Хождение по мукам и перспективы

Россия в бесконечных хождениях по мукам

В 2022 году по старому стилю (29 декабря 1882 год) и в 2023 году по новому стилю (13 января 1983 года), мы будем отмечать сто сороковую годовщину со дня рождения Алексея Николаевича Толстого, для России писателя величайшего, сумевшего её понять. В своём романе «Хождение по мукам» он всё и всех разложил по полочкам нематериальных активов и положил на божественный Алтарь Отечества.
Нематериальная составляющая нашей, стало быть, духовной жизни - актив величайший. Как только мы сказали "социальное бытие", так сразу она, ценность нематериальная, появилась. А почему? Потому что в рамках общества, страны, социума должно быть что-то выше еды и унитаза. Духовность должна быть, должно быть то, что ничем оценить нельзя, только счастьем бытия.  Духовность должна быть, а её нет. Куда подевалась? Может быть, духовность в ограниченных рамках не приживается! 
Как вместить душу в рамки? Пусть даже в рамки социальные? Ну, можно, конечно, распорядиться и посчитать, упорядочить, оценить, зарезервировать для будущих поколений. Мало ли что с ними, с их душами, может случиться.
О нематериальной составляющей России, о русском духе, многие писали, формулы выводили: «Православие. Самодержавие. Народность»,"_________" и т.д., но духовность создать всё не получается. Почему? Почему, нематериальные активы упираются в то, над чем сам народ давно смеётся, повторяя: «Шо, опять?» или «Хотели как лучше, а получилось, как всегда». Иногда политики систематизируют накопленный нематериальный актив в цитаты, но, к сожалению, не для дела, не для анализа и синтеза, а так, для смеха. И все опять "как всегда" получается. Черномырдинки какие-то. Вот они действительно великий нематериальный актив нашей страны:
«У меня к русскому языку вопросов нет.
Что говорить о Черномырдине и обо мне?
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Хуже водки лучше нет!
Вино нам нужно для здоровья. А здоровье нам нужно, чтобы пить водку.
Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими?
Президент сказал: «Есть контакт!». Будем есть контакт.
Надо же думать, что понимать.
Мы выполнили все пункты от “А” до “Б”.
Черномырдину пришить ничего невозможно.
Правительство — это не тот орган, где, как говорят, можно только языком.
Я не тот человек, который живёт удовлетворениями.
Наша непосредственная задача сегодня — определиться, где мы сегодня вместе с вами находимся.
Мы всегда можем уметь!
Надо контролировать, кому давать, а кому не давать. Почему мы вдруг решили, что каждый может иметь?
Естественные монополии — хребет российской экономики, и этот хребет мы будем беречь, как зеницу ока.
У нас какой-то, где-то мы чего-то там, сзади всё чего-то побаиваемся.
Мы помним, когда масло было вредно. Только сказали — масла не стало. Потом яйца нажали так, что их тоже не стало.
Вечно у нас в России стоит не то, что нужно.
Правительство поддерживать надо, а мы ему по рукам. По рукам, всё по рукам. Ещё норовим не только по рукам, но ещё куда-то.
Моя специальность и жизнь проходили в атмосфере нефти и газа.
На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться.
Меня всё жизнь хотят задвинуть. Все пытаются… Задвигал только таких ещё нет.
Мы продолжаем делать то, что мы уже много наделали.
Лучше быть головой мухи, чем жопой слона.
Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно.
Болит душа о внуках и о стране.
Депутаты все высказались, чтобы я шёл — избирался точнее.
В этот вечер, сильнейшие футболисты страны, были далеки от футбольной мысли.
Нельзя думать и не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет легче.
Это глупость вообще, но мне знакомая песня». 

В этих рамках «черномырдинок» жили, живём и скорее всего, будем продолжать жить. А почему? Читайте Алексея Николаевича Толстого.
Он из самодержавных графов, из племенного русского аристократического рода, попал прямо в пролетарии умственного труда, поэтому видел «нематериальные активы» с обеих сторон. Как «красный граф» он смотрел на нематериальный актив глазами красных, как потомственный аристократ в нескольких поколениях, тот же нематериальный актив он видел и глазами белых. 
Немного отвлечёмся и порассуждаем над тем, что он видел с очевидностью детской слезы, падая из аристократов в прослойку интеллигенции, как стали именовать творческих людей, отмеченных искрой божьей на обломках самодержавия. 
Революция 1917 года привела к распаду Российской империи и воссозданию её в виде пятнадцати союзных республик объединённых под одним названием Союза Советских Социалистических Республик. По сути, Российская, самодержавная  империя скрепляемая русским народом распалась на пятнадцать удельных княжеств. Мы можем думать по этому поводу всё что угодно, но это был раскол. Очередной раскол. Их в России было много.
Русский народ, как скрепа, не сумел сохранить свою империю от раскола. Ничего нового в этом нет. Многие народы, возвысившись, образовав свою государственность, затем её теряли. Почему? Как раз на этот вопрос и отвечает А.Н. Толстой. Но об этом мы напишем дальше. А пока вернёмся к прежним, текущим и будущим нашим имперским делам.
Пострадала ли Российская империя в результате Великой Октябрьской революции рабочих и крестьян, даже если они и не чувствовали себя основными её участниками? Несомненно, пострадала. Каждому уровню развития государства соответствует определённая система управления и определённое общественное мировоззрение на эту систему управления. Если система управления (власть) стыкуется в своих основных проявлениях с общественным мировоззрением, с ценностями, приоритетами, принципами принятыми в обществе, то власть и общество сосуществуют вполне мирно, а государство даже развивается. Если же нет, то либо власть давит общество, пока у неё хватает на это сил, бесконечно создавая всё новые и новые силовые структуры, суды, тюрьмы и держа общество в страхе, либо общество меняет эту власть. Кстати, слово «застой», которым кошмарили советского человека подразумевает власть, потерю ей самоконтроля над собой, а не сытость и тучность крестьян с пролетариями, как это внушалось.   
К 1917 году воззрения власти Российской империи на саму себя, своё «божественное»  управление и общественное мировоззрение  на свою дальнейшую жизнь, были диаметрально противоположны. Это, кстати, хорошо видно из лозунгов той поры: «Землю крестьянам, фабрики рабочим», «Всю власть учредительному собранию», «Долой царя! Всю власть советам» и др.
Общество вполне обоснованно стремилось к смене власти над собой, которая перестала быть гибкой, а значит, перестала чувствовать и понимать требования и чаяния звеньев общественной цепи. Кстати, не только пролетариев и крестьян, не только интеллигенции и собственного депутатского, постоянно разгоняемого, корпуса, но даже собственных государственных чиновников, царских аристократов, военных и ближайшей царской челяди. Перестав быть гибкой, власть утратила способность к управлению Российской империей. Империя рухнула, в остатке осталось недовольство скрепой империи – русским народом. Но Россия осталась.
К счастью для неё, новая власть в лице партии большевиков провела, говоря современным языком, переформатирование власти во всей бывшей империи. Понимая, что царскую, самодержавную, чиновничью аристократию необходимо спустить с небес самости, коррупции, воровства, на землю, партия большевиков пошла на дробление Российской империи на автономные республики со своими национальными кадрами, но при этом наладила между ними такую гибкость, что государство стало ещё более монолитным.
Гибкость всех звеньев нового государства осуществляла Коммунистическая Партия Советского Союза (КПСС). Именно КПСС была приводным, гибким, связующим звеном всех союзных республик. Именно КПСС давала взаимосвязь всем элементам, входящим в СССР, а затем и всему социалистическому лагерю, включая страны СЭВ и Варшавского договора. Все народы получили единое название «советский народ», при сохранении своей автономности.               
В основном новое собирание Российской империи произошло усилиями И.В. Сталина, который став секретарём ЦК КПСС, через усиление деятельности партийного секретариата, объединил под партийным началом все прежние территории Российской империи.
Слышать о том, что Сталин, Ленин, Дзержинский и прочие революционеры были атеистами, довольно забавно. Атеистами они точно не были. Эти «пламенные» революционеры точно знали, что нематериальные связи и стыки в системах играют порой большую роль, нежели их элементы. Знали они это из собственного опыта по развалу системы управления Российской империей. В этом контексте очень показателен пример сотрудничества террориста Азефа, как и других террористов, со средними и высшими чинами министерства внутренних дел Российской империи. Террористы убивали конкурентов своих чиновников – опекунов, расчищая им путь наверх, и для надёжности их продвижения ещё и сдавали им своих товарищей. Собственно, из-за этих вполне материальных действий и родился нематериальный актив революции, разваливший Российскую империю.
Сталин, Дзержинский, Ленин прекрасно понимали нематериальное влияние на материальную среду. Прекрасно знали они и то, что в России с обществом «единым и неделимым», дела обстоят крайне плохо. И до них, и в их время, и сегодня, понятия «условия и среда» в понятие «общество» ещё не переросло.
Сталин боролся с любым проявлением антигосударственности в рядах чиновничьего аппарата, прекрасно зная, чем это грозит государству. Но, победили другие. Победили те, о ком и писал в своём романе А.Н. Толстой. Отсюда, собственно, и выросла пресловутая Перестройка конца ХХ века приведшая к развалу СССР. В этом развале уже был повинен не русский народ, а советский народ.
Русский народ к концу ХХ века уже основательно был выведен за скобки государственности. Быть русским в РСФСР было хуже чем быть русским национальным кадром в любой из оставшихся четырнадцати союзных республик. Поэтому во время перестройки о русских не говорили, говорили о «новых русских» вколачивая в головаы, что это Абрамовичи, Березовские, Гусинские, Чубайсы и прочие великие русские люди – созидатели. Виновным был назван другой народ – советский, то есть весь народ. Советский народ, как виновный в развале очередной российской государственности, новой, перестроечной,  властью был назван «совком». Но, увы, суть народа и проигравшего и победившего остаётся прежней.
Советский Союз в составе своих пятнадцати республик развалился по тем же причинам, что и Российская империя. Система, состоявшая из пятнадцати удельных княжеств, утратила связи между собой, лишилась общей гибкой скрепы, которую осуществляла КПСС. Примечательно, что, как и раскол в царском святом семействе, так и раскол в КПСС, шёл исключительно по своим внутренним, родственным, линиям.
Зададимся вопросом: «А сделаны ли выводы?».  Теперь самое время вернуться к роману А.К. Толстого «Хождение по мукам». Литературный классик, он классик во всём, даже в присвоении фамилий своим героям. Убрав из романа тяготы и лишения женской половины и сопутствующих им лиц, героев остаётся трое: полковник Рощин - защитник старого режима, прежних устоев; инженер Телегин, ставший офицером Красной армии и включившийся в борьбу за новые устои и денщик полковника Рощина - Красильников, которому, в принципе, всё равно с кем быть, лишь бы сытым быть.
Откуда взялась фамилия Рощин? Возможно, А.Н. Толстой уже слышал и знал стихотворение своего современника Сергея Есенина: «Отговорила роща золотая». Прекрасная фамилия для полковника царской армии и его перспектив: золотые погоны тускнеют, честь и слава блестящего русского офицерства уходит в прошлое и т.д. Это очень точная фамилия, исходя из стихотворения Есенина, для героя уходящего мира в его хождениях по мукам. И муки здесь действительно есть и большие связанные с разрушением старого, привычного, основанного на принципах, уходящего мира.
Фамилия Телегин ничуть не хуже. Инженер, обученный и вскормленный прежним режимом, успевший пролить за него кровь на фронтах Первой Мировой войны, встаёт на борьбу с режимом за новый мир. Телегин!!! О чём думал А.Н. Толстой, подыскивая фамилию герою со стороны нового мира? Но выбор фамилии более чем мудр для потомков. Телега никогда не едет впереди осла, лошади, мерина, мула, вола и прочей движущей её силы. Телега направляема, её везут, на ней сидят, часто ножки свесив, на ней везут, часто непосильный для её колёс груз. Оба героя, Рощин и Телегин стоят друг друга.
Рощин «отговорил», его погрузили на Телегина и повезли на мировое кладбище разбитых надежд. К счастью для него лично, а не для истории человечества, не всех надежд, а так текущих, ибо слаб человек, поэтому часто прозревает и меняет мировоззрение (юмор такой).
Оба: Телегин, и Рощин, в общем-то, обычны в своей государственной жизни. Они  служат государству!!!
Другое дело Алексей Красильников. Блестящая фамилия героя романа -Красильников!. Белые, красные, зелёные, серо-буро-малиновые, коричневые  и прочие, для него абсолютно равны. Ему абсолютно всё равно с кем быть, кому служить. Типичный обыватель, мещанин, "кулак" подгребающий под себя всё, до чего может дотянуться и не понимающий никакой другой жизни, кроме бесконечного потребления и, работы по необходимости. Для него убийство, мародёрство – просто работа. Как говорили его современники и нынешние его  последыши: «только бизнес, ничего личного». Конечно, это не только русский тип. Красильниковых полно среди всех национальностей. Они, в общем-то, главные. Но в государстве, при отсутствии слаженной, единой общественной системы объединяющей народ и власть, они режут глаза. Их слишком много. Отсюда и желание Рощина просто их вешать, и желание Телегина – казнить от имени революционного трибунала. А как ещё поступать с такими Красильниковыми, если у них есть только одно желание – это желание наживы и получение удовольствий.
Примечательно, что несмотря на раскулачивание, несмотря на то, что Рощин и Телегин нашли общий язык на ниве строительства нового мира, несмотря на то, что на борьбу с мещанством были брошены большевиками огромные силы, Красильниковы выжили и прекрасно устроились. Сегодня именно они повсюду.
Едва ли красный граф А.Н. Толстой предвидел именно такой итог очередного российского хождения мукам. Он писал о свете в конце тоннеля, а получилось как всегда: тьма мерзости и мерзость тьмы…               


Рецензии