Ах, какая функция! Какая функция?

          Первая  учебная неделя после Рождественских каникул. Как раз перед ней жена   сломала плечо. Нужна операция. Наташа категорически   не хочет. А кто хочет? Время уходит, и так сложно найти решение. В математике намного проще! Настроение   жуткое.
          Но стоило    юным лицам  добрыми улыбками встретить  мою привычную фразу « Я очень  скучал по вас! » , и на полтора часа осталась одна проблема -    подружить аудиторию  будущих веб- дизайнеров с функциями.   Да. Говорили в школе.  Но кто поверит, что   ребята   помнят  и понимают  так, как это нужно для следующего шага?
          Рассказываю, сжав кулаки и утверждая, что в левом –   числа, составляющие  область определения , а в правом – множество значений функции. И что если мы знаем , как числу из левого кулака  найти  единственного суженого из правого, то смело можем считать -   функция задана. Непонятно?  Тогда представьте себе , что уже лето, и экзамен  (какое счастье!) уже прошел. В левой руке у меня  все числа от единицы до пятидесяти одного. Это номера, под которыми в журнале записаны ваши фамилии. А в правой руке – полученные вами оценки. Сколько их там, разных, может быть? Аудитория оживилась. Двенадцать,-  слышу. Но несколько человек  возмущаются – тринадцать, отсутствующих  не учли!   А кто определяет соответствие аргумента и его пары? Вы – кричат мне  почти сразу.  Кстати, уже пару лет разрешаю студентам на  экзамене   свободно  пользоваться  интернетом. Оценка ставится  за умение быстро  найти нужное, и  за живое  понимание логики.
          Способов задать функцию традиционно три. Мы только что задали функцию с помощью таблицы.
    Второй способ задания функции -  графиком.  И тут же резонный  вопрос – а график откуда?  Ну мало ли?  Из самописца, например, регистрирующего  пульсацию Земли, сердца…Рисую на доске каракулю, отдаленно напоминающую кардиограмму….
           Третий – аналитический, математическими символами. Показываю. Вопросы? Не стесняйтесь, здесь вопросы глупыми не называют.
           Вспоминаю свою первую   открытую лекцию.  Я был так  уверен  в своих талантах, что совсем не  готовился. И легко   игнорировал  присутствие уважаемых сотрудников.  Шутил,  беззаботно общался  с аудиторией. За это меня при обсуждении   всячески хвалили, а  я млел  от удовольствия.  И только мой кореш, доцент  Володя Кенигсон, добавил в эту сладкую бочку капельку горечи. «Удивительно,- сказал он , - нарочно не придумаешь! Наш молодой коллега лихо  привел пример аналитически заданной функции,  но… она  же не существует ни при каком действительном значении икса!»    Не поленился, исследовал.  Друг называется.
           Я  тогда еще не изобрел   четвертый   способ. Пословицей. Чем дальше в лес – тем больше дров. При чем тут это? А чем не функция? Икс - по шагомеру, игрек - древесина.Некоторое время сообща ищем другие подходящие выражения.    Отбрасываем предложенную  « Муж и жена – одна сатана». Зато с  энтузиазмом  строим  дизайнерское решение  графика  функции «Тише едешь – дальше будешь». Которое оказалось банальным  у=1/х.  Косая симметрия, господа!
          Как  удобно, не стирая графика,  говорить о свойствах    четности/нечетности.  Кто скажет, зачем,  чтобы называться  нечетной, или четной, функции для начала нужно     обзавестись   областью определения, симметричный началу координат? Сразу несколько желающих ответить.   Затем забрасываю  наживку ( хотя до пределов  еще целая неделя)   насчет  непрерывности. Ведь на ноль делить пока нельзя!
          Читателю,  который ( о чудо!)  еще читает, я смело могу сказать: дальше в лекции речь шла о периодических функциях.  Не успеете оглянуться, - говорю,-как вскарабкается вам на колени  продвинутый пацаненок, и спросит : «Папа, мама, а что такое период?». Может, как я, нарисуете тангенсоиду? Нет, лучше   расскажите, что среда была семь дней назад, и сегодня, и через семь дней опять будет. 
          Аудитория настораживается, когда я учу   развивать будущих детей. Не пробовали? Дальше для их будущих деток мы сообща  готовили ответы на вопросы о возрастании, убывании, и почему неубывающая и возрастающая функции почти совсем не одно и то же?  И снова наживка, теперь   насчет положения касательных на интервалах монотонности!
          Читатель, ты еще тут?
          Мы шли по следу, оставленному графиком функции, почти полтора часа. А в самом конце, когда я  в очередной раз потребовал  «Вопросы ?», вопрос был. « А почему не учат математике криминалистов ? Годами длятся следствия»- спросила девушка. И вправду, почему?
          До встречи! Я буду скучать по вас.
2018 г.


Рецензии
«Вы, профессор, воля ваша, что‑то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут».

Николай Андреевич Гардба   01.02.2022 20:24     Заявить о нарушении
А вот скажите ка, академик дорогой наш, как вы умудрились первого февраля написать рецензию на мой скромный методический приемчик, а прочесть про него пятого февраля? Выходит, вы прозорливец, батенька!

Александр Корчевский   05.02.2022 14:45   Заявить о нарушении