Яблоки на снегу

ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ И НЫНЕШНИЙ ВЕК

Век Литературы - кончился.
Наступает век Развлечений.

Литература, конечно, тоже может развлекать.
Ильф и Петров, например.
Но я не любитель такой литературы.
Я люблю Достоевского, Розанова, из поэтов ХХ века - Леонида Губанова.
Из бардов - Высоцкого, Галича, Башлачева.
Всё это очень "грузит", если вдумываться в суть.
И я очень люблю подобные загрузки.

А долго развлекаться - мне скучно и неинтересно.
От Бендера, например, меня просто тошнит.

Дмитрий Галковский утверждает, что Бендера написали не Ильф и Петров, а Михаил Булгаков.
Мне кажется, это ошибка.
Специфика смеха в этих знаменитых романах - совершенно не булгаковская.
Булгаков тоньше, чище и тише - в Мольере, например.

Но как бы ни было, а что же нас ждет теперь?..


КУЧЕРУК КАК ОХРАНИТЕЛЬ

Талантливый филолог Александр Кучерук из Волгограда - кое-что охраняет в инете, между прочим.
На графоманском сайте "Ты-Поэт" он охраняет, так сказать, вербальную культуру ХХ века.
Постоянно пишет о поэтах и бардах ушедшей эпохи, например.
Правда, его тексты - частенько изобилуют смысловыми неточностями.
Но в сути - это именно так.

Кучерук - человек начитанный и наслышанный.
И без него на названном сайте - тоже было бы пустовато.
Уж слишком "развлекательно" было бы там.

Большинство авторов сайта не идет дальше поверхностных панегириков Есенину.
Ну, иногда, на День рождения - Высоцкому.

Кучерук - автор достаточно образованный.
И мне хотелось бы - пожелать ему побольше умных и искренних читателей.
Потому что реально его читают там - человека 2-3.
Да и те - почти не отзываясь.


ОЛЬГА ГЕРАЩЕНКО УВЛЕКЛАСЬ КРИТИКОЙ

Ольга Геращенко из Твери - поэт настоящий, конечно.
И женщина - интересная.
На своей аватарке - она сидит в легком платье на песке в изящной позе светской дамы, а сзади - пронзительно синее небо.
Сначала я подумал, что это вода.
Но приглядевшись, различил легкие абрисы облаков.
На голове Оли - салатовая повязка.
Темные очки.
К сожалению, на фото не видно главного светильника женского убора: маникюра и педикюра.
Ступни Оли сокрыты песком, а руки - как бы в тени.
Но некий намек на маникюр там всё же есть: цвет лака, судя по всему, белый.
Может быть, есть и педикюр?
Хотя зачем они в безлюдной пустыне.
Только для себя самой.

Вот так и критика Оли на сайте, где она публикуется, - только для себя самой.
Бесполезно критиковать тех, кто этого активно не хочет.
А часто - и не заслуживает.
Это не поэты и не писатели.
Это обычные люди, пришедшие на сайт поделиться своими горестями и радостями друг с другом.
И никакая критика - ни формальная, ни по сути - им не нужна.

Между прочим, Оля Пылаева с того же сайта - тоже поэт настоящий, со своим особым миром и строем, очень отличным от мира и строя Оли Геращенко.
И мне очень жаль, что они друг друга так и не поняли.
Столкнулись два разных подхода: чисто литературный и чисто человеческий.
И кому что тут ближе или привычнее - каждая выбирает для себя.

Между тем, я понимаю их обеих.
Когда-то и сам активно критиковал там многих.
И не столько по форме, сколько по сути.
Но поверьте, что не нужно там это никому.
Непродуктивно просто.
Ибо дело там не в том, чтобы "довести текст до ума" (это удел поэтов - и тоже далеко не всех), а в том, чтобы получить непритязательный класс от приятеля.
И ответить ему - тем же классом.
Что бы, какую бы галиматью приятель ни выложил или ни выдал встречно.

И по-человечески - это вполне понятно и оправданно.
Во всяком случае, допустимо.
Много одиноких людей, много людей разочарованных.
И для них эта детская игра на сайте, эта безоговорочная дружеская взаимопомощь - важнее и утешительнее любой профессиональной критики.

Ну вот, например, Людмила Богатырева.
Которая вроде бы "двумя руками за то", чтобы доводить текст до нужной кондиции.
Когда-то я критиковал и ее.
Критиковал глубоко, но очень корректно, можно сказать - любяще.
Но она при этом - не изменила в своих текстах ни одного знака.
Так зачем же я ее критиковал?
Или зачем она сейчас, простите, корчит из себя - кого же?
Некоего непогрешимого автора, поддакивающего несомненному критику нынешнего сайта - Оле Геращенко?

Нет, милые.
Там лучше оставить все литературные разговоры.
Там лучше всего - чисто человеческий, если угодно, праздничный подход.
Вот как у Оли Пылаевой или, например, у Василия Матахина к кому-либо.


НИКОЛАЙ ЦВЕТКОВ - В ПАНДАН МОИМ МЫСЛЯМ

Николай Цветков - пишет своеобразные агитки, как правило.
С точки зрения литературной формы - они не выдерживают критики.
Но по сути, он во многом прав.

Вот и в этот раз, взбудораженный непривычным шевелением на сайте, Николай восклицает:

Останься просто Человеком!

Останься просто Человеком
При всех превратностях Судьбы!
И не гонись за модой века.
Всё проходящее! Пойми!

Бывают в жизни огорчения.
Да разве можно всё успеть?
Потерю самоуважения
Даёт враньё, злословие, лесть.

Останься просто Человеком
И пусть идёт всё, как идёт.
Здоровье главное и это
Вам пользу точно принесёт!!

Этот текст - можно было бы сделать девизом сайта.
И пожалуй, действительно - там главное здоровье.

Но вообще: даже не здоровье главное, Николай.
Главное - любовь к Богу и ближнему.
Именно она - и прежде всего она - делает нас людьми.
А тем более - Человеком с большой буквы.
Хотя Человек с большой буквы - это уже Христос, Николай.


НЕ НАМ, ГОСПОДИ, НЕ НАМ, НО ИМЕНИ ТВОЕМУ ДАЖДЬ СЛАВУ!

Я действительно так думаю и искренне этого хочу.
Но как и чем я могу поработать Богу - кроме своих книг?
Которые я - по абсолютной технической дремучести - не могу даже разместить где-нибудь на сайте.
И помочь - племянницу уже год не могу дозваться.
А больше у нас с супругой - реально и нет здесь никого.
Другие родственники - есть, но они, наверное, еще более заняты.

Да даже, например, и разместив.
Не утонет ли всё это в разливанном море интернета.
А издаваться на бумаге - нет у нас таких средств.

А может быть, - и это самое страшное, - по своим грехам я просто не нужен Богу?
Не нужен как писатель.
Иначе - давно бы всё уже издал и опубликовал.

Но не будем загадывать.
Один постоянный читатель у меня всё же есть: Оля Пылаева из Бреста.
И если бы ни ее искренний отклик, я бы... написанные книги просто разорвали бы меня изнутри.

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу!
Да будет воля Твоя святая над всеми нами!
Аминь.


КАК-ТО ОТХОЖУ Я ПОНЕМНОГУ ОТ ПЛЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ЖЕНСКОЙ КРАСОТОЙ

Да.
Самое печальное, что я не просто пленялся ею, но и подводил под это некий религиозный базис.
Женское лицо, женские руки, женское тело - тоже священны, как и душа.
Через пристальное созерцание плоти - я пытался понять душу женщины.
И даже несколько в этом преуспел.

Но теперь - я понемногу трезвею.
Женщина для меня сейчас - прежде всего человек - и человек Божий.
А красива она внешне или не очень - не главное для меня ныне.

Простите, дорогие женщины.
Прости меня прежде всего ты, моя родная Мариночка-Вжик.
Не нужно мне никого кроме тебя и кошечки Зюси.
Не нужно нам никого - кроме Христа Иисуса, Господа нашего.
Давайте созидать наш малый семейный храм.
Давайте носить тяготы друг друга, мои хорошие.
Трудиться и молиться - по мере сил.

А все фантазмы и богини - пущай идут, куда знают.


ИГОРЬ ТУМАНОВ ВНЕШНЕ И ВНУТРЕННЕ (САМОИРОНИЧНОЕ)

Внешне я - беззубый Туранчокс из кинофильма "Через тернии к звездам".
Но внутренне - я вполне иду к звездам через тернии.
Все науки превзошедший, шагаю широким шагом прямо к звездам.
Вот только ближе всех Зодиаков - мне созвездие Креста.
А Крест - нередко бывает досаден.
Но это - спасительная досада, дорогие наши.
И других звезд - мне как-то более не нужно.
Если только Вифлеемская - на Светлое Христово Рождество.
Но ее - я в этом году не увидел.
То ли небо затянуло, то ли - оказался недостоин ее лицезреть.


САМОЗАБВЕНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА

Иногда я так увлекаюсь, что честно забываю о том, что написал накануне.
Просто - не принадлежу себе.

Полезешь через месяц в архив, а там - огромная рукопись, о которой ты НАЧИСТО ЗАБЫЛ.
Когда я успел это написать?
Но почерк мой, никуда не денешься.

Пробежишь две-три страницы - и отложишь рукопись до лучших времен.
Если забыл, значит, она, написанная наспех, наверняка требует Работы над ошибками.
Пусть себе лежит пока в архиве.
А мне - хочется работать новое.
Работать неспешно и не забывать о том, что написал.

Самозабвение - может быть признаком некоего творческого гипноза.
А он - редко бывает светел.
Проще говоря, это некие внушения извне.
И чьим проводником ты стал в данном труде - Божьим или бесов - можно понять только опомнившись от него.


БЕДНЫЙ ЧЕРКАШИН И СЧАСТЛИВЫЙ ПЛАКСИН

Алексей Черкашин - хлебнул лиха с моей первой женою очень.
Вот вроде и знали они друг друга с детства, были одноклассниками, а хлебнул.
Алексей всегда был очень благороден с нею.
Но не помогало ничего: брак вскоре распался.

Хотя там и родился мальчик Володя.

Алексей сильно запил потом.
Ибо любил мою жену, как мог.

А вот Виталию Плаксину - повезло.
Жена к тому времени - стала респектабельной леди.
Она стала за собою очень ухаживать, украшать себя для мужчины.
Делать педикюр, например.
И Виталий Плаксин - до сих пор любуется ее точеной стопою и изящными пальчиками ног.
Он глядится в ее лак, как в зеркало.
И, видя там свое отражение, приглашает жену совершить очередное турне по лучшим курортам мира.


КНИГА ДЛЯ МЕСТНОГО ТВ

Прежде я не очень смотрел телевизор.
Но однажды, проходя мимо экрана, обратил внимание на девушку, ведущую прайм-тайм.
Это были местные вечерние новости.
Девушку звали Екатерина Шумал (телекомпания "Аригус", Бурятия).

Досмотрев прайм-тайм до конца, я задумался.
Мне захотелось написать девушке встречно.
Не о каких-либо проблемах, требующих решения, а просто - от любви.
Как бы переплавить ее прайм-тайм в лирические стихи.

Вскоре - по вдохновению - я так и сделал.
Отправив ей эти стихи по почте, в бумажном конверте.
(Это год примерно 2008. Компьютера у меня еще не было.)
И честно говоря, надеялся на ответ.
Нет, я не лез на экран таким образом.
Мне лишь хотелось пообщаться с девушкой лично.
О, совсем невинно, просто побольше узнать о ее телевизионной кухне, выслушать замечания по моему тексту, если они есть.

Но никакого ответа не последовало.
Однако работа меня захватила.
Я принялся поэтически озвучивать почти каждое телевыступление местных журналисток: не только "Аригуса", но и "Тивикома".
И отправлять эти стихи им.

Но все они - надежно молчали.
Это продолжалось несколько лет.
Стихов накопилось на большую книгу.
Которую я назвал "Голливуд бурятских видов".
Пытаясь открыть им самих себя.
Они себя совершенно не знают.
И насколько я понял, не хотят знать.
Для них - это просто трудовые будни, а не творческая жизнь, как для меня, сверхвнимательного и благодарного зрителя тогда.

(Очень жалею, что редко оставлял себе копии стихов. Отправлял им оригиналы. Какие у них - вряд ли сохранились, конечно.
И от большой книги - у меня осталась лишь малая часть.)

Но однажды - я увидел на местном экране девушку, которую полюбил всем сердцем.
Ее звали Виктория Гарманова.
Вскоре я понял, что у меня пишется уже книга в книге.
Одна книга - о ТВ, а другая - страстная любовная лирика для Виктории Гармановой.

Нет, Вика ничего не писала мне.
Но иногда - давала некие знаки с экрана.
Явно отличаясь в этом от коллег-журналисток.

(Кстати, о коллегах.
С какого-то момента я начал ревновать Вику к коллегам-мужчинам.
И теми же стихами - боролся за нее с ними.
Этого мне простить уже не могли.
И устроили обструкцию в местной газете.)

И однажды я не выдержал.
Выпил для храбрости и пошел в "Аригус" к Вике.
Бросив ей с порога: "Вы черствая!" 

В кабинете Вика была не одна.
Там сидели какие-то мужики, видимо, телеоператоры.
На столе Вики я заметил распечатанный конверт с моими стихами.
Но спокойно пообщаться там было нельзя.
Я тут же убежал, понимая, что всё кончено.

Прибежал домой и рухнул на диван.
Мне хотелось плакать.

Минут через 15 в дверь постучали.
Это была Вика.
Но увидев, что я не один, а с Мариночкой, проходить в квартиру отказалась наотрез.
(Мариночка приняла бы Вику. Она знала о моей любви. И хотела меня отпустить. Без скандала и без упреков: смиренно во Христе.)

Я вышел в подъезд, но разговора у нас с Викой не получилось.
У меня язык не шевелился. (Я вообще - не очень красноречив в устном общении.)
Мы нервно закурили.
И вскоре Вика быстро пошла вниз по лестнице, бросив напоследок: "Не пишите мне больше!"

Я писал ей, конечно, и дальше, но - ничего более не отправлял.
А позже - уничтожил написанное.
Из стихов для Вики у меня уцелело всего 2.
А было их никак не менее 100.

Потом Вика вышла замуж.
И я - вернулся к Мариночке сердцем.

...С тех пор - прошло 10 лет.
Вика уже не работает на местном ТВ.
Ушла на повышение.
И думаю, заслуженно.
Конечно, я люблю ее и сейчас.
Но уже - как сестру во Христе.
И желаю ей счастья с ее избранником, а главное - спасения души, ибо оно - больше нашего земного быта и даже бытия: бытия - как моей оплеванной книги
для них когда-то.


РАМЗАН КАДЫРОВ И ЖЕНСКАЯ КРАСОТА

Когда-то подиум чеченских красавиц - был лучшим в стране.
Девушки там были не манекенами, не вешалками для одежды, а живыми, скромными и достойными своего мирского чина и сана перед Богом.

Но Рамзану Кадырову показалось, что женский подиум в его Республике - это нечто порочное.
Ишь, расходились тут на шпильках.
В сапоги бы кирзовые вас всех обуть.
"Калаш" за спину, патронташ через плечо.

Девушки разбежались, конечно.
Нет больше женского подиума в Чечне.
Зато появился - мужской.
Что у Рамзана Ахматовича - протестов не вызывает.


"О, НЕ БУДЬ ХУЛИГАНОМ, МИЛЕНЬКИЙ" (РОЗАНОВ)

В русской поэзии - как-то принято воспевать хулиганскую удаль.
Отвратную и блатную удаль, конечно.

Да и в реальной жизни - многие поэты были именно хулиганами.
Хрестоматийный пример - Сергей Есенин.
Не раз бравировавший тем, что он - хулиган.

Валентин Гафт в одном из стихов - воспел хулиганство до звезды: хулиганство Высоцкого и Шукшина, например.
Не знаю, был ли хулиганом Шукшин, но Высоцкий - бывал иногда.

Да и Губанов, конечно, бывал, и Рубцов.

И мы, конечно, по пьянке - подражали оным поэтам, как могли.

Отсюда напрашивается вывод: русская поэзия, а главное, русская жизнь - довольно бескультурны.
И что еще хуже: безцерковны.
Нет сдерживающего начала для хулиганства вообще.

И некому одернуть Розенбаума, например.
Но Розенбаум еврей, а не русский.
И воспевает он даже не хулиганов, а воров и убийц.


ИРИНА ВОЛК СЛЕДИТ ЗА СОБОЮ КАК НИКТО ДРУГАЯ

Вот сразу видно, что Ирина Волк - женщина из Полиции.
Даже, кажется, в генеральском чине.
Таких ухоженных женщин - вообще не так уж много в мире.
Ее лицо - отливает в матовость от постоянных спа-процедур.
И чем она красит губы?
Чем подводит ресницы или брови?
Это лицо женщины необыкновенной.
Во всяком случае, на экране российского ТВ - она такая одна.

Мне бы лишь хотелось пожелать ей, чтобы она с тем же рвением и изяществом - следила за порядком в стране.
Как абсолютный минимум, высказав свое женское презрение иным респектабельным хулиганам, например!


2022, январь


Рецензии