Забота о кедре

   Старик невысокого роста остановился на центральной площади и смотрел на огромную ель. Разлапистая внизу она устремлялась вверх макушкой  в темноту ночи,  теряя в объемах, и высоко над землей заканчивалась звездой, сливаясь с небосводом. Сверкающие огни на ветках, по разумению людей, призваны расцветить площадь и поднять праздничное настроение. Потому пространство светилось россыпью света, играло гирляндами и искрилось падающим снегом. Ледяные, подсвеченные изнутри,  фигуры Деда  Мороза и Снегурочки, словно живые, ступили на праздничные улицы города и возглавили карнавал неведомых зверей и героев сказок, умело изваянных изо льда.

   Радовалась празднику и природа, сыпалась на землю пушистым снегом. Он танцевал по воздуху, подчиняясь движениям небольшого ветерка, и крупные мягкие, казалось теплые, снежинки кружились хороводом в немыслимом танце. Такая благодать в горах возникала лишь в вековом кедровнике, защищавшем открытое пространство массивными стволами и пышной кроной длинных мягких иголок. По склонам гор деревья спускались к подошвам, но оставались на определенной высоте – незачем распространять свой ареал ниже. Богом определено место и, покидать его негоже. Удел кедра – верхняя граница леса. Потому и не видно в этих местах кормильца гор.

   Чувствовал себя лишним в городе и старик, приехавший  в столицу по важному делу. Не помнил, сколько лет не выбирался со своего отдалённого от путей цивилизации поселка. И только неотложность решения вопроса собрала его в поездку. Чтобы добраться до источника  надо плыть против течения. Вот и собрался в дорогу. Прибыл он к главе Республики от имени всего народа, проживающего на отрогах отдаленного от Чуйского тракта хребта. Ведь главный начальник тоже принадлежал к сеоку мундус, как и уважаемый Сумер, что означает – вершина. Оттого и надежда теплилась на взаимопонимание и помощь.

   Ради посещения старик оделся в праздничное. Правда, давно не шил на себя ничего нового, пришлось бабке отыскать в сундуках залежавшиеся предметы национальной одежды. Посчитали, так лучше примут дорогого гостя и уважение окажут. Поверх одета «некей тон» – овчинная шуба с длинным густым мехом. Шкура очищена добела, черная широкая оторочка вдоль борта и по подолу с национальным витым орнаментом, изображающим белые горные вершины. Такая же кайма на обшлагах рукавов. Ничего, что стар и худ, большая одежка и немного болтается в плечах да в груди, зато повязана красным широким поясом. А складки, ну так возраст уже далеко не юный. Шапка «т;лк; бычкак» из лисьих лапок, нижняя кайма из шкурки выдры постоянно опускается на глаза и приходится поправлять ее. Зимняя обувь «бычкак ;д;к» из лапок кабарги. Самым красивым элементом является загнутый носок – символ бережного отношения к природе у тюрков. Так не повредишь земле и произрастающему на ней.

   От чего же пасмурно в душе, куда исчезла радость от общения с людьми и с окружающим миром? Что насторожило старика в этом праздничном городе, не дает покоя и умиротворения? Зачем он здесь? Но терпеть дальше нельзя! Ведь большинство неправильных шагов совершаются стоя на месте. И, чтобы не стоять, он отправился в столицу искать правды.

   Время – умелый вор, мало-помалу перетаскивает все на свете на свой огромный пыльный склад. Сумер пытался отыскать в памяти этого пыльного склада то, о чем должен рассказать завтра при встрече с представителем своего сеока. Мундусы являются аристократическим ханским родом среди алтайских сеоков. К гаогюйцам или теле принадлежали кости Мундус. После войны осталась одна девушка, нашла льдинку – мус и два зернышка, которые съела. От того и родились два брата близнеца, ставшие основоположниками сеока мундус. Разросся их род, могучим прослыл в истории, уважаем среди всех алтайских племен. И с земли алтайской не уходил, берег горы и ручьи, траву и деревья, животных и птиц. Поступать в жизни должен соответствующе, для примера всем остальным сеокам…

   Священное растение в культуре алтайцев — сосна сибирская кедровая – мош (алтай кижи, телеуты). Вырастает до сорока метров, живет более четыреста лет, отличается необычайной долговечностью и продолжительным плодоношением. Кедр считается сотворением Верхнего Божества. Особенно почитают его  тонжаан, комдош, кыпчак, мундус. Сумер с детства обучен дерево не рубить без надобности, не ломать его ветви. Люди мундус, проживая в таежном лесу, старались оберегать кедровые леса от пожаров. Там, где  произрастает кедр – кормилец, кипит жизнь, водятся пушные звери и птицы.

   Кедровыми веточками проводили ритуальное очищение — алас. Теленгиты их использовали при молении кормосу Каразы. Это священное дерево – непременный атрибут шаманского бубна. Недаром встречают в природе поющий кедр, зеленеет дерево и начинает звук издавать, поет. Рядом другие растут, но молчат. А этот возьми и спой. Гибель ожидает после этого дерево. Но прощальную, печальную песнь спел, выложил себя и душу свою на суд окружающих живых и неживых существ.

   Красива древесина кедра. Мягкая в обработке. А дух от него какой полезный исходит! Несмотря на красоту и удобство в обработке – не трогали! Кормилец! Орех, богатый маслами, многим жизнь спас: от голода уберегал и здоровью помощь оказывал. На Семинском перевале обязательно живицу вам предложат. Необычайно полезная вещь, от всех болезней помогает, особенно изгоняет простуду и легкие лечит.

   Много еще достоинств у дерева. Произрастал кедр на малой родине Сумера. И сколько себя старик помнил, вся жизнь с ним связана. Уйдет зверь, бывает такое несчастье в горах – нет охоты, пропитание исчезло.  В голодные годы, когда неурожай, выручал орех. Питательный, его добавляли в пищу, и это прокармливало и лечило. Тем и выручались, кормилец спасал.

   Заготовку в старые времена проводили организованно. Никто не смел раньше начать, ждали, когда старейшины дадут добро. По настоящему умелые люди везде успевают и никогда не кажутся торопливыми. Вот и в этом случае  успевали со своими делами. С утра все дела откладывались, население брало в руки колоты,  поднималось к деревьям. Споров не возникало, каждому находилось место и работа. Ореха брали много, особо в урожайные годы. Возили и носили на лошадях, на плечах. Продолжалась заготовка несколько дней. В урожайный год горы шелухи от ореха, могли  протопить чадыр - конусообразный аил.

    Однажды  кто-то из жителей нашел срубленный кедр. Не ясно для какой цели свалили дерево. Поднялось все селение, отыскали- таки виновника. Спустя время пришлось ему забрать семью,  переехать в другой поселок, разорвать связи с землей родной и сеоком. Как иначе, коли руки никто не подавал. Жестоко! Но других способов борьбы с нарушителями не писаных законов не существует.

   Берегли поросль кедровую, даже боролись с приезжими – не давали в своем районе заготавливать орех постороннему человеку. Разрасталось и прибывало место кедром, веками берегли и урожай снимали. Хватало всякому, кто с чистой душой приходил. Казалось, вечно длиться будет, да только никогда не говори никогда
Нежданно беда нагрянула. Изменчив мир, оказался. С трудом согласились на промышленную заготовку ореха, земля-то не личная. Казалось, с достоинством нужно переносить то, что изменить не в состоянии. Только изменения эти не лучшим образом сказались. Начали замечать местные, что едут на дальний кордон рабочие, а для какой надобности не понятно. Когда хватились – оказалось, лесорубы. Лес заготавливать приехали. Не простой, а вековые кедры лишали жизни, укладывая на склон. Валку начали грамотно – с дальнего конца ущелья, чтобы не заметили долгое время. Заготавливали и в штабеля складывали, не вывозили, чтобы не выдать помыслов.

   Когда местные хватились, огромная площадь «облысела». Попытались противиться произволу, да где там. Охрана вооруженная, долго не говорит, матом ругается. Гонит прочь от деляны. Куплено! Старики, уважаемые люди, поехали разбираться. Принял какой-то человек, весь кругленький собой, одет прилично. Показал документ, подписанный в республике – земля отдана в аренду на многие годы, с правом заготавливать местную продукцию. Никто не думал, наверное, что подписанный документ развяжет руки и даст право лес валить.
   
   Деревья кормили, от непогоды защищали. Грунт по склонам гор держали. Покатилась вода с вершин, смывает землю, которую ветра веками надули и уложили в складки камня. Живность оставила места обитания, дороги разбиты техникой. Рабочим дела никакого нет до забот и печалей местного населения. Что такого, что священное дерево? Что алтаец траву не рвет, почитая ее за волосы Земли? А когда лесовозы пошли груженые древесиной кедра, отрядили Сумера, как самого уважаемого человека в этих местах в город,  искать управу на этих нелюдей.

   Три дня добирался попутным транспортом старик в столицу. Останавливался у родственников, расселились мундус по земле алтайской, везде кров старику находился. Терпеливо слушали, с какой заботой человек едет, качали головой, но подсказать, как изменить, не могли. А он с непонятной скорбью вглядывался в коттеджные поселки вдоль дороги, удивлялся обустроенным площадкам и торговым развалам…

    Сумер обязательно скажет завтра: «Перестань искать виноватых. Перестань смотреть в окно и взгляни в зеркало!» Может в нем и разглядишь главную причину начавшейся гибели родной земли. Все начинается с малого: срубил небольшое дерево, убил редкое животное, сходил по малой нужде в ручей. А земля родная вынуждена все это сносить. Нужно изменить в себе то, что хочешь увидеть в изменившемся мире. Тогда понятны станут чаяния простых людей, болеющих сердцем за природу родного места.

   Старик собрался идти и уже развернулся в сторону улицы. Что-то остановило его. Напрягло взгляд, а мысль прекратила бег. Он покачал головой: ведь ель, большое красивое дерево, стоящее на усладу людям, тоже срублено. Может ли глава, позволяющий перед самым носом, перед окнами кабинета установить древо, лишенное корней в чем-то помочь просящему за природу. Чуждый обычай, пришедший в горы. Чужие люди, заготавливающие лес, без страха и упрека свалившие священное древо. Чужие обычаи, пренебрегающие жизнью хозяев гор. Большая беда пришла на Родину. Как с ней бороться, что предпринять?

   Сумер нервно поправил пояс, повернулся и решительно отправился на автовокзал. Нечего ему делать в этой столице. Не помогут ему здесь, надо добираться домой…
Глава республики нервно курил в открытую форточку кабинета. Он ждал сегодня старейшину рода мундус, уважаемого человека. Почему старик не пришел? Что случилось? Обзвонили больницы, догадались помощники позвонить в кассы автовокзала. Доложили, что старый человек в национальной одежде выехал вечерним рейсом на юг республики.

- Нужно обязательно посетить те места, ведь зачем-то приезжал старик…


Рецензии