Ас борьбы с субмаринами
Для желающих могу предложить почитать два предыдущих материала на эту тему: Жестокое море. http://proza.ru/2020/07/01/400, и о фильме "Грейхаунд" http://proza.ru/2020/08/18/521.
Это странно, но среди героев битвы за Атлантику на слуху больше имена проигравших немецких подводных асов, таких как Отто Кречмер, Вольфганг Лют, Гюнтер Прин и других "королей тоннажа", а вот про героев-противолодочников известно мало. Герой нашего сегодняшнего рассказа самый результативный охотник за подводными лодками в истории войн на море - Фредерик Джон Уокер.
Фредерик Джон Уокер родился 3 июня 1896 года в Плимуте. Выбрав путь военного моряка, он начал свою службу в годы Первой мировой войны сначала на линкоре "Аякс", а потом и на эсминцах. Именно тогда молодой офицер получил первый опыт борьбы с подводными лодками. В межвоенный период Уокер прошел обучение на курсах противолодочной обороны, а в 1937 стал там преподавателем. В 1939 году капитан 2 ранга Фредерик Уокер должен был закончить службу по возрасту, но началась вторая мировая война. Первые два года офицер провел на штабной должности, где сумел отличится во время эвакуации английских войск из Дюнкерка. Только в конце 1941 года Уокер наконец-то получил под свое командование 36-ю эскортную группу.
К счастью, соединение Уокера не было сразу брошено в бой, а получило время на боевую подготовку. Так был отработан прием "ползучей атаки", когда один из охотников поддерживает непрерывный контакт с подводной лодкой с помощью гидролокатора, в то время как другие по его данным атакуют цель глубинными бомбами. Тем самым удавалось обойти фактор "мертвой зоны" гидролокатора, когда заходящий в атаку корабль на последнем отрезке пути терял контакт с целью.
В декабре 1941 года группа Уокера вступила в бой. Дебют был исключительно удачным! При проводке конвоя HG-76 было потоплено 4 немецких субмарины, в том числе и U-567 под командованием потопившего 23 транспорта аса-подводника Энгельберта Эндраса. Этот бой, по мнению историков, стал началом перелома в ходе битвы за Атлантику. 6 января 1942 года Фредерик Уокер был награжден орденом "За выдающиеся заслуги". За первую половину 1942 года группа Уокера потопила ещё три субмарины, затем офицера неожиданно перевели на берег и назначили командиром Ливерпульской военно-морской базы. На этой должности он пробыл до февраля 1943 года, пока командование не уступило его настойчивым просьбам и не доверило Уокеру командование 2-й эскортной группой, состоявшей из 6 новейших шлюпов.
Задачей группы было усиление охраны конвоев, но при этом она могла без ограничений во времени преследовать атаковавшие его подводные лодки. Иными словами, конвой был приманкой, клюнув на которую, немецкие подводные лодки попадали под удар кораблей Уокера, уйти от которых было ОЧЕНЬ НЕЛЕГКО. Первый успех пришел 2 июня 1943 года, когда после многочасовой погони и 86 сброшенных глубинных бомб была принуждена к всплытию, а затем потоплена артиллерийским огнем U-202. В этом же походе 24 июня было потоплено ещё 2 лодки: U-449 и подводный минный заградитель U-119. Последняя после всплытия была протаранена флагманом группы шлюпом "Старлинг".
В июле группу направили патрулировать Бискайский залив, где пролегал основной маршрут, по которому немецкие подводные лодки выходили в открытый океан из своих баз в оккупированной Франции. К указанному времени союзная авиация установила плотный контроль над этим районом. В ответ немцы усилили зенитное вооружение своих лодок, а также начали отправлять их в океан группами, отбиваясь от авиации плотным зенитным огнем. Союзники также сменили тактику: теперь, когда самолеты находили такую группу, они должны были навести на неё противолодочную группу. Таким способом 30 июля корабли Уокера записали на свой счет U-504 и U-462. Ещё одну субмарину записали на свой счет летчики.
На берегу вернувшегося из похода моряка ждало страшное известие: в начале августа на Средиземном море погибла подводная лодка, на которой служил его сын Тимоти Уокер. Теперь для Уокера-старшего война стала ещё и делом личной мести. 6 ноября его группа снова достигает двойного успеха: потоплены U-226 и U-842. Следующий поход принес невероятный успех: за три недели с 31 января по 20 февраля 1944 года было потоплено ШЕСТЬ немецких субмарин. Одна за другой на дно ушли U-592, U-762, U-238, U-734, U-424 и U-264. Последняя атаковала "Старлинг" акустической торпедой, но Уокер, поняв с каким оружием столкнулся, в последний момент приказал сбросить глубинные бомбы, взрывы которых уничтожили торпеду. В ходе контратаки лодка была вынуждена всплыть и после артиллерийского обстрела была затоплена своим экипажем. А в Ливерпуле моряков ждал торжественный прием.
В марте группа Уокера снова в море: нужно было провести очередной конвой с грузами для СССР. Кстати, в составе конвоя был американский крейсер "Милуоки", которому предстояло пополнить советский Северный флот под именем "Мурманск". В ходе перехода на дно ушли U-961, U-360 и U-288, а сам конвой был проведен без потерь. Это был успешный поход, но сам Уокер был на грани. Его жена Эйлин была потрясена, когда увидела своего мужа, настолько тот был истощен и измучен. Но отдыхать было некогда, впереди была высадка в Нормандии.
На этот раз под командованием Уокера было около 40 кораблей. В первые три дня операции, начавшейся 6 июня, они провели 36 атак и потопили шесть лодок. Затем возвращение в порт, пополнение запасов и снова в море. И если рядовые моряки ещё могли в этот момент как-то выспаться, то Уокера подхватывал вихрь административных проблем. Уже собственным офицерам было не по себе от изможденного вида их командира. Даже команды он теперь подавал медленно, с трудом подбирая слова. Развязка была уже рядом: 9 июля, как раз когда он наконец смог вырваться домой, Уокер почувствовал себя плохо. Ему становилось все хуже, он был отправлен в госпиталь, где и скончался около полуночи. Через несколько дней он должен был быть возведен в рыцарское звание. В Ливерпуле ему поставлен памятник на одной из площадей города. Достойный патриот и защитник своих рубежей на море.
Вот с такими трудностями сталкивались военно-морские силы союзников во время "битвы за Атлантику". Не только от немецких торпед или бомб погибали противолодочники, но и от перенапряжения. Правда, таких случаев, как с Уокером, я больше не знаю, но они, видимо, были.
Свидетельство о публикации №222012500602
Не совсем только понятно: шлюп — небольшое парусное судно, неужели же они на парусниках вступали в бой с подлодками?
Мария Гринберг 25.01.2022 13:00 Заявить о нарушении
Александр Щербаков 5 25.01.2022 14:15 Заявить о нарушении