Глава 16. Заключительная. Пролог

Глава 16. Заключительная
Я прибыл в аэропорт Борисполь города Киева. Зима на Украине была снежная и мягкая, стоял легкий морозец, солнце отражалось от снега – красота. На календаре было 25 ноября 1983 года. В отделе кадров тыла Киевского военного округа мое появление вызвало неподдельное удивление. Прибывших из Афганистана военнослужащих было мало, а лейтенантов вообще не было. Начальник отдела кадров с интересом расспросил, как проходила служба в трубопроводной части и, выслушав, предложил должность начальника службы горючего радиотехнической бригады окружного подчинения в/ч 41178, дислоцирующейся в городе Фастов, примерно в часе езды на электричке от Киева. Абсолютно не представляя, где это находится, и не раздумывая, я согласился. Служба в трубопроводных войсках с личным составом мне не понравилась: отвечаешь не только за себя, а и за всех остальных. Через час предписание с подписью и печатью было у меня на руках, назначение состоялось.
Вечером того же дня я прибыл в часть, представился командиру, заместителю командира части по тылу – своему непосредственному начальнику – и по совету новых сослуживцев устроился на ночлег. Должность начальника службы горючего бригады была капитанской, что для меня означало повышением по службе и соответствовало моей ВУС (военно-учетная специальность).
Спустя месяц я написал письмо своим друзьям-однополчанам. Поздравил с наступающим Новым 1984 годом и пожелал всем скорейшего возвращения на Родину. Мне ответил Юра Капусткин, и новости, которые он сообщил про ротного капитана А.В. Макеева меня крайне удивили. После моего убытия командира роты понизили в должности, фактически сняли с должности командира роты и отправили на КП 3 отпб на должность помощника начальника штаба (ПНШ). Все-таки нашли «крайнего» за все просчеты со стороны руководства батальона и бригады, как в выборе трассы трубопровода, так и особенностях работы в зимний период на перевале Саланг. Трасса трубопровода 2-й роты 3-го отпб была, на мой взгляд, самой сложной среди всей трассы бригады: горный перевал, серпантин и дальше зеленая долина, где душманы хозяйничали как хотели. Возможно, нужно было усилить роту личным составом, техникой, более оперативно оказывать помощь со стороны командования батальона и бригады, а не сваливать всю ответственность на тех людей, которые сутками без сна и отдыха латали трубопровод. Причин простоя перекачки много и предусмотреть все было невозможно, опыт приходил постепенно, и ротный Макеев А.В. сделал максимально возможное в тех условиях. Такие командиры как он должны быть образцом выполнения воинского долга. Крайние сведения двадцатилетней давности: Алексей Макеев проживал по адресу г. Великий Новгород, поселок Панковка, д. 89.
Просчеты, конечно, были и потери личного состава были, и в плен попали бойцы, и неуставные взаимоотношения были. Не хочется списывать все на войну, был и человеческий фактор, люди не выдерживали и физически, и морально – в этом основная причина. Мы выживали в тех условиях, и кто знает как бы поступил каждый из нас в том или ином случае. Мой принцип – сохранить подчиненных любой ценой работал. Из моего взвода ни один из бойцов не заболел тифом или «желтухой», все остались живы и вернулись домой без увечий. В этом и есть заслуга командира – выполнить поставленную задачу и сохранить людей.   
В начале марта 1984 года Юра Капусткин прислал фотографию из Афганистана. На ней в центре Юрий Капусткин, слева от него без головного убора техник роты прапорщик Быкадоров, справа в пилотке мой сменщик – старший лейтенант Виктор Романов. На обратной стороне надпись «Гена, не забывай Афганистан».    
 
Мы некоторое время переписывались с Юрой Капусткиным. За службу в Афганистане он был награжден медалью «За боевые заслуги». После замены его направили служить в Армению, г. Кировакан (в 1992 переименован и сейчас называется Ванадзор). Это был третий по величине город Армении после Еревана и Гюмри. Письмо пришло с адресом: Армянская АССР, город Кировакан, Ереванское шоссе 56-36.
7 декабря 1988 года в 10 часов 41 минуту по московскому времени на северо-западе Армянской ССР произошло катастрофическое землетрясение. Мощные подземные толчки за полминуты разрушили почти всю северную часть республики, охватив территорию с населением около 1 млн человек. В эпицентре землетрясения — Спитаке — интенсивность толчков достигла 10, в Ленинакане — 9, в Кировакане — 8 баллов по
12-балльной шкале MSK-64. Значительная часть республики подверглась землетрясению в 6 баллов, подземные толчки ощущались в Ереване и Тбилиси. Волна, вызванная землетрясением, обошла планету 2 раза и была зарегистрирована научными лабораториями в Европе, Азии, Америке и Австралии. Землетрясение вывело из строя около 40 % промышленного потенциала Армянской ССР. До основания были разрушены город Спитак и 58 сел; частично разрушены города Ленинакан (ныне – Гюмри), Степанаван, Кировакан (ныне – Ванадзор) — всего 21 город, и еще более 300 населенных пунктов. В результате землетрясения погибло, по меньшей мере, 25 тысяч человек (по другим данным – 45 тысяч), 140 тысяч стали инвалидами, 514 тысяч человек остались без крова. В общей сложности, землетрясение охватило около 40 % территории Армении.
 
После 1988 года связь с Юрой у меня прервалась, и дальнейшая его судьба его мне не известна.
Мой сменщик – старший лейтенант Виктор Романов, насколько мне известно, был ранен при устранении диверсии на трассе трубопровода от Джабаль-ус-Сирадж до Саланга. Через год службы назначен на должность командира 2-й роты, награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом «Красной звезды».
Судьба командира трубопроводного взвода лейтенанта нашей роты В.В. Золотова, выпускника Ульяновского ВВТУ – 1983 г. оказалось очень сложной и печальной. Службу он начал после выпуска в сентябре 1983 года в нашей 2-й роте (мы с ним есть на фотографии), через год в сентябре 1984 года его перевели в 1-й взвод 1-й роты 3-го трубопроводного батальона (33,34,35ГНС) 276-й трубопроводной бригады. Володя Золотов был награжден медалью «За боевые заслуги», двумя орденами «Красной Звезды», заменился в 1985 младшим лейтенантом. По замене вернулся в Ульяновское ВВТУ в батальон обеспечения учебного процесса училища. По официальной информации он, умер в 1987 году. По моим сведениям, в семье были сложные отношения, по всей видимости сдали нервы, и он застрелился из пистолета, когда был на дежурстве.
Начальник службы горючего ТуркВО – полковник Белоусов Юрий Петрович служил в Ташкенте на своей должности до 1986 года. В том же году вышла статья в местной газете, о том, что Юрий Петрович имеет, как сейчас принято называть, незадекларированные доходы. После чего, учитывая его заслуги перед Родиной, он был отправлен с понижением в должности в Белорусский Военный округ. Мы пересеклись в 1998 году в Санкт-Петербурге в Академии тыла и транспорта, в то время я уже закончил обучение в адъюнктуре академии, защитил диссертацию, получил ученую степень «кандидат военных наук» и был назначен на должность преподавателя на кафедре «Организация обеспечения войск ракетным топливом и горючим». С Юрием Петровичем мы встретились на кафедре. Он, конечно, постарел и полысел, но все события, участниками которых мы были, помнил. Уже будучи пенсионером, приехал жить
в Санкт-Петербург, приобрел квартиру на 6-й линии Васильевского острова, недалеко от метро Василеостровская. Службу он окончил заместителем начальника службы горючего Белорусского ВО. От него я узнал, что первый командир 276 тпбр бригады в Афганистане полковник В.И. Мемех был его начальником – начальником службы горючего Белорусского ВО.
Пути господни неисповедимы. Летом 1985 годы проходили ежегодные сборы начальников служб горючего Киевского ВО на базе горючего города Белая Церковь. Уже будучи старшим лейтенантом неожиданно на сборах, встретился и с бывшим комбатом
3–го отпб подполковником Цыганком В. Увидеть меня на сборах он тоже не ожидал. Когда мы все-таки пересеклись, единственное, что он спросил: «Ты что здесь делаешь?». На тупой вопрос последовал такой же ответ: «Мы здесь все на сборах». Больше мы с ним ни общались, и дальнейшая его судьба мне не интересна.
Пересеклись мои пути с другими участниками событий. Мишу Новосельцева, сокурсника по военному училищу, я встретил опять же в Академии тыла и транспорта в 1997 году. Он на три месяца был откомандирован из Сибирского ВО на курсы повышения квалификации в должности начальника штаба трубопроводной бригады. Михаил после Афганистана служил в трубопроводных войсках где-то в Белорусском ВО, после распада СССР, по всей видимости, был переведен в Сибирский ВО. Наша встреча на кафедре была для него неожиданностью. Мы пожали друг другу руки, кратко поговорили «о жизни». Мне хотелось ему напомнить о давнем споре его и Игоря Павлова, на ящик коньяка, но в последний момент я передумал: что это даст, кроме разочарования? После окончания курсов Михаил уехал, даже не попрощавшись, может быть, оно и к лучшему. После увольнения в запас он переехал жить в Тверскую область.
Четыре года назад, в 2018 году, я случайно через общих друзей-сослуживцев поговорил по телефону со Славой Заболотским. Он уже тоже давно на пенсии, дослужился до полковника в МЧС и сейчас живет в Подмосковье.
В далеком 1985 году я приезжал в город Ульяновск к своим родственникам. Заехал к маме Игоря Павлова на улицу Рябикова, дом 39 и рассказал о нашей совместной службе с Игорем и последних днях его жизни. Он был единственным сыном, и женщина, конечно, очень тяжело перенесла трагедию, постоянно плакала. По моей просьбе рассказала, как найти его могилу. Игорь Павлов похоронен на Северном (Ишеевском) кладбище города Ульяновска, там есть аллея воинов-афганцев, где по году гибели военнослужащего можно найти его могилу достаточно быстро.
В общем доступе имеется информация о некоторых военнослужащих, которые мною упоминаются в повести. Это Федоров В.Е. и Саминь Н.Г. – военнослужащие, покинувшие расположение роты и попавшие в плен к душманам. Сведений о рядовом Федорове В.Е. мне найти не удалось, а вот младший сержант Саминь Н.Г. пал смертью храбрых*
*ПРИМЕЧАНИЕ
Саминь Николай Григорьевич, родился в 1964 г. в с. Волиса Украинской ССР. В Вооруженные Силы призван 09.11.1982 г. из Целиноградской области Казахской ССР, в Афганистане – с апреля 1983 г. Младший сержант 47(44)-го гарнизона насосных станций 2-й роты 3-го трубопроводного батальона, попал в плен 10.06.1983 г. в районе н.п. Чарикар, погиб 27.04.1985 г. при подавлении восстания пленных советских и афганских военнослужащих в крепости Бадабер (Пакистан). Указом Президента Республики Казахстан награжден орденом «Доблесть» III степени (посмертно).
Уже после моей замены во 2-й роте 3-го отпб в начале 1984 года служил выпускник 1982 года и мой однокурсник Володя Князевский. После поступления в училище в 1978 году мы с ним один год учились в одной 76 группе 7 А роты. Среди товарищей Володю называли по-доброму «Фрунзиком», так как он родился и жил в городе Фрунзе Киргизской СССР. После окончания училища Володя Князевский по какому-то стечению обстоятельств попал служить к себе на Родину. 
 
* ПРИМЕЧАНИЕ
Князевский Владимир Александрович, родился 26.08.1961 г. в г. Фрунзе Киргизской ССР. В Вооруженных Силах с 01.08.1978 г., в Афганистане – с января 1984 г. Старший лейтенант, командир взвода на ПУ 2-й роты (43[45]-й ГНС) 3-го трубопроводного батальона, погиб 06.05.1985 г. во время устранения аварии на трубопроводе в составе патрульно-аварийной команды севернее н.п. Джабаль-ус-Сирадж при подрыве на фугасе. По данным командования батальона, награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
В феврале 1998 года от инфаркта умер профессор кафедры «Организация обеспечения войск ракетным топливом и горючим» генерал-майор в отставке Николай Демидович Иванов – мой учитель и старший товарищ. Николай Демидович вырастил не одно поколение высококлассных специалистов службы горючего. Одним из его учеников был и В.В. Середа (заместитель начальника штаба – главный инженер 276 тпбр), который под его руководством защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. В последствии В.В. Середа был назначен на должность начальника ФГУП «25 ГОСНИИ МО России», получил звание генерал-майора, профессора, доктора технических наук. На похороны своего учителя приехал и он. Николай Демидович был похоронен на Ковалевском кладбище. На поминках было много народу, но нам удалось поговорить с Владимиром Васильевичем. Мы вспомнили службу в Афганистане в трубопроводной бригаде в дни ее становления. На прощание пожали друг другу руки как однополчане.
             Получилось встретиться и с капитаном Владимиром Свинуховым. На учениях в 1987 году в Киевском военном округе мне нужно было получить топливо на складе горючего в городишке Бахмач Черниговской области для заправки автомобилей радиотехнической бригады. Вспомнил, что на этом складе ранее служил Владимир Свинухов. Оказалось, что после замены он вернулся на бывшее место службы, был назначен на должность начальника отдела хранения и получил майора. Мы встретились, Владимир был такой же как прежде, правда поседел, Афганистан тоже наложил на него отпечаток пережитого.
Совсем неудачно сложилась военная служба у моего однокурсника по училищу Геннадия Аристова. После Афганистана, по информации от моих однокурсников, он уволился из вооруженных сил. Аналогично не сложилась служба у Славы Панчишного. После Афгана он так же не пожелал продолжить военную карьеру.
Служба военнослужащего непредсказуема, сегодня ты здесь, а завтра – куда Родина прикажет. Карьера офицера – это дорога с многими поворотами, если есть «добрый дядя-наставник», то служба проходит в центральном округе или в восточной Европе ГСВГ, СВГ и т.д., а если нет, то все дыры и горячие точки твои. После трагедии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, опять же по приказу Родины (Командира в/ч 41178), меня 27 апреля 1987 года направили на ликвидацию аварии ЧАЭС в Бригаду радиационной и химической защиты (БРХЗ) Киевского ВО, расквартированную вблизи села Ораное в 5 км от тридцатикилометровой зоны отчуждения. В отделе кадров Киевского ВО нужно было отправить тыловика на замену. Как выяснилось по прибытию в БРХЗ, меня, старшего лейтенанта в возрасте 24 лет, отправили выполнять обязанности в 1-й батальон (РХЗ) бригады в должности заместителя батальона по тылу. Вроде бы по закону не положено, но опять же где тот закон. Три месяца работы, 50 выездов на станцию и прилегающую территорию – 10 бэр облучения (по классификации 1987 г. – допустимое аварийное облучение персонала) – и свободен. После госпиталь, санаторий, опять в строй.
В ноябре 1988 года я получил назначение на должность начальника службы горючего в 169-й гвардейский окружной учебный центр Киевского военного округа, в прошлом 48-я гвардейская учебная танковая Звенигородская Краснознаменная ордена Суворова дивизия (Черниговская область, Козелецкий район, пгт. Десна). Дивизия в Великую отечественную войну с боями дошла до Берлина. В 1980-е годы дивизия была реорганизована в Окружной учебный центр Киевского ВО. В настоящее время на базе Центра проходят обучения националистические силы Украины.
В августе 1991 года я поступил в Военную Академию тыла и транспорта (ВАТТ) города Ленинграда. В период поступления произошел путч, который привел к распаду СССР. После окончания ВАТТ в июне 1994 года я получил назначения на должность начальника службы горючего авиации Дальневосточного ВО город Хабаровск. Через год, в июле 1995 года, поступил в адъюнктуру ВАТТ на кафедру «Организация обеспечения войск ракетным топливом и горючим». В июне 1998 защитил диссертацию и получил ученую степень «кандидат военных наук», был назначен на должность преподавателя. Через год службы в академии 9 сентября 1999 года приказом Министра обороны РФ мне было присвоено воинское звание полковник, а за месяц до этого в августе мне исполнилось 38 лет. Продолжать карьеру преподавателя я не стал и 1 ноября 1999 года подал рапорт на увольнение по организационно-штатным мероприятиям (01 декабря 1999 года оклады решили понизить на 2 разряда вниз). Только 2 июня 2000 года был подписан приказ о моем увольнении в запас. На этом военная карьера была завершена.

Мне очень помог в написании повести сайт 276 трубопроводной бригады http://www.trubafgan.ru/38021/central.html. Спасибо его создателям за то, что продолжаете восполнять пробелы в истории нашей страны.
Возможно, эта повесть найдет своего читателя, и кто-нибудь из очевидцев дополнит мои сведения о воинах-трубопроводчиках 276 тпбр, ведь большая часть описанных мною событий относится к 3-го отпб, и, в частности 2-й эксплуатационной роте. На других участках протяженный трассы было не легче, тоже гибли люди, техника выходила из строя, были пожары, прострелы и пробоины на трубопроводе.


Пролог
После моего возвращения в мае 1984 года 276-й тпбр проложила вторую линию трубопровода ПМТП-100 от Пули-Хумри до Баграма, что позволило организовать бесперебойное одновременное снабжение войск 40-й армии авиационным керосином и дизельным топливом. В 1986 году в штате 276-й тпбр дополнительно были сформированы три эксплуатационные роты (по одной в каждый отпб), в результате чего численность личного состава достигла 1038 человек. 1 января 1987 года в состав бригады был передан и 95-й отдельный трубопроводный взвод, который осуществлял перекачку топлива от склада горючего в Термезе (СССР) до склада горючего в Хайратоне (ДРА).
 
Общая протяженность топливных трубопроводов на восточном направлении, возведенных 95-й оптв, 14-й оптб и 276-й тпбр к маю 1984 года составила 921 километр. Всего через ряды 276-й трубопроводной бригады за период эксплуатации трубопровода в Афганистане на апрель 1988 года прошли службу 636 офицеров, 470 прапорщиков, 77 3сержантов, 3932 солдат. Всего 5 811 человек.
Очень наглядно о подвигах воинов-трубопроводчиков рассказано в знаковой песне С. Ефимцева «Трубачи» https://www.youtube.com/watch?v=OWjZn143Tf0 и видео об аварии в Чарикаре https://www.youtube.com/watch?v=XrxX5RzzQ7A.

За период моей службы в Афганистане с 24 августа 1982 года по 15 ноября 1983 года погибло 37 солдат, прапорщиков и офицеров – это более 30 % потерь за весь период действия бригады за 6,5 лет. Половина из этого количество –19 человек – в 3-м отпб (11 из них – офицеры и прапорщики). Как видно из статистики, на период становления были самые большие потери в 3-м батальоне и бригаде в целом.
В Афганистане 276-я трубопроводная бригада провела 6 лет 5 месяцев 8 дней.
Безвозвратные людские потери за это время составили:
Управление бригады – 4 человека.
1-й отпб – 19 человек.
2-й отпб – 25 человек.
3-й отпб – 42 человека.
Итого потерь по 276-й тпбр – 90 человек. В 14-й отпб до переформирования в 276-ю тпбр погибло 24 человека. Итого общие людские потери личного состава 14-й отпб и 276-й тпбр – 114 человек.

Вечная память героям!

Руководство страны и республики Афганистан наградило участников боевых действий при выводе войск. Памятным знаком «Воину-интернационалисту» (учрежденный 28 декабря 1988 года) были награждены военнослужащие Вооруженных Сил СССР (ВС СССР) за участие в выполнении интернационального долга. Медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» – государственная награда Демократической Республики Афганистан.
 
Приказом Военного министра Союза ССР Маршала Советского Союза А. Василевского от 14 января 1952 года – принято решение о формировании Трубопроводных войск. Это день считается – Днем трубопроводных войск.


Рецензии