Глава - 8б. Политика Ирана. - 2

            После досрочного прекращения президентства Банисадра Хомейни рекомендовал на этот пост Мохаммада Раджаи (надеюсь, его не спутают с боевиком Масудом Раджави, о котором шла речь в предыдущей главе).

     Мохаммад Раджаи отличался сочетанием трёх важных для хомейнистов качеств: он был безусловно предан исламской идеологии и идее её политического господства, имел хорошее образование и владел богатым опытом организационной работы с антишахскими, прохомейнистскими повстанцами, оказавшимися потом очень полезными в ходе революции 1979 года. Поскольку подготовка этих повстанцев проводилась в палестинских лагерях, Мохаммад Раджаи имел очень тесные связи с палестинским сопротивлением, а через него – и с другими боевыми движениями Ближнего Востока.

     После 1979 года он сначала был назначен министром образования и внёс очень большой вклад в дело очищения системы образования и культуры от разлагающего влияния западных идеологических норм. Раджаи был очень уважаем в среде руководителей Исламской Республиканской Партии и неслучайно был выдвинут в последнее время президенства Банисадра (очевидно, в противовес ему) на должность премьер-министра, а затем, одновременно, и на должность министра иностранных дел.

     В своих заявлениях и действиях Мохаммад Раджаи всегда твёрдо отстаивал принцип идеологического централизма и противостояния внешнему империалистическому давлению. Кроме того, будучи выходцем из низов, он не понаслышке знал реальные проблемы народа и вынашивал идеи о том, как конкретно соединить сохранение частнособственнического строя с правильной социальной политикой. Что получилось бы из этих идей – это другой вопрос. Возможно, известные капиталистические противоречия помешали бы их осуществлению. Но мы сейчас говорим не об этом, а о выгодности этой политической фигуры для хомейнистов на начальном этапе их преобразований.

     Кандидатура Мохаммада Раджаи была широко поддержана на выборах, он набрал 88% голосов. Однако всего лишь через две недели после инаугурации президент Раджаи погиб в результате устроенного оминовцами большого теракта.

                - - - -

            После гибели Мохаммада Раджаи следующий кандидат в президенты был, конечно, никак не случайным. Ближайший соратник Хомейни, один из основателей хомейнистской Иранской Республиканской Партии Сейед Али Хаменеи был безоговорочно признан самой достойной в этих суровых условиях кандидатурой.

     Он стоял во главе КСИР (Корпус Стражей Исламской Революции – особое военное формирование, помимо армии, подчинявшееся только непосредственно высшему руководителю – рахбару), а с 1980 года был ещё назначен личным представителем Хомейни в Высшем Совете Обороны и в Вооружённых Силах страны. Именно этот опыт, видимо, и потребовался в сложившихся обстоятельствах прежде всего, так как оминовские партизаны и некоторые другие антихомейнистские боевики разного толка всё больше активизировали свои подрывные действия. Без всякого сомнения сыграла огромную роль и начавшаяся ирано-иракская война. На выборах Али Хаменеи получил 95% голосов.

     Сразу же после избрания Али Хаменеи призвал быстро и решительно покончить с отклонениями от хомейнистского курса, опасным экономическим и политическим либерализмом и проамериканизмом в любой его форме. Были начаты очень широкие и жёсткие репрессии против неуступчивых, а то и агрессивных оппонентов хомейнистскому режиму, как левых, так и правых. Именно в это время и поднялась в западном мире огромная волна обвинений в фашистскости, которая в немалой степени заразила и многих российских «правоватых» и «левоватых» демократолюбов. Этим людям, видимо, непонятно, что выступать против репрессий в революции – это абсурд, что тогда уже логичней выступать против самой революции, потому что революций без широких репрессий не бывает и не может быть.

     Правда, ещё как-то можно понять тех, кто вполне принимает репрессии революции социалистической, но если революция не социалистическая и, следовательно, репрессии падают и на прокоммунистическое крыло, то они тоже немедленно употребляют ярлык «фашистскости». Но и это неправильно. Нужно чётко понимать, что именно именуется фашистскостью и каков именно характер идущей революции, и называть вещи правильными именами, а не удобным шаблонным ярлыком.

     В политологической литературе Запада Али Хаменеи именуется консерватором. Понятно, что это наименование относительно и что на Западе приветствовалось бы как прогрессистское лишь то, что было бы на пользу Западу и во вред иранской революции.


     Президентство Али Хаменеи показательно ещё тремя действиями.

     Во-первых, в годы его президентства начало уделяться максимальное внимание развитию широкого образования и науки. Научный прогресс во всех отраслях рассматривался как один из необходимейших факторов развития.

     Вторым важным делом был постоянный поиск правильных наиболее эффективных соотношений и связей между национализированным и приватным секторами. Многие западные авторы подают периодическое то разгосударствление, то деприватизацию в Иране того времени как бессистемное метание. Однако найти необходимую меру такой пропорции и выработать эффективные связи между секторами – дело совсем не лёгкое  (хотя, как мы знаем, при дальнейшем накоплении капиталистических противоречий эта пропорция опять будет требовать новых переделок).

     Третьей важной особенностью президентства Али Хаменеи было резкое, даже очень резкое, выступление против действий США в мире вообще и в регионе в частности, налаживание поддержки боевых подразделений Палестины и Ливана, укрепление союзнических связей с Сирией и Ливией, огромное усиление антисионистской риторики с неустанным разоблачением Израиля как верного подручного американского империализма на Ближнем Востоке, как агрессивного инструмента по защите американских интересов в этом районе мира.

     Президентство Али Хаменеи было признано успешным разными слоями иранского общества, вот почему в 1985 году он был переизбран на второй срок до 1989 года (85% голосов).

     В июне же 1989 года, после смерти Рухоллы Хомейни, именно Али Хаменеи становится вместо него рахбаром – абсолютным носителем политической и идеологической власти в централизованном исламском государстве.


    (mvm88mvm@mail.ru)


Рецензии