема взаимодействия этих тел примерно следующая. Сознание, обнаружив, что в поле внимания ментального тела отсутствует достаточная информация об удовлетворении потребности, переносит свой центр фокусировки в тело эмоций. Это позволяет расширить границы мышления вследствие его частичной расфокусировки, чтобы воспользоваться более общим и широким банком памяти, увеличив тем самым вероятность охвата искомой информации. Эмоция, перетянув внимание  на себя, способствует мышлению как бы «открыть ворота», впустив на свою территорию  более широкий круг информации. Только после этого сознание вновь восходит до уровня ментального тела, чтобы участвовать в субпроцессах мышления до удовлетворительного результата.

  К эмоциям подробнее мы обратимся в следующей главе. Пока же отметим основное назначение эмоции, как психического процесса. Всякая эмоция, прежде всего, является вспомогательной функцией мышления. Эмоции призваны интенсифицировать фазу расширения поля внимания мышления, тем самым способствовать привлечению более объемного банка информации для участия в поиске средств удовлетворения потребности.

  Общая тенденция соподчиненности процессов заключена в том, что процессы низлежащих тел призваны интенсифицировать и рационализировать процессы тел вышестоящих. Причем необходимо заметить, что чем ниже стоит тело в иерархической лестнице, тем больше у него “начальства”, потребности которого иногда тоже противоречивы. Поэтому  бывает трудно разобраться, чьи из них предпочтительнее выполнять. Оттого и встает острая необходимость в познании основных законов психики, дабы отсечь семена истины от плевел иллюзий.

  Рассмотрим возможность прямых контактов тел разных уровней, не сопрягающихся друг с другом. Так, например, процесс мышления может непосредственно взаимодействовать с процессами эфирного тела, минуя остановку сознания на процессах эмоциональных. Такова схема так называемого наглядно-действенного мышления, когда человек мыслит посредством действий, не привлекая эмоции (так, к примеру, работает сапёр или любой станочник).

  Духовное тело может напрямую сообщаться с эмоциональным, минуя ментальное. Таково состояние молящегося в церкви человека или, к примеру, фаната, завороженного игрой, пением или речью своего кумира. Сама речь, как правило, обращена именно к духовным ценностям (реальным или иллюзорным) и к эмоциям человека. Ницше, Ленин, Троцкий, Сталин, Гитлер, лидеры религиозных сект делали ставку именно на такой тандем сознания: дух — эмоция. Критическое мышление в реализации их затей служило бы только помехой.

  В свою очередь, процессы тела эмоций часто взаимодействуют с физиологическими, влияя благотворно или пагубно на последние. Существуют также и другие комбинации психических процессов. Подобные взаимодействия возможны в случаях недостаточной силы промежуточных тел, их чрезмерной замутненности и, как следствие, недоверия им со стороны сознания, или же при достаточной автоматизации промежуточных процессов.

  Автоматизированный или застывший (остановленный) процесс мышления есть нечто вроде установки, теорию которой разработал Д.Н. Узнадзе (Психологические исследования. М., 1966). Эта установка представляет собой набор информации, оптимальной для удовлетворения повторяющейся потребности, образно говоря, это промежуточная ступень, на которую сознание опирается, чтобы, не теряя времени, спустить готовый план до уровня процессов низших тел. Такого рода установки могут присутствовать не только в теле ментала, но и во всех других. Причем, повторюсь, они имеют отношение лишь к тем потребностям, поиск информации об удовлетворении которых, достаточно автоматизирован.

  У каждого человека набор таких потребностей различен. Например, у воина во время длительных боевых действий постепенно автоматизируются процессы тел, связанные с потребностью сохранения, чтобы больше энергии оставалось для творческого осмысления боевой ситуации. Непривычный к войне индивид в той же ситуации будет подвергать собственное сознание чрезмерному эмоциональному штурму, что непременно приводит к нервному истощению.

  Врач-хирург вынужден притуплять (автоматизировать) процессы, связанные с состраданием больному. Вряд ли кто будет спорить, что такая потребность в той или иной степени возникает в душе каждого из нас при виде чужих страданий, особенно когда в беду попадают близкие люди. Не сомневайтесь, хирург сострадает пациенту, именно потому он хирург, а его беспристрастность есть всего лишь следствие автоматизации потребности смирения. Хирургу не нужны эмоции. Они способны только навредить больному. В этой ситуации, как никогда, необходимо наглядно-действенное мышление, тандем тела ментала с телом эфира, мышления — с действием. Автоматизация сострадания и связанной с ним эмоции позволяет врачу сэкономить энергию для более тщательного проведения операции, а, следовательно, повысить вероятность её удовлетворительного исхода.


                5. Экология мышления

  Как выше говорилось, низшие процессы тел должны быть вспомогательными для высших. Но в жизни часто встречаются обратные примеры, когда процессы низших тел не только не помогают, но и чинят препятствия процессам тел высших. Причиной тому может быть уже оговоренное противоречие потребностей тел разного уровня.

  Эмоция призвана помочь мышлению, расширить, насколько возможно, банк информации, доступный вниманию ментала.  Но та же эмоция способна стать и помехой мышлению. Если тело мышления и без того слабо, сознание его уровня замутнено, то при расфокусировке внимания ментала, вместо желаемого результата — расширить круг информации мышления, происходит оказия в виде полного разрыва связи внимания с ментальной информацией. Мышление оказывается изолированным, словно в полном тумане. Если раньше оно, пусть в недостаточно широком кругу, хоть что-то воспринимало, то теперь, расфокусировавшись полностью, в силу своей слабости, оно становится вовсе не способным различать какую-то информацию необходимую  для удовлетворения потребности. Образно процесс этот можно проиллюстрировать, например, попыткой рассмотреть местность, скажем, город, над которым завис туман, используя в качестве средства для этого поднимающийся вертолет. Если ранее мы еще кое-как видели несколько домов и прилегающий к ним участок дороги, то, поднявшись выше, мы не можем различить сквозь туман не только остальную часть городского квартала, но и теряем из виду то, что видели вблизи, находясь внизу. Каковы в этом случае действия сознания? Видя несостоятельность мышления в данной ситуации, оно вынуждено — а вынуждает его доминирующая потребность — перенести свой фокус на тела, прилегающие к ментальному: дух - сверху, астрал - снизу.

  Предположим, сознание не взошло к духу вследствие его слабости, а, наоборот, спустилось в тело астрала, которое более развито. Первая реакция астрального тела — это выбор необходимой эмоции, соответствующей профилю доминирующей потребности. Каждая эмоция соответствует потребности, её вызвавшей и определённому участку ментальной памяти с информацией об её удовлетворении. Кроме всего прочего, эмоция призвана указать мышлению на наиболее вероятный круг информационного поиска, соответственно виду потребности. Это тоже своего рода установка, влекущая экономию сил.

  Однако, ввиду сильной замутненности сознания ментала, круг искомой информации может не определиться. Эмоция усиливается, мышление окончательно теряет способность поиска нужной информации. Если потребность относится к категории сохранения и является достаточно актуальной, то в этом случае возникает психическое явление, именуемое паникой. Подобное часто случается на терпящих бедствие воздушных и морских судах.

  Паника,  гнев,  ярость, отчаяние, депрессия и другие аффективные состояния психики являются эмоциональными излишеством, психическим мусором, “пеной”, препятствующей рациональному осмыслению ситуации. Даже при некоторой замутнённости мышлении, к нему, всё же, следует периодически возвращаться, продолжая поиск решения проблемы, то там, то здесь снижать свой "вертолет-внимание" в области ментальной информации, чтобы осмотреть как можно больше её участков, увеличивая тем самым вероятность отыскать нужную нам в данный момент.

  Однако, если “пена” не позволяет этого сделать, она замыкает сознание на себя, не выпуская его из своего плена, при этом варварски растрачивая психическую энергию.  Первая задача в такой ситуации — успокоиться и привести свои эмоции в порядок. Для этого хороши любые средства, лучшее из них, при наличии времени — лечь поспать, но оно подходит лишь для интравертов. Экстравертам не помешает заняться каким-нибудь полезным для спасения делом, к примеру, сооружением плотов при кораблекрушении. Если же шанса на спасение нет, что последнее время стало часто случаться с клиентами авиалиний, то, в крайнем случае, все равно необходимо успокоиться и попытаться сфокусировать свое сознание на самых высших его уровнях. Молиться перед смертью — не самая бессмысленная традиция. Прочная вера в Бога в этой ситуации — неплохое подспорье.

  В случае гибели физического тела эта настройка сознания сослужит человеку добрую услугу в начале его путешествия по мирам иным. Скажете, что это слишком мрачная перспектива? Что поделаешь? И о ней стоит подумать вовремя. Во всяком случае, если из этой зловещей коллизии Господь позволит вам выйти живым, оговоренная техника дисциплинирования собственных психических процессов навсегда останется у вас в высоком авторитете. Сказанное не является откровением.

  Подобные психотехники доходят до нас из глубины веков. Одна из них была непременным атрибутом тренировки самураев и ниндзей, поскольку жизнь их имела все шансы в любую минуту оборваться. Самурай, воспитанный в духе дзен, вступая в бой с равным по силе противником, не мог надеяться, что выйдет из него живым, а рассчитывал, в лучшем случае, только на взаимное убийство (термин дзен — ай-ути). Никакой пены, никаких лишних эмоций, действий, мыслей. Сознание у центра интуиции, все психические процессы самурая максимально автоматизированы.

  Понятие экологии мышления подразумевает прежде всего чистоту сознания ментального уровня и рациональность ментальных процессов. Мысль, насколько возможно, должна стремиться к ясности и простоте. Разумеется, многие сложные психические явления и законы невозможно объяснить просто, поскольку сама структура души многокомпонентна. Но атрибутом всякой мысли, равно и “описания мира” должна быть ясность. Иначе - не стоит эту мысль и излагать. От мусора и тумана следует избавляться на всех уровнях сознания, что особенно актуально - в отношении мышления.

  Истории известны отдельные гении (последнее слово пишу и произношу без тени иронии, хотя и с долей сожаления), грешившие против ясности и простоты мысли. Таковым был Гегель — гений по сути и путаник по форме. Чтобы постигнуть глубину его “Науки логики” и “Феноменологии”,  для начала предстоит разобраться в немалом количестве стилистического мусора, чтобы привыкнуть к гегелевской форме изложения истин.  Лучшим средством для головной боли называл Ленин (в «Философских тетрадках) отдельные места гегелевского учения. Кстати, сам вождь пролетариата также страдал, в известной степени, зашлакованностью, правда, не столько мыслительных операций, сколько умозаключений духовного плана.

  Справедливости ради, следует сказать, что гораздо труднее отыскать учение, не грешившее против чистоты духа. Авторов такого рода можно пересчитать по пальцам. Остальных же «гениев» духовное сознание, а тем более - Божественное, никогда не озаряло. Иначе - самих таких учений было бы куда меньше. Кстати, сам Гегель духом оказался гораздо чище, чем мышлением, оттого ему и особое внимание. Тем не менее, если о ценности гегелевских истин можно спорить (кстати, автор данных строк их ценит достаточно высоко), то о ценности энергии, уходящей на их расчистку от стилистического шлака, спорить вряд ли стоит. Она неоправданно высока.

  Одним из величайших первопроходцев по пути поиска истины следует считать Даниила Андреева, вестника грядущих эпох. Многих читателей его “Розы мира” повергает в уныние обилие неизвестных ранее терминов типа “энроф”, “шаданакар”, “уицраор”, “санклит” и прочих. Это следствие лишь того, что наш привычный языковый запас не способен охватить предметов и явлений нового знания. Потому тем, кто не в состоянии прочесть “Розу мира” до конца, не следует винить в этом её автора, резоннее пенять на недостаточную организованность мышления да низкую актуальность собственных духовных потребностей. В конце концов, каждый свободен в выборе: идти ему за первопроходцем, оставаться ли на месте или ожидать появления более предпочтительного фаворита на фарватерах истины.

  Вряд ли кто возьмется сказать, во сколько раз за последние два-три столетия увеличилась информация, произведенная человечеством. Верно, не в сотню и даже не в тысячу раз. В связи с этим у людей, не способных рационализировать, упорядочить этот гигантский информационный винегрет, образуется своеобразный комплекс  неполноценности, наступает апатия ко всякой информации вообще, как следствие примитивной формы потребности в сохранении энергии. Человек теряет интерес к чтению необходимых для его духовного развития книг, как правило, требующих напряженной работы мышления и духа. Мотив примерно следующий: написано книг много, а я один и здоровье у меня не казённое. Потому, по мере роста общего количества информации, центр предпочтений человека, при достаточно комфортных условиях жизни, неуклонно смещается в сторону программ телевидения, фильмов и книг, воздействующих на процессы низших тел. При этом сознание индивида переносится туда же.

  Развлечения хороши лишь до тех пор, пока они являются средством отдыха от предварительной тому работы тел высшего порядка - мышления и духа. Но будучи единственным объектом потребностей человека, отдых, даже в, так называемой, его "активной форме", способен привести к деградации тел высшего порядка. “Делу — время, потехе — час”, — как тут не согласиться с народной мудростью? Главное дело — собственное духовное развитие человека и посильная, ненавязчивая помощь в этом окружающим (желательно, на собственном примере).

  Конечно, можно и нужно успевать разбираться в нарастающем информационном шквале. Но такая разборка может происходить, по крайней мере, двумя путями. Первый заключается в том, чтобы любой ценой интенсифицировать процессы переработки информации, чтобы угнаться за достижениями более развитых стран. К такому пути “подстёгивания”, якобы, инертного сознания народов наших стран призывает академик МАИ Р.Ф. Абдеев. “Одна из самых больших потерь в общественном сознании наших граждан, — пишет он, — утрата чувства невосполнимости времени (подчеркнуто автором цитаты). Происходит многолетняя, непозволительная и безграничная по масштабам его растрата многомиллионным народом. Непостижимо, как можно стоять на месте, когда другие страны стремительно идут вперед, к своей цели. Годами стоять на месте и мечтать догнать их?!”. Далее Р.Ф. Абдеев делает обобщенное лаконичное резюме своей мысли: “Время — деньги!”.

  Каждому, кто читает приведенную цитату, видимо, приходят на ум разные мысли. Многих при этом охватывает чувство досады за державу. У меня же почему-то не выходят из головы строки Ф. Тютчева:
 «Умом Россию не понять,
 Аршином общим не измерить:
 У ней особенная стать —
 В Россию можно только верить».

   Верить или нет, но это не просто национальное самолюбование и не попытка оправдать бестолковость Родины. Что есть, того не отнять. Но мне, в самом деле, не по душе образ жизни, культивируемый в «супер развитых» странах. Причина — в оговоренной выше центрифуге низших потребностей, раскрутившейся в них выше всяких пределов. Под стать ей смещена и шкала ценностей в сторону низших уровней сознания. Кто-то возразит, скажет, мало ли в России заверченных на иллюзиях людей. Но у России широкая амплитуда сознания. Несмотря на 70-летнее торжество атеистических догм, дух ее народа остался на достаточно высоком уровне, не в малой степени благодаря войнам, репрессиям и анекдотическому идиотизму правителей. Страдание и самоирония есть наикратчайший путь духовного развития. Если дух на высоте, то перебои в низших сферах не так страшны, как кажутся. Поэтому не стоит паниковать из-за «отставания». Пути Господни неисповедимы, еще не известно, кто окажется у “финиша” первым.

  Супер передовой Запад духовно стареет. Сознание смещается в сторону низших тел и их потребностей. Даже мышление становится рабом чисто материальных нужд. Духовное творчество не в цене, поскольку не способствует "стремительному движению вперед", к своей цели. В итоге - неизбежное духовное падение. Чего только стоят причуды современных представителей католической церкви? Так стоит ли мечтать “догнать их”?

  Другой путь рационализации информационного шквала — в отделении истинных семян от плевел. К чему гнаться за разрешением частных задач, когда не решены общие? Низшие потребности, разрастаясь качественно и количественно, не могут привести ни к чему иному, как к переделу материальных благ и территорий. Отсюда неизбежность конфликтов и войн. Не рациональней ли отказаться от раскручивания этой карусели? Не лучше ли определить круг самых значимых для себя потребностей, отыскать свой смысл жизни на Земле? Убежден, если человек добросовестно задумается над этим, он неминуемо придет к выводу о приоритете высших, Божественных законов - Любви, Свободы и Творчества над всеми остальными потребностями, а наиболее значимой целью жизни, её основным смыслом увидит собственное духовное развитие, а также - посильную помощь в этом другим людям.

  При такой настройке сознания разобраться со шквалом информации будет куда проще. Как минимум, 90% .ее окажется ничем иным, как мусором, в котором ни одному из тел иерархии, даже физическому, нет никакой необходимости. Оставшиеся 10% информации человек вполне способен распределить по отношению к удовлетворению тех или иных, действительно значимых потребностей. В этом-то и состоит суть расчистки мышления от иллюзорной сорной информации. В этом суть его экологии.


Рецензии