Акимовы
Хлесткий майский дождь закончился так же неожиданно, как и начался. Из-за мощных косматых туч выскочило заполуденное солнце, и цветущая, словно облитая белым деревня с бугра, казалось плывет в испарине весенней земли. Сергей, регулярно навещая родительский дом, каждый раз видел свою деревню по-новому. Все вроде бы привычно: и старые ракитки у пруда свесили свежезеленые косы в воду, и раскисшая дорога настолько знакома, словно он и по сей день по ней ходит за водой в колодец, что у крутого бугра с родником. Он шел рассматривая привычно-родные места и непроизвольно взгляд от крайних садов, по дороге скользнул на противоположный бугор, к кладбищу. Из за кустов выплывала цветастая группка людей в направлении к отделенному лужком, заросшему кустарником, и кое где торчащими березами погосту. «Кого то хоронят…-екнуло под сердцем- наверное старика-народу мало»-первое , что пришло в голову.
Сергей проходил мимо старых развалин погребов, устеленных примятым прошлогодним бурьяном и зеленеющих полянок свежей молодой крапивы и представлял: «Вот так же, как этот бурьян, уходят старики, унося с собой историю деревни, а на их месте мы появляемся, и хочется знать, что было с ними в их жизни, какие тайны с собой они унесли?»
Подходя к дому, из за зарослей цветущего чернослива и вишняка , заметил фигуру отца, копающегося возле ульев. Поздоровавшись с отцом, спросил:
-Пап, кто тут у вас покойник?
-Да, ушел наш кузнец, Николай Акимович. Теперь некому тяпку оттянуть, отбой закалить ,хороший был мастер. Ну иди в дом, покажись матери, поешь с дороги.
«Вот тебе и на! Дядь Коля Акимов умер!»-Сергей знал с детства этого крепкого мужика- фронтовика- сколько они с ребятами ошивались в его кузне! Добрый был- ни когда не прогонит, немногословный, степенный. А вот почему ноги нет они, пацаны, этим как то никогда не интересовались. Кажется с фронта пришел таким. « Надо у мамы сейчас спросить о нем поподробнее»- решил Сергей, переступая порог родного дома. Дохнуло запахом жареной картошки и сгоревшего керосина. «Совсем как в детстве!»-мелькнуло у него в голове.
-Ах ,сыночек приехал- обернулась мать, вытирая руки о фартук и целуя сына. - А у нас в деревне горе, тебе отец не сказал ? –первой начала мать, предваряя вопрос сына.
-Сказал мам. А что ж за причина? Ведь дядь Коля такой здоровенный мужик был!
Мать , засуетившись, заботливо раскрыла дверцы старого шкафа, достала хлеб, вилки и усаживаясь напротив сына начинала неспешно рассказ, коих Сергей слышал от нее столько, что можно не одну книгу написать.
-Ну ты ж его хорошо знал- он инвалид, с фронта таким пришел . Вот нога и свела его в
могилу .Ты огурчики доставай, да прямо руками бери , прерывалась она на время и продолжала- их же три брата было. Старший, Федор Акимыч , на фронте погиб. Говорят, еще здоровее Николая был. Перед войной женился и тут же забрали его. Детей так и не успел завести.
Мать замолчала, глядя в окно. Сад напротив дома мерно шумел, политый майским ливнем. Через открытую форточку доносился пряный аромат свежей зелени, яблоневого цвета и запах теплой парной земли.
-Мам, а что с третьим братом? - не утерпел Сергей.
-С Пал Акимычем –то? О-о… Так просто и не выговоришь! До войны они жили в одном доме- это не тот, в котором Николай- покойник с семьей жил- этот он сам построил, отец то его после прихода с фронта сразу отделил. А их родовой дом был- ты сейчас мимо брошенных погребов проходил, в каких вы ребятишками игрались, помнишь?
-Мам, ну как же, нам в них нравились своды и вверху крючья, и ступеньки каменные
-Ну вот тут и дом их старинный стоял. Жили они зажиточно, денежки водились. Отец у них, Аким Стефаныч до войны в колхозе бригадиром работал.. А вот в начале войны пошли разговоры ,будто Пал Акимыч тайком вернулся с фронта и живет дома. Ходили люди к ним то денег занять, то за гущей или еще за чем и видели, как на печке занавеска шевелится. Да и примечали , нет-нет и появится у них на комоде какая-нибудь резная безделушка. Я сама помню, у них стояла тройка лошадей, вырезанная из дерева, разукрашенная, красивая такая. А нам – то дико, спрашиваем у невестки: «Нюр, кто ж тебе такую забаву подарил?» А она так, с неохотой отвечает- это, мол, папаша из города привез. А какой город- везде война, кто в такое время какие то игрушки будет делать, когда все впроголодь живут! Ведь до нас то хоть немец и не дошел ,а лиха и здесь всем покушать пришлось .Но Акимовы и в войну не голодовали . Сам, дед Аким ,потом на работу в колхоз не гожался , по старости- у них только Нюрка ходила, а дед дома порядок поддерживал- козы ,говорят, у них и в войну не переводились. А люди примечали- на лугу , под их огородом, ночью, какой то здоровенный детина бурьян косит. А Нюрка все талдычит: «Папаня сенца козам накосил!» А люди что, дураки? Не знают какого роста этот папаня? Он же на полголовы ниже сыновей был! А Пал Акимыч у них самый рослый. А то еще ночью на деревне бабу видели здо- о –ровую , как какланчу. В лицо то ночью не разглядишь, но ,все на деревне знают- нет у нас бабы, такого огромного роста. Люди то, догадывались, но ни кто не рассказал, не сдал его властям .
Потом ,после войны, таким амнистия вышла , Но Пал Акимыч все не выходил, боялся.
-Мам, наверно ему стыдно было.
-Конечно , стыдно. И перед людьми , и перед братьями.
Мама на время снова умолкала, поглаживая, усевшуюся на колени, рыжую кошку и задумчиво глядя в сад.
-Мам, ну вот Федор не пришел, а жена то его Нюрка?
-Да что, Нюрка, она так наверное с Пал Акимычем и жила, пока он сидел на печке. А когда вышел, тут уж стала его , считай, законной женой. Какая- ни- какая, а замужняя! Детей и от Пал Акимыча у нее не было. Скоро и дед Аким помер. Пал Акимыч поначалу то сторонился людей. Но Нюрка уже говорила: «Паша пришел!» Вызывали, вроде его и в сельсовет- говорил, будто бы потерял где то все документы. Ну его не тронули . Только, бедняк много не прожил. Мужики его сильно донимали. Пойдут, бывало, солому скирдовать- а ведь есть такие языкастые- как начнут его на смех подымать ! А он хоть ростом и здоровый был, а видно сильно переживательный и сердце не вынесло. Умер, вы еще маленькие были. Нюрка тут же уехала. Говорят ,куда то к сестрам,в Сибирь. А вот Николая ни кто братом не попрекал. Хороший был человек,царство ему небесное!- мама перекрестилась, вздохнула и вспомнила-Сережь, зови отца есть.
Свидетельство о публикации №222012601651