Ах, какая функция! Какая функция?
Но стоило юным лицам добрыми улыбками встретить мою привычную фразу « Я очень скучал по вас! » , и на полтора часа осталась одна проблема - подружить аудиторию будущих веб- дизайнеров с функциями. Да. Говорили в школе. Но кто поверит, что ребята помнят и понимают так, как это нужно для следующего шага?
Рассказываю, сжав кулаки и утверждая, что в левом – числа, составляющие область определения , а в правом – множество значений функции. И что если мы знаем , как числу из левого кулака найти единственного суженого из правого, то смело можем считать - функция задана. Непонятно? Тогда представьте себе , что уже лето, и экзамен (какое счастье!) уже прошел. В левой руке у меня все числа от единицы до пятидесяти одного. Это номера, под которыми в журнале записаны ваши фамилии. А в правой руке – полученные вами оценки. Сколько их там, разных, может быть? Аудитория оживилась. Двенадцать,- слышу. Но несколько человек возмущаются – тринадцать, отсутствующих не учли! А кто определяет соответствие аргумента и его пары? Вы – кричат мне почти сразу. Кстати, уже пару лет разрешаю студентам на экзамене свободно пользоваться интернетом. Оценка ставится за умение быстро найти нужное, и за живое понимание логики.
Способов задать функцию традиционно три. Мы только что задали функцию с помощью таблицы.
Второй способ задания функции - графиком. И тут же резонный вопрос – а график откуда? Ну мало ли? Из самописца, например, регистрирующего пульсацию Земли, сердца…Рисую на доске каракулю, отдаленно напоминающую кардиограмму….
Третий – аналитический, математическими символами. Показываю. Вопросы? Не стесняйтесь, здесь вопросы глупыми не называют.
Вспоминаю свою первую открытую лекцию. Я был так уверен в своих талантах, что совсем не готовился. И легко игнорировал присутствие уважаемых сотрудников. Шутил, беззаботно общался с аудиторией. За это меня при обсуждении всячески хвалили, а я млел от удовольствия. И только мой кореш, доцент Володя Кенигсон, добавил в эту сладкую бочку капельку горечи. «Удивительно,- сказал он , - нарочно не придумаешь! Наш молодой коллега лихо привел пример аналитически заданной функции, но… она же не существует ни при каком действительном значении икса!» Не поленился, исследовал. Друг называется.
Я тогда еще не изобрел четвертый способ. Пословицей. Чем дальше в лес – тем больше дров. При чем тут это? А чем не функция? Икс - по шагомеру, игрек - древесина.Некоторое время сообща ищем другие подходящие выражения. Отбрасываем предложенную « Муж и жена – одна сатана». Зато с энтузиазмом строим дизайнерское решение графика функции «Тише едешь – дальше будешь». Которое оказалось банальным у=1/х. Косая симметрия, господа!
Как удобно, не стирая графика, говорить о свойствах четности/нечетности. Кто скажет, зачем, чтобы называться нечетной, или четной, функции для начала нужно обзавестись областью определения, симметричный началу координат? Сразу несколько желающих ответить. Затем забрасываю наживку ( хотя до пределов еще целая неделя) насчет непрерывности. Ведь на ноль делить пока нельзя!
Читателю, который ( о чудо!) еще читает, я смело могу сказать: дальше в лекции речь шла о периодических функциях. Не успеете оглянуться, - говорю,-как вскарабкается вам на колени продвинутый пацаненок, и спросит : «Папа, мама, а что такое период?». Может, как я, нарисуете тангенсоиду? Нет, лучше расскажите, что среда была семь дней назад, и сегодня, и через семь дней опять будет.
Аудитория настораживается, когда я учу развивать будущих детей. Не пробовали? Дальше для их будущих деток мы сообща готовили ответы на вопросы о возрастании, убывании, и почему неубывающая и возрастающая функции почти совсем не одно и то же? И снова наживка, теперь насчет положения касательных на интервалах монотонности!
Читатель, ты еще тут?
Мы шли по следу, оставленному графиком функции, почти полтора часа. А в самом конце, когда я в очередной раз потребовал «Вопросы ?», вопрос был. « А почему не учат математике криминалистов ? Годами длятся следствия»- спросила девушка. И вправду, почему?
До встречи! Я буду скучать по вас.
2018 г.
Свидетельство о публикации №222012601740
Николай Андреевич Гардба 01.02.2022 20:24 Заявить о нарушении
Александр Корчевский 05.02.2022 14:45 Заявить о нарушении