Моё море

     Крейсер Свердлов. Фото из интернета

     Я не служил на флоте.  У меня не было «белого» билета. Как я помню, его выдавали тем, кто не мог по состоянию своего здоровья проходить воинскую службу. Но существовало понятие «бронь». Это означало, что данного юношу задерживает военно-промышленное предприятие, на котором он работает, и что он в настоящее время обязан оставаться на своём рабочем месте для пользы Родины (или что-то этому подобное).

     Я и продолжал работать с 1955 года в Кронштадте, сначала электриком в Кронштадтском Морском госпитале, затем  - судовым электромонтажником в цехе № 10 Кронштадтского Морского завода. А с 1958 по 1961 год включительно, в связи с переездом родителей в город Ломоносов (бывш. Ораниенбаум), на Судоремонтном заводе № 28 ВМФ.
     Срок общения с кораблями и моряками, конечно, невелик. За этот промежуток жизни мне посчастливилось дважды работать на Авроре, облазить её котельную, просторные кубрики, широкие лестницы, которые узкими корабельными трапами назвать язык не поворачивается.
 
     Однажды побывал на дизельной подводной лодке, спускаясь через люк рубки в самое чрево её. Вот там действительно трапы, а не авроровские лестницы. Трудно матросикам там находиться и жить.
     Работал в рулевой рубке крейсера «Свердлов» на высоте, если не ошибаюсь, пятого этажа дома. Помню, что писали в газетах про дружественный визит «Свердлова» в Англию 7-18 июня 1953 года по случаю коронации королевы Елизаветы 2-й. (См. сообщения в интернете).
     Англичане были поражены отличной выучкой советских моряков и мастерством командного состава.  Мне было лестно побывать на таком знаменитом корабле. 

     В школе нас учили английскому языку с третьего класса (1947 год) до десятого. И что у нас в голове от этого обучения осталось?  Ноль.
     А учительница английского языка часто нам напоминала о высоком стиле и манере высокопарных англичан вести диалог. Вот один из её рассказов:
     «Встречаются случайно в водах мирового океана два корабля. Проходя мимо, один капитан приветствует другого и его команду, желает ему попутного ветра и удачного прибытия к месту назначения. Тот ему отвечает такими же добрыми пожеланиями. Первый спрашивает второго: «Уважаемый кэп, не соизволите ли Вы приказать своей команде передать часть вашего драгоценного груза из Ваших карманов в мой карман груз под названием "сигареты" в количестве одной штуки, за что я буду вам, дорогой кэп, премного благодарен». Второй отвечает ему: «С большим удовольствием, уважаемый, передаю Вам в подарок часть моего дорогого груза. Пользуйтесь на здоровье. Гуд бай»! 
     Это всё, что запомнилось. А очень жаль. Иностранный язык, в основном английский, так и остался одним из основных языков в мире.  Не удалось постичь.    

     За шесть лет работы мне пришлось работать на четырёхмачтовом барке «Седов», капитаном которого был знакомый нашей семьи Пётр Сергеевич Митрофанов. Он со своей семьёй снимал в нашей коммунальной квартире в Кронштадте комнату. Бывал я в гостях у мичмана Крохина Валерия Ивановича на крейсере «Киров», ещё прежнем, не новом.Крохины тоже одно время жили с нами.
     Крупных и мелких судов различного назначения я повидал и поработал на них достаточно много. О многом я уже ранее писал.   Всё это, о чём я снова повествую, является только подтверждением того, что кораблям я отдал хоть немного, но часть своей молодой жизни, мускулов и здоровья, и это осело в памяти. 

     Вот почему мне по душе рассказы Станюковича «Морские рассказы», «Капитан первого ранга» Новикова-Прибоя и многие другие, посвящённые морским открывателям новых земель Крузенштерну, Лазареву, Берингу, Лаперузу, Беллинсгаузену, прочитанные как в детстве, так и юношей.
     Я не моряк, не служил на кораблях. Ходил на вечерние курсы переподготовки офицеров.  Присвоили звание старшего инженера-лейтенанта связи СА, к сожалению, не ВМФ. Но море и корабли, как волшебство, хоть малая частичка их, принадлежат и мне.
                2022


Рецензии