Ветряная мельница

(ЗЕРНО ИЗ РАЗНЫХ КЛАДОВЫХ)


МОИМ ПРЕЖНИМ ЖЕНАМ

Здравствуй, Наташа.
И здравствуй, Марина.

Мою нынешнюю супругу тоже зовут Мариною, как и тебя.
Только ты - Кустик, а она - Вжик.

Ну как вы там?
Не звоните, не пишете, не любите меня, грешного.
Да и не помните почти, наверное.
Рады, что избавились навсегда.

Да и то сказать: мало между нами общего было в истине.

Но спасибо, что хоть терпели.
Я потому и уходил сам, чтобы не терпеть вам больше меня.

И всё у вас сразу и наладилось.
Слава Богу за всё.

Знаешь, Наташа, мне почему-то мнится, что увидимся мы еще с тобою.
Нет, не пугайся: ничего страшного не будет. (Я уже, как Воланд у Булгакова говорю.)

Охота мне на внучку-то глянуть.
Да и доченьку тоже увидеть хочу хоть мельком.

Ну, с тобой, Мариночка, вряд ли встретимся еще.
Чего мне у вас делать?
Неудобняк.

Но коли захочешь, так был бы тебе рад.
Мы же здесь неподалеку от твоей мамы прохлаждаемся.
Километров 750 всего.
А от Иркутска - 472 по трассе.
Ночь делов на поезде.
7 часов на маршрутке.
Они от ж/д вокзала каждый час к нам ходят.
Ну, каждые два часа - уж точно.

Поедешь к ней в гости с Сонечкой, можешь и к нам завернуть.
Как хочешь, конечно, но я был бы рад.

Храни вас Господь.


ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА? ПОЧЕМУ ВЛЮБЛЯЕМСЯ?

На эти вопросы мне никто и никогда не мог ответить толком.
Любим, потому что любится.
Понравился человек, влюбилась или влюбился.
Он красив, статен, неглуп, обаятелен, обеспечен, ласков.
Выпивает только со мною - за встречу.
Мне с ним хорошо.

Вот и люблю.

Что я видела со своим ханыгой?
Морду его пьяную?
Мат его и оскорбления?

Итак, исходя из вышесказанного, мы любим или полюбили - за то, что нам с этим человеком хорошо. Комфортно.
Беспроблемно.
Мы - отдыхаем с ним телом и душой.
И в постели получаем удовольствие, а не терпим, когда это кончится.
Скучаем, если его долго нет.

Но всё это уже, так сказать, вторая стадия нашей влюбленности.
Когда мы уже познакомились и сблизились.

А на первой?
Когда мы еще были незнакомы?
Нам понравились внешность и манеры.
Возможно, тембр голоса.

А если наше знакомство было в инете, то нам понравились внешность на фото и стиль сообщений.
"Искра пробежала вдруг".

А если нам сначала не понравилась внешность?
А понравился только стиль сообщений.
Например, стихов, написанных для нас самим человеком, а не взятым из инета.
Или тактичного, но заводящего предложения секса без берегов.

Или наоборот.
Внешность нам понравилась, а стиль сообщений - очень нет.
Дурак дураком, но - красивый дурак.

А бывает и еще иначе.
Ничего нам человек никогда не писал.
Не обращал на нас внимания.
Но мы - полюбили его.
За что?
Только за внешность?
А если мы ее не видели.
Нет его фото на сайте, например, "Неизвестный гений".
А мы - полюбили почему-то.
Только фамилию-имя прочли да несколько отзывов его кому-нибудь.

Ну а в реале - ни часто ли так бывает?
Пусть мы и знаем внешность нашей тайной симпатии, страсти, влюбленности.
Но он нам никогда слова не сказал.
В упор нас не видел.
А мы - полюбили до страдания.
За что? и почему?

А в киноактеров и киноактрис в детстве и юности мы ни влюблялись разве?
Без всякой надежды на взаимность когда-либо.
Да и без надежды на встречу.
С Мэрилин Монро как увидишься?
А с Аленом Делоном?

Неужели мы любим, только если либидо в нас активизируется? - по шарлатану Фрейду и иже с ним.
Но мало ли мы в своей жизни видели порно.
Заводит, конечно, но - чтобы ЛЮБИТЬ порномачо, страдать по нему, скучать, ревновать???
Нет, с нас достаточно минутного удовольствия.
Кончили по-тихому - и зер гут.
До новых встреч в эфире, но скорее уже с кем-нибудь иным там.

...Ну а маму ребенок в детстве за что любит?
"За то, что она его мама".

Вы знаете, всё это очень мило, конечно, но НЕ ИСТИННО.
Не глубоко.
Не полно.

Всё это напоминает ТРАНСПАРАНТ, а не внятное и безошибочное объяснение.
Скольжение по поверхности.

Приятного нам человека, если исходить из анализа этой поверхности, мы вовсе и не любим.
Мы любим СВОЙ КОМФОРТ рядом с ним, а не его самого.
Приятный нам человек - лишь средство, лишь орудие нашего удовольствия, которое мы действительно любим.
Коснись до дела (скажем, окажись, что он заразил нас вензаболеванием), мы его любить перестанем.
Потому что это уже не удовольствие и не комфорт, а страдание.
А мы не мазохисты.

Ну, ладно.
Ничем он нас не заразил.
Все было, как обычно: комфортно, приятно, насладительно.
Но прошло время, прошел год, - и мы приятного нам человека почему-то разлюбили.
Перестали скучать по нему, ждать встреч, как-то ОБОШЛИСЬ без него.
С другим или просто, но - разлюбили.
Пресытились.
Он нам надоел.
Наскучил.
МЫ полюбили другого человека.
С ним нам еще комфортнее.
У него дорогое авто и миллион долларов в банке.
Он помогает нам.
Например, оплачивает учебу моей дочери в вузе, а мне - делает дорогие подарки.
Как такого ни любить.

Ну а случись что.
Выяснись, например, что деньги эти - ворованные, а нашему спонсору светит реальный срок.
Поедем ли мы за ним на зону? от большой-то любви?
А передачи носить ему будем?
Письма писать, ждать его освобождения?

СКорее нет, чем да.
СКорее нет, чем да.

Потому что наше благоденствие кончилось вдруг.
МОЕ ЛИЧНОЕ благоденствие - кончилось.
Так что и кого и за что тогда и любить?

Я красива, найду другого.

Всё это касается и мужчин тоже.
Мужчин по отношению к дамам.

Видите ли, какая вещь-то интересная получается.
Выходит, мы по правде никого и не любим кроме себя самих, своего комфорта, наслаждения, отдыха, удовлетворения похоти, исполнения желаний.

Влюбленности наши быстро гаснут.
Сходят на нет.
Даже если ничего худого и не случается.
Сами собою - сходят на нет.

Значит, мы просто УТЕРЯЛИ, расплескали то, что нам было ниспослано свыше.
Богом - ниспослано.
БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ.
Очень только БОГ - и больше никто.
Святая мученица Любовь - это еще не Любовь Бог.
Святая мученица Любовь - любит Бога и ближних.
Она праведный святой человек, а не БОГ.

БОГ ЛЮБОВЬ дает любовь человеку.
И смотрит, как мы этим даром распорядимся.

А почему мы теряем любовь так быстро?
Ну, в браке, например.
Мы же вроде как по любви женились или вышли замуж.
Бывает, что и нет, но - иногда и часто - в молодости особенно - нам кажется, что по любви.
А потом почему-то разлюбили.
Даже если муж не пил и не буянил.
А жена не изменяла нам.

Ну, и с приятным человеком - тоже так: почему-то разлюбили его.
Он не уголовник, не вендиспансер, а разлюбили.

Так и будем скакать до гроба по всё новым альковам, прекрасно отдав себе отчет, что нам не любовь нужна, а секс.
И желательно - без обязательств.

Да мы и всегда его себе отдавали, этот отчет.
Может, и хотелось нам поначалу чего-то большего, но отличный секс - это очень и очень немало.
И лучше - без залётов.

Ну а что если мы всё-таки полюбили сначала.
Страдаем нешуточно.
Ревнуем, мучаемся в разлуке.
Ночей не спим.
Не можем никого видеть больше.
Живем и дышим нашим человеком любимым.

А потом, года через три, видеть его не можем. Даже воспоминания о нём нам неприятны.
Хотя он нам ничего плохого и не делал.
Тоже любил нас, как мог и умел.

"Как это объяснить?" - спрашивал Мюллер у Штирлица, обнаружив отпечатки Штирлица на передатчике радистки Кэт.

Объяснить это можно действительно только одним: ЗА НАС ИДЕТ НЕВИДИМАЯ ДУХОВНАЯ БИТВА.
С секунды нашего рождения - до мига нашего ухода в иной мир - за нас идет война ада и рая, Бога и дьявола, бесов и святых ангелов.

Господь ДАРОВАЛ нам любовь.
А бесы ее в нас погасили.
С нашей помощью - погасили.
Переложили ее на ненависть.

А почему так быстро и успешно погасили?
А потому что мы не просили Бога нам помочь.
Не молились Ему никогда.
Не каялись в своих грехах перед Ним.
Почти не делали никаких добрых дел ради Христа.

Мы росли и жили БЕЗ ВЕРЫ, без Царя в голове, в том числе и без Царя Небесного.
А где нет Веры, нет и Любви.
Любовь больше Веры.
Нельзя полюбить, не поверив перед этим.
Не поверив Самой Любви - Богу.

Бог помогал нам и так, конечно.
Помогал нам и так.
Но мы отвергали Его помощь в сердце.
Вольно или невольно выбирая грех, ад и бесов.
А свобода ЛИЧНОГО ВЫБОРА - непоколебимая свобода, данная нам Христом.

Здесь много нюансов разных.
Тысячи и миллионы.
Но СУТЬ - именно в этом.
 
...А ЗА ЧТО мы любим другого человека, если любим, так это только за то, что неосознанно видим в нём Образ и Подобие Божии, как и в самих себе.


ВНЕ СЛУЖБЫ И ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВ

Непосредственно в храме, на службе, молебне, панихиде и так далее - всё отлично во Христе.
Свято и праведно.

Но вот служба завершилась.

Прихожане вышли в церковный двор.
Кто пошли домой, кто - по послушаниям (работам).

Вышли из храма и священники.

Община церкви зажила своей будничной бытовой (а не бытийственной, как в храме на службе) жизнью.

И зло - незаметной присоской - прицепляется к человеку.
Начинает мстить ему за то, что человек молится, исповедуется, причащается.

Там мы - осудили брата, там - "смиренно" побежали стучать на него отцу-настоятелю, там - возомнили себя праведниками, трудящимися на благо Церкви.

...Давайте не радовать бесов и ад, дорогие наши.
Давайте и вне храмовой службы помнить о том, что мы - слабые и грешные рабы Божьи, а не полиция нравов, не судии, не праведники во Христе.


ДОЛЬЧЕ ВИТА

Мой любимый дом - Женщина.


ВИКА ГАРМАНОВА СВОБОДНОГО ВИЗАЖА

Вика - молодец, если честно.
Хорошая она женщина сердцем и душою.
Не ошибся я в ней когда-то.

И ее свободный визаж - маникюрелла города вестей.

Так пусть она знает, что я люблю ее и сейчас.


ЛИТИНСТИТУТ ИМЕНИ ГОРЬКОГО

Лит - никому не нужен.
Ни студентам, ни преподавателям.

Поэтом ты там не станешь, если неодарен, а если одарен, то только душу вымотаешь лишним багажом и прессингом.


РАДОСТЬ

Радость моя, люби.


ПАШНЯ И ПЕСНЯ

Лучше петь, когда пашешь.
Тогда это не в тягость.


ПУСК!

Вафельницы даже - и те требуют "пуска".

Что же скажем о душе человеческой.
Она сложнее вафельницы в разы.


М.БУЛГАКОВ КАК БОГОСЛОВ (ОШИБКА НА ОШИБКЕ)

М.Булгаков - мастер прозы такой, что не знаю, кого поставить рядом.

Достоевский - сверхмастер, но - в иной ипостаси мира.
В ипостаси - ПРОНИКНОВЕНИЯ В ДУШУ ЛЮДСКУЮ.
И - пертурбаций там.
Даже если читатель, например, "Братьев Карамазовых" этого и не чувствует.
Это отложится в нем.
И однажды прорастет в сутийный и сдобренный похвалой дома - мир отхода в мир иной.

Булгаков, как Высоцкий когда-то, понятен именно ВСЕМ.
Это - мастерство даже большее, чем у Набокова или, не побоюсь этого имени, РОзанова.
Розанов не прозаик, но ДЛЯ ПРОСТОТЫ - так.

РОзанов - не прозаик, конечно.
Но не всем он понятен до зела.
Иные видят фигу, глядя в книгу.

В книгах Булгакова - никаких фиг нет.
Их там действительно нет.
Просто, понятно, увлекательно.

Булгаков при этом СЛОЖЕН.
Подчас очень сложен.

Миллионы читателей и поклонников Булгакова проницают лишь первый слой его книг.
А слоев там - от 8 до 90.

Всё это так.
Всё это чистая правда во Христе.

Вот с богословием у мастера - туго.
Он не знал богословия никогда.
И не хотел знать.

Ему это было не нужно.

СВОЙСТВА сатаны - совершенно иные, чем у Воланда Булгакова.
Воланд - какой же сатана.
Он не сатана, а Некто в черном: чужестранец-чудесник-чудотворец.

Иешуа Га-Ноцри - какой же Христос.
Это не Христос, а сам Булгаков на допросе в НКВД однажды.

Но оставим подробности биографии мастера.

У Христа Истинного - никакого СОГЛАСИЯ с сатаной НЕТ, НЕ БЫЛО И НЕ БУДЕТ.
У Булгакова - они взаимодействуют, как родные.
Га-Ноцри униженно ПРОСИТ Воланда о том или о тех.
И тот - величественно снисходит к его просьбам.

Христос - никого ни о чем не просит.
Он ПОВЕЛЕВАЕТ, а не просит.
Повелевает в том числе и аду иногда.
И ад СКРЕПЯ СКЛЕПОМ подчиняется через "не хочу".

Свойства реального сатаны ада - иные в принципе.
Он не может воплотиться, например.
Он - духообразен и невидим.
Невидим на земле.
В аду - он очень видим.
И это зрелище - не для слабонервных.
Рога и копыта - это контора при Бендере.
Сатана может быть кем угодно.
Внешне - кем угодно.
Хоть твоей родной мамой в аду.
Не отличишь, например.
Но при этом - он далеко не мама.
Он - мучитель такой, что не узнаешь и маму даже.

А может быть твоим любовником внешне.
И тоже - мучать, как никогда не придумают люди.

Что до чудотворений, - нет.
Он не может ничего такого, что может Воланд Булгакова.
На земле - не может.
В аду - очень может, но тоже ТОЛЬКО В МУКУ ТВОЮ ЛИЧНУЮ, а не в кайф или приятность, например.


АПАРТАМЕНТЫ

Что такое вообще апартаменты?
От слова "апарт"?

Сиречь нечто "про себя", не для всех.

Стало быть, я всю жизнь живу в апартаментах.
Даже если они - с деревянными полатями или с солдатскими койками в два яруса.

Я всегда был человеком не для всех.
И многое думал "про себя" того, что никак нельзя было выразить сразу.
Я вообще тугодум, если честно.
Поэтические экспромты - сколько угодно.
И они будут просто шикарными.
Лучше, чем обдуманные стихи многих.
Но ИСТИНА ДУШИ - требует развития во времени.
Требует ожидания.
И иногда - долгого.

И книги мои - очень и очень не для всех.
И стихи - тоже.

Меня уж или любили или ненавидели: что-то одно.
И больше ненавидели, конечно.
Но иногда и любили.

Равнодушным я редко кого оставлял.
И забыть меня тоже трудно.

Открытым текстом мне признавались в любви раз 10 за жизнь, не больше.
То есть всего 10 девушек и женщин любили меня ЯВНО.
Ну, именно "всего", потому что мне 51 год, и я поэт экстракласса.

Но одно дело признаться в любви, а другое дело - эту любовь в себе действительно иметь.
Признаться можно от минутного восторга или восхищения удачным текстом.
Но прошла минута, прошел день, нужен НОВЫЙ классный текст.
Прежний - отличный, конечно, но... что же мне теперь с ним, как с писаной торбой всю оставшуюся жизнь...
ТЕКСТ - он текст и в селе Большие Вилы.
Текст - не человек, не автор.

Это ЧЕЛОВЕК И АВТОР - один.
А текстов должно быть много разных.
Если хочешь, чтобы тебя любили.
А вернее: себя в тебе, благодаря тебе, благодаря твоему неустанному раскрытию души адресата, умягчению ее, унеживанию.

Ну а сам-то я как человек?
Ослаб поток текстов, прекратился - и любви нет.

А значит, и не было прежде.
Потому что любовь истинная - никогда не проходит.
Если любовь прошла, это, увы, была не любовь.
Страсть, благодарность, алкание в секс, симпатия, может быть, даже мечта о семье с тобою, но не любовь.

Мечта - может быть и высокой.
Но может ли она быть ИСТИННОЙ? сиречь БЕЗГРЕХОВНОЙ?
Быть во Христе?
Не в смысле СБЫВАНИЯ, исполнения мечты, а в смысле ее ИЗНАЧАЛЬНЫХ КОРЕННЫХ образов человеческого сердца и/или умозрений.

Пойми, штукарь, пойми, арабесник, пойми, Игорь Туманов, что всё неистинное - обречено на гибель.
Когда мгновенную, когда скорую, когда долгую, а когда и вечную - гибель.

ЛЮБВИ истинной - учиться нужно ВСЮ ЖИЗНЬ.
А у кого учиться истинной любви?
У какого Пушкина, Данте или Гете?

ГЕНИЙ названных - неоспорим.
Но он, увы и ах, всего лишь навсего гений.

Он - ГЕННЫЙ, а не СВЯТОЙ, не истинный, не путийный, не жизненный.
Ну а коль не истинный - вся эта лавочка только ДО Страшного Суда.
И никаких больше гениев с их подменами, заблуждениями и гордыней.
Токмо святые и блаженные.
ПОМИЛОВАННЫЕ, ПРОЩЕННЫЕ.
Сиречь прежде всего - ПОКАЯВШИЕСЯ во всех своих "гениальных" подвижках - куда?
ИСТИННЫЕ, а не ложные, не второй свежести, как подчас гены, генетика и проч.

Много ли из написанного гениями - перейдет в Новую Вечную Жизнь?
Уцелеет в очистительном огне Божьем?
Процента 2, не больше.

Это только у гения Булгакова рукописи не горят.
А в очистительном огне Христовом - они горят отлично.


ШМУЭЛЬ ИОСЕФ АГНОН И ЕГО ХАНАНЬЯ

В своей чудесной книге "В сердцевине морей" Агнон посвятил нас в трогательные подробности еврейского быта и бытия.
Я не знаю лучшего произведения об этом в литературе мира.

На эту книгу было много комментариев и отзывов в еврейской среде.
Но автор как-то отмалчивался.
Не поддержал разговор.

К сожалению, я не читал Нобелевской речи Агнона.
Не смог ее найти.

Хананья Агнона - благоговейный паломник к Святой Земле.
Но что-то там у него в пути не заладилось.
То ли на корабль не взяли, то ли шторм не дал добраться до любви.

И Хананья, как человек глубоко верующий, достал свой платочек, разложил его и поплыл на нём.
И добрался до места назначения.

Комментаторы единодушны в том, что это - прообраз пророка Ионы.
Нет.

Это отблеск Апостола Петра - вот кто это.
Ходившего по воде к Спасителю.

Агнона бы не поняли в Израиле.
Что тот, оказывается, тайный христианин и изучатель Евангелия.
Вот он и молчал.

Это очень христианская книга.
Истинно христианская во всём.


ВАХ, ВАХ, ДЭВУШКА

Дунчиль у Булгакова несчастен и жалок не потому, что потерял валюту и колье.
А потому, что прилюдно предъявила их всем - его любовница.
ПРЕДАЛА любовника.
Да и еще обворожительно улыбнулась его мучителям при этом.

Это действительно фиаско полнейшее.
И как мужчины и как человека.

...Мои бывшие жёны меня не то чтобы открыто предавали, нет, но они иногда бывали на стороне моих противников.
Блюли, так сказать, "объективность".
Говоря языком библейским: принимали хулу на ближнего своего.
Где с усмешечкой, где с иронией, а где и прямо.
Не разделяли моих устремлений и не считали попытки их достижения точными.

...Вот повезло Исаичу со второй женой.
Что же дивиться, если ему всё удалось?

Да хотя - вторая она ему только по бумажкам.
На самом деле - она ему первая и единственная навсегда.

А Дмитрию Евгеньевичу ни повезло разве с его Наташей?
Тоже помощница и единомышленница во всём.

И мне хорошо с моей нынешней супругой.
Она редко хвалит мою писанину, но - уважает мой труд истинно.
Создает мне все условия для работы.
Освободив меня от всей бытовухи.

И ее замечания по текстам - я принимаю почти всегда.


ФРАНЦ КАФКА

Франц Галка.
Кафка - это галка по-чешски. Или не по-чешски, не помню.
Но помню, что с какого-то языка - это именно так.

Я очень люблю Кафку прежде всего как человека.
Понимаю его в главном: в пожизненном противостоянии с отцом.

Его отец на многих фото - Иван Поддубный.
Сын Франц - затаённый маленький узкоплечий худенький мальчик, проницающий взором Время и душу людскую.

РОзанов прав, но не до конца и не полностью: "...затаённость - от порочности".
Не только.
А в иных людях - и не столько.

Затаенность от порочности - имеет место в детях и подростках, но это о каком-то одном грехе или страсти.
Например, о малакии.

А вообще, дети (скажем, с 10-ти лет) и подростки нередко бравируют своими грехами и страстями перед ровесниками.
А иногда и перед родителями, учителями в школе и т.д.
Хотят казаться взрослее и опытнее, чем есть.

Затаённость Кафки - не от порочности.
Она - от понимания того, что отец его не поймет и не примет.
Не поймет и не примет именно ГЛАВНОГО в сыне: скрупулезного истинного постижения мира в себе.

На закате своей недолгой земной жизни Кафка написал отцу свое знаменитое Письмо.
Где рассекретил себя от и до.
Но дошло ли это Письмо до отца?
И в смысле, так сказать, почтовом (личной передачи в руки от матери Кафки) и в смысле - ПОНИМАНИЯ сына там, согласия с ним, признания его правоты.

Об этом мы ничего не знаем.
Отец Кафки пережил сына намного, но как-то - ничего не знаем до сих пор.


"КУЛЬТУР-МУЛЬТУР" СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ПРАВЕДНИКОВ

Это - действительно "культур-мультур".
То, что видят и знают они.

Их культура - домашний очаг.
Их культура - честная торговля.

...А вот Достоевского или РОзанова они читать не станут.
Хотя "Бедные люди", наверное, нашли бы отклик и в них.
Или "Уединенное".

Но тоже - с добавлениями в личный сад приятия, любви к Богу и ближним.

Я, честно говоря, не очень понимаю, что Высоцкий делал в Бухаре.
Бухара - узбекский город.
И Высоцкий для него - типичный "культур-мультур".


ПРОВАЛЫ ГАЛИЧА

Провалов у Галича в текстах - всего 6.
Но они серьезные.

Этот именно провалы, а не просто неудачные строки или интонационные сбивы с крупным перебором.

Главный и основной - песенное рассуждение о слове евангельском: "Не судите, да не судимы будете".
Галич трактует это совершенно превратно и зло.
И однажды кощунствует.

А в финале называет себя СУДЬЕЙ.

Он не судья.
Он - искренний человек боя с теми, кто не давал жить и дышать поэтам, отвлеченным от идеологии СССР.

Второй провал - в этой же песне.
Галич присовокупил Бабеля к именам Мандельштама и Цветаевой, поставил их в один ряд.

Тогда как Бабель - совершенно из другой конторы.
Именно писатель Бабель, как это и у Галича:
"...Ну, ПИСАЛ там какой-то Бабель -
и не стало его: делов!"

Бабеля не стало не потому, почему не стало Мандельштама или Цветаевой, о каких Галич убивается там.
Бабеля не стало потому, что он сам искал небытия.
И нашел его в итоге.

Ну, ладно.
Оставим подробности!

Еще 3 провала в песне Галича "Ох, не шейте вы, евреи, ливреи..."
Это просто обман да и всё.

И последний провал - в песне о России.

Правда, сглаженный финалом.

Галич не понимает, о чем он говорит.
Не понимает никак.
Хлобучит свои ошибочные представления о том, что было или не было древле.

Но последняя строфа песни: отличная строфа во Христе:

...Я молю тебя: выдюжи!
Будь и в тленьи - живой!
Чтоб хоть В СЕРДЦЕ, как в Китеже,
слышать благовест твой.


КРЫЛЬЯ ЗАВЕТОВ

Крылья Заветов - Ветхого и Нового - многоочитые крылья Херувимов, во-первых.
Херувимы - Ангелы предвысшей ступени в Рай.
Выше них - только Серафимы.

Серафимы, поющие хвалу Богу Живому.

ПОД Херувимами - Ангелы Престолов.
Церковных Престолов здесь и не здесь.

А что мы читаем в одной из православных молитв Пресвятой Богородице?
Как мы к Ней обращаемся, как Ее величаем?

...Честнейшую ХЕРУВИМ
И Славнейшую без сравнения СЕРАФИМ...
.....................................
...СУЩУЮ Богородицу Тя величаем.

СУЩИЙ - одно из имен Бога Отца.

Пойми, кто может.
Мне думается, исходя из слова молитвы выше, Отец Небесный превознес Приснодеву выше всех и вся.
А то и ВОБРАЛ ЕЯ В СЕБЯ ВЕЧНО!!!


АДМИРАЛ ХИФЛОФЕР

Адмирал Хифлофер, известный в Москве так же как Половинкин-младший, не любит устриц.
Но утята и уточки регулярно норовят накормить его ими.
Друг утят - Дмитрий Евгеньевич - заодно с ними в этом паскудстве.

Мне жаль Адмирала Х.
Он хороший и добрый человек.
Истинный крестник детей Друга утят.

Он мало прочел книг в своей жизни.
Но он ВЕРИТ Другу утят.
Верит во всём - кроме устриц.
Отменные они или нет - не нужно.


КРИСТИНА КАЗАРНОВСКАЯ, АМАЛИЯ РЕНГЕ

Бог ее знает, как ее зовут на самом деле.
На графоманском сайте "Ты-Поэт" я знал ее как Кристину Казарновскую.
А Амалия Ренге там же - то ли сестра, то ли нет, не знаю тоже.
Кое-кто считали, что это и есть Кристина.
Две в одной.

Ну, может, и совпадение - стиля речи, например.
Или некоего общего флера общих данных о себе.

Не суть это.
Одна, другая, обе сразу, разные - не суть.

Суть в том, что Кристина - молодец.
Я порвал с ней в свое время - жестко.
И вот теперь хочу сказать здесь, что наш дом Бурятия - ее дом.
Она меня поняла за эти годы.
И может быть, признала то, что дом ее - здесь.


КАПРАЛ И КОПРО

Капрал добрый малый.
Ему для копро ничего не жаль.
Самого дорогого и сокровенного - не жаль для тех, кто рядом.
Он - ломает устоявшиеся домыслы о том, что человек жаден до дорогого ему лично.
Бережет, хранит, держит в себе, не делится с другими.
Делится с предметом быта, а не с человеком.

Пастернак ни с кем не делился самым дорогим: запиской Райнера Марии Рильке ему однажды.
Держал этот листочек взаперти в дальнем углу на даче.

Капрал - иначе совершенно.
Он щедр, неистов, доверителен.

Это - правдивый митинг о себе в том, что человек может любить и то, что невозможно любить другому.

И пожалуй, ни будь это за деньги, а даром: это было бы уже философией приятия невозможного для многих и любимого немногими.


У ДОСКИ

Я не любил, когда меня в школе вызывали к доске.
Во-первых, ни хрена не знал толком.
Во-вторых и в главных, мне было неуютно видеть класс от доски.
Со своей парты - хорошо смотреть на одноклассников.
От доски - страшно почему-то.
Непонятно, что это с ними вдруг.

Они стали какими-то другими.
Другими о себе самих.
Тот - пристально смотрит и ждет от меня ответа, та - домогается взоров в нее от меня, третья - "бэбиобе" читает звучным шепотом.

Бэбиобе - пелись губы...

Откуда бы ей знать Хлебникова?
Она никогда не любила поэзии!

Доска - тоже неприятна вблизи.
Она хороша на переменах, а не на уроках.

Мы - любим мир от доски иначе, чем с парты.
Мы думаем, что нам сейчас пробьют голову.

Доска и сцена - разное очень.
На сцене - не страшно, а волнительно.
У доски - страшно, а не волнительно.

Можно отвлечься только взяв в руки мел и пиша на доске, что знаешь.
Тогда страх отходит, приходит беспокойство.
А если ты НИЧЕГО не знаешь?
Если тебе нечего написать на доске?
Тогда лучше просто сказать об этом сразу.
Пусть ставят двойку, не ходи к доске.

...Христу было нечего сказать у Голгофской Доски.
Он всё сказал перед этим, в живом общении.
Он видел, что "класс" ОТ ДОСКИ стал другим.
Что у "класса" и "педсовета" всё решено ЗАРАНЕЕ, окончательно и бесповоротно.
И даже те, кто остались верны Ему (а таковых там было трое), не могли дознать Его в себя.

А ты - не больше Христа.


ХАББЛ-БАББЛ

Это очень заводная песенка группы "Липс" нашего детства.
Дуэт или трио - не помню точно.
Вроде бы дуэт.
Но там явно кто-то третий незримо присутствовал.
Для девушек, может, и зримо, а для слушателей пластинки - нет.

Они пели ЕМУ.
А мы, школьники, думали, что нам.

Или даже верили в это.

Англичанки вообще дамы серьезные.
И когда внешне легки или легкомысленны.

От последней судомойки до Королевы.
Собраны, напряжены, думают о своем.

Даже английские проститутки - не совсем проститутки.
Некие девчонки подневолья, а не страсти или бума вокруг денежных дотаций или тщеславия.

Англия - незнакома нам по сути.
Самая незнакомая страна Европы кроме Ватикана.

О Бельгии мы тоже ничего не знаем.
Но по-другому не знаем: просто инфы нет.

Об Англии много говорят и показывают, а мы ее - не знаем никак.


ПАПИКИ И ДОМ

У российского шоу-бизнеса много разных папиков.
Один Бари Алибасов чего стоит.

Посмотришь на него - и сразу всё так ясно-ясно.

Андрей Разин как-то успокоился, что ли.
Пресытился самим собой.

Ну, папа Анжелы Варум - какой папик.
Добрый и милый, переживающий за дочь.

Не видно ее давненько.

Ах, как хочется вернуться, ах, как хочется ворваться
в городок...
На нашу улицу в три дома, где всё просто и знакомо,
на денёк...


Ходил я летом 1994 по Москве с блокнотом и писал в нём стихи Анжелике Варум.
Нет, передавать их ей лично я не думал и не пытался.
Мне хватало сознания, что это - ЕЙ.

Помню, стоял у метро "Маяковская" - и писал ей что-то.
Да не для того, чтобы она их пела, а просто - ей.
Ей как женщине.

Ну, потом там Агутин и проч.
Агутин вот зря из Армии дембельнулся.
Ему было нужно там на сверхсрочку остаться.
И играть в клубном ансамбле.

Нет, я серьезно.
Без подколки и ревности.

А то что это: музыкальный РИНГ с невестой однажды.
Не по-мужски.

Кто уж там победил - не помню и неважно это.
Сам факт, сама ВОЗМОЖНОСТЬ подобного состязания - оскорбительна.
Думаю, папа Анжелики со мной бы согласился в сердце.

Анжелика - ДЕВУШКА сути.
Сколько бы ей сейчас ни было по паспорту - девушка, а не женщина.
А я писал ей как женщине.
Ей по правде лет 17, не больше.

Вот Апиной, например, столько, сколько и по паспорту сейчас.
Как и Булановой.

Ну, Марине Журавлевой - не знаю.

На сердце рана у меня - из названных - была только от Анжелики.
Нет, я не любитель Лолит.
Да и не Лолита она никакая.
Девушка СУТИ - не Лолита.
(Я о набоковской, а не Цекало.)

Девушка сути - забирает в дом, я бы так сказал.
В дом своего отца.

Гощение и угощение там для Агутина только возможно.
Для меня там только возможно - общение.
Искреннее до конца.

Роза Рымбаева, например, - тоже девушка сути.

Азиза - женщина с пеленок.

Лайма - женщина просто.

Ирина Понаровская - очень женщина смолоду.

Помню, как-то пела она с надрывом однажды.
Что-то там про "нашу работу".
Словно хотела докричаться до коллег, доказать им что-то.
Переживал за нее.
И ногти у нее при этом были - сантиметра 4 примерно.
Это создавало очень домашний эффект.
Молодец она тогда.
Да и всегда.

Впервые в "Утренней почте" я ее видел.
Совсем-совсем молодая женщина - дом.

Вот у Марины Журавлевой - дом где?
Он у нее - дом, но не дом.
Как и у Аллы Борисовны, кстати.
Хоть Рублевка, хоть Майами - не дом это, а только домашний жест.

У Софии Ротару дом был в Ялте.
Где-то еще - уже нет.

У Лаймы - дом за границей, а не здесь.
В Германии, скажем.

Или, вернее, ТОЛЬКО в Германии.
В любой другой стране мира - нет тоже.

У Вали Толкуновой было два дома.
Один в Москве, другой в Листвянке.

У Надежды Кадышевой - дом есть.

...Папикам пора на боковую.
Бурмистры, лапочки, ломаные руки, путь.


КАТЯ КАМЕЛОТ

Одно время мы с Мариночкой-Вжиком работали в "Нафане": разносили обедики.
Вторые блюда и салатики, завернутые в фольгу.
Заказов было довольно много: большая сумка пустела быстро.

Из частных квартир никто ничего не заказывал.
Заказывали из офисов и бутиков.

Поначалу я ходил туда, как на каторгу.
Но вскоре втянулся.
Мне понравилось.

Среди прочих постоянных заказчиц была и Катя из магазина брендовой одежды "Камелот".
Высокая худенькая темная шатенка с короткой стрижкой и шикарным маникюром на длинных ногтях, чаще всего - темно-вишневого цвета.

Должен сказать, что иногда я писал и дарил стихи тем, кого мы окормляли.
Так сказать, два в одном: душевная пища впридачу к телесной.
Приподнес и Кате.

Жаль, что она в тот момент была в "Камелоте" не одна, а среди своих товарок.
При них она наверняка не смогла прочесть стихи спокойно и вдумчиво.

Больше я не видел ее.
Личного отзыва так и не узнал.

Мы вскоре уволились из "Нафани".
Вернее, "Нафаня" прекратил свое существование.

...Как-то после я праздно зашел в "Камелот".
Но Кати там не было.
А спрашивать о ней у других я почему-то не стал.


"ПРОСТО ТАК"

Если человек говорит, что он сделал что-либо просто так, это значит, что он просто не может или не хочет объяснить истинный мотив своего поступка.

Кохановский в 60-х уехал в Магадан не просто так.
Не просто так приезжали со всей страны и в алмазный Мирный.
Нет, я не о деньгах, не о высоких заработках.
Тогда это действительно для МНОГИХ людей было не главным. Хорошим и нелишним, но НЕ ГЛАВНЫМ.
Люди уезжали из столиц в тьмутаракань в неосознанных поисках Бога, правды, истины, любви.
Не хватало чего-то важного, необходимого в жизни.
А чего: и сами не могли объяснить.

Разве моим родителям в молодости плохо жилось в Иркутске?
А нашим соседям по дому в Мирном, например, на Украине?
Хорошо им там жилось, поверьте.
Вот именно ПО ДУШЕВНО-ДУХОВНОЙ АТМОСФЕРЕ - хорошо.
Иркутский Студгородок тогда был островком рая на земле.
Это сейчас он - стал обычным районом мегаполиса.
А прежде там было чудесно.

Но моему отцу показалось, что на Севере будет лучше.
Да, в Мирном была хорошая атмосфера тоже.
Но нашел ли отец Того, Кого подсознательно искал?
Нет.
Он нашел Его только на закате жизни, в тяжелой болезни, лежа в своей иркутской квартире и осознавая себя грешным рабом Божьим,
которому вот-вот предстоит умирать.

Отец хотел одного: чтобы Бог простил его за всё.
Исповедался, причастился Святых Христовых Тайн.
И ушел к Тому, Кого тщетно искал по всей планете всю жизнь.


"ЗА РАССТАВАНЬЕМ БУДЕТ ВСТРЕЧА..."

Вся твоя жизнь состоит из встреч и разлук.
Ты постоянно кого-то встречаешь и провожаешь.
Уезжают дети, приезжают дети...
Вокзал тебе дом родной.

...А вот меня редко кто провожал и встречал.
Ну, бывало, бывало, конечно.
Юленька встречала меня в Брянске, а потом в Киеве.
Наточка провожала в Иркутске.

Да детство.
Бабушка встречала меня, когда я прилетал из Москвы.
Родственники в Улан-Удэ тоже встречали.
Да юность.
Отец встречал меня у трапа самолета, когда я пришел из Армии.

Но когда это было.
Давно.

А сейчас - уже нет.
Ну, закажут такси до вокзала - вот и все проводы.

Но разве можно сравнить прощание в квартире с прощанием на вокзале?
Нет, их нельзя сравнить.
На вокзале мы всем своим существом ощущаем грусть прощания или радость встречи.
И когда - уже при расставании - поезд трогается, мы в исступлении приникаем к окну, чтобы еще раз увидеть любимого человека, запечатлеть его образ в сердце.
А в квартире?

Конечно, можно сказать: ну, люди уже старенькие и им трудно провожать тебя до вагона.
Или, если люди еще молодые, они в это время находятся на работе. И что же: им теперь оттуда сбегать?
А если поезд приходит рано, им вставать ни свет ни заря?
Конечно, конечно, конечно.

...В Иркутске нашего соседа по вагону провожала его девушка.
Она была в форме курсанта школы МВД.
Погоны выступали несколько дальше ее хрупких изящных плеч, были ей велики.
Ее длинные пушистые ресницы вздрагивали.
Она стояла с отъезжающим в обнимку, они о чем-то тихо беседовали, скромно целуясь.
И мне до боли в горле захотелось, чтобы и меня кто-нибудь так проводил.

Ты же неутомима во встречах и прощаниях.
Подумаешь, Воложин.
Это совсем рядом с Брестом.
Да и вокзал у вас недалеко от дома.
А ты провожаешь.
Пройдет несколько дней - встречаешь.

Потом, еще через пару недель, провожаешь опять.

А приедет сын - будешь встречать.
Потом с материнской нежностью непременно проводишь его.

Инна с Сашей вернутся - опять встреча.

Как же много в тебе веры!
Как же много в тебе любви!
Ты совсем особенный человек.
И я бы тоже с замиранием сердца встретил тебя на вокзале.
Или, сходя на брестский перрон, с великой радостью увидел на нём ту, кто умеет любить.

Давай всегда провожать и встречать друг друга.
Даже уходя на миг.


НА ЭКСПРОМТ КАТЕРИНЫ МЕДИКОВОЙ "ПОЭТ"

Вообще-то, как справедливо заметил философ Дмитрий Галковский, Поэзия есть вид искусства частный, камерный.
Об этом как-то забыли в советскую эпоху, а жаль.

Мне кажется, поэту не горланить нужно, не агитировать и не учить, а учиться любви хоть к кому-нибудь кроме себя.

Специально для Вас восстановил свой давний развернутый отзыв, Катерина. Примите на добрую память.

...Мне кажется также, что поэтам пора бы перестать петь оды САМИМ СЕБЕ: и учителя-то они, и воины, и сеятели добра, и небесные посланники (что, конечно,
суть удел святых, а не поэтов)... но хоть иногда попытаться взглянуть на себя со стороны, в чем-то покаяться, в чем-то смириться, увидеть свою малость,
ограниченность, глупость, сугубую вторичность, часто ложность и - при всём этом - раскалённое самолюбие и тщеславие, не признающее никаких резонов.

Понимаю, что говорю в пустоту, Катерина.
Ибо разрушить МИФ, бесстыдно по содержанию, но блестяще по форме сколоченный поэтами о себе,
невозможно - да и нужно ли?
Из мифа - можно только выпасть, выйти, стать ему непричастным.
И тем самым - сохранить в себе те действительные крупицы добра и правды чувства, которые еще не опошлены и не убиты.

...Мне кажется наконец, что поэтов как "сеятелей" по шутнику Некрасову (а еще лучше - по Ильфу и Петрову: пьяный Воробьянинов с корзиной баранок) нужно
 немного отрезвить, немного отвлечь от самоупоенного вербального карнавала, чтобы не откусили градусник, не стянули на себя скатерть с самоваром, по слову
 русского философа. И уж тем более - не рядились в тоги учителей или пророков.

Ибо ведь что посеешь, то и пожнешь.
А ЧТО пожала Россия в ХХ веке, поверившая именно ПОЭТАМ (то есть после Великого Октября именно ТРИБУНАМ), а вовсе не страстотерпцам-царям, не воинам,
наконец не святым?

Ну а вообще, конечно:
Сейте... Спасибо вам скажет сердечное -
Русский народ!

И говорил, Катерина.
Да еще как говорил.
Но если Вы заметили, к концу ХХ века говорить перестал.
Ибо "прекрасное обольщение" кончилось.

Что лично меня радует, если честно.
Радует уже тем, что, может быть, только сейчас у Поэзии появился реальный шанс вернуть себе СВОИ НАСТОЯЩИЕ достоинство и честь,
прежде как бы украденные у истребленной Религии и разрушенной Церкви (учительство, проповедничество, небесное жительство и так далее).


 Медикова Катерина 2016-05-07 13:28:27
Привет, Игорь!!!
Спасибо за рассуждения о поэзии!!!
Я все прочитала, но времени на ответ не было, его и сейчас нет.
Поэт - что угодно, но не один в поле воин, как у Пылаевой.
А мнений может быть сколько угодно.
С праздниками!

 Туманов Игорь 2016-05-07 13:43:35
Спасибо, Катя!
Свои рассуждения я удалил (счел их слишком пространными), но рад, если Вы их прочли.
С Пасхой Вас Светлой!

Медикова Катерина 2016-05-07 14:09:53
Успела прочитать.
Спасибо!)


ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В НАШЕМ ХРАМЕ

...Мы с супругой готовились к этому дню.
Накануне вечером исповедались, а утром причастились Святых Христовых Тайн.

Стоя на праздничной службе, я думал о тебе, Оля.
О том, что тебя маленькой девочкой крестили в Успенском храме села Литвиново.
О том, что именно на Успение ты, уже будучи студенткой, встретила своего супруга и отца твоих детей.
И мне очень захотелось, чтобы и ты пришла в этот день в храм и поблагодарила Господа и Богородицу за то, что они устроили твою жизнь так счастливо,
заботливо, верно и любяще.

Да много еще о чём, непосредственно связанном с тобою, я думал.

Меня так поглотили эти мысли, что я почти не слышал певчих (а пели они удивительно) и святые слова молитв.
И это, конечно, тоже мой грех, в котором нужно каяться. Он именуется: рассеянность на молитве.
По слову великих подвижников благочестия: Поставьте Христа на первое место в своей жизни, и всё остальное встанет на своё.
А на каком месте у меня Христос?
Хорошо, если на пятом.
Что же удивляться, если в моей жизни царит такой беспорядок.

В конце Литургии один из священников нашего храма сказал проповедь.
Он пояснял нам значение Праздника Успения.
Вот, говорил он, многие недоумевают: почему же Успение это ПРАЗДНИК, если Богородица умерла?
А Она не умерла.
Она уснула, УСПЕЛА.
Успела войти в полноту общения с Богом.
Ибо пока мы живем на земле, мы только ищем этой полноты.
С самой колыбели мы неосознанно ищем Бога и общения с Ним. (При этих словах я увидел перед собою младенческий снимок плачущей Инночки, стоящей в кроватке.)
И только переходя в вечность и встречаясь со Христом, мы понимаем, ЧЕГО И КОГО нам так не хватало в жизни.

Нам только кажется, что не хватает нам чего-то иного.
А не хватает нам ТОЛЬКО ХРИСТА.


2014-19


Рецензии