Глава - 8а. Политика Ирана. - 1

            Полезно будет в свете всего до сих пор сказанного посмотреть на ход практического политического курса хомейнистов. Это удобно сделать, рассмотрев, насколько это в наших силах, последовательную деятельность президентов Исламской Республики.
 
     Первым избранным президентом после революции 1979 года был Абольхасан Банисадр.

     Этот человек имел определённые заслуги в антишахской борьбе, долгое время был в эмграции, где у него установились близкие связи с Хомейни, имел юридическое и экономическое образование. После 1979 года был включён в состав Исламского Революционного Совета и назначен мнистром экономики и финансов во временном переходном правительстве. В 1980 году при поддержке Хомейни был избран президентом.

     Надо полагать, что фигура Банисадра устраивала хомейнистов по причине его экономических знаний, по множеству связей со светской (нерелигиозной) частью общества и по широте контактов с буржуазным классом. Однако в его лице наглядно проявилась пестрота первоначального состава движущих сил иранской революции. Став президентом, Банисадр начал постепенно всё больше проводить курс на укрепление классических буржуазно-демократических структур и всё упорнее противиться исламистскому централизаторскому главенству. Посчитав, что вред от его деятельности всё более превышает пользу, Хомейни летом 1981 года подтолкнул парламент на импичмент президенту и, по некоторым сведениям, даже собирался довести дело до ареста. Однако Банисадру удалось бежать из страны во Францию.


            В связи с Банисадром придётся упомянуть ещё одну известную фигуру, - это Масуд Раджави. Разумеется никакого буквального сравнения здесь быть не может, но этот политик напоминает мне наших левых эсеров, махновцев и троцкистов в одном лице.

     Ещё во времена антишахской борьбы он был одним из создателей и руководителей политической и боевой Организации Моджахедов Иранского Народа (ОМИН), выражающую известные настроения радикальной индивидуалистической мелкой буржуазии. Почему-то нередко можно услышать, как его причисляют к «левым». Это лишь ещё раз подтверждает большую относительность и расплывчатость этого термина.

     Боевые радикальствующие мелкобуржуазные движения возникают во всякой революции, и как бы ни шли у революции дела, рано или поздно главной руководящей силе революции приходится решать проблему жёсткого обуздывания этого авантюристического сумбурного партизанства.

     После 1979 года ОМИН резко выступила против хомейнизма и исламского главенства, и президент Банисадр, видимо, желая заполучить дополнительную опору против всевластного духовенства, завязывал с нею негласные отношения и в отдельных случаях способствовал ей. Неслучайно поворот Хомейни против президенства Банисадра совпал с началом усиления репрессивной борьбы хомейнистов с оминовцами.

     Программные установки оминовцев наглядно показывают их крайне радикальную, но сумбурную сущность:

- создание исламского социализма;

- широчайшая демократия;

- плюралистическая политическая система;

- отделение религии от государства;

- вестернизация (европеизация) всего законодательства;

- защита частной собственности и свободной рыночной экономики.


            Летом 1981 года опальный Банисадр покидает страну не один, а именно с Раджави, и во Франции они заключают антихомейнистский союз. Мы, конечно, не можем знать, кто кого и в каких именно целях хотел использовать в этом союзе, но респектабельный классический буржуазный демократ и радикальствующий боевик посчитали полезным объединить силы против общего врага.

     Дальше – больше: на основе этого союза был спешно создан Национальный Совет Сопротивления Ирана, и в это объединение  вошли и Банисадр со своими сторонниками, и люди Раджави, и ДПК (Демократическая Партия Курдистана), и Народно-Демократический Фронт (организация либеральной иранской капиталистической буржуазии), и мелкобуржуазная организация «Левые за демократию», и так называемый Союз Иранских Коммунистов (полутроцкистская организация в эмиграции). Это политическое объединение обвиняло хомейнистов в «узурпации власти», в «попрании демократических прав» и в «установлении фашистской однопартийной диктатуры».

     Деятельность этой организации была сочувственно поддержана политическим заправилами империалистического мира.

     Когда в начале 80-х подталкиваемый и поощряемый Западом Саддам Хусейн начал войну против Ирана, Раджави предложил Ираку свои услуги и даже дал команду своим боевикам в Иране участвовать в этой войне на стороне Ирака. Позже, сам или по указке – трудно сказать, он развернул очень шумную риторику против, якобы, разработок хомейнистами ядерного оружия, которая была тут же подхвачена, усилена и ретранслирована американцами. В январе 1993 года тогдашний президент США Клинтон послал личное письмо Раджави, в котором выражал свою поддержку борьбе объединённой организации за «демократизацию Ирана». Хотя за деятельность ОМИН в шахское время она была причислена к международному терроризму, но при новых обстоятельствах сначала ряд европейских держав, а затем и сенат США сняли с неё этот ярлык.

     В Иране же как остаточных оминовцев, так и буржуазных деятелей, идеологически сязанных с Банисадром, выявляют и репрессируют довольно жёстко. Нынешняя официальная иранская формулировка относительно Банисадра звучит так: «Один из тех людей, которые, отойдя от основателя Исламской Республики имама Хомейни, попали в сети американских заговоров и от революции и её устремлений приблизились к контрреволюционному курсу».


    (mvm88mvm@mail.ru)


Рецензии