Мой добрый Галич, vale!

Александр Иванович Галич (настоящая фамилия Говоров, 1783—1848) — русский философ, преподаватель латинской и российской словесности в Главном немецком училище Святого Петра и в Царскосельском лицее, истории и логики — в Благородном пансионе при Главном Педагогическом институте; профессор Петербургского университета, учитель А. С. Пушкина, литератор, один из первых последователей немецкого философа Шеллинга в России. В 1821 году был отстранён от преподавания в числе профессоров, обвинённых знаменитым масоном-мистиком Дмитрием Руничем в «безбожии».

Александр Говоров родился в 1783 году в Трубчевске (Орловская губерния) в семье дьячка. В 1793—1803 годах обучался в Орловской духовной семинарии (находилась в то время в Севске).
                _________________________________________________

Галич заменял Кошанского во время его болезни. И за недолгое время снискал себе подлинную любовь и уважение лицеистов. Почему? Прежде всего, наверное, потому, что, в отличие от Кошанского, Галич не ограничивался изучением древних авторов. Он ясно видел и понимал литературные интересы своих учеников. Его уроки, как вспоминали лицеисты, «обратились в непринуждённые и часто весёлые беседы с воспитанниками, которые даже не оставались на своих местах, а окружали толпой кафедру снисходительного лектора, в свободные же часы дружески посещали его в отведённой ему комнате», ему задавали вопросы, с ним спорили. А если Галич открывал книгу какого-нибудь античного автора (куда же без этого!), то всегда говорил: «А теперь, господа, потреплем старика». Это выражение стало у лицеистов поговоркой, и Пушкин вспомнит его через несколько лет и напишет во второй главе «Евгения Онегина»:

Прими ж мои благодаренья,

Поклонник мирных аонид,

О ты, чья память сохранит

Мои летучие творенья,

Чья благосклонная рука

Потреплет лавры старика!

Лицеисты считали Галича своим другом. «Этот предобрый и презабавный чудак»,- писал о нём М. А. Корф. И очень высоко ценил его Пушкин. Филолог и педагог А. В. Никитенко объяснял: «Пушкин особенно полюбил молодого философа, который не истязал ни его, ни товарищей склонениями и спряжениями и был умён, весел, остроумен, как сам талантливый поэт».

И если Кошанский сдерживал творчество юного Пушкина, то Галич, напротив, всячески поощрял его. Пройдёт много лет, и Пушкин напишет в своем дневнике 1834 года: «Тут я встретил доброго Галича и очень ему обрадовался. Он был некогда моим профессором и ободрял меня на поприще, мною избранном. Он заставил меня написать для экзамена 1814 года мои Воспоминания в Царском Селе» (накануне Пушкин принял участие в совещании учредителей «Энциклопедического лексикона», где был и Галич).

Именно «Вспоминания в Царском Селе» стали первым триумфом юного поэта, после которого о нём заговорили, именно благодаря им

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

И Галич, как признал поэт, сыграл в этом не последнюю роль!

Пушкин неоднократно обращался к Галичу в стихах. В «Пирующих студентах» он «назначает» его «президентом» на пиру:

Апостол неги и прохлад

Мой добрый Галич, vale!

Ты Эпикуров младший брат,

Душа твоя в бокале.

Главу венками убери,

Будь нашим президентом,

И будут самые цари

Завидовать студентам!

Конечно же, такой «пир» - плод воображения Пушкина (об этом я писала здесь), но то, что в преподавателе поэт видел старшего товарища, прослеживается очень чётко. Ясно и то, что встречи с Галичем подчас имели характер дружеских застолий:

Бегут за днями дни

Без дружеских собраний;

Веселых пирований

Веселые сыны

С тобой разлучены,- напишет поэт в послании Галичу. Значит, и «дружеские собрания», и «пирования» бывали! Поэт призывает профессора:

Садись на тройку злых коней,

Оставь Петрополь и заботы,

Лети в счастливый городок,

Зайди в мой мирный уголок…

Причём говорит поэт от имени не только своего, но и лицейских друзей-единомышленников:

Смотри: тебе в награду

Наш Дельвиг, наш поэт,

Несёт свою балладу,

И стансы винограду,

И к лилии куплет.

И полон становится

Твой малый, тесный дом;

Вот с милым остряком [Илличевским]

Наш песельник [Яковлев] тащится

По лестнице с гудком,

И все к тебе нагрянем —

И снова каждый день

Стихами, прозой станем

Мы гнать печали тень.

Светлые, радостные ноты слышатся в стихах! А какой была жизнь Галича? К сожалению, как чаще всего бывает у талантливых людей,- трагичной.

Настоящая фамилия Александра Ивановича – Говоров. Родился в 1783 году в Трубчевске в семье дьячка, учился в духовной семинарии, где фамилию ему сменили на Никифоров, затем поступил в Петербургскую учительскую семинарию (с 1804 года - Главный Педагогический институт), здесь он стал Галичем. А после продолжил обучение в Гельмштедте и Гёттингене… В 1813 году он защитил диссертацию на кафедре философии Санкт-Петербургского Педагогического института, преподавал в Петришуле и Педагогическом институте, а после его преобразования в Петербургский университет стал первым представителем философской кафедры.

Санкт-Петербургский Императорский университет
В 1821 году над Галичем разразилась гроза: против него попечителем учебного округа Д.Руничем было возбуждено обвинение в безбожии и революционных замыслах. Галичу было поставлено в вину, что он, излагая в своей книге системы разных философов, не опровергает их. «Я сам, — говорил Рунич на одном из заседаний конференции Университета, — если бы не был истинным христианином, и если бы благодать свыше меня не осенила, я сам не отвечаю за свои поползновения при чтении этой книги Галича. Вы, господин Галич, явно предпочитаете язычество христианству, распутную философию — девственной невесте Христовой Церкви, безбожного Канта — Христу, а Шеллинга — Духу Святому». Книги Галича (он издал в двух томах «Историю философских систем») были запрещены для использования при преподавании в университете и изъяты из употребления. И Галич не выдержал. На обвинения он ответил: «Я нахожусь в невозможности отвечать на вопросы начальства; признаю мое учение ложным и вредным и прошу не вспомянуть грехов юности моей и неведения моего». Рунич и директор Университета Д.Кавелин повели Галича в церковь, священник читал над ним молитвы и кропил святой водой… Пушкин потом язвительно напишет:

И даже бедный мой Кавелин-дурачок,

Креститель Галича…

Галича оставили при университете без права преподавания, но с окладом экстраординарного профессора и казённой квартирой, на которой он частным образом читал лекции по философии небольшому кружку слушателей. Слушавший эти лекции А.В.Никитенко писал о них в своем дневнике: «К Галичу прежде всего имеешь доверие, ибо видишь, что он обладает обширными познаниями. Он выражается ясно и благородно. Его одушевляет чистая, высокая любовь к истине, отчего беседы его не только полезны, но и увлекательны. Это не цеховой ученый, а человек, глубоко преданный науке. Я лично к тому же много обязан ему. Зная, что мне не под силу заплатить ему за курс триста рублей, как платят другие его слушатели, он предложил мне посещать его лекции бесплатно».

Реформа Университета 1837 года лишила Галича и этих средств к жизни. Ему выхлопотали место начальника архива при провиантском департаменте. Но Галич продолжал работать и издал несколько книг. И здесь судьба нанесла последний удар. Он окончил два больших труда - "Всеобщее право" и "Философия истории человечества", а опубликовать не успел: они погибли при пожаре. Этого Галич уже не перенёс, он начал пить и умер в 1848 году. «Под гнётом мелочей жизни погиб крупный талант», – сказал биограф Галича.

О его семье практически ничего не известно. В.В.Вересаев написал в книге «Спутники Пушкина: «Жизнь Галича была несчастливая. Жена его была очень необразованна, очень зла и очень безобразна»,- и всё!

Но внимание к пушкинскому наставнику и другу не исчезало никогда. В ХХ веке под псевдонимом Галич прославился бард А.А.Гинзбург. Его дочь вспоминала: «Отец был несказанно рад, что у него получился новый псевдоним, и доволен, что у Александра Сергеевича Пушкина был учитель словесности Галич».

Пушкин называл Галича «мудрец любезный». И он был действительно мудр! И многие его заветы актуальны и сейчас, например, указание, чтобы пишущий «вразумился вперёд в том, о чём писать хочет, чтобы рассматривал свой предмет со всех сторон, чтобы не пренебрегал мыслями, гонясь за красотой выражений».

Галич прожил достойную жизнь. И память о нём жить должна!

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии