Зачем нужна литература сегодня?

«Литература в конечном счёте есть хроника того, как накапливаются неприятности и как человек противостоит им»
                Иосиф Бродский

Наверное, вопрос поставлен не совсем корректно, так как большое количество людей читают лишь для того, чтобы скоротать свободное время. Или относятся к тому подавляющему большинству, что вообще не читает книг. Как например бывший Президент США Дональда Трамп, которого спросили на брифинге в Белом Доме: каких авторов он любит читать? На что он очень удивился и не моргнув глазом ответил цинично-честно:
«А я вообще не читаю книг!» Но это признание вполне довольного собой человека, управляющего самой большой державой мира, даже не вызвало удивления у аудитории. (Думаю, что именно поэтому так бесславно заканчивается его жизненная карьера).
Быть безграмотным, не читающим – сегодня стало даже как-то модно, стильно... Главное выглядеть «успешным»: богатым и наглым!
Но существует одно большое «но»!  Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибок? А можно ли учится жизни по книгам: стараясь не совершать ошибки именно на примере книжных героев и антигероев?
Секрет прост: литература для того и существует, чтобы человек на дорогах судьбы не наступал «на одни и те же грабли». Опыт предыдущих поколений – великая вещь! И литература – это всегда энциклопедия жизни! Можно ещё раз прожить жизнь благородного Дон-Кихота или хитро-мудрого Санчо Панса, а можно оказаться в узком пальто Раскольникова – чувствуя, как твоё сердце «бьётся в топор». Неожиданно для самого себя стать одним из героев романа «Бесы» или отчимом нимфетки Лолиты из скандального романа Набокова. Или тебя, как вчерашнего министра Госбезопасности Абакумова, будет пытать твой подчиненный, о чей лоб ты ещё вчера самодовольно тушил окурок папиросы ….( Читай мой роман Миллиард на двоих)
Жизнь – это всегда ходьба по минному полю! И самое важное в человеческой судьбе – правильный выбор, сделанный исходя из нравственных критериев, которых ты придерживаешься. Но откуда они возьмутся в человеческой душе, как не из книг?
Опыт предыдущих поколений уже несёт в себе множество разнообразных подсказок и аналогий, примеров человеческих побед и ошибок. Как можно от этого отказаться, не воспользоваться всем этим богатством?
Эйнштейн говаривал, что «по вопросам из зала можно понять интеллектуальный уровень аудитории». Будда учил: «Мы таковы, каковы наши мысли». Сократ провозгласил: «Скажи, кто твой друг – и я скажу, кто ты!»
… А я бы скромно добавил: «Скажи, что ты читаешь сегодня – я скажу, что тебя ожидает завтра!»


Рецензии
Добрый день, Анатолий!

Когда я говорил о необходимости читать художественную литературу с друзьями сына, когда им было 16-18 лет, в ответ звучало много весьма увесистых аргументов:

- Ну, вот вам деятели эстрады, кино, телевидения. Начитаны и, казалось бы высокодуховны! Но они проповедуют нам какие-то идеалы, а в своём быту игнорируют их. Выступая перед публикой, говорят о семейных ценностях, а сами юных певиц на сцену, актрис в кино пропускают только через постель. Бросают жён с детьми ради молоденькой стервочки. Или поют: Оглянись, незнакомый прохожий, мне твой взгляд неподкупный знаком... Воспевают принципиальность, честность, неподкупность, а сами за деньги готовы маму родную продать... Для этого - высокохудожественная литература?

Или такое: я читаю, когда мне что-то надо конкретно. И в самом деле так. Только читают, когда надо, не роман, а описание или синопсис романа, или справочники в Интернете.

Или такое: в старых романах и повестях - старые ситуации, старые герои, со своими заморочками. А у нас всё типа другое. Зачем нам их взгляды на жизнь?

Или такое: Зачем мне тратить уйму времени на чтение толстого романа "Война и мир", если в сжатом виде я больше почерпну из психологии?

Другое время, другие люди, другие средства восприятия...

В самом деле, сегодня читать не любят, но любят слушать аудиовоспроизведение романов или кино, где то же самое, те же сюжеты, те же герои, но в другом виде. А поскольку наша молодёжь практичнее и прагматичнее нас, советикусов по рождению, то спросом пользуются разные электронные справочники.

Мой сын сейчас увлечён финансовой и психологической литературой. И знаете ли, учит уже кое-чему и меня.

Поэтому я думаю, что глупее не становятся, если не читают художественную классику, но читают что-то иное.

Владимир Щеблыкин   25.01.2022 19:08     Заявить о нарушении
Спасибо за ваше мнение . Я тоже много читаю в цифре , но наверно привычка не могу себе отказать в удовольствие читать книги сидя удобно в кресле . Дело не в форме а в сути художественной информации ... Вы правы

Анатолий Лютенко   25.01.2022 20:47   Заявить о нарушении
Да и образы героев и поступко
в сегодня ревизируются. Под поезд, как Анна Каренина, не хочет никто. Даже Ельцин в свое время обещал. Но как всегда сбрехал.

Владимир Щеблыкин   26.01.2022 09:32   Заявить о нарушении
Правильно: поступков

Владимир Щеблыкин   26.01.2022 09:33   Заявить о нарушении