2. Принц и Нищий, Елизавета и кладбищенская тема

И снова ко мне с ночевкой приехал мой воспитанник Клим Журавлев, 13 лет. Родители Клима философ и психолог Кирилл Журавлев и радиоведущая Лена Кузьмичева попросили о второй встрече.
   Впрочем, резонно. Ловим момент, пока не снизился градус переживания.  Как сказал Клим: есть огонек. Я на это ответил строчкой из песни: «Пока не меркнет свет, пока горит свеча». Кто такой Макаревич, Клим не знает, да и бог с ним. Не все, что дорого нам, должно быть дорого им.
    Я встретил Клима у метро, и пока мы шли, вспоминал свои 13 лет. 1986 год. Новая школа № 600 при академии педнаук. Французский писатель Морис Дрюон и его романы из серии «Проклятые короли» по ночам в кровати с фонариком. Мама от меня прятала эти книги, так как там были любовные сцены. Но я все равно находил и читал тайком. Также рассказал Климу, мол, вы сейчас практически ничего не читаете, а в мои 13 лет был книжный дефицит. Оказалось, что слово дефицит тоже нужно пояснить. Это когда ты нечто хочешь купить, но не можешь найти в магазинах. 
   Интересные книги, которые все читали, в те времена были в дефиците. И продавались за макулатуру. За право купить заветный томик, надо было сдать двадцать килограмм. Для Клима это параллельный мир. Но и такие детали небесполезно проговаривать.
  Рассказал Климу, что читал. Например, серию повестей Кира Булычева о приключениях Алисы. Оказалось, Клим смотрел мульт «Тайна третьей планеты», а его любимый персонаж Громозека.
- А мне нравится Склиз, который ничей. – Сказал я.  – Помнишь летающую корову? Мне его очень жалко. Так хотел стать чьим-то. И вот, когда профессор Селезнев решил его взять на землю, Склиз радостно взлетает, плюхается в челнок, и не помещается.
  Рассказал Климу, что советские люди читали каждую свободную минутку, и в транспорте, и в очереди в поликлинику. Очередь в библиотеках на дефицитные книги была расписана на много месяцев вперед. Я был записан в республиканской библиотеке сразу на десять книг. Помню, как обрадовался, когда позвонили и сказали, что подошла очередь на «Приключения электроника». Дефицит давали строго на три дня. Клим смотрел фильм, поэтому, история была знакома. После «Электроника» подошла очередь на «Принц и нищий». Клим знал Марка Твена по «Тому Сойеру». Кстати, речь в «Принце и нищем» идет об Эдуарде, наследном принце Уэльском. Принц Эдуард становится королем после смерти своего отца Генриха Восьмого. В прошлый раз мы смотрели фильм про короля Генриха. Предлагаю сегодня посмотреть фильм про его сына.
    Я скачал фильм «Принц и нищий»1977 года, который сам смотрел в клубе «Знамя труда» в мои восьмидесятые.
  Посмотрели с удовольствием. Клим впечатлился нарядами, и сестрой Эдуарда принцессой Элизабет, которая в гневе бросила своему брату Эдуарду (на самом деле его двойнику – нищему Тому Кенти): когда я буду править, уж позабочусь об Англии, не сомневайтесь!
- Это та самая королева Елизавета? – Спросил Клим.
- Да. - Сказал я. – А помнишь, какая вторая великая королева Англии?
- Виктория!
- Молодец! Но давай поговорим про Елизавету, коли мы узнали историю ее отца, ее матери и ее брата. Елизавета правила с 1558 по 1603, более сорока лет. Ее называли королева-девственница. Замуж она так и не вышла. На замечания приближенных о необходимости замужества Елизавета отвечала «Я замужем за Англией». Это выражение стало крылатой фразой. Многие монархи потом повторяли это выражение на свой лад. Женат на Франции, женат на Швеции, женат на России. Кстати, Елизавета чудом осталась жива, так как ее сестра королева Мария чуть не казнила ее якобы за участие в заговоре. На самом деле Мария была католичкой, а Елизавета протестанткой. Мария опасалась, что придя к власти, Елизавета будет преследовать католиков. Это была эпоха религиозных войн.
- А откуда взялись протестанты, и почему католики с ними воевали?
- В те времена все богатства были у католической церкви. И так получилось, что церковь все больше стремилась к обогащению и отдалялась от проблем и чаяний простых людей. Камнем преткновения явились индульгенции – отпущение грехов за деньги. Это уже было вопиющее кощунство. Стало расти недовольство, которое постепенно расширялось и захватывало все бОльшие территории. У протеста появились духовные лидеры. В Германии – Мартин Лютер. Во Франции – Жан Кальвин. Они сформулировали свои принципы. Так в западной христианской церкви и произошел раскол на католиков и протестантов.
   Королева Мария, как и ее мать Екатерина Арагонская была убежденной католичкой. Во времена своего правления она проявляла беспощадность к протестантам. Мария собственноручно их пытала. За это и получила прозвище – Кровавая. Наверное, слышал про коктейль Кровавая Мэри. Напротив, Елизавета была воспитана как протестантка. Но Мария умерла, не успев разделаться с сестрой. Елизавета взошла на престол и правила более сорока лет. Во времена ее правления Англия стала первым государством в иерархии европейских монархий. Особенно после победы над Испанией. А Испания до возвышения Англии считалась самым могущественным европейским государством.
- Колумб же был из Испании?
- Да. Колумб открывал новые земли во славу испанской короны. Считалось, что на море правит Испания, а ее флот, который назывался Великой Армадой, невозможно сокрушить. Но именно Елизавете это удалось. Предлагаю посмотреть фильм про Елизавету.
   И мы посмотрели фильм 1998 года с Кейт Бланшет и Джефри Рашем.
Фильм завершился в двенадцать, и мы легли спать.
  Насытившись информацией и впечатлениями, Клим спал как убитый. Я его разбудил в девять. И после завтрака мы стали смотреть рисунки Вари Наткиной на фантастические и сказочные темы. Открыл серию лист «Королева с птицей». Это конечно сказочная королева в темном облачении, но образ оказался вполне созвучен Елизавете, которая на излете жизни с залысинами и нарочито набеленным лицом вполне соответствовала образу из сказки. Я предложил Климу выбрать листы, которые больше нравятся. Выбранная графика вполне складывалась в хоррор. Основные мотивы – кладбище и призраки. Я пояснил, что данная сюжетика соответствует неоромантическому направлению. Кладбищенские истории в романтическую эпоху были очень популярны (нач. 19 века). Однако больше всего Климу понравилось несколько листов (интерпретации предложил Клим): 1. Некий персонаж читает письмо, которое вероятно сообщает о смерти близкого ему человека. И образы письма материализуются, появляется призрак в красных тонах. 2. Ужасная старуха-демон с черными  глазницами, которые уводят смотрящего в параллельный мир. 3. Ангел на грани перехода из светлой стороны в темную (и наоборот). 4. Некий персонаж, похожий на Волан де Морта, темный рыцарь. Тоже переходный – из живого в мертвого – из мертвого в живого. 5. Во время сеанса у медиума загорается огонь на голове и из потустороннего мира приходят мертвые.
 Резюмируя кладбищенскую тему в преломлении Вари Наткиной я сказал, что тема жизни и смерти – основная в искусстве.  Художники всегда задумываются на эти темы и пытаются их решать. Здесь можно вспомнить многочисленные натюрморты с черепами. Когда мы вплотную будем говорить об истории искусства, мы на этом остановимся. Но пока мы идем по вектору истории. И в следующий раз поговорим о самом Великом персонаже Елизаветинской эпохи – Вильяме Шекспире. В частности, о прообразе современного героя – о Гамлете. Потом поговорим об антиподе Гамлету – о Дон Кихоте. А потом о развитии Гамлетовской темы в эпоху романтизма – о «Фаусте» Гете. Вот такая программа. Обещаю, будет интересно.


Рецензии