Ельцин Б. Н. Глава 2. Шоковая терапия

               
         Ельцин Б.Н. (глава 2). Шоковая терапия. Ваучеризация
               
              Действия Ельцина в экономике РФ после захвата власти
       
        В октябре 1991 года Борис Ельцин, выступая на Съезде народных депутатов, объявил о начале радикальных экономических реформ и до июня 1992 года лично возглавлял сформированное им Правительство РСФСР. Преобразование командной экономики в рыночную сопровождалось трудностями, не имевшего исторического прецедента.
       Поскольку центральная командная экономика Советского Союза существовала более 70 лет, переход к рыночной экономике оказался более сложным для России по сравнению с другими странами Восточной Европы. У российских реформаторов отсутствовал четкий план действий; неподвластные им обстоятельства исключали временную «роскошь» по составлению необходимого пакета реформ, чтобы запустить объемный пакет социально-экономических реформ, необходимых России, народу. Кроме того, начавшаяся социально-экономическая реформа угрожала различным укоренившимся кланово-корпоративным интересам структур, сложившихся за период 1953-1990 гг. Перед реформаторами стояла задача сбалансировать потребности экономической реформы с мощными корыстными интересами различных течений партийно-советской номенклатуры и дельцов теневой экономики. 
        Одно из первых серьёзных экономических решений, принятых Б. Н. Ельциным по-сле захвата власти в РФ, — Указ о свободе торговли. После распада СССР Борис Ельцин приступил к осуществлению в стране радикальной экономической реформы, часто име-нуемой «шоковой терапией».
        Шоковая терапия — экономическая теория, а также комплекс радикальных эконо-мических реформ, базирующихся на этой теории. Эти реформы, как декларируют посту-латы «шоковой терапии», «…направлены на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса». К таким реформам относятся моментальная либерализация цен, со-кращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. В подавляющем большинстве случаев применение «шоковой терапии» приводило к ката-строфическим последствиям.
         По мнению Международного валютного фонда, для государств с переходной эко-номикой шоковая терапия является относительно быстрым и универсальным вариантом перехода к рыночным отношениям, в отличие от постепенного и растянутого на десяти-летия перехода, как например в Китае. Одним из основателей и главных идеологов тео-рии является известный экономист Джеффри Сакс. Основные аргументы противников:
; Высокий уровень инфляции;
; Спад производства;
; Высокий уровень безработицы;
; Имущественное расслоение и снижение уровня жизни;
; Рост социальной напряженности;
; Рост задолженности государства при отсутствии финансовых средств на проведение реформ такого масштаба;
; Усиление политической нестабильности;
; Высокая зависимость экономики от иностранных инвестиций;
; Внешнеторговый дисбаланс.
                Шоковая терапия в разных странах
   Д. Сакс на заре 1990-х порекомендовал новым макроэкономикам в переходной стадии (странам Восточной Европы, бывшего СССР и Латинской Америки) также полностью отпустить все цены, упразднить субсидии, продать государственную собственность и ввести свободный, плавающий курс валют, чтобы «дать встряску экономической летар-гии времён коммунистической эры». Т.е. он предложил давно устаревший тезис о том, что «невидимая рука рынка решит все проблемы в экономике страны».
         И 2 января 1992 года вступил в силу указ о либерализации цен в России. Проблема дефицита товаров была решена. Но покупать многие товары населению было невозможно из-за взлетевших цен.
        На смену проблемам с обеспечением населения продовольствием и товарами народного потребления пришли проблемы, связанные с гиперинфляцией. Денежные сбережения граждан обесценились, а цены и курсы валют увеличились за несколько месяцев в несколько раз.      Инфляция по итогам года в 1992 году составила 2609%. В результате гиперинфляции денежные вклады населения в Сбербанке, составлявшие более 100 млрд рублей, обесценились, что было воспринято как прямой грабёж со стороны государства. Инфляция также ударила по оборотным средствам предприятий, вследствие чего возник-ла проблема неплатежей, ставшая многолетней. И предприятия останавливали свою работу.
        Согласно официальным данным Росстата: в январе 1992 года, сразу после либерализации, цены выросли в 3,5 раза (на 345,3 %) за месяц. В феврале инфляция опустилась до 38 % за месяц, а в мае оказалась равной 11,9 %.
        В коллективном труде под редакцией экономиста Р. М. Нуреева утверждается, что вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств. А, как писал экономист Д. В. Кувалин, обесценивание оборотных средств способствовало острейшему кризису взаимных неплатежей между предприятиями. Из-за неплатежей стали стремительно расти долги по зарплатам и возникла угроза остановки жизнеобеспечивающих производств: водоснабжения, электро-энергетики, транспорта и т. п. Таким образом, проблема неплатежей стала одним из главных факторов, определявших в то время экономическую ситуацию в России.   
        Гайдар, некоторое время возглавивший правительство Ельцина,  позже  указывал, что впоследствии динамику неплатежей изменило распространение процедуры банкротства, которая в 1992 году не применялась и была введена только с 1 марта 1993 года.
         После отпуска цен (закон о либерализации цен) избыток неотоваренных денег должен был привести к резкому повышению цен, создавая угрозу гиперинфляции. Финансовая стабилизация в этих условиях осложнялась тем, что бывшие советские республики теперь могли самостоятельно эмитировать рубли, расплачиваясь ими с российскими предприятиями. Это увеличивало денежную массу внутри России. Проблема была решена только к середине 1992 года, когда для расчётов с другими республиками СНГ, входившими в рублёвую зону, были введены корреспондентские счета.
       Для борьбы с инфляцией правительству России приходилось резко сокращать государственные расходы, обеспечивавшиеся печатанием денег. Средства на закупку вооружений сокращались в 7,5 раза, централизованные капиталовложения — в 1,5 раза, ценовые дотации — почти в 3 раза. Ещё одной мерой финансовой политики стало введение налога на добавленную стоимость. Административное регулирование внешней торговли заменялось введением пошлин и тарифов. Эти решения дали возможность свести бюджет первого квартала 1992 года без дефицита. При этом фактическое исполнение бюджета на первый квартал произошло с дефицитом, составившим 2 % ВВП, без масштабной денежной эмиссии. Естественно, что в этих условиях о каком-то развитии экономики не могло быть речи.
        Первый министр экономики России Андрей Нечаев пишет, что в 1992 году деньги приходилось выделять не по принципу «куда бы хотелось», а по принципу «куда нельзя не дать». Был принят наиболее жёсткий вариант сокращения капвложений, из которого были вычеркнуты все долгострои, начатые в СССР, и оставлены объекты, необходимость которых была очевидной. В тоже время, как пишет Нечаев, одним из аргументов в пользу такого сокращения было то, что из крупных объектов, в которые инвестировались деньги в последние годы существования СССР, в 1991 году в строй не ввели ни одного. Деньги, по словам Нечаева, по большей части уходили «в песок».
         Из-за возросшей инфляции в 1993 году Российское правительство проводит новую конфискационную денежную реформу. Обмен банкнот советских купюр на российские был проведён 26 июля — 7 августа 1993 года. Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб. (при этом первоначально устанавливались суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. руб.), о чём в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом, реформа была проведена в июле в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. В результате, многие физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали. В итоге недовольства населения сроки обмена купюр были значительно продлены.
        Государственные краткосрочные облигации (ГКО) — государственные ценные бумаги, эмитентом которых выступало Министерство финансов Российской Федерации. ГКО выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Гарантом погашения выступал Центральный банк Российской Федерации. Доход формировался как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.  Основой экономической модели ГКО стал механизм финансовой пирамиды, аналогичный схеме действия МММ.
        Первый выпуск ГКО состоялся 18 мая 1993 года. Из запланированных к продаже трёхмесячных облигаций на сумму в 1 млрд рублей было проданы на сумму 885,4 млн руб. На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и за-крытостью ГКО для иностранцев. Сумма выручки от реализации ГКО в 1994 году соста-вила 12,8 трлн рублей. В 1997 году — 32 трлн руб., из них 44,2 % было направлено на покрытие бюджетного дефицита. На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находя-щихся в обращении ГКО составлял 272 612 млрд руб.
        К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита рос-сийского бюджета. Правительство России через дочерние структуры Центробанка созда-вало дополнительный спрос на ГКО за счёт средств, полученных от этого же рынка. Это обеспечивало уверенность иностранных инвесторов в надёжности инструмента ГКО и пополнение золотовалютных резервов России валютой, которую иностранцы обменивали на рубли для покупки ГКО.
          В период с мая 1993 по сентябрь 1994 года номинал одной облигации составлял 100 тыс. рублей, с октября 1994 по декабрь 1997 года — 1 млн рублей, с января 1998 года — 1 тыс. деноминированных рублей.
            
              Ваучерная приватизация как часть шоковой терапии

      Ваучерная приватизация (перевод государственного, общенародного,  имущества, созданного миллионами тружеников СССР в частные руки), проводилась в России в 1992—1994 годы. Какова же была её цель? 
            14 августа 1992 года президент России Борис Ельцин подписал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ». Каждому россиянину полагался ваучер номиналом в 10 тыс. руб. В то время правительство РФ оценило национальное достояние страны — в 4 трл. старых рублей. Из них 1.5 тр. рублей предназначалось к бесплатной раздаче населению.   Таким образом, 1 октября 1992 г., в РФ начался передел собственности с помощью системы ваучеров. Ваучеризация стала первой частью спектакля по масштабному переводу госсобственности в частные руки. После второй части, залоговых аукционов (1995 г.), основным лейтмотивом части номенклатуры стало желание «тихо отползти от точки хапка на расстояние срока давности.
        Ключевую роль в процессе безболезненной трансформации статуса собственности из условно общенародной, в частную, сыграло государство. Его возможности позволили только обеспечивать информационное и организационное сопровождение процесса и стать основным источником экономических потрясений для масс населения, в результате которых ваучер в глазах совершенно дезориентированного населения потерял всякую ценность. В ноябре 1992-го ваучер зачастую продавали по цене 4 — 5 бутылок водки, что характеризует не только время, но и образ мышления значительной части населения.
               
            Суть подготовительного этапа приватизации

          В Ельцинской России первый раздел «элитами» государственной собственности начался 24 декабря 1990 года, после принятия закона РФ N 443-1 «О собственности в РСФСР». Далее начался подготовительный этап, на котором регламентировался порядок приватизации. В рамках подготовительного этапа 22 января 1991 года была проведена денежная реформа. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа. Но очевидно, что этим шагом от участия в приватизации отсекались возможные претенденты на государственное имущество. К тому времени денежные запасы имелись у определенной части населения, и они представляли опасность. Дело в том, что главным инструментом приватизации были выбраны анонимизированные приватизационные чеки, которые раздавались населению, начиная с 1 октября 1992 года. Как показала история, эти чеки через выкуп за наличный расчёт концентрировались под контролем инициаторов приватизации и впоследствии использовались ими для выкупа для себя и зарубежных фирм российского государственного имущества.
      Сразу скажем, что цели денежной реформы были достигнуты лишь частично. Вместо запланированных 51 млрд. наличных рублей у населения изъяли лишь 14 млрд. и с 1 ап-реля 1991 года стартует новый этап конфискации накоплений — повышение цен, а со 2 января 1992 года было упразднено государственное регулирование цен. С января 1991 года до октября 1992 года (момент выдачи ваучеров населению) рост цен составил 2595% (https://smart-lab.ru/blog/9725...). Рост цен был необходим для обесценения средств на вкладах, которые были не изъяты в ходе денежной реформы, а заморожены, и для даль-нейшего исчерпания запасов наличных рублей у населения. Кроме того, в ходе масштаб-ного повышения цен возник значительный спрос на наличные деньги у нижнего и базового социальных слоев населения, т.е. к 1 октября 1992 года, значительная часть населения было готово сразу же продать только что полученные ваучеры кому угодно.
        Но для выкупа приватизационных чеков у населения требовалась значительная масса наличных рублей и в 1992 — 1993 годах начинаются дополнительные эмиссии новых рублей. В течение 1992 года объём денежной массы в обращении возрос в 13,3 раза, в те-чение 1993 года в 5,2 раза. Причем следует отметить, что значительный удельный вес в денежной массе составили наличные деньги в обращении.
          Рост денежной массы происходил в основном за счёт кредитов ЦБ Правительству РФ, коммерческим банкам, странам СНГ и в результате накоплений международных ре-зервов, что говорит об адресности распределения эмитируемых рублей. Именно эти рубли использовались для выкупа у населения ваучеров, а значит и права на долю государ-ственной собственности.   В ходе этих действий у «элитарного» слоя России появились крупные промышленные и торговые предприятия в частной собственности, которые могли передаваться по наследству.
          В результате целой серии операций, выполнявшихся непосредственно под руководством американцев, были проведены кардинальные преобразования: расчленён СССР, дезорганизовано народное хозяйство, большинство народа лишено всех своих сбережений, разрушены основы существовавшего государственного управления, дезориентировано сознание людей, ликвидированы возможности сопротивления, принята новая конституция, узаконившая авторитарный режим (1993 г.).
          Вместе с тем народное хозяйство, заводы и фабрики продолжали оставаться в основной своей части в руках государства.
        В повестку дня встал вопрос о собственности. В новой обстановке можно было приступать к его решению. Была поставлена задача изменения социального устройства страны, установления власти олигархии, для чего намечалось создание прослойки собственников-олигархов, которые должны стать опорой власти, а подавляющее боль-шинство населения отбросить в нищету и бесправие, фактическое рабство. С этой целью и была выдвинута идея ваучерной приватизации.
         В декабре 1993 года Ельцин в выступлении по телевидению заявил:
         «Нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров. В этой новой экономике у каждого будут равные возможности, остальное зависит от нас. Каждый гражданин России, каждая семья получат свободу выбора. Приватизационный ваучер — это для каждого из нас билет в мир свободной экономики».
        Глашатаем ваучерной кампании стал А.Б. Чубайс, который неоднократно заявлял по телевидению о лучезарных перспективах, о том, что каждый может за свою долю соб-ственности страны (ваучер) получить в будущем две автомашины «Волга».    На деле же осуществлялся чётко спланированный удар по российской экономике, подобный тому, как парализуют гусеницу, вводя яд в узловые нервные окончания. Уже в то время последствия планируемых мероприятий были достаточно прозрачны. Однако, несмотря на серьёзные возражения, протесты, отрицательные заключения экспертов и негативное отношение депутатов Государственной Думы РФ, президент РФ Указом от 24.12.93 г. утвердил новую Программу приватизации, составленную Госкомимуществом, по указке иностранных советников.
           В 1992 году для работы в Госкомимуществе правительством России были при-глашены более 200 иностранных специалистов. Среди приглашенных оказались кадровые сотрудники ЦРУ и военные разведчики США — Бойл, Христофер, Шаробель, Аккерман, Фишер, Уаймен, Камински, Шлейфер, Уилсон и другие. Чубайс приказом № 141 по Госкомимуществу назначил начальником отдела иностранной помощи и экспертизы гражданина США Джонатана Хея, по данным российских спецслужб — кадрового сотрудника ЦРУ. Некоторых из них затем судили в США, что они, будучи действующими офицерами разведки, незаконно обогащались в период приватизации в России.
        По настоянию Чубайса Ельцин отменил именную приватизацию (ранее планировалось делать ваучеры – приватизационные чеки – именными), обезличив ваучеры своим Указом. И эти бумаги именными теперь уже не являлись, значит их могли скупать все, кто угодно. По декларациям реформаторов (в памяти народной они остались как триада Ельцин — Гайдар — Чубайс) ваучеры должны были превратить нас из советских неимущих пролетариев в российских собственников. Шутка ли, всем жителям России раздавали (бесплатно!) так называемые производственные фонды.
       Активы всех предприятий оценили тогда в 4 триллиона рублей (ещё советских). Из них 1,5 триллиона (35 процентов национального богатства) отдавалось россиянам в виде 150 миллионов ваучеров. Хочешь — продавай, хочешь — обменивай на акции моментально возникших чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) и получай ежегодный доход, а хочешь — вкладывай в акции какого-нибудь предприятия на чековом аукционе.
      Многие пытались стать акционерами своих же заводов и фабрик, других предприятий в родном городе. Но их старались не подпускать, говорили, что завод ещё не готов к аукциону, всячески затягивали аукционы. Должны были закончить приватизацию к концу 1993 года, а затянули ещё на полгода. Как теперь понимаем, был в том особый, главный смысл. Рабочие ведь имели (формально) льготные права на акции. Но когда тебе год не платят зарплату, ты или плюнешь на родной завод и уволишься, или продашь по дешёвке ваучеры загадочным скупщикам.
        А учителя, врачи, учёные, канцелярские работники не имели никаких льгот ни на что. Только на то, чтобы вложить ваучер куда-нибудь. (На эту тему появились десятки скабрезных анекдотов.) В итоге 24 миллиона россиян не использовали ваучеры — оставили как домашний исторический документ. 25 миллионов отдали в ЧИФы (они закрылись, лопнули, исчезли без следа), 40 миллионов купили акции каких-либо предприятий, но дивидендами даже не интересуются. По причине бессмысленности.
        В газетах бесплатных объявлений сразу же появились соответствующие предложе-ния: «меняю приватизационный чек на одну «Волгу». Реально же за ваучер давали сначала 40 долларов, затем — 10, потом — 5. Только к весне 1994 года цена стабилизировалась на уровне 20 долларов за штуку.
      Высокой прибыли ваучеры не могли принести, так как вся постсоветская экономика оценивалась всего лишь в 100 млрд долларов. На момент приватизации в РФ насчитывалось 250 тысяч госпредприятий. От этой суммы взяли 35% — именно такую долю собственности государство решило передать народу в виде ваучеров. Эти 35% поделили на все население страны. Так и получили номинал ваучера в 10 тысяч. Но почему-то упустили из виду один нюанс: стоимость предприятий, в том числе металлургических комбинатов, трубопроводов, крупнейших портов, шахт и многого другого, была взята из послед-ней масштабной переоценки балансовой стоимости советской экономики, которая прошла еще в 1984 году.
        Что касается самого ваучера, то либерализация цен и последовавшая за ней инфляция быстро обесценили его: к концу 1993 года на 10 тысяч рублей можно было купить всего пять пачек стирального порошка. Цена ваучера не достигла и стоимости велосипеда, не говоря уже о «Волгах». То есть народ не знал, что делать с этими ваучерами, за которые, кстати, каждый заплатил 25 рублей. Кроме избранных, ТЕХ, КТО ЗНАЛ, ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ. Для кого и подготовлена, проведена была беспрецедентная в истории мира акция. Беспрецедентная по масштабам и по бескровности отъёма собственности.
        Итак, повторим: 22,6 миллиона россиян не использовали ваучеры — оставили как домашний исторический документ, 25 миллионов ваучеров растворились в лопнувших фондах, 40 миллионов — в акциях предприятий, или обанкротившихся, или не платящих дивиденды. Но ведь остался ещё 61 миллион чеков! Проданных кому-то. Не лично, разумеется, а через посредников. По цене 2 — 3 бутылок водки. (Тогда ходил и такой анекдот: к проктологу приходит гражданин, снимает штаны, наклоняется  и спрашивает – «доктор, посмотрите, правильно ли я вложил свой ваучер?»
        На ваучеры приходилось три четверти оборота Российской товарно-сырьевой биржи. Эти КТО-ТО, скупив чеки у безработных россиян, и завладели 35 процентами государ-ственных предприятий России. Михаил Фридман, Герман Хан, Петр Авен, Олег Дерипаска, Борис Березовский, Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Владимир Потанин, Каха Бендукидзе и многие другие. Средняя цена ваучера составляла тогда 20 долларов. Значит, треть промышленных предприятий России купили за 1,2 миллиарда долларов!
         С января по июль 1994 год Чубайс приватизировал 284 крупнейших предприятия, в то время как Маргарет Тэтчер за несколько лет приватизировала всего пару десятков угольных компаний.
         В 1992—1994 годах приватизировали 135,6 тыс. госпредприятий. Да, тогда у нас были предприятия. Самолёты делали, станки… Да, даже не верится. Но зато долларовых миллионеров было маловато (а по рублям-то мы тогда все были миллионерами. Проезд в метро, и тот больше 1000 стоил).
        Зато теперь 2,5% богачей контролируют более 70% всей собственности в РФ. 10% самых богатых получают 33,5% всех доходов. 200 граждан, 62 из которых долларовые миллиардеры, владеют в общей сложности 12,5 трлн. рублей (сравним со стоимостью, оценённой при приватизации!). Это больше годового дохода федерального бюджета.
      Цены оборонных предприятий по настоянию американских советников Чубайса были специально занижены. К примеру, эксперт ГКИ американец Д. Хей, связанный с ЦРУ, через подставную российскую фирму «Граникс» купил опытный завод НИИ «Графит» и 30% акций Московского электродного завода и стал хозяином уникального оборонного комплекса, производящего стратегический графит для военного ракетостроения. Как фактический хозяин этих предприятий Д. Хей настоял на том, чтобы НИИ «Графит» отказался от оборонного заказа Военно-Космических сил России, но принял американский заказ.
        Приватизация по Чубайсу нанесла колоссальный ущерб обороноспособности страны. Реальная стоимость проданных предприятий, если оценивать по самым минимальным оценкам рыночную стоимость аналогичных предприятий США и Западной Европы — более 1 триллиона долларов США. А «шокотерапевты» продали по указанию заокеанских хозяев всего за 7,2 млрд. долларов, что, как минимум, в сто пятьдесят (150!) раз дешевле. Нажились и местные дельцы путем искусственного занижения цен предприятий. К примеру. Останкинский мясокомбинат в 1990-1992 годы закупил новейшее импортное оборудование на сумму более 35 млн. долл., а весь комбинат, включая это оборудование, приватизирован за 3,1 млн. долл.
       Налицо грабеж России, но это только начало. За годы перестройки, реформ и приватизации экономика России, ещё недавно занимавшая по основным экономическим пока-зателям второе (после США) место в мире и первое место в Европе, отброшена на десяти-летия в разряд слаборазвитых стран.
        За период 1992 — 1994 годов от приватизации Федеральный бюджет получил изде-вательскую сумму в 5,5 миллиардов долларов. Акционерами стали около 40 миллионов российских граждан, однако только 2,5 процента приезжали на чековые аукционы и предъявляли бумажки организаторам торгов. При этом среди сельских жителей распро-странялись «земельные ваучеры», то есть паи. Около 11,9 млн. сельских жителей получи-ли в качестве земельных паев 108 миллионов гектаров или 49% всей площади сельхо-зугодий России. И значительное число крестьян сохранили за собой свидетельства прав собственности — около 95%. При этом значительное число паёв сдано в аренду, где зача-стую условия договоров не соблюдаются. А многие сельскохозяйственные земли стали заброшенными.
      Трехлетняя чековая приватизация сопровождалась гиперинфляцией. 1 октября 92-го года официальный обменный курс был 309 рублей за доллар. А в октябре 94-го, после знаменитого «черного вторника» — 3 926 рублей за доллар.
       Итак, народного акционирования предприятий, о чем провозглашал Ельцин,  не получилось, да и не для этого их раздавали. Ваучер можно было продать, расплатиться им за акции предприятия или обменять ваучер на акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ). Разрешение на свободную покупку и продажу ваучеров по договорной цене, не-смотря на всю свою «рыночность», поставило окончательный крест на народной прива-тизации. Всё это на фоне беззарплатного полуголодного существования. Распродажа века закончилась 30 июня 1994 года. Меньше чем за два года граждане вложили, продали или обменяли 148,6 млн приватизационных чеков. Более 70% российской экономики перешло в частные руки.
        Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то, что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учёта инфляции.Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило её переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привиле-гированное положение. Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.
         Ваучерная приватизация в России приобрела множество недостатков, самый весо-мый из которых — уязвимость к коррупции. У сотрудников предприятий были преиму-щественные права на выкуп акций. Как показал опыт, «красные директора» часто давили на работников, перекупая у них чеки и захватывая контроль над крупным имуществом. Также они могли добиться необходимых для себя результатов голосования во время со-брания акционеров трудового коллектива.
         При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из неё выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.
       Срок действия приватизационного чека не мог быть более двух лет, по истечении которых он считался погашенными и изымался из обращения. В этих условиях ваучеры просто продавали по дешёвке таинственным скупщикам, несли в так называемые чековые инвестиционные фонды, подавляющее большинство которых потом тихо растворилось.
        Из 732 чековых инвестфондов 328 с сотнями миллионов рублей просто «пропали», а 205 ликвидированы по решению судов или собраний самих акционеров. Купленные этими фондами акции приватизированных предприятий по балансовой стоимости перемещались с баланса ЧИФов на баланс иных структур, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации. Самые «честные» 136 ЧИФов заплатили своим акционерам за каждую акцию от нескольких копеек до пары рублей.
        Всего за период приватизации за приватизационные чеки было продано около 16 тысяч промышленных предприятий. К середине 1994 года в результате ваучерных сделок в частной собственности оказалось 70% промышленности страны. Также была передана большая часть объектов малой приватизации. В эту категорию входило 85 тысяч магазинов, кафе, ресторанов и т. д. Малая приватизация в большинстве регионов России завершилась к концу 1994 года. К тому же сроку на базе крупных и средних предприятий было создано около 20 тысяч акционерных обществ. Государство предоставляло трудовым коллективам несколько вариантов льгот. Большая их часть (75%) предпочла выбрать контрольный пакет акций. Считалось, что эта форма собственности поможет избежать установления внешнего постороннего контроля над предприятиями. Тем не менее преимущества данного варианта очень быстро свелись на нет, из-за того, что акции скупались администрацией. Около трети всех ваучеров было перепродано за бесценок с помощью чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Они заключили сделки с 22 миллионами граждан (около 15% населения России).
       Телевизор пестрел рекламой фирм и ЧИФов, обещавших 500% и более процентов го-довых в результате приобретения акций. Кто вложился в ЧИФы — потерял всё. Кто-то вложился в «Альфа-капитал», «Первый ваучерный фонд», «Московская недвижимость», «Олби», «МММ-инвест», «АВВА», «Гермес», «Хопер-инвест», «Нефть-Алмаз-Инвест», «ЛУКойл-фонд»…  – аналогично.
         Внесённые в ЧИФы ваучеры практически не дали никаких дивидендов из-за того, что эти краткосрочные организации быстро прекращали своё существование. Поэтому, как правило, работники становились акционерами лишь на короткий период. Кроме того, владение одной-единственной бумагой нигде и никогда не делало человека реальным со-владельцем предприятия.
          Ваучеры оказались эффективным средством уничтожения прежде существовавшей экономико-социальной системы. Разрушение прежних основ не могло сопровождаться ростом экономики. Когда ваучерный этап приватизации закончился, в стране появились частные собственники, однако почти никого из них нельзя было отнести к ответственным и эффективным предпринимателям. Новые владельцы, скупившие предприятия за бесценок, могли прийти «со стороны», не имея ни малейшего представления о реалиях отрасли. Часто предприниматели заботились только о получении прибыли, в то время как качество услуг и производства их вообще не беспокоило. Конечно, были и исключения, но принципиально нового и весомого класса собственников в России не появилось и не могло появиться в столь короткие сроки.
         Летом 1994 года начался новый этап приватизации — денежный. Он должен был сгладить недостатки и исправить ошибки, которые были совершены при выпуске и про-даже ваучеров. В правительстве надеялись, что платная приватизация приведёт к управлению предприятиями эффективных и ответственных предпринимателей. Затем последовали залоговые аукционы (1995 г. - об этом расскажем в другой главе), которые, ко всему прочему, закрепили появление новой прослойки олигархии, которую ныне приходится выгораживать нынешнему Президенту РФ Владимиру Путину, призывая «не пересматривать итоги приватизации, а смотреть в будущее».
        Всё было поставлено с ног на голову — в целях приватизации производящие реальные товары предприятия с огромной машино - и энергооснащенностью имели грошовую стоимость рабочих мест, а предприятия сферы обслуживания с офисным оснащением имели стоимость рабочих мест в десятки тысяч долларов.
         Из 500 крупнейших предприятий России около 80% продано на аукционах по цене менее 8 млн. долларов каждое. Из них — цена 324 заводов (из 500) составила менее 4 млн. долларов США в среднем за одно предприятие.   «Уралмаш» (34 тыс. рабочих) продан за 3,72 млн. долларов, Челябинский металлургический комбинат (35 тыс. рабочих) — за 3,73 млн. долларов, Ковровский механический завод, обеспечивающий стрелковым оружием всю армию, МВД и спецслужбы (10,6 тыс. рабочих), — за 2,7 млн. долларов, Челябинский тракторный завод (54,3 тыс. рабочих) — за 2,2 млн. долларов.
         Для сравнения — средняя хлебопекарня в Европе стоит около 2 млн. долларов, средний колбасный завод швейцарского производства — 3,5 млн. долларов. Таким образом, команда Ельцина продала Челябинский тракторный завод по стоимости хлебопекарни.


Рецензии