Наш паровоз вперёд летит...

Полтора года наша Родина сражается с ненавистным, коварным врагом, который решил уничтожить наш строй, захватить нашу территорию, превратить нас в своих рабов. На фронтах Отечественной войны ежедневно совершаю ратные подвиги советские солдаты и офицеры, а нам – железнодорожникам приходится снабжать родную армию всем необходимым: военной техникой, оружием, боеприпасами, горючим, смазочными и санитарными материалами, обмундированием и продовольствием, вывозить в тыл раненых и гражданское население, станки и оборудование эвакуируемых заводов.

Величают меня Захаром Ивановичем, фамилия моя – Марченко. По военным меркам я командую взводом (так говорит наш комиссар) – комплексной паровозной бригадой особой резервной колонны паровозов Наркома путей сообщения (ОРКП НКПС). По должности я старший машинист паровоза, а под моим началом: две поездные бригады, каждая в составе машиниста, его помощника и кочегара, бригады кондукторов (главный и старший), поездного вагонного мастера. За нами закреплён паровоз, который мы величаем Эшкой, (серии Э с колёсной формулой 0-5-0) с прицепленным турным вагоном, в котором хозяйничает наш проводник, совсем ещё девчонка Маринка, дочка второго машиниста Макара Силантьевича. Живём мы, что называется, «на колёсах», отдыхам на двухярусных нарах между сменами в упомянутом вагоне-теплушке, едим за дощатым, грубосколоченным столом, греемся и сушимся возле печки-буржуйки. Несмотря на свою молодость, девчушка у нас в бригаде расторопная, шустрая: всегда есть вода, чай, горячая печь и дров в достатке. Правда, все мужики в бригаде стараются помогать Маринке по хозяйству, а иногда побаловать её добытыми лакомствами: конфетами, шоколадом или банкой сгущённого молока. Спросите, почему малая не дома, под мамкиной юбкой? Так ведь нет у Силантьевича с Маринкой больше дома, накрыло его фашистской бомбой, погибли жена с двумя сынками. Девчушка в это время была в погребе, что и спасло её от смерти.

Поначалу, когда наша колонна только комплектовалась, многие железнодорожники с подозрением и страхом относились к производимому набору: казалось, что нас не только мобилизуют, но и отправят в армию, на передовую. Пришлось выслушать пару лекций о новых формах путевого обеспечения. Потоки грузов для армии и в обратном направлении в тыл с каждым месяцем увеличиваются, паровозов и бригад на узловых станциях катастрофически не хватает, возросли потери от фашистской авиации, ремонтников тоже значительно поубавилось (кто ушёл в армию, кто погиб при налётах, кто остался в оккупации под немцем). Вот и пришлось создавать мобильные колонны паровозов со своими ремонтниками, обслугой и штабом, способные долгое время работать в отрыве от родных станций. Важной особенностью каждой колонны было наличие в ней однотипных паровозов в количестве от 15 до 30. В нашей колонне были собраны только локомотивы серии Э, которые отличаются:
простотой конструкции и быстротой ремонта повреждений,
неприхотливостью к загруженному в тендер угольку,
высокой степенью выживаемости при обстрелах и бомбёжках,
оптимальной нагрузкой на ось, что важно на многих участках наших многострадальных, военных дорог, часто восстанавливаемых после вражеского огня и взрывов бомб.

А ещё начальство старалось собрать в бригадах как можно больше земляков, правильно полагая, что знакомства и дружба довоенные помогут в нашей тяжёлой работе. Примечательно, что каждая паровозная бригада относилась к прикреплённому паровозу с отеческой заботой и постоянным вниманием, понимая простую истину – механический товарищ должен выполнить важную задачу доставки груза и может спасти жизнь экипажа и сопровождающих эшелон людей в непростой военной обстановке. Наши поезда, как правило, были абсолютно беззащитны перед налётами вражеской авиации. Только мастерство паровозной бригады, которая пыталась под огнём маневрировать на перегонах, то ускоряя, то замедляя ход эшелона, да везение, помогали, зачастую, избежать смертельной развязки в пути. Фашистские лётчики старались в первую очередь повредить сам паровоз или уничтожить людей на нём, понимая, что неподвижный поезд затем уже легче разбомбить или расстрелять. Поговаривали, что фрицам за подорванный паровоз давали сразу «железный крест» на пузо.

Пребывая на новый участок, мы принимали в кабину паровоза машиниста-инструктора местной узловой станции, который проводил состав, показывая опасные места маршрута, объясняя особенности профиля путей, делая акценты на встречающихся разъездах. Сложности на маршруте следования добавляло отсутствие сигналов на линии, которые либо выключали для светомаскировки, либо не успевали восстанавливать после воздействия врага. Особенно напряжённо проходили ночные поездки, когда налёты авиации почти прекращались, а в целях увеличения пропускной способности путей составы пускали с интервалами в 10 – 15 минут друг от друга. Опасность столкновений при неустойчивой связи между станциями возрастала, но мастерство наших машинистов было на высоте, аварий они не допускали.

В прифронтовой полосе мы «в полной мере хлебали» военной опасности. Чаще всего нас донимали «юнкерсы», пикирующие на состав с жутким воем, пытающиеся «положить бомбы» точно в голову эшелона или в цистерны с горючим (при их наличии). Нередко осколки бомб и пулемётные очереди повреждали водяные баки и паровой котёл паровоза, но каждая бригада имела на такой случай приготовленные деревянные колышки, которые помощник машиниста или кочегар с риском для жизни забивали в отверстия повреждений, порой на полном ходу. Бывали случаи поджога и повреждений вагонов состава от трассирующих пуль или попаданий авиабомб, но, если вагон оставался на ходу, эшелон продолжал свой путь до станции, где местные путейцы и паровозные бригады вступали в борьбу с огнём. А недавно моей бригаде пришлось помочь мужикам на одной из станций, где загорелся склад с выгруженными боеприпасами, подогнав паровоз вплотную к пакгаузу и подав воду на брандспойт по рукаву через водяной насос локомотива. Без взаимной помощи и самопожертвования на войне не обойтись, а смерть – она может быть везде, испугаешься – она уже тут как тут!

В нашей практике бывали случаи, когда эшелон прибыл на станцию и ещё не встал под разгрузку, а вражеские «стервятники» начинают бомбить округу. Моя бригада старалась в таких случаях, по возможности, вывести поезд со станции на перегон. Не всегда немецкие лётчики отвлекались на одиночный состав, предпочитая крупную цель – станцию, да и на перегоне достать поезд бывает нелегко. На политзанятиях комиссар колонны рассказывал нам о подвигах наших товарищей. Вот, например, бригада машиниста Шаповалова в октябре 1942 года доставляла защитникам Сталинграда танки. Немцы тогда рвались к Волге, и обстановка менялась очень быстро. Около станции Котлубань эшелон стали обстреливать прорвавшие фронт фашистские танки. Экипажи перевозимых на платформах наших танков прямо на ходу отстреливались, но не могли покинуть эшелон из-за высокой насыпи дороги. Под вражеским огнём, раненный осколками машинист Шаповалов из последних сил смог довести повреждённый эшелон до ближайшей выемки, остановить его в удобном месте, что помогло танкистам разгрузить машины на землю и героическими усилиями отогнать врага от поезда и станции. Раненного машиниста сменил его товарищ, который увёл порожний состав обратно.

Каждый рейс на передовую мы выполняли с большим напряжением сил и нервов. Машинисту приходится до боли в глазах внимательно наблюдать за путями впереди паровоза, встречающимися стрелками и разъездами, сигналами уцелевших семафоров и станционных смотрителей, воздушной обстановкой над эшелоном. Помощникам машиниста и кочегарам хватает тяжёлой механической работы по переброске уголька из тендера паровоза в его нутро. Правильная подача топлива на колосниковые решётки топки позволяет держать высокое давление пара, который приводит в движение колёса паровоза. Высоким мастерством среди машинистов считается правильный расчёт в рейсе возимой воды и угля. Не секрет, что встречаются в пути неожиданные сюрпризы в виде порушенных складов или взорванных водных колонок на узловых станциях. В таких случаях выручает смекалка и помощь уцелевших станционных работников. В ход идут тачки с углём и вёдра с водой, а бывает и «паровозом сгонять» на соседнюю станцию приходиться для дозаправки.

Нынешний рейс, как всегда важен для фронта. Наш комиссар на политзанятии сравнивал железные дороги с артериями огромной страны, по которым нескончаемым потоком текут воинские, грузовые, санитарные и пассажирские эшелоны, питающие войска и тыл людьми, техникой, материалами и прочими нужными вещами, необходимыми для победы над врагом. Если враг сможет перерезать снабжение, то нашим парням станет гораздо труднее с ним биться. Потому день и ночь героически трудятся путейцы-железнодорожники, обеспечивая практически бесперебойное движение на перегонах, разъездах и станциях, а поездные бригады на пределе человеческих сил ведут эшелоны к пункту назначения. Бывают моменты, когда глаза слипаются от усталости, клонит в сон, ноги подкашиваются и нестерпимо болит спина, но ты оглядываешься назад, на прицепленные за паровозом вагоны с танками, орудиями, боеприпасами, военными или гражданскими людьми, которые надеются на машиниста, верят, что поезд прибудет по назначению. Смотришь и снова появляются силы, расправляются плечи и твердеет рука. Будка паровоза для нас, как важнейший, доверенный нам страной, пост, который мы не вправе покидать, даже под страхом неминуемой смерти. Все в бригаде понимают, что в любой момент каждый из нас может быть ранен или убит. Поэтому в свободные минуты стараемся освоить навыки товарища, слесарное дело, котельные работы и электросварку, помогающие нам быстро устранять многие поломки. Такое отношение к своей работе помогает нам продлевать пробег паровоза и водить составы на больших полигонах.

На коротких остановках я наблюдал за солдатами и командирами эшелона, которые зубоскалили, балагурили и подначивали друг друга, пытались ухаживать за нашей Маринкой, помогали ей подносить воду и дровишки. Мы с Макар Силантичем степенно курили самокрутки, перекидываясь скупыми словами и покачивали головой, представляя, что в скором времени эти молодые ребята, которые годятся нам в сыновья, пойдут в бой с врагом, будут уничтожать нацистов, приближать нашу победу. Многие из них сложат свои головы на полях сражений, будут ранены и покалечены на этой войне, но все они готовы защищать семьи, родных и страну до конца. Наши размышления прерываются сигналом к отправлению. Быстро занимаем свои места и состав трогается в путь. Нас ждёт фронт. Вперёд, к победе над ненавистным врагом!


Рецензии