Фикус

Мой школьный друг Юра Сорокин жил в «Волоцких домах»; это  - квартал доходных домов постройки 1913 года, расположенный между Трехпрудным и Большим Козихинским переулком. Его семья занимала в бельэтаже маленькую комнатку с высоким (не меньшим четырех метров) потолком и окном во всю внешнюю стену.  Всю оконную амбразуру перекрывал огромный фикус, упиравшийся в потолок.
Когда я навещал Юру дома, то не мог отвести от фикуса восхищенного взора; в нем мне нравилось решительно все: и древовидный ствол, и крупные, массивные, глянцево поблескивавшие продолговатые листья, прочно сидящие на толстых стеблях, но главную привлекательность ему, разумеется, придавал,  масштаб, позволявший посетителю комнаты чувствовать себя как бы в оранжерее, а то и под деревом в тропическом лесу. Присутствие в Юриной комнате было для меня особенно волнующим; - возможно, из-за того, что созерцание фикуса будило во мне атавистические инстинкты – я представлял себя погруженным внутрь его кроны, а, может быть, даже карабкающимся вверх по его стволу. Во всяком случае, для меня в фикусе было что-то неизъяснимо-волшебное.
Это подтвердилось много лет спустя, когда я, мужчина зрелых лет, с какой-то целью посетил  толкучий рынок на Преображенской площади, и мое внимание привлек огромный фикус, высившийся над толпою; рядом с ним стояла женщина, принесшая его на продажу. Что-то кольнуло меня в сердце; долго я ходил кругами вокруг фикуса, не спуская с него взгляда. С тех пор прошло полвека, но тот фикус до сих пор стоит перед моими глазами, как немой упрек, что я не купил его.
Мой случай неравнодушия к фикусу – далеко не единственный. Мне рассказали об одном молодом человеке, который посещал одно семейство, где имелась девушка на выданье, и…огромный фикус. Кончилось тем, что молодой человек и девушка поженились; я не знаю, какую роль в этом сыграло растение; мне известно лишь то, что фикус в их доме был глубоко чтим, и под его сенью они прожили долго и счастливо.
                Июнь 2021 г.


Рецензии