Транскрипция времен

ЛОЖЬ И ПРАВДА МИХАИЛА БУЛГАКОВА

Михаил Булгаков - вослед за гордым Львом Толстым - своим знаменитым бестселлером исказил Святое Евангелие ПРАВДЫ до неузнаваемости.
Заверив читателя (устами Воланда, например), что ничего из там написанного никогда не происходило в действительности.
А вот у меня, мол, истинные сведения.

Нет, Михаил Афанасьевич.
Евангелие - это еще и достоверный исторический источник.
В отличие от Вашего романа.
"Поздравляю Вас, гражданин соврамши!"

Булгаков словно бы соперничает с Богом и евангелистами - Матфеем, Марком, Лукою, Иоанном, - и дает свою картину происходившего тогда.
И картина эта - глубоко ущербная и ложная - увлекает миллионы людей гораздо больше, чем святой евангельский текст.

О, конечно.
Литература - не Религия.
Литература - именно УВЛЕКАТЕЛЬНА, зато Религия - СПАСИТЕЛЬНА.
Но так уж мы испорчены, что увлекает нас именно ложь, а не правда.
Правда нам - скучна, а ложь - увлекательна.
Особенно булгаковская ложь о Христе.

И никого-то там нет.
Прямо как у Берлиоза с Бездомным на Патриарших.
Кого ни хватишься, никого нет.
Ни Богородицы Марии, ни апостолов, ни жён-мироносиц, ни Иосифа Аримафейского, например.
Один Левий Матвей.
Да и тот  - не апостол и не ученик, а сомнительный стенографист и потенциальный мститель.
 
Кроме того, Булгаков наделяет сатану божественными свойствами, а Бога низводит до человека.
Иешуа Га-Ноцри - человек, пусть и необыкновенный, но человек, а не Бог, не Сын Божий, Единый с Отцом в Троице.
А вот сатана у Булгакова - действительно всесилен, благороден, "честен".
Ложь, ложь и ложь.

Реальный сатана - далеко не Воланд Булгакова.
У реального сатаны нет и сотой доли той власти, какою Булгаков наделяет Воланда.
Реальный сатана не может даже воплотиться.
Он духообразен и невидим.
Единственное, что он реально может на земле, это беспрестанно чинить нам пакости, завидовать, лгать, клеветать, кощунствовать,
вовлекать нас в смертные грехи, вести нас к погибели вечной.
Ему все равно: Мастер ты или Рюхин, Маргарита или Аннушка с Садовой, ты - ЧЕЛОВЕК.
Ну а коль человек, то реальный сатана воюет с тобою непримиримо.
Средства у него различные, конечно.
Но цель одна - чтобы твоя душа после смерти попала в ад, а не в рай.
И вот в аду - он будет мучить тебя так, как никогда не придумают люди. 

Правда Булгакова - в описании МАССОЛИТА (Союза писателей) и его членов.
И с тех пор - там практически ничего не изменилось.
Все эти бесконечные ариманы, лавровичи и латунские по сей день правят там бал.
И где-то - это именно "бал ста королей", хотя и голых.

Прав Булгаков и в характеристиках иных недобросовестных граждан, занимающихся не своим делом, или убежденных материалистов-атеистов,
никак не хотящих признать тот факт, что потусторонний мир действительно существует, хотя он и невидим нашему глазу.

Что же до Понтия Пилата, пожалуй, Булгаков прав и здесь.
С одной поправкой-добавлением: Пилат был не столько трусом, сколько ЗАКОННИКОМ. Неколебимым и верным законником Рима.
И если реальным плодом этой законности явилась Голгофа Спасителя, то позвольте усомниться в правде человеческих законов вообще и
Римского права в частности.

Да, конечно.
Крик распаленной толпы перевесил тогда.
Но почему он перевесил?
Потому лишь, что Пилат загодя решил отдать Христа на Распятие.
И немного поактерствовал перед орущим сбродом напоследок.   


САМАРЯНКА У КОЛОДЦА ИАКОВЛЯ

Это удивительное и таинственное место Евангелия.
Я не богослов, конечно.
Я всего лишь - впечатлительный и внимательный читатель.

И городить отсебятину мне не хочется.

Скажу лишь о том, что меня поразило в этом отрывке: как ДАЛЕКО заглянул Христос в беседе с самарянкой, пообещав дать ей ВОДЫ ЖИВОЙ, текущей в жизнь вечную.

А чему здесь поражаться?
Сыну Божьему открыто будущее, даже самое далекое.

Самарянку эту почему-то принято считать "падшей женщиной".
Но Христос ее таковой явно не считает.
Не считает несмотря на то, что у нее было пять мужей, и тот, кого она имела на момент беседы со Спасителем, не муж ей тоже.
Да просто Господь видит сердце человека.
А сердце самарянки - сердце детское, открытое для любви к Богу и ближним.
Она ДОВЕРИЛАСЬ Христу безгранично.
ПОНАДЕЯЛАСЬ на Него искренне.

И стала святой.


ИМЕНИЕ СУСАННЫ

Посмотреть бы на него хоть минутку.
Побывать бы там хоть мельком.

Но где же оно теперь?
Осталось ли от него хоть что-то?

Осталось, конечно.
А возможно, и приумножилось.

Имение Сусанны теперь на небе, а не на земле.
И Господь, конечно, бывает там "по старой памяти".
По благодарной памяти Божьей.

Во времена земной жизни Христа Сусанна служила Ему своим имением.
Господь, Которому долгое время негде было преклонить голову, ЖИЛ в этом имении.
Отдыхал просто.
А может, и не просто.
Он готовился там к Крестному Подвигу.
До которого оставалось уже недолго.

Наверняка Господь много общался с хозяйкой имения, они вместе трапезничали, например.
Сусанна - любила Бога очень.
А ведь Бог как насельник в твоем доме не очень удобен, дорогие наши.
Потому что далеко не каждый выдержит подобный УРОВЕНЬ общения.
Это не праздная болтовня, к которой привыкли мы.
Это - общение с Богом.
Общение ВЖИВУЮ, лично.

Наверняка Сусанне бывало порою и страшно.
Но что делать: страх Божий всегда предшествует истинной любви.
Любви как плоду твоего Божьего страха.
Твоей боязни огорчить Бога, утратить Его расположение или благословение.
Утратить БЛАГОДАТЬ, если хотите.

Что случалось и с апостолами порою.
Например, с Петром во время его отречения от Христа трижды.


МАРИЯ КЛЕОПОВА ДЕВИЧЬИХ УБЕЖДЕНИЙ

Святая мироносица Мария Клеопова в детстве была "оторви да брось".
Будучи избранной Богом от начала, она не признавала никаких иудейских установлений и скептически относилась к иудейскому благочестию.
Мол, знаю я вашу праведность.
Это не праведность, а показуха.

И так ли она была не права?

В страшный час Голгофы Спасителя Марии Клеоповой было лет 17.
А познакомилась она со Христом в 16.

В свои 13-15 лет Мария Клеопова была убеждена, что она станет невестой Христа.
И ничто другое ее более не занимало в жизни.


ЛЮБОВЬ И ГИРИ

Виктории Гармановой

Я очень любил тебя, Вика.
Любил и хотел, чтобы ты стала моей женой.

Потому и написал тебе столько стихов.
Не всё в них было тебе понятно, но они не могли уж совсем оставить тебя равнодушной.

Нет, я не укоряю тебя.
Я тебя искренне благодарю за тот приход ко мне однажды.
Разговора у нас не получилось, ибо от растерянности и счастья я не находил слов, чтобы объясниться с тобою.
Я вообще не очень красноречив в реальном общении.
Мне нужен лист бумаги.
Или электронный блокнот, как сейчас.

Твоя дальнейшая судьба сложилась на редкость удачно, ты вышла замуж за человека, занимающегося гиревым спортом,
а это - не стихи, конечно.
Ты сделала правильный выбор.

Это может показаться иронией, и она здесь присутствует, но в очень малой степени.
Потому что жить с поэтом моего уровня и класса - не сможет ни одна женщина в мире.
Кроме моей праведной и любящей супруги, которую я, грешный, хотел оставить ради тебя.

Она бы отпустила меня к тебе, Вика, найди я в твоих глазах хоть какой-то привет и взаимность.
Отпустила смиренно, а не злобно, например.

Но что было бы потом?
А потом было бы вот что: удовлетворив свое алкание в полной мере, а это случилось бы через год-два, я нашел бы себе новую музу и любовь.
Так со мною уже бывало.
А сделать тебя несчастной - это выше моих сил, любимая.

С тех пор прошло довольно много времени, Вика, и я изменился.
Никаких новых муз и любовей у меня больше нет и не будет.
Все мои музы и любови - прежние, Вика.
Они у меня - на всю жизнь.
Их всего 5.
И ты - одна из них.

Нет, это не твои коллеги по работе.
Это - другие женщины, Вика, одна из которых моя жена во Христе.

Я не могу не писать вам, любимые.
И был бы счастлив любому вашему отклику.
Но встречаться при этом лично - не знаю, что и сказать.
Я стал неспособен к реальному общению с кем-либо.
Даже по телефону - не могу говорить.
В личном общении мне нужна полная и взаимная откровенность, искренность, истинность наконец!
А на это - здесь фактически никто не способен, подчас включая меня самого.

Моя жизнь - это уединенный письменный стол, а не гостиная или салон, например.
Я хочу работать для Бога и для вас, любимые.
И всё остальное - мне более неважно.

Вот уж гири так гири.
Почище тех, что весело тягает твой супруг на каком-нибудь "Сурхарбане".

Ибо сказано: иго Мое вам во благо и бремя ЛЕГКО.
И это действительно так, Вика.

Господь дал вам с мужем чудесного ребеночка, видел его мельком на экране.
Молюсь за вас, как могу.
Ибо без молитвы - никакой любви на свете не бывает, Вика.
Бывает привязанность, бывает страсть, влечение, симпатия, долг, привычка, интерес, уважение, дружба, а вот любви - нет.
А я хочу именно любви.
Любви вечной, Вика!

Не временной, а вечной, неувядающей, неугасимой, как церковная лампада в Царствии Небесном Христа!
Аминь.


ИЗ ОЛИНОЙ "КОТЛЕТЫ"

Когда Оля опубликовала свою "Котлету" на сайте "Ты - Поэт", там начался переполох.
Друзья и союзники Оли начали ее по обыкновению активно плюсовать, а "настоящие поэты" сайта впали в истерику.
Не выдержали больше.
Мол, как можно такое писать, а главное поддерживать! это же самый что ни на есть графоманский текст! хуже не бывает!
где искусство! словно по телефону в кухне разговариваете!

Между тем, "Котлета" стала там лучшим стихом дня (по числу голосов).
И "настоящий поэт" Евгений Луцко, видя это, в ярости и в знак протеста удалил с сайта свою страницу.

Я не участвовал в перепалке.
Смотрел со стороны.
Созерцал.

Да и саму "Котлету" прочел несколько позже.
Она меня очень порадовала.
Там была улыбнувшая меня строка: "Муж всё бубнит про Кубу".

И я УВИДЕЛ это воочию.
Олину кухню, бубнящего про Кубу мужа, большую и вкусную котлету на сковороде.

Хотя никаких котлет Оля тогда и не жарила.
А просто хотела поделиться с сайтом своим хорошим настроением.

Но муж про Кубу доподлинно бубнил.
Он служил там когда-то.

Мне бы очень хотелось послушать его бубнение.
Но как-то не различил я звуков речи.
"Муж забыл про Кубу" - есть там и такая строка.
Мелькание, мелькание, стоп.

Нет, я не ясновидящий.
Я просто пытаюсь отделить зёрна от плевел.
И сделать ВЕРНЫЙ вывод из любого текста.
А вывод верный, как правило, парадоксален.
А парадокс, как правило, переворачивает привычное и общепризнанное вдаль.

Да, Олины стихи, по счастью, не искусство.
Его было достаточно.
Олины стихи - само ЕСТЕСТВО.
Она пишет, как дышит.
А дышит она естественно, а не искусственно.
Не на аппарате ИВЛ точно.

Ее искусство - при всём этом - это искусство жить, а не писать.
А что такое искусство жить?
Искусство жить - это врожденное умение хранить в себе любовь.
Оно, это искусство, теряется нами годам к 15-ти от роду.
Оля им владеет доселе.
Хранит и приумножает в рай.


КОНЕЦ МЕЧТЫ (ПИСЬМО О БАШЛАЧЁВЕ) 

Кристине Казарновской

...А этот пост для тебя мне хотелось бы завершить небольшим рассказом о Башлачеве.
Лично я не был знаком с Сашей, но у нас был один общий приятель.
Не знаю, насколько тебе близко творчество Александра Башлачева, но лично для меня - это тоже своеобразный КОНЕЦ МЕЧТЫ: мечты о прорыве в небо средствами поэзии
и уникальной мелодики его баллад и былин.

Его очень не любили в рок-среде: завидовали и боялись.
Потому что было видно сразу: выпусти Сашу "на разогрев" перед каким-нибудь Шевчуком: Саша споет две песни, и часовой концерт Юры выглядит пошлятиной вблизь.

А еще - он нередко позволял себе прилюдно смеяться, например, над Виктором Цоем (очень гордым и самолюбивым человеком вообще), когда вдруг в общей компании
брал гитару и исполнял опусы Цоя на мотивы русских народных песен.

Существует версия, что Башлачев в последнее время ничего не писал, - и это-де послужило причиной его безумного броска с высоты
на асфальт.
Нет, Крис.
Он покончил с собой потому, что его замотал сатана, он это делать умеет, а противоядий - молитвы и поста - не было у Саши.

Хотя он и написал "Вечный пост" когда-то.
И о молитве в другой балладе сказал хорошо:

...Отпусти мне грехи, я не помню молитв,
если хочешь, стихами грехи замолю.
Объясни: я люблю - оттого, что болит,
или это болит - оттого, что люблю...

Что касается его отношений с Егором Летовым, то к стыду последнего я обязан сказать здесь, что Башлачев всегда предпочитал ему Яну Дягилеву - и как человека
и как рок-бардессу. (С которой тоже потом порвал.)
И все позднейшие попытки Летова узурпировать Башлачева: живи-де Саша сейчас, он бы был с нами, за этим столом "Русского прорыва" -
под подлой лимоновской эгидой и непроходимой дугинской глупостью, - это полное летовское одичание сердца и непонимание, КОМУ он так преданно служит.

Очень часто Башлачеву было негде ночевать, он скитался по стране и жил по знакомым, в том числе - и сибирским.
Даже публика его "квартирников" (мужская ее часть) нередко смеялась у него за спиною, а то и в глаза - над Поэтом, из какого они все в разной степени:
от Градского - и до последнего "мажора" квартирника лепили человека с "некстати торчащим зубом" и вообще - неприятного типа, паяца и шута горохового.

Если говорить о критике его творчества, то Башлачева совершенно ложно привязывали к Высоцкому, полагая, что он продолжает прославленного барда
собой.
Это - совсем не так.
Высоцкий возрос на советской почве, которую и выразил с максимальной полнотой; Башлачев - это СУТИЙНЫЙ СГУСТОК Руси, да, порою падавший в язычество,
но в язычество не советское, а ДОхристианское.
И неслучайно башлачевский "Триптих памяти В.С.Высоцкого" остался непонятен и неблизок даже таганской труппе, для которой Башлачев его, в частности, исполнял.
Это - не о Высоцком, конечно. Это - о себе самом.

Я очень хорошо представляю себе последний день Александра Башлачева: эту случайную и холодную комнату в Питере, это раскрытое и приглашающее к "полету" окно,
эту непобедимую тоску творческого одиночества.

Вроде и приятели и даже поклонницы есть, а пойти и обратиться за помощью реально не к кому.
ОДИН.

Собственно, это всё, что мне хотелось сказать тебе, Кристина.
Книга написана, и ты ее прочла.
Я - уже жил не зря.

До свидания... в которое мне верится всё меньше и меньше.
И.


МИР - ПИСЬМО ОТ ЖЕНЩИНЫ

Я нечасто получал письма от женщин.
Письма, написанные от руки на бумаге.
Единственная, кто писала мне почти каждый день, это незабвенная Танечка Н., гимнастка-"художница" и уникальная танцовщица.
Она и полюбила-то меня по-настоящему лишь тогда, когда мы расстались.
Я был в Москве, она в Якутске.
И писала мне замечательно и искренне.
Гораздо лучше, чем я ей.

Я хорошо писал ей стихи, а не письма.
Небольшими книгами писал: "Венчание", "Искупление", "Путешествие", "Исход", "Пенье поминальных свеч"...

Письма мои были никудышные.
Мужчины вообще не умеют писать письма.
Есть исключения: Чехов, Шаляпин (письма к дочери Ирине), Франц Кафка, мой друг Андрей Наумов из Мирного.

Но разве можно сравнить письма Цветаевой и письма Пастернака, например.
Да и Рильке - до Цветаевой не дотягивал.

А Достоевский? Толстой? Пушкин?
Это плохие письма - сравнительно с женскими.

Ну, РОзанов писем - это очень интересно, но это не письма как письма.
Если точно определять их жанр - это полемические этюды по преимуществу.

У Микеланджело было ОДНО хорошее письмо из множества, им написанных.
Ницше и Стриндберг - тоже нет.

А вот любая женщина - не обязательно поэтесса - пишет письма так, что они остаются в тебе и либо созидают, либо рушат твой мир изнутри.


НЕУМНЫЙ ПРЕПАРАТОР

Не так давно где-то вышла книга "Владимир Высоцкий. Ключ к подтексту".
Ее автор - некто Яков Корман - на сотнях страниц занимается вивисекцией и препарированием текстов поэта.
И делает вывод: Высоцкий своими песнями боролся с советской властью.

Яков Корман родился в 1979 году в Удмуртии.
То есть его сознательная жизнь пришлась уже на другую эпоху.
Очень отличную от той, в которой жил и писал Высоцкий.

Ну, когда Яков впервые взялся за перо?
Лет в 17.

1979+17 - это сколько же будет?
1996, что ли.
Простите, у меня плохо с арифметикой.
Я с трудом складываю в уме даже простые числа.

В 1996 году от той эпохи - не осталось и следа.
Сменилась веха, сменился дух.
Уловить и почувствовать дух ушедший из 1996 года - практически невозможно.
Но я помогу Якову.

Яков.
Вот есть у Высоцкого песня "Коллекция насекомых (Гербарий)".

Ты ее на составные части не раскладывай, а просто выучи наизусть.
Всю целиком.
И пой - утром и вечером.

Это Высоцкий - написал в том числе о тебе и твоем капитальном труде.
Написал не от имени того или иного персонажа, а от себя лично.
Но даже эта песня Высоцкого - никакая не борьба с советской властью.
Это - интуитивная попытка уйти от таких, как ты, Яков.

Высоцкого мало интересовала советская власть.
Он ее, правда, не обслуживал, не воспевал, но и не боролся с ней никогда.
(Высоцкого неизмеримо больше занимали проблемы творческие, нежели власти.
Ну и потом: разве не был сам Высоцкий властителем дум?
Был он им, конечно.
А что больше: власть общественно-политическая или власть над умами и душами людей?)
Он над ней иногда лишь шутил.
И шутил как-то раз - опасно.

Ну как опасно, Яков.
ДЛЯ КОГО - опасно?

Для очень отдельных советских граждан. Реликтов, так сказать.
Чья нравственность от этих шуток могла несколько поколебаться.
 
Но вообще - "Мы одобряем линию его".
Его, то есть ЦК, Яков.

Ну, трижды  - да, он с нею немного "поборолся".
Но милые бранятся - только тешатся.

Да и советской-то, Яков, года примерно с 1968-го эта власть была лишь по названию.
По сути же - она была уже не советской, а скорее охранительной.
Охраняющей не столько "завоевания социализма", сколько стабильность и покой в стране.

Другое дело, что охранный дом этот был возведен на песке, а не на камне.
И в 1990 году развалился уже окончательно.

Настоящая СОВЕТСКАЯ власть - власть Ленина и Сталина, Яков.
Ну, Хрущева - в гонениях на Церковь очень только.
 
Если охватить творчество Высоцкого в полном объеме, то подтекст там один: очень хочу любить, но не умею.
Мы тоже не умеем.
Учимся этому всю жизнь.

Я об истинной любви тебе толкую.
Какой не познать без Христа.
А Христос - в Церкви.
А от Церкви - мы, Яков, были очень далеки тогда.

Лучшие песни Высоцкого числом 6 - самостийное стремление к Богу.
И я очень надеюсь, что Христос услышал этот крик поэта.
И многое ему простил.


САЛЬВАДОР ДАЛИ НОГТЕВЫХ ДИЗАЙНОВ

Великий мастер живописи занимался ими долго и один.
Это 50-е годы прошлого века.

То, что женщины мира имеют сейчас, во многом заслуга Дали.
Но помимо наращиванья или росписи, он вставлял в каждый искусственный ноготок маленькое зеркальце.
И вот это - современной ногтевой индустрии почему-то недоступно.

Дали предвидел это.
И сокрушался, что его изобретения - используются лишь частично.


ПОЭТ НЕКРУПНЫЙ, НО ПРЕКРАСНЫЙ

Алексей Алексеевич Васильев из Устюжны - поэт некрупный.
За жизнь он написал стихов 200-300 всего.

Но почти все они - прекрасные стихи.

В них видна душа поэта Алексея Васильева.
Душа такая одинокая, как не снилось многим "нонконформистам" здесь и за рубежом.

Внешне поэт Алексей Васильев был вполне публичен, что называется.
Общителен, коммуникабелен, гостеприимен, мирен духом.
И при этом - бесконечно обаятелен.

С такими данными - как ни стать известным и популярным в России?
Члену-то Союза писателей с 1979 года?

А Алексей Васильев - почему-то не стал.
Его знали в Якутии, знали в Вологодской области, но и только.

Были попытки стать известным и в Москве, но как-то потонуло это всё в пучине тамошних редакционных дрязг.
Журналы "Наш современник" и "Москва", например, публиковали Алексея Васильева крайне редко и мизерабельно.
Стихотворения по два - однажды или дважды, не помню точно.

Небольшой сборник "Такая жизнь", изданный в Москве же, тоже известности поэту не прибавил.
Что такое? почему? чем Алексей Васильев хуже Рубцова, например?

А просто есть Божий Промысел над всеми нами.
Прославься Алексей Васильев на всю страну, он бы потерял себя.
И Господь, спасая его одинокую душу, перекрыл ему "пространный путь", направив на узкий.


"НАД ДЕРЕВНЕЙ КЛЮЕВКОЙ ОПУСТИЛСЯ ВЕЧЕР..."

У Юрия Лозы отличных песен - штук 7 примерно.
И вынесенная в название - не из их числа.
Она пошла, например.

Был я как-то в деревне Клюевка.
Хотя деревень с таким названием в России, думаю, не одна.
Я был в Клюевке, что на Байкале.
Там было совсем не так.

Да понимаю я, конечно, что песня Лозы - авторская фантазия, а не документ.
Но мне - очень хочется отследить параллель между песней и реальностью.

В Клюевку меня пригласил мой однокашник Андрей Ф.
На свой День рождения.

Я приехал.
Это не очень далеко от нас.

Конец апреля.
На Байкале еще лежал снег.
Берег тамошний мне не понравился.
Там было неуютно.
Я сидел там один с коробкой легкого вина и чего-то ждал.
Мне хотелось написать цикл стихов о Байкале.
И поднести Андрею и его супруге.

Нет, подарок я привез ему другой.
Готовый компьютерный диск с моими прежними стихами и песнями.

В доме у Андрея было хорошо, да и сам Андрей был очень любезен, но его супруга стала давать мне советы, как лучше поступить
в одном щекотливом амурном деле, о каком она узнала из нашего разговора при ней.
А я - и тоже при ней - поступил совершенно наоборот ее совету.
Сказал по телефону совсем не то, что советовала сказать мне она.
Это ее возмутило до глубины души.
Она невзлюбила меня.

Но пора было и за стол.
Пил я только вино, а не водку.
И не был уж так очень пьян.
Всё прекрасно помню, не творил там ничего худого.
Когда за окнами стемнело, к Андрею пришла еще одна гостья.
Мне она очень понравилась.
Девушка из близлежащего дома лет 29-ти.
Ее приход вдохновил меня на небольшое выступление.
Взял в руки гитару и показал им "Балладу о маленьком человеке" Высоцкого.

...Погода славная,
а это главное,
и мне на ум пришла идейка презабавная.
Но не о Господе
и не о космосе,
все эти новости уже обрыдли дО смерти.

Сказку, миф, фантасмагорию
пропою вам с хором ли, один ли.
Слушайте забавную историю
некоего мистера Мак-Кинли.

Не супермена, не ковбоя, не хавбека,
а просто маленького, просто человека.

Кто он такой: герой ли, сукин сын ли,
наш симпатичный господин Мак-Кинли...

Ну, и так далее.
Это довольно длинная баллада.
Все они слышали ее впервые.
И несколько обалдели, спасибо.

Потом я читал стихи.
Легендарный "Монолог Хлопуши" Есенина.

Девушка слушала меня внимательно.
Я видел, что понравился ей тоже.

Но ночевать она, увы, не осталась.
Тихо и скромно ушла домой.

Как там это у Юрия Лозы:

"Не пришла, родимая, не пришла, гадюка.
А из соседского клозету - ну такая вонь.
Эх, зажму я красоту в мозолистую руку
и пойду дослушивать, что хнычет мне гармонь!"

Нет, Юра, она далеко не гадюка.
И клозетами там не пахло.

Эта девушка - сугубейшая молодец просто.
А твой лирический герой - хамло, как и ты.


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕНИАМИНА СМЕХОВА ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ ВЫСОЦКОГО В ДУБНЕ

Смехов очень хорошо представил там публике Высоцкого.
Сделав упор на то, что он прежде всего ПОЭТ.

Так-то оно так, но Высоцкий - это СЛИЯНИЕ театра и поэзии в мир.
Слияние неразрывное, небывалое дотоле.

Песни Высоцкого в 90 процентах - талантливая ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ действительности.
Или - лирико-эпический реквизит для завоевания нехоженных территорий.

"...Среди нехоженных дорог
одна - моя..."

Именно так!

Песенный театр Высоцкого в идеологическом театре СССР - давал интересный эффект.
"Он правду поет" - вот глас народа в простоте понимания.

Правда Высоцкого - правда драматургическая, если угодно.
Это язык НОВЫХ пьес.

Ну, ладно.
Хватит пока об этом.

Где-то я говорил уже об этом прежде.
Я вообще - говорю почти обо всем по нескольку раз.
Но этот самоповтор необходим.
Он усиливает смысл просто, дополняет.
Или корректирует вдруг.

Среди прочего Смехов сказал о том, что о Высоцком написано уже не меньше, чем он сам написал.

Эта фраза меня несколько озадачила.
Когда, кем написано?
Это 1977 год.

Официальная печать молчала о поэте Высоцком.
Ну, был опус "О чём поет Высоцкий?" - но и всё.

Может быть, Смехов имеет в виду самиздатовские публикации и разборы?
Мне они не попадались тоже.

Или западную критику? - она была маленькой и касалась лишь ролей Высоцкого.
Или домашние машинописи - лично для автора?

Думаю, нет.
Это оговорка.


ТАЙНА МЕЛХИСЕДЕКА, ЯВИВШЕГОСЯ АВРААМУ

Священник Мелхиседек, царь Салима, царь мира - самая таинственная библейская фигура вообще.
Никто до сих пор не может точно определить, кто он и откуда.
Богословы и толкователи - ветхие и новые - расходятся во мнениях сильно.

Знали это, думаю, лишь апостолы 12-ти - после святой Пятидесятницы.
Когда Господь, послав им Святого Духа, ПОСВЯТИЛ ИХ ВО ВСЕ ТАЙНЫ и донёс до них желание ими жить.

У Бога Отца - в Библии несколько имён:
Саваоф,
Иегова,
Яхве,
Адонай,
Элои.

Это как бы разные ОТТЕНКИ благодати Бога.

Саваоф - Бог-Жизнодавец,
Иегова - Бог-Каратель,
Яхве - Бог-Ревнитель,
Адонай - Бог-Утешитель,
Элои - Бог-Любовь.

Это не "пять Богов", а именно Бог Отец - Первая Ипостась Святой Троицы.

В святом Псалме 109 есть строка: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову.

Это Бог Отец - сквозь Давида - говорит Сыну Христу.
Что же это за чин такой?
Чин человека, которым Господь наделяет Господа же?

Нет.
Бог больше человека.
И наделять большего меньшим - как же это?

Значит, Мелхиседек - не человек, а некто больший.
Воплощенный Ангел, скажем, Ангел Престола?
Тоже нет.

Христос больше и Ангелов Престола.

Выходит, это чин Самого Бога Отца.
Он и явился тогда Аврааму, вочеловечившись на довольно большой промежуток времени.

Но почему же тогда о Мелхиседеке где-то написано с маленькой буквы, а не с заглавной?
Он - не "он".
Именно Он - а не он.

Тайна тихая такая, что не знаю, как ее объяснить.

Видимо, Богу Отцу - неважно, с какой буквы Его величают.
Став человеком (а не Богочеловеком, как Сын), Он и стал - он. 
Смирился до зела.
Смирился для домашнего любвеобильного общения с Авраамом тогда.


ЗАВИСТЛИВЫЙ СИНЕДРИОН

Зависть - страшное чувство и грех.
Она ослепляет очень.

Самое страшное в том, что Каиафа и прочие там - понимали, что перед ними - Христос Истинный.
Но зависть помутила их до того, что они - убили Его на Кресте.

"НЕ ВЕДАЮТ, ЧТО ТВОРЯТ" - это не о Синедрионе сказано Христом со Креста.
Это сказано о тех, кто там просто любопытствовал.

Синедрион - ведал, что творил.

Но как они решились на это?
Как они не побоялись воздаяния потом?

А вот так и решились - от зависти.

Господи сил.
Помоги мне, грешному.

Я не Христос, чтобы мне завидовать до смерти.
А мне завидуют и сейчас.


ЛИТЕРАТУРНЫЕ НЕДРУГИ ПАСТЕРНАКА

Вот молодцы они, если честно.
Не страшились говорить о Пастернаке правду.

Пастернак был не тем, за кого он себя выдавал.
Поэтом он так и не стал, например.
5 хороших стихов за 70 лет жизни - это пока еще не поэт.

Его проза - бездарна тоже.
Его перевод "Гамлета" - обыкновенен.

Компания его литературных недругов - хорошая компания, например.
Набоков,
Северянин,
Бунин,
Булгаков,
Варлам Шаламов,
Солженицын.

Но больше всех мне нравится в этом отношении Северянин:

Когда в поэты тщится Пастернак,
разумничает недоразуменье.
Мое о нём ему нелестно мненье:
не отношусь к нему совсем никак.

Им восхищаются - плачевный знак!
Но я не прихожу в недоуменье:
чем бестолковее стихотворенье,
тем глубже смысл находит в нем простак...

И так далее.


ВЕСЕЛАЯ ПОЭТЕССА ИЗ ЧЕРЕПОВЦА

Я видел ее лишь мельком.
Она поступала вместе со своей младшей сестрой в Литинститут.
Прошли творческий конкурс, а потом их обеих почему-то завалили.
Не приняли.

Ее сестра - расстроилась очень.
Она - нет.

Я шел по коридору общежития Литинститута и зашел в ее комнату.
Мне хотелось как-то поддержать ее.
Она обрадовалась мне, но в поддержке не очень нуждалась.
Искренне смеялась, наводя марафет на лицо и тело.
Я люблю, когда женщина этим занимается при мне.

И как-то она почувствовала мое желание взять ее, хотя я об этом не говорил и не намекал.
И вскричала радостно: "О, меня еще и трахнули!"

Я вышел из комнаты тут же.
Я не трахальщик и слова этого не люблю.

Но мне хочется сказать ей сквозь годы, что она - хороший человек и поэт.
И встреться мы сейчас, я бы с удовольствием послушал ее стихи и написал о них позже.


"ПОТАШЕВ НЕ ПРОШЕЛ"

Саша ПотАшев - отличный поэт просто.
Он из Щельяюра, что в Коми ССР.

И его тоже завалили там и тогда.
В 1993 году летом.

Завалили уже на собеседовании, после всех конкурсов и экзаменов, какие он сдал хорошо.
Ему задали вопрос: "Ваш любимый поэт?"

А он возьми да брякни: "Игорь Туманов".
Наслушался моих стихов на абитуре и их полюбил.

Великие тамошние мэтры ждали от него другого ответа.
И не взяли его из-за меня.

Он стоял в своей комнате общежития, свесив голову и тихо повторял: "Поташев не прошел".

Ты прошел, Саша.
Ты прошел туда, где сама Поэзия живет.

Не о себе я, милый.
О любви я истинной в рай.


ДАННИЦА НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА

Николай Матвеев из Вязьмы - в Литинститут тогда поступил.

Хотя не мог отличить подлежащее от сказуемого.

Но он глянулся Олесе Николаевой.
Не столько стихами, сколько своей наружностью.
Сбитый голубоглазый блондин и доминант.

На абитуре он задружил с одной второкурсницей.
Очень красивой, надо сказать.
Миниатюрная стройная девочка с прической от Мирей Матье и длинными природными ногтями.

Они стали жить вместе.
Может быть, живут вместе и сейчас.
Где-то на "Домодедовской", что ли.

Николай Матвеев любил похвастаться мне, что он делает с нею в постели.
Охотно верю, но это - не очень многое, например.

Мир ее души - исключителен в секс.
Мы как-то говорили с нею откровенно.
После этого разговора она изменилась.
Николай Матвеев прибежал в мою комнату и кричал: "Что ты ей наговорил!"

Ничего такого, что могло бы ее оскорбить.
Лишь слегка коснулся ее прошлого.
Она ответила искренне, спасибо.

Шлюхой она не была.
Она была - неоромантиком в этом.
Это мое определение постфактум.
Выразить себя в полноте - она бы не сумела тогда.

Она - любит то, что любит ее партнер.
И это - дорогого стоит.

Нет, Наташа.
Близки мы с тобою не будем.
Живи с тем, с кем живешь.
Если еще живешь с ним, конечно.
Ну а нет - давай поговорим о том, какая литература тебе нравится.

Тогда ты - в порядке учебной обязаловки - написала реферат по Лимонову, а теперь?
Назови мне имена твоих любимых писателей и поэтов.
Хотя бы одно.

Ты не любила Лимонова, Наташа.
Твой реферат я помню, молодец.


ШКОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ОЛЕГА КИСЛИЦКОГО

Мой одноклассник Олег Кислицкий не владел письменной речью просто.
В одном простом диктанте - 39 грамматических ошибок,
в другом - уже 72.

Учительница по русскому языку вздымала его тетрадь кверху перед всем классом и оглашала это.
Да и сам я читал их позже.

При этом Олег не был дебилом или отстающим в развитии.
Просто он был не письменником, а практиком языка.

В устном общении он был очень оригинален подчас.
Он был, что называется, ботаник от Бога.

Никогда не читая никаких учебников или книг, он поражал своими ответами нашу ботаничку.
Меня - тоже.

Олег жил в частном доме, у них во дворе и на огороде жили разные растения.
И Олег разговаривал с ними подолгу, считал тычинки, дул на них нежно.

Его отец держал свиней, и Олег за ними ухаживал, кормил их, убирал за ними и т.д.

Его мама, видя, что сын ничем не интересуется в жизни, однажды принесла ему, простите, порнографическую новеллу, вырванную из какой-то брошюры.
Она хотела таким образом заинтересовать сына, уже взрослого, в общении с девушками, в создании семьи, ибо очень хотела внуков.
Читая ее, Олег от души хохотал во все горло.
И комментируя ее позже для меня, опять же хохоча, Олег очень точно и верно оценил тех, кто там описаны.

Однажды, перед самой Армией, мы были с Олегом в Братске.
Летали туда к моей тогдашней девушке, учившейся там и жившей в студенческом общежитии.
Я собирался туда один, но, ночью идя пешком в аэропорт, проходя мимо дома Олега, встретил его на дороге.
Узнав, куда я собрался, Олег выразил желание лететь со мной.
Оперативно оделся в парадное, взял паспорт, деньги - и айда.

Не буду описывать всех наших дорожных приключений, их было много.
Ограничусь финалом поездки.

В комнате общежития Братского индустриального института моя тогдашняя девушка жила не одна, а с сокурсницей.
Сокурсницу звали Эмма.
Красивая, статная, ухоженная, с короткой стрижкой, ее волосы были выкрашены в блонд до такой степени, что были желтыми и светились.
Не "обесцветилась", а возсияла.

Мне она дико понравилась, понравилась так, что я не хотел больше своей девушки рядом.
Но по правилам игры - Эмма лежала в постели рядом с Олегом, а не со мной.
И до меня доносились звуки их поцелуев.

Этим, правда, всё и ограничилось, но мне было достаточно знать, что Эмма - теперь девушка Олега, а не моя.
Она не стала бы целоваться с тем, кто ей не нужен в жизни.

Но потом мы уехали, потом сразу Армия, потом...

Олег не мог написать Эмме письмо.
А она - не знала его адреса.

Эмма, где ты сейчас?
Напиши мне, пожалуйста, о том, как сложилась твоя дальнейшая жизнь и помнишь ли ты о нас.

Что теперь с Олегом и где он, я тоже не знаю.
В инете его нет.
Их домик в Мирном на улице Портовой - не светит своим бессонным окошком уже давно.
Если бы я знал твою фамилию, то постарался бы найти тебя сам.
Затем лишь, чтобы ты - помолилась со мною о нём.


ИРА ПИСАНКИНА

Моя одноклассница Ира ПисАнкина училась у нас класса до седьмого.
Куда она делась потом, я не помню.

В школе она лыка не вязала совсем.
Например, на вопрос географички: "Что больше: море или океан?" - Ира чуть слышно отвечала "море".

Она была так молчалива, что я не знаю, как она вообще жила на свете.
Чернявенькая, неубранная, некрасивая девочка тогда.

Родилась она где-то на Камчатке, ительменка по национальности.

К стыду своему должен сказать, что однажды я посмеялся над ней.
Сочинил дурацкую эпиграмму, где прошелся по ее знаниям школьных предметов.
Она слышала ее, но не обиделась ничуть.

И сказала мне тихо: "Игорь, дураки такие мы, и я".

Я не оценил ее смиренного ответа.
Но мне стало плохо.

Однажды девчонки класса устроили для нас 23-е февраля.
Небольшой домашний сабантуй с подарками, зарытыми в снег.
Мол, идите и ищите их в сугробах у дома.
У дома Иры Писанкиной.
Частного дома, расположенного совсем близко к знаменитому алмазному карьеру "Мир".

Подарки нашел Слава Буйволов.
Они были простыми, но любящими во Христе.

В доме Иры Писанкиной было тепло душе.
Интимный полумрак, свет откуда-то сбоку, имманентная причастность к чему-то неизвестному прежде.
Крутился бобинный магнитофон:

...Снег
кружИтся,
летает,
летает,
и поземкой
клубя,
заметает
зима,
заметает
всё, что было
до тебя...

Ира Писанкина пригласила меня на медленный танец.
Это было в моей жизни впервые.
Мне очень понравилось кружиться с нею рядом.
Она обняла меня очень тесно.
И я наслаждался искренне.

...Не так давно я увидел ее нынешние фотографии.
И обомлел.

Редкая красавица в запредельных нарядах.
Сначала я подумал, что это какой-то национальный костюм.
Нет.
Это - ее личный гардероб, сшитый ею самой.


"ДВОРНИК" И "КАЗБИЧ" В ОДНОМ ЛИЦЕ

У моего одноклассника Юры Дворянова в школе было два прозвища.
Основное - "Дворник", а запасное - "Казбич".

На "Дворника" он не обижался, а против "Казбича" - активно протестовал.
Но это только добавляло смеха.

"Казбичем" он стал за зимнюю шапку однажды.
Она действительно напоминала кавказский головной убор известного киноперсонажа.

Юра Дворянов был тихим в классе всегда.
На уроках он, как правило, играл в карманные шахматы со своим соседом по парте Славой Буйволовым.
Как ни посмотришь на них, напряженная мысль на лицах, поиск правильных ходов и положений.

На вопросы учителей, обращенных к Юре лично, он отвечал невнятно и как бы не понимая, о чем его спрашивают.
Но учился при этом - на "4" и "3".

Дома Юра дознавал Высоцкого для себя.
У его отца было бобин 6 разных.
И еще - им присылал записи из Москвы какой-то родственник.

Пришел я к Юре в гости, а тут как раз - посылка из Москвы.
Юра поставил бобину на магнитофон "Комета".
И нажал на воспроизведение.

...Сон мне снится, вот те на:
гроб среди квартиры,
на мои похорона
съехались вампиры.
Стали речи говорить -
всё про долголетье.
Кровь сосать решили погодить -
вкусное на третье...

На месте друзей Высоцкого я бы задумался, например.

Юра любил не все песни подряд.
Немногие очень.
Он их миловал, так сказать.
Миловал в смысле неприятия мира тоже.

Именно Юра предложил мне когда-то мою первую в жизни сигарету.
Так сказать, одну на двоих.
Это был "Ронхилл".

Мне понравилось.
Я закурил на всю жизнь.

Юра учился играть на гитаре.
И научился аккордам быстро.
Грамотно их ставил всегда.
Но никогда ничего не пел.
Никогда и ничего.
Лишь аккомпанировал кому-либо.
Например, нашим классным девушкам на каком-то песенном смотре.

Юра Дворянов был ноумен, если честно.
Он олицетворял собою не "кавказский национальный характер" (Казбич), а именно смиренную должность дворника, но - при дворянском доме только.
Дворники при дворянских домах в России Царской - были добры, например.
Прежде всего ДОБРЫ, как и Юра Дворянов.

После школы он поступил... в Макаровское мореходное училище (Питер), но, конечно, не задержался там долго.
Потому что срочную службу служил уже в пустыне МНР, а не на кораблях.

Кстати, Казбич Лермонтова - это нетипичный кавказец тогда.
Кавказский национальный характер - в своем главном проявлении - имеет собою любовь к душе.
А что это означает на практике?
Только то, что характер этот не вспыльчив, например.

Но когда это было.
Ой, как давно.
Кавказцы испоганились так, что руки опускаются, на них глядя.

Исключений я видел 3: папа московской поэтессы Наны Эристави, один чечен из Москвы, другой чечен в Армии.

Последний из названных пришел в нашу армейскую кочегарку однажды.
Мы были уже дембелями и отдыхали в комнате там.
Он просто светился от радости встречи со мною.
Отважный, искренний, добрый, чистый душою вдаль.
И как же он пел под гитару.
Лучше Юры Шатунова в разы.

Ну, ладно.
Довольно воспоминаний.

Юра Дворянов - где же сейчас.
Не так давно он зашел ко мне в "Одноклассники" гостем.
Но ничего не написал и дружбы моей не искал тоже.


ВЕЧНАЯ ПАСХА

Я очень люблю Праздник Светлой Пасхи.
Праздник Праздников во Христе.

Но Пасхальная Неделя пролетает так быстро, что я не успеваю насладиться ею просто.
Вот уже снова будни, вот уже снова - закрылись Царские врата, закрылось и Небо, снова "среда да пятница" постные дни, снова "труд и болезнь" по преимуществу.

И чудесные Пасхальные Часы - уже не прочтешь.

Куриные яички - снова белы, а не красочны, а куличи съедены.

Вот то ли дело в Царствии Небесном.
Там ВЕЧНАЯ Пасха идет.

Ее не опишешь на Земле.
Это Неизреченно Любяще, например.


2014 - 2020


Рецензии