На дальнем горизонте чувства

НАБОКОВ И БУЛГАКОВ

Эти два крупнейших русских прозаика ХХ века - не высказались друг о друге никак.
Может быть, в частных разговорах только.

Впрочем, Булгаков мог Набокова и не читать.
В сталинском ханстве это было не так-то просто.
"Что-то слышал" о нём.

А вот Набоков Булгакова явно прочел.
И наверняка увидел в нём конкурента.

А где конкуренция, там внешний игнор и бравада.

Булгаков - реконструктор советской действительности.
Набоков - изобретатель и сказочник о мире вдаль.

И в принципе - делить им было нечего.
Булгаков жёстко рихтовал СССР, Набоков - упоенно изобретал Америку, например.

И где-то в дальней-дальней параллели они разлетаются окончательно.
Оба были придумщиками высшего класса.
Просто язык Булгакова - с виду проще, понятнее и доступнее.
Булгакова легко читают даже школьницы.
Но по сути - он сложнее набоковского.
Язык Набокова - растянут и расцвечен, высунут наружу.
Язык Булгакова - сокровенен во Христе.


ПАМЯТИ ИРИНЫ КУЛИШ

Ирина Кулиш - моя одноклассница.
Я недолюбливал ее в школе.
Недолюбливал до такой степени, что писал на нее дурацкие эпиграммы.

Считал ее зубрилой, скучным комсоргом, она очень не нравилась мне внешне.

Но она была - доброй девочкой при этом.
Дисциплинированной и непричастной к нашим классным забавам.

Ирина Кулиш - понимала о себе, что она не красавица.
Но жила надеждой на любовь.
Не от меня, конечно, а от своего избранника сердца.

И эта надежда ее не постыдила.
Сразу после школы она стала с ним близка.

Я ничего не знаю о ее дальнейшей жизни.
Где она, что с ней, мы не общались никак.
Но знаю, что у нее есть ребенок.

Собственно, это всё, что я знаю о ней.
Но этого достаточно, чтобы попросить у нее прощения и молиться за нее Христу.


КУЧЕРУК НЕСКОЛЬКО ИЗМЕНИЛСЯ В ПЛЮС

Поэт Александр Кучерук - задумался о своей жизни вообще.
Жил ли, мол, я на свете или нет?
Вспомнит ли кто-либо обо мне, когда меня не станет?

Его стихи последнего времени - где-то даже умиляют душу.
Когда человеку за 60, он перестает бравировать талантом, например.

Кучеруку нужно побольше обращать внимания на других авторов сайта.
И размышлять над их стихами тоже.
А то он как-то замкнулся на себе.

А главное - ему нужно исповедаться во храме Божьем.
И тогда, очистившись, он утешится и поймет, что нужен Богу как человек.


НЕИСПРАВИМЫЙ КОРОВИЧЕВ

Сергею Коровичеву из Петербурга - 70 лет.
А он как был "юмористом", так и остался.

Коровичев - совершенно не умеет шутить.
Его тексты - не юмор, а липкая пошлость.

Он слова не может сказать, чтобы не спошлить.
В стихах, в отзывах, в личном общении на сайте.

Я говорил ему об этом, пытался объяснить, что настоящая ироническая поэзия - совсем иное.
Но Коровичев просто не может иначе.
На сайте его суррогатный язык активно плюсуют и хвалят.
И ему не нужно ничего другого в путь.


ПОДУРНЕВШАЯ БОГАТЫРЕВА

Людмила Богатырева из Смоленска - когда-то была интересным автором.
Она любила ближних, например.

Ее стихи по форме - были обыкновенны.
Но по сути - они были нежны.

Богатырева сломалась на Коровичеве.
Объевшись его творениями, она утратила нежность совершенно.

Главное для нее сейчас, чтобы текст был гладко написан.
Она стала сухою, непонимающей, не любящей никого дамой.

По ней стихи - это 1 процент таланта и 99 процентов труда.
Будь это так, это было бы ужасно, конечно.
ВЫМУЧИВАТЬ из себя гладкографический текст.

Для хороших стихов - много труда не надо.
Для хороших стихов - необходимы именно талант, вдохновение и любовь.

Труд необходим в прозе, например.
В эссеистике и критике - тоже.

Ну, конечно, труд нужен и в поэзии.
Но этот труд - несколько иной природы, я бы сказал.
Он услаждает, а не утомляет сердца.

Богатырева, утомленная солнцем Коровичевым, только и делает, что цепляется на сайте к любящей и вдохновенной Оле Пылаевой, например.
Оппонируя ей по любому поводу.
Просто - чтобы показать себя.

Если подруга Богатыревой по сайту Ольга Геращенко еще бывает иногда права в своих критических выкладках, то Богатырева - заблуждается во всём.
И чем дальше, тем сильнее голос Богатыревой - приобретает оттенок в ад.


ХЛИПКАЯ СТАТЬ ПОЭТА ТУМАНОВА

Вот вроде - научился я говорить правду во Христе.
Не ошибаться в главном, по крайней мере.

Но моя стать - всё еще хлипка.
Стоит мне чуть-чуть отвлечься от православного вероучения, я падаю в прежние грехи.
Да и внешне - выгляжу больным человеком.
Измотанным, усталым, тяжело дышащим.

Но мне и не нужно быть крепким внешне.
Мне нужно быть крепким внутренне.
Не терять Христа в себе.
А если потерял, искать Его в покаянии вновь.


ЕСТЬ ПРАВДА НА ЗЕМЛЕ, НО ПРАВДА ЕСТЬ И ВЫШЕ

Правда на земле - Церковь Божья Христова.
Правда на земле - искренняя любовь хоть к кому-то кроме себя.

А вот Правда выше - Тайны Бога Отца.
Они откроются только святым и спасенным вечно.

Их много, этих Тайн.
Всех не перечесть.
Но главная для тебя лично - зачем ты пришел в этот мир вообще.


НОГТИ АННЫ МИХАЙЛОВОЙ - ЗАПРЕДЕЛЬНО ДЛИННЫ

Анна Михайлова - стилист и парикмахер из Питера.
Я не раз любовался ее маникюром.
Это как крылья павы в рай.

Анна Михайлова - при этом умеет делать всё.
И ногти у нее - не ломаются.

Они как лучи, которыми она просвечивает мир.
И мир - пасует перед нею.
Мужчины теряются, женщины - благодарят.


РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ НА САЙТЕ "ТЫ-ПОЭТ"

Не так давно Оля Пылаева выложила на сайт стихотворение Роберта Рождественского.
И озаглавила: "Гениальные стихи".

Вот этот пост:

Захотелось сказать прозой, поделиться своими мыслями.
Гениальные стихи не нужно учить наизусть, они запоминаются сами, не замечаешь, как их перечитываешь, как они стали твоими навсегда.
Они пришли, чтобы помогать тебе жить, бороться с трудностями, побеждать, радоваться жизни и быть счастливой, несмотря ни на что.

Роберт Рождественский

" Мы совпали с тобой,
совпали,
в день запомнившийся навсегда,
Как слова совпадают с губами,
с пересохшим горлом вода.
Мы совпали, как птицы с небом,
как земля с долгожданным снегом
Совпадает в начале зимы,
Так с тобою совпали мы.
Мы совпали,
Ещё не зная
Ничего о зле и добре

И навечно совпало с нами
Это время в календаре."

Всё гениальное - просто!

Но вместо того, чтобы насладиться этим произведением, признать, что оно - действительно гениально и любяще, авторы сайта устроили под ним полемику.
Долго разбираясь в том, что такое гениальность, что такое простота и так далее.

Ну, я согласен - эти стихи не так уж и просты.
"Мы совпали,
Еще не зная
ничего о зле и добре" - так можно сказать только об Адаме и Еве до грехопадения.
И вообще - гениальность может быть и очень сложной.

Но суть Олиной публикации при этом - совершенно в ином.
Роберт Рождественский - как бы сказал за неё, выразил за неё мир ее отношений с мужем.
А он действительно был гениален и прост.
Он был - именно полным СОВПАДЕНИЕМ душ и тел во Христе.

Да и с литературной точки зрения стихи выше - одни из лучших в русской поэзии ХХ века.
О чем здесь спорить и чего здесь выискивать?

Просто строгие полемисты под публикацией - если с кем и совпали когда-то, то лишь друг с другом.
И не в любви, а в придирчивости.
Например, Ольга Геращенко и Людмила Богатырева там.


"АПОКАЛИПСИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ" ВАСИЛИЯ РОЗАНОВА

Это страшная книга, конечно.
Кроме иных любящих слов о старике-еврее из трамвая - страшная очень.

Россия - гибла на глазах Розанова.
Всё рассыпалось в прах.

Но страшна она - даже не этим.
Она страшна - злыми обвинениями Розанова в адрес Христа.

Это, мол, Ты во всём виноват.

Нет, Василий Васильевич.
Виноваты силы ада, вышедшие тогда наружу.
Виноваты те, кто служили их проводниками.

Христос попустил Революцию за грехи безверия, за цареубийства, за общее идиотическое стремление к Октябрю.
Да что мне Вам объяснять.
Вы и сами это знали всегда.
Просто Вам было голодно и холодно.

Но и эти голод и холод - были попущены во спасение души Вашей.
Ну вот лично Вашей, Василий Васильевич.
И я очень надеюсь на то, что Господь простил Вас и взял на небеси.


БРЕСТСКИЙ РАДАР

Мы общаемся с Олей только в "Одноклассниках".
И иногда мне кажется, что в ее квартире установлен мощный радар.
Он легко обнаруживает меня повсюду и влечет к компу.
Я скидываю Оле книгу за книгой.
И она, отзываясь, говорит со мною, как будто я рядом.


ПЕРВЫЕ ПОЦЕЛУИ В ЖИЗНИ

Я не ожидал, что познаю их в 13 лет.

Однажды соседская девочка Анжела взяла меня за руку и буквально отвела на чердак дома, где мы жили.
Там саночки стояли у стены.
Я присел на них.
Анжела села, а потом легла мне на колени.
И мы начали целоваться, почти не отнимая губ.

Целовались мы часа три.
И когда разняли губы, у меня кружилась голова.

Анжела - отдавала всю себя в этих поцелуях.
Она хотела, чтобы мы стали близки.

Спустясь с небес на землю, мы продолжили целоваться в подъезде.
И возвращающийся с работы сосед дядя Юра Грищенко - нас заметил.
Но ничего не сказал, а только улыбнулся лукаво.

Я полупьяным пошел бродить по улицам.
Будучи счастлив и горд во Христе.

Анжела - была брюнеточкой.
Волосы средней длины, карие глаза, ослепительная улыбка.
На ней был легкий терракотовый плащ и какая-то полуспортивная обувь.

И я подумал - теперь Анжела навсегда моя.

Но как-то - на этом всё и кончилось тогда.
Чтобы начаться только через 7 лет.


КИНОШНЫЕ КРАСОТКИ ДЛЯ МЕНЯ

Недалеко от нашего дома - был кинотеатр "Якутск".
Большой, комфортабельный и престижный.
Я нередко ходил туда.
Пересмотрел почти все фильмы, что там показывали.

Особенно меня привлекали экранные красотки.
Орнелла Мути, Кэндис Райалсон, малоизвестные американские, французские и индийские актрисы.

Они не походили на тех девушек, что были рядом.
Были яркими, ухоженными и бесшабашными в любви.

Я нередко мечтал о них.
И втайне начал требовать, чтобы и наши девушки - были такими же.
Но девушки - оставались к этим требованьям глухи.
Оставались в большинстве невзрачными обдергайками, неласковыми и неискренними.

Киношный мир - заполонил меня всего.
Я видел себя среди этих актрис.
И нежно целовал их от волос до педикюра.


ТАНЕЦ С ИЛОНОЙ

Илона, студентка иркутского ИНЯЗа, была редкой европейской красавицей.
У нее был ухажор, бравый курсант военного авиационного училища.
Но я тоже влюбился в Илону.
И однажды - пригласил ее на танец при нём.

На кассете звучало "Вчера" Пола Маккартни.
Мы медленно кружились с Илоной по уютной кухне студенческого общежития.
Ухажор сидел в метре от нас и прожигал нас взглядом.

Илона вжималась в меня всем телом.
И дрожала дрожью возбуждения.
Я ощущал, что Илона близка к тому, чтобы быть со мною, а не с ним.

Песня кончилась.
Несколько мгновений мы еще стояли с Илоной обнявшись.
И когда отошли друг от друга, поняли, что полюбили во Христе.


НЕБО НАСТЕНЬКИ

Небо Настеньки - длинные ногти под розовым лаком.
Небо Настеньки - мое стихотворение для нее.
Небо Настеньки - тихая любовь к Богу и ближним.


МИМОЛЕТНЫЕ ВСТРЕЧИ ОЧАМИ

Иногда встречаясь очами с незнакомой женщиной, я испытываю озарение.
Вижу, что она - будущая эдемская богиня на земле.
А в настоящем - просто ждет любви.
И желая быть искренней в этом, украшает себя, как может.


ЛИЛЯ ШЕЛЕСТОВА БЫЛА ПРАВА

За Лилей Шелестовой я ухаживал года три.
Были, правда, перерывы и на других девушек.
Но Лиля - была главной среди них.

Она всё ждала, когда я её поцелую хотя бы.
Но я её не целовал.
Только обнимал нежно.

Лиля хотя и училась со мной в одном классе недолго, но была годами чуть старше меня.
Она была молодой женщиной, а не девственником, как я.
Хотя моя девственность в школе - не была девственностью в полном смысле этого слова.
Я уже знал страстную ласку от соседской девочки.
Как бы наложившей табу на поцелуи других.

Лилю я атаковал звуком.
Записывал ей бобины с песнями Высоцкого, которые исполнял под гитару сам.
Но Лиля - не любила песен Высоцкого.
А я записал и подарил ей их порядка 300.

Этот душевный и мозговой штурм - иногда доводил Лилю до слёз.
Она жаловалась на меня парню, с которым бывала близка.
Да и бобины - слушать уже перестала.
Но всё же я был интересен ей.
Придурок, конечно, знатный, но - не похож на других.

После школы Лиля каким-то чудом поступила в Братский Индустриальный институт.
Ну именно чудом, потому что в школе она не успевала.
Кто-то сдал за нее экзамены в вуз.
Или - она просто понравилась члену приемной комиссии.

И я - перед Армией - полетел искать ее в Братске.
А их - на картошку отправили в глушь.
И я, не зная точного адреса, нашел Лилю на картошке.

Это ее поразило очень.
Но и там, лёжа с нею на сене, я ее не взял.

Когда я пришел из Армии, Лиля была уже замужем.
Где-то я ожидал этого.
Но всё же написал Лиле ироническое стихотворение, где "дал ей на развод три дня".
Но Лиля - не почувствовала иронии.
Это стихотворение вскоре прочел ее муж.
И искал меня, чтобы избить.
Я пришел на встречу с ним, конечно.
И действительно - умылся кровью.

Лиле было нужно одно: чтобы ее брали часто и желательно разные.
Делать из Лили вторую Блаватскую - было делом ненужным и неблагодарным.
Но сознательно - я не преследовал подобной цели.
Всё получалось как бы само собою.
Я ухаживал за Лилей, как Ницше, если угодно.
А она была - пустенькой смазливой татарочкой и не знала, что такое вообще бывает.


ОДНО ИЗРЕЧЕНИЕ ПРОФЕССОРА ОСИПОВА

Профессор богословия Алексей Ильич Осипов однажды сказал: "Сам дрянь дрянью, а всё твердит: я не такой, как прочие люди".

Это очень так, конечно.
Люди современные - не такие уж и разные, между прочим.
И я согласен с профессором, что это и обо мне тоже.

Но бывает - несмотря на все грехи и ошибки - и одиночная судьба во Христе.
Особенно творческая.
И там уже "дрянь дрянью" Розанов, например, выламывается из определения выше.
Он - не такой, как прочие люди.
Он действительно не такой.

Да и сам профессор Осипов - не такой тоже.


ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ?

Я до сих пор не могу определить точно, кто же была моей первой любовью.
То ли Анжела, то ли Лиля, то ли Илона, например.
Они нравились мне очень - в разных оттенках и почти в одно время.

Нет, Анжела была по времени первой.
Но - была ли это любовь?
Я никогда особо не ухаживал за нею.
Брал то, что давала она сама.

Лиля - да, за Лилей я бегал.
Но это тоже - не совсем любовь всё-таки.
Это попытка найти близкую душу в общение.

Илона - вот около нее мне было лучше всего.
Спокойно, умиротворенно, нежно.
Но оторвавшись от Илоны, я тоже особо не грустил.

Вот и выходит, что моя первая любовь - моя нынешняя супруга Мариночка-Вжик.
Всё, что было до этого, было страстью, симпатией, приятием, интересом, надеждой, а не любовью.
Потому что любовь - это не чувство.
Любовь - это состояние.

Чувство - нередко обманчиво и преходяще.
Состояние - устойчиво, всегдашне, заботливо наконец.


БРОДСКИЙ И НАБОКОВ

Они не признавали друг друга в творчестве.
Бродский сильно обиделся на Набокова, когда тот раскритиковал его поэму "Горбунов и Горчаков".
И тоже - не считал Набокова поэтом.

Но Набоков - купил и переслал молодому Бродскому пару американских штанов.
Это было в насмешку, конечно.

Носи, дорогой.
И оставь меня в покое навсегда.


ЧЕСТЬ ВО ХРИСТЕ

Она - не в дуэльном кодексе состоит.
Она - в истинном покаянии, например.
Она - в победе над адом и сатаной.

Она - в понимании того, что Книга Жизни Агнца, например, еще не дописана на небеси небес.


"ТАНЦУЙ ПОД БУЗОВУ, ТРЯСИ АРБУЗАМИ"

Ольга Бузова - не певица, конечно.
Она - столичная голытьба из "Дома-2".

Надо признать, она единственная сейчас, кто вылезла ОТТУДА на всероссийский олимп шоу-биза.
Все остальные "строившие свою любовь" - канули в Лету.
Ни Алены Водонаевой, ни Степана Меньщикова, ни даже порноактрисы Лены Берковой - как-то больше не видно и не слышно.

Ольга Бузова - цепкая девчонка очень.
Она пробила себе дорогу лбом.
Но эта дорога - ведет в никуда.
Она ведет к разочарованию прежде всего.
Ибо заниматься не своим делом - пусть и за деньги - большое несчастье просто.


ПОСЛЕДНИЙ АККОРД ВЫСОЦКОГО

Высоцкий в "Кинопанораме" (1980) - был неискренен с аудиторией ни в чём.
Ему было неинтересно показывать всё то, что он там показал.
Он хотел лишь, чтобы это прошло на экран.
Да и то - уже не сильно хотел.

В 1980 году Высоцкий понимал, что он КАК ЧЕЛОВЕК - оказался никому не нужен.
Ибо его поздние и малоизвестные исповедальные песни - это прежде всего человек Высоцкий.
Они написаны не от имени того или иного персонажа, а от себя лично.

Ни одной из них он не показал там.
Он давал то, к чему все привыкли и чего ждали.

Да, "Я не люблю" - тоже от себя лично.
Но это песня 1969 года.
Высоцкий ее "повторил", и без того исполняя часто, в том числе и на камеру.
А зачем ее было повторять?
Ее и так все знали.

Да и перерос он эту песню тоже.

Последнее и лучшее, что там исполнил Высоцкий - "Баллада о любви".
Это 1975 год написания.

Но и ее - он исполнять уже не хотел.
Его просто попросили ее показать.
Попросил один из телеоператоров.
И Высоцкий - в последнем аккорде - окончательно понял, что это конец.


ЗАВЯЗИ НОВЫХ ПЛОДОВ

Они не видны глазу.
Они - сокрыты в душе человеческой.
И когда они явятся через слово и дело в мир - мир начнет меняться.
Он как бы воскреснет во Христе.
Россия - воскреснет точно.

А что такое воскресение России?
Это прежде всего - аллилуйное стояние перед Богом во всём и всегда.
Это ренессанс России вновь.
Последний ренессанс - перед концом мира.


2022, январь


Рецензии