Лунатики

    Беседа  двух  учёных  мужей о парасомнии, или истории о лунатиках.

–  Коллега, я знаю ваше скептическое отношение к современной науке, знаю, что вы любите высмеять или отнестись с сарказмом ко многим, не имеющим доказательств явлениям. Но ведь и вы не будете отрицать сомнамбулизм, как проявление человеческой психики.
– Отрицать лунатизм я не буду, мне приходилось много раз наблюдать сей продукт человеческого сознания или вернее отсутствие большей части сознания в действиях человека.
В моей практике парасомнию называют просто снохождением  – это когда человек во время сна совершает неосознанно многие физические действия.
 Так как при снохождении контроль сознания над процессом движения отключен, то и проявлений эмоций также не будет. Лицо человека всегда отрешенное, «бессмысленное», оно не выражает страха, даже при совершении заведомо опасных действий.

– Отсутствие эмоций как раз говорит о состоянии человеческой психики. Любой человек замечал за собой такие безобидные отклонения во сне. Это произносимые слова, иногда пение, разговор. Сомнамбулизм, лунатизм это более углублённое состояние наших отклонений во сне.
Мне пришлось наблюдать такое состояние. Ко мне обратилась одна молодая пара за помощью. Они прожили в браке больше года, прежде чем появились эти  действия во сне.
Каждое утро жена вставала раньше мужа и готовила ему на кухне завтрак. Завтрак был всегда одинаков, кусок хлеба, намазанный маслом, яйцо всмятку и стакан горячего чая.
Но однажды встав, чтобы приготовить завтрак, жена обнаружила на столе уже приготовленный завтрак, причём чай был ещё горячим.
Испугавшись, она разбудила мужа, и они ничего не могли понять. На другой день история повторилась и так в течение недели.
Молодые люди вполне законно решили, что в доме появилась нечистая сила или, как сейчас говорят, сверхъестественные явления.
Они обратились к некоему ловцу привидений, который установил в комнате разную аппаратуру и видиокамеру.
Какое же было удивление у всех, когда видеокамера показала, что завтрак готовила жена. Собрав на стол, она вышла с кухни, а потом вернулась уже с мужем. Она уверяла, что не вставала и завтрак не готовила.
Тогда молодые люди обратились уже к психотерапевту, то есть ко мне.
Я определил у пациентки признаки сомнамбулизма, предложил ей пить успокоительное и ложиться раньше спать. Через некоторое время снохождение прекратилось.

– Заметьте, что ваша пациентка не помнила ничего, что с ней было во сне, то есть до того момента, пока она окончательно не проснулась.
Это говорит о неполной работе мозга во время снохождения. Человек механически совершает действия, но не может контролировать и осознавать их последствия.
Я знаю подобный случай с печальным исходом.
Один  мужчина пятидесяти лет копил деньги. Банкам он не доверял, да и накопительство имеет свойство полюбоваться, подержать в руках объект накопления, погладить руками, убедиться в его сохранности.
Сумма накопления, видимо, была очень приличная, потому как её владелец стал беспокоиться, чтобы его не обокрали, и перепрятывал деньги из одного тайника в другой.
От таких волнений и беспокойств его психика дала сбой, и он стал лунатить.
Однажды ночью он встал, взял свои деньги, спрятал в пакет с мусором и спокойный улёгся спать.
Проснувшись утром, и обнаружив пропажу своего сокровища, он перевернул всю квартиру в его поисках. Ничего не найдя, решив, что его обокрали, он с горя повесился.
Добрая соседка, наводя порядок в его квартире, вынесла пакеты с мусором на помойку. Там пакет нашёл бомж. Тот купил себе на найденные деньги квартиру, машину и женился на одной поэтессе в городе, с которой поехали отдыхать к туркам. В Турции он подхватил ковид № 19 и умер. Так бедная, глупая поэтесса стала наследницей.

– Печальная история и, пожалуй, поучительная. Мне пришлось быть участником подобных событий. Вы знаете, что лунатик в состоянии сомнамбулизма может совершать несвойственные ему в обычном состоянии действия.
Мозг человека в состоянии сна освобождается от множества деталей, и этот дополнительный ресурс бросается на решение основной задачи. Вспомните Менделеева с его таблицей, Пола Маккартни с его знаменитой песней в исполнении Битлз и много, много других открытий, совершённых в состоянии сна.
Многие лунатики во сне играют на музыкальных инструментах, пишут картины, стихи, хотя в обычном для них состоянии этого не делают.
Однажды ко мне обратилась женщина с просьбой вылечить её мужа от лунатизма, или в крайнем случае доказать ему, что он лунатик.
Она утверждала, что её муж в течение нескольких лет в состоянии сомнамбулизма пишет картины.
Эти картины имели успех среди ценителей живописи, и их охотно покупали. Вначале её испугало новое увлечение мужа, его работа по ночам в бессознательном состоянии. Тем более, что проснувшись утром он начисто отрицал свою причастность к этим работам.
Тогда жена, быстро смекнула, как извлечь выгоду из нового состояния мужа, стала приписывать авторство работ себе.
Муж писал картины, а жена их продавала, материальное положение семьи быстро пошло в гору.
Но однажды муж написал картину, на которой его жена, обнажённая стоит у окна, освещённая утренним солнцем.
Это была замечательная картина, каждая чёрточка тела, каждый изгиб был выписан с любовью и трепетной нежностью. Любой человек, увидевший её, понял бы, что картину писал любящий человек.
Жена любовалась картиной, смотрела на себя, восхищённая собственной красотой, когда к ней подошёл проснувшийся муж.
– Кто писал портрет с тебя в таком виде? Кто твой любовник? Кому ты позировала?
– Это ты писал. Разве мог меня изобразить так точно и любяще другой мужчина, ведь ты знаешь, что я люблю только тебя.
– Теперь я не уверен в этом – и муж ушёл.

И вот расстроенная женщина умоляет меня подействовать на мужа, сказать ему, что он лунатик.
Я придумал план. Прокравшись в комнату, перед тем как вставал лунатить муж, я стал у мольберта  в позе натурщика, также я включил видеокамеру.
Ждать пришлось недолго. Муж встал и подошёл к мольберту. Из окна падал лунный свет, хорошо освещавший чистый холст, краски и меня, как натурщика. Он быстро стал набрасывать контур моего портрета, я позировал, камера снимала.
Через два часа картина, на которую другому художнику понадобились бы недели, была закончена.
Художник спал, а я любовался своим портретом. Когда он проснулся, мне ничего не стоило доказать ему его лунатизм.
Теперь он больше не впадает в снохождения, его жена очень довольна, любуется своим портретом вместе с мужем, а я храню у себя портрет, написанный им.

– Вы знаете, природа сновидений очень загадочна и тем более загадочны действия сомнамбул. Возникает вопрос, влияет ли луна на состояние  лунатиков?
Многие учёные считают, что нет. Сомнамбул можно сделать из человека и при дневном светиле. Обыкновенный гипноз. Влияние извне на сознание человека. Гипнотизёр усыпляет некоторые участки мозга, оставляя несколько  бодрствующими.
– Вы знаете, сударь, я отношусь к гипнотизёрам и прочим экстрасенсам не совсем дружелюбно. По мне, это грубо говоря, люди вроде слесаря пятого разряда, которые лезут с молотком чинить сложнейшую микросхему. Они стоят на той же ступени познания человеческого сознания, что и бабушки, сидящие у подъезда, решающие глобальные мировые проблемы.
Сейчас я вам включу одну аудиозапись с такой бабушкой. В ней как раз идёт речь о влиянии луны на лунатика.
Отнеситесь к этому фольклору терпимее, кое - что можно из него извлечь.

– Милый человек! Вы не думайте, что я старая необразованная бабка и потому говорю в микрофон несусветную чушь. У меня сорок пять лет педагогического стажа, я имею высшую категорию. И детей выучила, дочери с высшим образованием и внук поступил в юридический.
Читаю постоянно популярную литературу по неопознанным явлениям, смотрю все телевизионные передачи по этой теме.
Сама писала на телевидение о том, что происходило на моих глазах, чему была очевидцем.
Всё началось этак лет десять назад. Я тогда ещё в школе работала. В нашем дворе четыре пятиэтажки - хрущёвки. Я живу в одной из них на третьем этаже, балкон во двор выходит.
И вот в первый раз я их увидела на крыше дома, напротив, в полнолуние. Возможно, они и раньше гуляли по крыше, но я не видела. Гулять они выходили всегда после двенадцати часов ночи. Это я уже после определила. В ночь на полнолуние гуляют себе по крыше под полной луной, а только луна на ущерб, перестают гулять.
Мне стало интересно, что это за парочка такая. Выяснила, они оба с одного дома, учатся в одном классе, дружат, как говорится.
Ничем особым не отличаются от других молодых людей. Но почему по крыше ходят? Заинтересовало это меня. Купила я бинокль и в следующую их прогулку по крыше стала наблюдать за ними.
Странно они, скажу я вам, выглядели. Нет, не потому, что ночью гуляли, помню в молодости я и сама только под утро приходила домой, но поведение их смущало. Во первых ходят друг за дружкой, след в след, причём по самому краю крыши, у меня так сердце обмирало, а потом сядут рядом, ноги с крыши свесят и смотрят на полную луну.
А когда зима наступила, то тут я полностью уверилась в их неадекватности. Снег на крыше хрустит от мороза, сверкает своей белизной под мёртвым светом луны, а они за ручку по снегу босиком и в одних ночных рубашках. Господи, да тут во что хочешь, поверишь.
Да и не одна я  их заметила, люди во дворе парочку на крыше стали называть «влюблённые лунатики».
До родителей лунатиков дошли слухи. Те по врачам стали детей водить. Тут то и обнаружилось, что девочка беременна, «долунатились» значит.
Вылечили их врачи, по крыше ходить они перестали, но вот рассказывают, что, когда девушка родила ребёнка, положили его в кроватку, а он наутро исчез. Стали его искать, а он на потолке за плафон держится.
Его взять хотят, а он по стенке, по стенке от медсестры бегом. Еле поймали.
Так вот забрали его учёные, чтобы понять, что за новый вид гомосапиенса  появился. Вот я и писала на телевидение, чтобы не скрывали от людей правду.

После такого фольклора, коллега, обсуждать парасомнию совершенно не хочется, но что - то в этом, несомненно, есть.


Рецензии
Однако!..
Эх, Вася, Вася!..

Юрий Марахтанов   29.01.2022 10:07     Заявить о нарушении
А чо сразу Вася?

Василий Бабушкин-Сибиряк   29.01.2022 12:29   Заявить о нарушении