Мирские диалоги
Что вершит судьбу человечества в этом мире? Некое незримое существо или закон, подобно Длани Господней, парящей над миром? По крайней мере истинно то, что человек не властен даже над своей волей.
Кэнтаро Миура
- Вообще, Володько, веришь ли ты в длань Господню? Или в судьбу?
- Я не верю в подобные вещи (Длань Господня), но и не могу отрицать их существования. При этом с течением времени приходит понимание, что жизнь не вечна. И посему, вероятно, у каждого в этом мире есть своя судьба...
- Нам всем назначено умереть, с этим согласен. Тоже не верю ни в длань, ни в судьбу в смысле предначертания, однако осмеливаюсь их отрицать. В Бога, кстати, верю.
- Раз веришь, так почему же Бог не может вершить наше бытие? Ведь одно вполне может вытекать из другого и быть его основой.
- Думаю, всё же он не может вершить бытие. Когда-то давно, возможно, всего раз, он вмешался - то ли в момент рождения Вселенной, то ли Земли, то ли жизни на ней, а может - в момент возникновения разума человека. А затем, предполагаю, самоустранился. Быть может, сейчас он просто наблюдает за нами. Человечество - эксперимент. Допускаю, кстати, что Бог может на нас влиять, но не хочет этого.
- Раз так, то по твоему мнению, ради идеального эксперимента он может пойти на всё? Или всё уже пошло наперекосяк? Ведь мы можем только предполагать, что происходит на самом деле.
- Конечно, он пойдёт на всё. И уже пошёл - это и есть ответ на вечный вопрос о том, почему он допускает зло всех уровней - от драки в школьном туалете до ядерных бомбардировок и Холокоста.
- Тогда в чём же окончательный результат этого явления? Неужто концом всего будет ничто?
- Конечно. Смерть человечества, затем тепловая смерть Вселенной или какой-то другой её конец. Но Бог может эти смерти пережить, собрав материал обо всём эксперименте. Зачем он ему нужен - знать мы не можем. Возможно, будет анализировать и потом создавать новые, более совершенные миры (или совершенных разумных существ), а возможно, всё это сродни игре в куклы или машинки - чтобы потешиться.
- Печален наш исход тогда. И дан он кому-то больше, кому-то меньше.
Но знаешь, бывает, люди говорят, что судьбою решено... исход уже решён... с самого рождения жизнь была предрешена... А на самом деле это всего лишь случай или ты всю жизнь к этому шёл. И тут судьба иль не судьба?
Можно назвать судьбою то, к чему ты и так шёл?
- Наверно, можно. Такая судьба есть - это лишь исход событий, будь то поступки людей или что-то другое. А предрешения нет.
- Но есть же родословные: врачей, военных, учителей и т.д. В таком случае указывают на предрешённость события. И если в этом случае дальнейшие поколения пойдут по стопам прошлых, это и будет предрешённостью.
- Ничего подобного! Рано или поздно такие династии прерываются. А само их возникновение связано или с генетической передачей таланта, или с амбициями родителей, или с желанием детей идти по проторенной дороге, даже если таланта нет.
- У всего есть начало и конец. Ничто не вечно в этом мире, так что вполне естественно, что такие династии могут прерываться. Ну а почему они возникают и существуют - это их особенность. И одной из этих особенностей вполне может являться предрешённость, которая очевидным образом возникла от множества других факторов. Но это отнимает того, что это можно назвать вероятностью, ведь предрешённость - это уже известный исход. А упоминания о генетике, амбициях, воспитании, можно сказать, оправдывают эту «неизбежность».
- Вижу противоречие в твоих словах. Если что-то возникло на основе ряда факторов, это закономерность, но не предрешённость. Предрешённость же - нечто, известное задолго до всего, что могло бы стать такими факторами. Например, если бы ещё миллион лет назад было известно, что конкретный 3-й представитель династии, живущий в XX веке, тоже будет врачом, как и его дочь, а сын врачом не будет.
- А кто есть вершитель и управитель над всеми сущими? Что есть истинно идущие к нам? Я не ведаю, есть ли над нами кто или что-либо, посему мне трудно сказать. Есть ли то закон, иль существо, управляющее нами? Но ты ведь веруешь в Бога. Так он в твоём понимании вершит бытие земное? Быть возможно, что в его эксперименте уже всё предрешено заранее (смерть всего или только некоторого выбранного числа чего-то, в определённый промежуток времени). И пристало, что есть предрешение, но мы знаем о нём, либо не в состоянии осознать его?
- Сложные вопросы от вас последовали, Володько. Философские среди самой философии. Вершителя и управителя надо всем нет, увы. Бог повлиял, но больше не управляет. Истинно идущих не узнаю, не понятно, о чём тут речь ваша. А в эксперименте, думаю, очевиден лишь финал - для нас или галактик это смерть, для Бога - не более, чем окончание работы механизма. Потом механизм может быть вновь запущен - и будет, например, новый Большой взрыв. С теми же или иными физическими законами. Предрешённость здесь полностью подобна тому, как мы, каждый раз включая компьютер, знаем наверняка, что он выключится. Не знаем только, через минуту или через неделю. Естественным, штатным путём это произойдёт или вследствие удара по нему молотком. Или вследствие ядерного взрыва всё в радиусе километра испарится, в том числе и этот компьютер. Данный пример больше к людям можно применить, чем ко Вселенной - срок жизни и причину смерти каждого из нас определить гораздо сложнее, чем судьбу мироздания. Повторюсь, в предрешение не верю. Но если б оно и было, люди могли бы осознавать его возможность, но никогда бы не сумели это доказать.
Донецк, 9 января 2022 года
Свидетельство о публикации №222012600018