Чувственное понимание

(Из цикла «Грани понимания»)               
               
 
                «Мы всё время падаем, как кошка на четыре лапы,   
                в предметную постигаемость».
                К. Ясперс.               
               
                Понимать — значит чувствовать.               
                К. С. Станиславский. 
               
               
Телесное и психическое восприятие
      Объединяя в себе естественнонаучный и гуманитарный подходы, современная Психология так и не смогла полностью размежевать научные и «околонаучные» знания. Специфика наблюдений психических явлений, использование нерациональных методов самонаблюдения (интроспекции) по аналогии с естественнонаучным экспериментом исследования поставили психологию как науку вне общей системы наук. Тем более это относится к полу таинственному процессу восприятия со своим бинарным характером условного разделения на телесно-психическое и интуитивно-логическое.

      Все, что мы видим вокруг, объекты, явления окружающего мира не даются нам в готовом виде пятью органами чувств телесного восприятия. Их образы формируются в нашем внутреннем мире с помощью психики – ее своеобразным механизмом умозрительного восприятия. Мы видим не столько глазами, сколько умом, умозрительно. Это рассудок и воображение на основе памяти прошлого опыта опредмечивают воспринимаемые объекты, формируя из потока ощущений целостные образы предметов, так называемые «восприятия» и «представления». Только в такой целостной опредмеченной форме они могут быть доступны нашему сознанию и пониманию.

      В работе системы восприятия объединены два основных психических принципа – ассоциативный и рефлекторный.  Всюду, где ситуация требует понимание, включается рефлексирующая способность психики. В зависимости от направленности внутреннего взора различают три вида рефлексии – рассудка, разума и сознания; этому соответствуют три уровня понимания – чувственное (опредмечивающее), разумное (содержательное) и смысловое (распредмечивающее).

      В рефлексии умозрительного восприятия понимание наступает на этапе узнавания формируемого образа объекта. Узнать значит отождествить актуальный образ с аналогичным или похожим в памяти опыта. Трудность узнавания связана с вопросом: как предметы могут быть признаны похожими? То ли по признакам объекта, то ли по чувствам, возбуждаемым в субъекте при восприятии, то ли интуитивно в целом, сравнивая образы (идеи) предметов.

      Первое чувственное впечатление, смутный прообраз нашего представления объекта, постепенно проясняется в процессе узнавания. Качество восприятия зависит от интуитивного предвидения актуально не воспринимаемых сторон или частей познаваемого, которые обычно заимствуются из памяти опыта.
       
      Формирование представления, т.е. опредмечивание познаваемого объекта, – это процесс интуитивного наведения моста, связывающего актуальный образ восприятия с аналогичным или похожим в памяти прошлого опыта. Сложный процесс опредмечивания осуществляется ассоциативно с помощью логических познавательных способностей рассудка (различения и сравнения), интуиции воображения и памяти.

      Восприятие узнаваемых объектов не вызывает у нас интереса, повышенного внимания, (эмоциональное состояние, возбуждающее наши познавательные способности). Когда смутные впечатления превращаются в ясные образы – представления мы испытываем удовольствие (переживание удовлетворения). Если не узнаем ситуацию, фрагменты действительности, мы испытываем отрицательные эмоции неудовлетворения, вплоть до страха. Так степень узнавания в форме эмоциональной обратной связи работает в механизме восприятия в процессе опредмечивания.

Интуитивно-логическое восприятие
      Когда в условиях неопределенности необходимо принимать быстрые решения, логический метод оценки ситуации часто оказывается не пригодным. Во-первых, не все можно объяснить рационально, даже пользуясь разумными доводами. Во-вторых, рациональный метод связан с некоторыми пристрастиями и настроениями. Известно, что в хорошем настроении человек более склонен совершать логические ошибки, а знакомое всегда кажется более правдивым, чем незнакомое.

      Бессознательный процесс восприятия затрудняет исследования механизма психического восприятия. Поэтому в психологии понимания нередко прибегают к метафорическим способам его описания.

      Двойственный (интуитивно-логический) характер умозрительного восприятия известный психолог Д. Канеман в книге «Быстрое и медленное мышление» иллюстрирует примером, где механизм восприятия сравнивается с подразделением разведки, состоящим из двух человек: одного находчивого, интуитивно схватывающего на лету, принимающего быстрые решения, и второго – медленного рассудительного ответственного командира. Такое подразделение разведки обещает быть эффективным: у него есть и стратегическая мудрость интуиции, и тактическая сила логистики.

      Как же взаимодействуют отделы такого механизма? Пока всё идет нормально, без происшествий, интуитивист действует автоматически, командир принимает все его оценки и предложения практически без изменений, находясь в ждущем режиме, не расходуя ограниченный ресурс внимания. Он становится активным, когда обнаруживается нечто, нарушающее картину окружающего мира в представлении его напарника.

      В остальное время командир целиком ему доверяет: впечатления и предчувствия солдата служат ему источником его убеждений и выбора решений. Но у солдата, отлично выполняющего свои функции, бывают ошибки, чаще связанные с логическим анализом, в котором он слаб. Тогда за дело принимается рассудительный командир. Примерно так работает восприятие, позволяющее формировать суждения и принимать решения в условиях неопределенности.
 
Восприятие во власти внимания      
      Каждый из нас воспринимает окружающее по-своему и живет в субъективном мире своих представлений. Пожалуй, главную роль в формировании нашей внутренней картины мира играет внимание – волевое усилие, определяющее направленность, избирательность психики, лежащее в основе всех сознательных процессов. С помощью внимания из общего поля наблюдения происходит отбор одной и игнорирование другой информации, выделяется как бы «фигура на фоне», объект опредмечивается.

      Никакой акт восприятия не может состояться без нашего внимания. Восприятие находится во власти внимания, которое определяет его направленность и избирательность. Внимание может быть произвольным, т.е. намеренным, управляемым сознательной целью, и непроизвольным, или вынужденным, когда не мы решаем, куда направить внимание, а что-то внешнее привлекает нас. (Большинство людей живет в мире, где внешнее владеет их вниманием, желанием и намерением).

      За направленностью произвольного внимания скрывается изначальная пристрастность чувственного восприятия действительности. Стремление к одушевлению природы – яркий тому пример. В условиях неопределенности человек дополняет детали, основываясь на том, что он ожидает увидеть.

      Главные свойства восприятия – предметность и целостность. Если внешние или внутренние условия восприятия не благоприятны, или не достает ресурса внимания, наше воображение домысливает воспринимаемый образ до целого, привнося индивидуальную фантазию в представление внешнего объекта окружающей реальности.

      Когда воспринимаемый объект узнаваем, это значит, что его умозрительный идеальный образ представлен цельным и опредмеченным, доступным сознанию. Человек получает знание, готовый смысл которого он заимствует из памяти прошлого опыта и может не переживать его актуально. В восприятии же нового, понимание переживается как обретение нового смысла, как встреча с сутью, подлинным существованием, новым бытием.

      Органы чувств телесного восприятия ограничены и не могут воспринимать весь спектр явлений и свойств внешнего мира. Кроме того, наша индивидуальная призма психического восприятия вносит свои искажения в реальную картину. Этот фильтр мировосприятия окружающей действительности формируется воспитанием, образованием, характером и интеллектуальными способностями личности – нашим мировоззрением.

Внимание и внутренний взор
      Нам лишь кажется, что мы одновременно видим, слышим и думаем. На самом деле, мы воспринимаем последовательно цепочку коротких «вспышек» – картинку за картинкой, каждая из которых отражает только одно восприятие от одного из пяти органов чувств. Скорость процесса создает иллюзию одновременного восприятия разных проявлений, вызывающих переживание мира.
 
      Хотя движение глаз внешнего наблюдения непрерывно, луч внимания перемещается в пространстве внутреннего взора скачкообразно, «выхватывая» различные фрагменты, стороны рассматриваемого явления.  Естественное непроизвольное переключение внимания, заложенное в механизм нашего восприятия, составляет от 30 до 90 сек. у разных людей.

      Намеренно возвращая внимание к выбранному фрагменту или его признаку (подчинением внимания воле), мы приобретаем навык сосредоточения, позволяющий изменять естественный порядок переключения внимания. Чем больше звеньев цепи восприятия будут заняты одним и тем же проявлением фрагмента, тем меньше других проявлений останется в цепочке восприятия, и так до тех пор, пока все другие – не будут исключены.

       Последнее состояние есть чистое однонаправленное сосредоточение, часто именуемое на Западе термином «медитация». Медитация – это и есть практика намеренного целевого управления вниманием, направленностью и концентрацией созерцания своих чувственных, умственных и смысловых переживаний внешнего мира и себя в нем. Многочисленные практики медитации, внутреннего сосредоточения в восприятии, широко известны на Востоке.

      В интровертной культуре Востока состояние внутренней сосредоточенности, самосозерцания для достижения духовного прозрения практиковались тысячелетиями. (Философия и практика йоги в духовных традициях, прежде всего, Индии и Тибета).  Трудно переоценить значение этой науки в познании и самопознании. Управляемое внимание в созерцании позволяет не только видеть яснее и отчетливее, но может изменять содержание познаваемого объекта.       

      Управление вниманием – наука не описательная. Ею можно овладеть только внутренним опытом самому (лучше с чьей-то помощью). Только так можно получить непосредственное знание, которое в отличие от опосредованного не передается и не получается. Формальное знание принципиально отличается от умения (и понимания): как бы точно мы не знали, например, условия сохранения равновесия тела, ездить на велосипеде или спускаться на горных лыжах не сможем, пока лично не приобретем соответствующие практические навыки умения.
 
Осмысленность человеческих восприятий
      Человек – существо со способностью понимать, а значит, со знанием мира, потому, наверное, способ нашего к нему отношения назвали сознанием. Понимание есть способ овладения реальностью. Это – не просто знание воспринимаемой предметной действительности, но процесс поиска, все более глубокого проникновения в познаваемое, от содержательного смысла знания, превращающего в связную систему картину «мира человека», до полного осознания значимого переживаемого смысла, истинно сущего (его бытия).

      Понимание как узнавание – это сознательный осмысленный акт завершающей стадии бессознательного процесса восприятия. Самая элементарная его форма – это узнавание в действии. Например, предварительное узнавание как адекватная автоматическая реакция на раздражитель. Когда мы внезапно видим нечто на нас летящее, то прежде всего уклоняемся, а потом узнаем – кирпич это или мяч. Аналогично, мы сначала здороваемся с повстречавшимся человеком и лишь потом можем припоминать, кто это был. Такая ступень предварительного узнавания происходит без отождествления актуального восприятия с аналогом прошлого опыта.

      Характерной особенностью человеческих восприятий является их осмысленность. Но в привычной обстановке нет необходимости в сознательном узнавании предметов или явлений, нам не нужно заново их вспоминать и понимать, мы заведомо обращаемся с ними как с привычными. Как же субъект узнает, что предметы ему знакомы? Ведь предметы восприятия не имеют признака (свойства) знакомости.

      Вещь узнается не по ее признакам, а по эмоциональному состоянию, которое сопровождает восприятие (по чувству, которое вещь в нас возбуждает). Когда же объект является новым для нас, необходим сознательный акт его опознания, осмысления, т.е. обретения переживаемого понимания, если готовый смысл не был заимствован у аналога в памяти прошлого опыта.

      В сложном процессе узнавания можно выделить два его вида. В одном – процесс проходит на основе сравнения и различения актуальных представлений и воспоминаний образов или конкретных ситуаций, в которых был воспринят этот или аналогичный предмет. В другом – узнавание имеет родовой, более общий характер, т.е. с опорой не на образ конкретного предмета, а на понятие о нем (как соответствующем классе предметов). В поиске аналога для сравнения предмета восприятия, представленного в одном контексте (ситуации), из памяти может быть выделен и отождествлен предмет, находящийся в другом контексте.

      Представление как воспоминание всегда отнесено к определенному месту и времени нашей жизни, обеспечивая единство личного сознания на протяжении всей жизни, а также локализацию воспоминаний внутри социальных рамок. (Воспоминание ситуаций обязательно связаны с переживаниями событий коллективной жизни). Социальный характер наших представлений трудно объяснить без концепции, признающей реальное существование коллективного духа (общественного сознания) социальной группы.

Проблема объективности восприятия
      В исследовании процесса восприятия мы исходим из того, что в результате воздействия внешней среды на наш сенсорный аппарат пяти органов чувств возникает мысленный образ внешнего объекта. Субъективное восприятие переживается как установление непосредственного контакта с реальностью.

      Однако непонятно, как именно воспринимающий субъект может взаимодействовать с познаваемым объектом. Ведь непосредственно ему дана не внешняя реальность, а его собственные субъективные состояния, которые могут быть и не похожи на то, что существует вне сознания. Возникает вопрос: в какой степени наше представление действительности отражает свойства познаваемого объекта, а в какой — познающего субъекта?
 
      В сущности, это вопрос веры, составляющий одну из тайн психофизической проблемы природы человека. Решение этого вопроса лежит в основе двух типов мировосприятий, традиционно называемых идеалистическим и материалистическим.  В любом случае мы склонны считать свое видение вещей подлинной реальностью.

      Попытки проникнуть в механизм психического восприятия убеждают нас в том, что человеку изначально присуще какое-то доопытное знание, не приобретенное его обучением и опытом. Это объясняет, почему предметы представляются нам только в пространстве, а явления – только во времени на основе причинно-следственных связей, и никак иначе.

      Одинаковые у людей формы чувственности, фундаментальные свойства механизма восприятия, формирующие представление пространства, времени и причинности, создают иллюзию объективности окружающей действительности. Нам кажется, что мир таков, каким мы его воспринимаем (видим, слышим, осязаем) независимо от нашего сознания. Эту иллюзию называют наивным реализмом объективной реальности. Многие ученые считают, что никакой научной "объективности", строго говоря, не существует, есть интерсубъективность, т.е. то, с чем согласны другие – конвенциональность.

      Чувственное знание предмета восприятия (на основе ощущений) и наше отношение к предмету (предметное чувство) мы обнаруживаем в переживаемом сознании. Узнавание этих переживаний (состояний сознания) есть форма (уровень) понимания, который мы условно назвали «чувственным пониманием», чтобы отличать его от разумного и смыслового.

Киев. 2022.


Рецензии