Другое искусство

Вдоль парапета Софийской набережной группа людей младшего среднего и молодого возраста, одетых в одинаковые ярко-желтые плащи, бегут трусцой. Время от времени они меняют порядок передвижения: то выстраиваются в цепочку, обеими руками похлопывая по плечам впереди бегущего, то цепочка рассыпается, и бегуны машут руками в такт звукам гусиного манка, издаваемым руководителем группы, снабженным, вдобавок, еще и микрофоном, закрепленным у рта. Публика смотрит на группу с интересом, догадавшись, что стали свидетелями художественной акции (некоторые даже спрашивали, можно ли это посмотреть в Интернете).
Как непосредственный участник этого перформанса, о данной группе я могу рассказать побольше. Она собрана московским врачом доктором Поповым из людей, пожелавших, улучшив  здоровье, поднять тонус своей жизни.
Петр Александрович  Попов, - изящный мужчина средних лет с очень четко прорисованными чертами  волевого лица, напоминающего римские скульптурные портреты, - применяет технику, которую я бы назвал «психолого-соматическим тренингом»;  он учит членов своей команды фиксировать внимание на внутренних органах, а также активировать позвоночник. Эти простые  упражнения, дополняемые сеансами бега трусцой, при непременном участии персональной магии доктора Попова, по-видимому, дают ощутимый терапевтический эффект, - иначе участники  команды не  рассматривали бы  его, как своего гуру. На занятиях группы  лицо Попова, по-отечески благожелательное, авторитарно контрастирует с лицами подопечных, выражающих абсолютную покорность и счастливую расслабленность: они кайфуют.
На определенном этапе своей жизни доктор Попов, обнаружил в себе еще и задатки художника. Придумав для своей методики поэтическую рамку - уподобление своей команды стае серых гусей (отсюда услышанный вами голос манка), каждую пробежку своей команды  Попов решил превратить в артефакт, в котором он играет роль автора. Так родилась идея проекта «Бег серого гуся». Этот проект пришелся по душе художественному руководству фонда  V-A-C; куратор Рагнар Кьяртанссон даже сделал его частью своего мегапроекта «Санта-Барбара».
И вот  состоялся первый перформанс, который, бесспорно, удался. В этом немалое значение сыграл выбор места – у парапета набережной Москвы-реки; оно давно играет культовую роль театральной рампы.
В этой связи мне вспоминается перформанс группы «Синие носы», тоже прошедший на москворецкой набережной. У парапета стоят рядом Вячеслав Мизин и Александр Шабуров, с вызовом глядя в объектив. Вдруг они синхронно и очень быстро спускают штаны и тут же выпрямляются; здесь важен сам жест, ибо нет никакого эксгибиционизма, -  на фигурантах надеты  майки достаточной длины.
Не могу, также, забыть знаменитое видео Полины Канис: автор стоит у парапета Софийской набережной; в ее направлении летят  многочисленные сырые куриные яйца, брошенные из-за пределов кадра, и разбиваются о ее тело, а скорлупу, и жидкие белки и желтки Полина не без кокетства пытается поймать в свою кожаную мини-юбку, подняв ее высоко за края, тем самым пикантно демонстрируя свои очаровательные ножки.
Читатель возмутится: мол, нашел, с чем сравнивать! Там –– вопиющий нигилизм (у «Синих носов») и бесстыдный эротизм (у Полины Канис), а здесь (у доктора Попова) – здоровый коллективизм и сбережение народа!
Да, но ведь эти два произведения относятся к другому времени – к началу нулевых. Тогда на острове, отделенном Обводным каналом, главной культурной институцией была «Арт–Стрелка» – площадь, на которую выходил десяток галерей Современного Искусства, занимавших помещения бывших складов бывшей фабрики «Красный Октябрь» (не путать с современным гламурным Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», расположенным в том же месте). Это был аналог Ворпсведе   (городок, расположенный недалеко от Бремена, в котором в конце XIX – начале XX века образовалась колония художников), где собрались вместе несколько групп московских художников, тесно общавшихся друг с другом, но, тем не менее, сохранивших свою самостоятельность, как кустари-одиночки.
Сейчас же на острове главной культурной институцией  стал Дом культуры ГЭС-2 (московская резиденция фонда V-A-C), который подобен грандиозной фабрике-кухне, где культура производится индустриальными методами, и тут же, на месте, потребляется народными массами.
Другое время. Другая страна. Другое искусство.
                Декабрь 2021 г.


Рецензии