Ч. 306 Новое появление американцев

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/01/21/1096

14 июня 1855 года капитан американского китобоя передал контр-адмиралу Завойко записку от шкипера Д. Кэрльтона. Американец сообщал, что добрался благополучно, «Камчадал» после плавания привели в порядок, и просил передать привет капитану Лесовскому, добавив, что очень уважает Степана Степановича.

Окончательно с американцем, который так помог русским на Дальнем Востоке во время войны, рассчитались в 1857 году, когда он сдал комиссии приведенный из Америки тендер. 26 июля того же года ему выдали квитанцию на получение в русском консульстве в Сан-Франциско 4000 долларов.

Во время плавания в Сан-Франциско Кэрльтону пришлось отремонтировать «Камчадал» - сломалась грот-мачта. За ремонт, уже по прибытии на место, обошедшийся в 1500 долларов, и расходы на содержание команды, приведшей «Камчадал» на Амур, ему выплатили ещё 4000 долларов.

Позже выяснилось, что  у «Камчадала» во время шторма сломалась прямо у палубы грот-мачта. Кэрльтон, отличный моряк, чтобы не попасть в руки союзной эскадры, закрепил её куском бушприта и стеньги и сумел дойти до Сан-Франциско.

Иначе сложились отношения с владельцами шхуны «Caroline E. Foote». В 1859 году они обратились в русское посольство в США с прошением к царю, чтобы им оплатили их убытки.

Русское министерство иностранных дел попросило Путятина разъяснить дело. Тот 15 июня 1859 года ответил из Лондона: «…изложенные в прошении претензии г.г. Донгерти и Рида я  не колеблюсь назвать решительно не имеющими никакого основания и недобросовестными».

Американцы потребовали оплатить весь их груз, который они якобы передали русским в Японии из-за необходимости везти часть экипажа Дианы.  Им при заключении контракта было сказано, что их груз русским не нужен, покупать его не будут.

Владельцы шхуны также жаловались, что в Сан-Франциско им задержали выплату денег на месяц. Причина задержки уплаты по векселям непонятна, но такого убытка, о каком они сообщали, понести владельцы шхуны не могли.

Донгерти и Рид требовали с русского правительства 3 тысячи долларов, которые они якобы выплатили своей команде по её иску. Команда считала, что подвергалась опасности быть интернированной в случае захвата шхуны англо-французскими судами.

Но владельцам шхуны и так заплатили огромную сумму, почти равную стоимости судна. Перевозя грузы на такой маленькой шхуне, Донгерти и Рид не заработали бы таких денег за годы.

Американцы уверяли, что неприятельским крейсерам были известны подробные приметы их судна и что они не повезли вторую партию команды фрегата «Дианы» с согласия офицеров фрегата.

Это была полная чушь.  Шхуна не встретила никаких крейсеров, и никто из иностранцев не знал о её найме. Откуда они сами могли знать, что приметы их судна известны?

За первый  рейс они получили 6 000 долларов, от второго рейса за 3 000 долларов, который был записан в контракте, отказались. Короче говоря, попытка получить незаработанные деньги оказалась для американцев неудачной.

Позже, в 1863 году, шхуна вновь появилась в русских водах, перевозя из России верблюдов в США. Об этом я написал в очерке http://proza.ru/2021/12/12/1690

Шхуна «Caroline E. Foote» вошла в историю российско-японско-американских отношений. Мне удалось обнаружить изданную в 1980 году в США книгу «PIONEER AMERICAN MERCHANTS IN JAPAN» by Howard F. Van Zandt («Первые американские торговцы в Японии» Говарда Ф. Ван Зандта).

Это история первых американских торговцев, прибывших в Японию на шхуне «Caroline E. Foote»   после подписания Канагавского договора коммодором Мэтью Перри. В ней много интересных подробностей.

Но вернёмся к нашим героям, оставшимся в Японии. Пребывание русских в Хеде легло тяжким бременем на бедный рыбацкий поселок, но его жители делились с русскими всем, чем могли.

За время пребывания в Хеде многие русские и японцы подружились. Не обошли вниманием русские моряки и женский пол. Не всё в отношениях с местными жителями было идеальным, случались и драки не по вине японцев.

Были среди русских такие, кто, напившись, начинали буянить. Их быстро приводили в чувство. Но это случалось редко. В целом русские вели себя подобающим образом и оставили о себе хорошую память.

К тому же, и офицеры старались поддерживать дисциплину. Японцы проявляли исключительное дружелюбие. Местные охотники отправлялись в горы Амагияма, где охотились на оленей, кабанов, делились своей добычей с русскими.

Во время стоянки в Хеде от болезней скончались два русских моряка. Один из них, молодой парень, о котором известно только то, что его звали Василий, умер, съев ядовитые плоды дикорастущего кустарника, похожего на русскую рябину.

Этот кустарник прозвали «Васькин убийца». Могилы русских матросов находятся на территории буддийского храма Хосэндзи, в котором жил адмирал Путятин.

За ними до сих пор ухаживают, на могильные плиты возлагают цветы и возжигают благовония. Такое отношение к памяти чужестранцев нам кажется удивительным, своих-то не чтим.

Когда строительство шхуны близилось к завершению, в Симоду пришёл из Шанхая большой трёхмачтовый американский клипер «Young America». Посыльный доставил это сообщение из Симоды уже ночью.

Ефим Васильевич вызвал к себе лейтенанта Шиллинга. Когда заспанный лейтенант появился перед адмиральскими очами, Путятин приказал ему немедленно отправиться в Симоду, пока клипер не покинул бухту, и зафрахтовать судно для перевозки оставшейся части команды «Дианы».

Продолжение http://proza.ru/2022/01/28/1768


Рецензии
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.