ДВОЕ

Им обоим уже далеко за семьдесят, но их трудно назвать стариками, несмотря на их почтенный возраст. Оптимисты – активные, приветливые, общительные. Живут, никому не завидуют. Ну, бывает, выскажут друг другу своё авторитетное мнение по поводу событий у соседей за их воротами. Так кто же от такого удовольствия откажется!
 Живут дружно, в своём собственном ритме. Заботы по дому делят пополам.
 Они не одиноки. Есть у них и дети, внуки и правнуки – они не зря прожили свою жизнь. Она будет продолжаться вечно, пока будут живы их потомки.
 Всякое в жизни бывало, лёгкой жизни им не выпало, положенный пуд соли супруги уже съели, но это не разобщило их, не сделало пауками в одной банке. Они – дети войны, но ни грусть, ни сожаления о прошлом не тревожат их – что было, то прошло. Если что и было не так, то теперь уж не вернёшь и не  исправишь, поэтому и помнить это ни к чему. И о смерти им думать некогда – они всё время заняты. Возможностей для этого в современной жизни  более чем достаточно. Их разумно организованная жизнь – это заслуга бабушки, высвобождает уйму свободного времени, особенно зимой, тем более что оба они – «жаворонки». Их день начинается с пяти утра и заканчивается около десяти вечера. Утро начинается с вопроса дедушки:
- Ну, какие планы у нас на сегодня? – Как прекрасно, когда есть свобода выбора и спешить некуда. И когда, наконец, приходит понимание, что в их жизни действительно важно.
Они стараются не отставать от жизни – компьютер стал членом их семьи, а они помнят ещё чёрные «тарелки» радио на стене, которые хрипели не поймёшь чего.
 Общаясь с компьютером, старики не раз читали статьи на тему: приближается старость, что с этим делать? Как с этим жить? Как бороться со старостью? Эти двое забавляются, читая подобные статьи. Бороться со старостью – это так же нелепо, как бороться с детством, юностью, молодостью и зрелостью. Они убеждены: старость не приговор. Можно и в молодости чувствовать себя стариком, если душа пуста, а можно испытывать ощущение свободы, несмотря на сюрпризы тела. Это не влияет на качество жизни. Жить можно интересно, по-своему усмотрению используя время, свободное от работы, ухода за детьми, от школы и других неотложных забот и обязательств – спутников молодости. Ты находишься в бессрочном отпуске и можешь заниматься тем, на что раньше у тебя вечно не хватало времени, а иногда и сил. Денежек маловато, это верно. Но ведь и потребности снизились.
А ещё есть большой телевизор с программами на любой вкус. Это тебе не ламповый «Рекорд» с одной программой, который был у них в конце пятидесятых годов. Ну и скан-фил-ключ-кейворды – всегда под рукой. Бабушка ищет задания посложнее, дедушке – всё равно.
Живут с ними собака и две кошки, которые требуют от хозяев исправной службы по их жизнеобеспечению. Зато эти животинки – постоянный источник позитива, и прекрасная возможность лёгкому на ногу дедушке пробежаться со своей овчаркой три раза в день километра по три. При этом не всегда  понятно, кто из них кого ведёт – мощная собака, взятая из приюта и не получившая собачьего образования, или худощавый дедушка, но они очень привязаны друг к другу, и потому прощают моменты взаимного непонимания.
Здоровье по возрасту. Память у них не ахти. Пойдёт дедушка в магазин, бабушка даёт ему список – что и сколько купить, иначе всё забудет. Но это тоже не всегда помогает – купит не то, что надо. Оказывается, забыл, куда список положил, а телефон дома забыл. Бабушка на это сказала:
- Что с нами делает время, до чего доживёшь. – И стала список класть в дедову варежку.
И хотя привычка жить по режиму очень помогает приспособиться, природу не обманешь - возраст своё берёт, редко бывают дни, чтобы совсем ничего не болело. Но жить можно, если жалеть, заботиться  и сочувствовать друг другу в трудную минуту – так у них и заведено.  Для пожилых забота друг о друге – особый ритуал. Ты мне, скажем, массаж головы своими чуткими пальцами сделаешь, так, что мороз по коже. А я тебя постригу, брови подправлю и т.д. И получится – был лохматый старикашка, а теперь – красавчик, хоть куда! И таких возможностей в жизни этих двоих – пруд пруди. Мимолётная ласка и постоянная взаимная забота – стиль их жизни.
Характеры у них разные. По этому поводу дедушка говорит:
- Ты у нас голова, командирша, а я – руки. Моё дело чинить, устранять, и тебе помогать. – Тут дедушка слегка преувеличивает. Бывает, он «упрётся рогами» - с места не сдвинешь, хотя и не прав. Но бабушка давно научилась не лезть на рожон, а заходить с другой стороны, уступить до поры – до времени, чтобы потом взять реванш. Долго упираться дедушка не может, доброта, и полное отсутствие эгоизма преобладают в его характере - и они с бабушкой приходят к согласию. Они давно знают, что в мире жить комфортнее, а в спорах не всегда рождается истина.
Или бабушка, бывает, начнёт пилить деда, хоть и по делу. Но он научился мастерски переводить разговор на другую тему, или ввернуть шутку – тут он мастак:
- Я вот думаю: не повесить ли нам на кухню зеркало?
- Зачем на кухне зеркало?
- Чтобы ты могла видеть, как ты выглядишь и на кого похожа, когда меня ругаешь.
- Интересно. На кого же? На старую обезьяну?
- Нет, на Тигру Львовну.
- Опасные у тебя шутки, дедушка! – Но ей уже смешно и пилить больше не хочется. Тем более что пилить его бесполезно – он не спорит, на всё соглашается, но делает по-своему.
Эти двое – настоящие друзья. Они охотно подшучивают друг над другом и над собой:
- Как-то неожиданно подкралась старость. Вчера ещё был молодым, а сегодня глянул на себя в зеркало – ну вылитый страхилат: седина, лысина, морщины, глазки стали, как у мышонка. Придётся тебе менять мужика, бабулечка.
- Ты на конкурс красоты, что ли, собрался? Всему своё время. Не знаю как другим, а для меня ты красивее всех знакомых и не знакомых стариков. И не для меня одной – замечаю я, как женщины к тебе липнут, особенно, когда ты при параде. Того и гляди – уведут!
- Это потому, что я не чувствую себя стариком, хоть оболочка души моей порядком поизносилась. – Приосанился дедушка. – Ты-то у меня и сейчас красавица и умница.
- Да уж!! Толстая и неуклюжая бабка. – Смеётся бабушка.
- Правда?! А я и не замечал этого, пока ты мне не сказала.  Ты мне прямо глаза открыла. – И они оба хохочут. Он подошёл и обнял её – седую, толстую и неуклюжую, но такую родную и незаменимую. И она прижалась к нему – самому близкому человеку на свете, без которого и жизнь не мила:
- Как я тебе благодарна, родной ты мой. Всё в нашей семье держится на тебе. Не станет тебя – не будет и меня, так что береги себя ради нас обоих.
- Да ладно тебе, что я такое без тебя?
После обеда у них сон-час. Бабушка обед сварила – дедушка помыл посуду, потом поблагодарил свою хозяюшку за обед, она ответила ему тем же, и осталась за столом дочитать книгу. Дедушка улёгся на диван в своей комнате.
Спустя минут десять он вернулся на кухню:
- Чего ты спать-то не идёшь?
- Я ещё немного почитаю, время ещё есть. А ты чего не спишь? Ты ведь раньше меня встаёшь и идёшь с собакой.
- Ты ляжешь, и я лягу.
- Так я тебе не мешаю, мы ведь в разных комнатах спим.
- Ну и что? Когда ты близко, у меня на душе спокойно, и я засыпаю.
- Да и у меня тоже. – Согласилась она, отложив свою книгу и направляясь в свою комнату. Проходя мимо, она погладила своего ненаглядного по голове и чмокнула его в щёку. Он довольно улыбнулся:
- Ну вот, теперь можно и вздремнуть.
После сна дедушка пошёл почистить снег, а бабушка села за компьютер. У неё болят ноги, и одышка, поэтому она не каждый день выходит на улицу. Но тут вернулся дедушка, приобнял её за плечи и чмокнул в макушку:
- Как ты тут? Не скучаешь? Может, пойдём, прогуляемся? Погода хорошая.
- Тебе опять придётся тащить меня.
- Ничего! Я согласен, лишь бы ты подышала. Я бы тебя на руках понёс, да силы уже не те.
И пошли они, не спеша - рядышком под ручку, улыбаясь встречным знакомым, и те улыбались в ответ. Приходилось останавливаться, чтобы бабушка отдышалась, но когда шли домой, то и ноги болели меньше, и дышалось легче. Люди болеют  не только в старости, главное – чувствовать поддержку близких.
Вечером, сидя в своей светлой и просторной кухне, попивая чаёк после ужина, эти двое вели неспешный разговор. Дедушка:
- Надо сходить в храм, поставить свечи во здравие и за упокой.
- Да. И поблагодарить Боженьку за то, что дал нам возможность жить долго и увидеть наших детей взрослыми и порадоваться за них. Дождаться внуков и правнуков. Не оставил Бог нас с тобой в одиночестве – друг без друга.
- Да многие лишены такой радости. Одиноких стариков много.
- Мы с тобой счастливые люди. А тебе не кажется, что две наши жизни слились в одну на двоих?
- Это так. У нас есть тёплый дом, мы сыты, вполне прилично одеты-обуты.
- Дети и внуки нас не забывают, заботятся о нас. Надеюсь, что наша старость послужит для них примером. Наша любовь живёт с нами, а ведь любовь – это и есть счастье.
- Ну, и кто там говорил, что старость – не радость!? Выходит, что счастье – это мы сами, наше отношение к жизни и друг к другу. Надо же! Раньше мы об этом не задумывались, просто жили.
- Времени у нас на такие раздумья раньше не было. Ну, ладно. Я пойду, посижу в ЮТУБе, послушаю пение Андреа Бочелли и музыку моего любимого виолончелиста Степана Хаузера. Потом почитаю.
- А я посмотрю биатлон и буду разгадывать кейворды.
А мы простимся с ними, пусть живут эти двое ещё долго, всем родным на радость.


Рецензии