Алатырь - город мой любимый

Юрий Рощин

Официальной датой основания города считается 1552 год, время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи:
«…а самому государю итти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Резань и на Мещеру, а сходитца на Поле за Алатарем.»
 «…приказал тут же при себе… построить город рубленый и укрепить его по всем правилам тогдашнего крепостного искусства, назвав его по имени реки — Алатырем»
*
Именно с этого времени началась история города Алатыря как русского военного, культурного и религиозного форпоста на восточных границах Русского государства.( Википедия)
*
В 1670 году … Отряды Разина … 16(26) сентября захватили Алатырь. ( Википедия)
***
«20 июля Пугачев под Курмышем переправился вплавь через Суру… обратился к Алатырю» ( А.С. Пушкин «История пугачёвского бунта»)
*
Всего в (Алатырском- Ю.Р.) уезде дворян, их жен, детей и разного звания людей было заколото, повешено, изрублено, брошено в воду, засечено плетьми, убито, застрелено – 252 человека. (Википедия)
***
От песков Джигильды до Алатыря
Эта весть о том,
Что какой-то жестокий поводырь
Мертвую тень императора
Ведет на российскую ширь.( С.А. Есенин, поэма « Пугачёв»)
*
На море-Океане,
На острове Буяне,
Меж кАмней-богатырь
Есть Камень-АлатЫрь…(К. Бальмонт, «Камень-Алатырь»)
***
«На том самом месте, где раньше грибы несчетно сидели кругом алатыря-камня, – тут нынче город осел.
 …Перестали в Алатыре мужние жены детей приносить. А еще того хуже: как вот рыба в реке переводится – так перевелись в Алатыре все женихи.» (Е. Замятин, повесть «Алатырь»,1914г.)
 *
Части Алатырского уезда, с которыми город до тех пор имел тесные связи, были переданы Нижнему Новгороду, Мордовии и Ульяновску, сам Алатырь, преимущественно русский город, несмотря на протесты Алатырского уездисполкома и Ульяновского губисполкома, совершенно не учитывая мнение населения, в 1925 году был передан из Ульяновской губернии в состав вновь образованной Чувашской АССР. Впоследствии   вопрос о региональной принадлежности города Чувашской АССР и необходимости возвращения Алатыря Ульяновской области поднимался горкомом в 1960-х на уровне Москвы, после чего руководство города было смещено.(Википедия)


                1
АлАтырь – город мой деревянный.
Русский, старинный, небесталанный…
По веленью царя пятый век
На слиянье стоит трёх рек.

Послужил он надёжной охраной
От  потомков казанского хана,
Утверждая порядок  московский
В поселеньях чувашских, мордовских…

Разорял его враг окаянный -
Два разбойника-уркагана
(Разин - бандюга  да вор Пугачёв)
Покосили немало голов,
Посжигали не сотню домов…

А в советское время болваны
( Их сослать бы в дурдом в Шихазаны!),
 Нанесли кровоточащий шрам -
Передали чувашским властям.

Самый развитый, обетованный
Стал заложником клики дурманной,
И теперь на вторых он ролях
В чебоксарских  лукавых руках.
                2.
АлАтырь – город мой деревянный
В чернозёмной пыли   оловянной,   
  На дорогах одни ухабы,
Во дворах трудоголики-бабы.

На домах и на улицах – раны.
А в домах постаревших - стоны,
Вьются горестей женских рулоны.

Здесь невесты с богатым приданым.
Только мало вот что-то парней,
Да на улицах стало темней.

Вот и стонет он грустью баянной,
 Помогая  отвлечь от тюрьмы
Пацанов бесшабашных умы.

АлАтырь – город мой деревянный.
Мой любимый,  родной, мой желанный,
 Здесь цветут обливные сады,
Храмы строят и чистят пруды…

Сказкой остался он  в детстве туманном,
Где на сурском крутом берегу
Я любовь до сих пор берегу.

                3.
Алатырь, город ты мой деревянный!
Я в тебе, словно вО поле бранном –
Там погибель, потеря  тут.
Чёрны вороны всюду вьют…

Мой болезный красавец престранный!
У тебя ныне моченьки нет
Свой представить парадный портрет.

И хожу я, кружу, будто пьяный…
Вдруг забылся, заснул на миг,
И во сне вижу горький твой лик.

И размножил  он, словно стеклянный,
 Нитки  улочек грязных в тебе,
 Слезы драм в твоей длинной судьбе.

Алатырь, город ты мой деревянный!
Долго ль тебе ещё быть сарафанным?
Долго ль тебе ещё карликом слыть?
Долго ль тебе по-стариночке плыть?

Скоро ль подымется вихрь ураганный?
Каждый трухлявый твой дом разнесёт,
Чистую песню в садах пропоёт?

Алатырь, город  ты мой деревянный!
Нам с тобой помирать ещё рано!
Вот встаёт над Сурой расцвет –
Мне напомнить шестнадцать лет.

Где отрада моя и охрана?
Темнорусые косы где?
Распустились в какой беде?

Что случилось, скажи, с ураганной,
С лунной первой любовью моей?
Не таи,  душу мне отогрей!

Я взвиваюсь от боли гортанной.
Осознал я за сонмы лет –
Счастья того уж не будет, нет!

Алатырь, город  ты мой деревянный!
Я люблю тебя – постоянно.
Я стремлюсь к тебе неустанно
Вековые залечивать раны.

Алатырь, город ты мой деревянный!
Я ТЕБЕ ВОСПЕВАЮ – ОСАННА!
 1972-2022гг.
Новая редакция


Рецензии
Юрочка, я, прям прониклась состраданиенм и симпатием к твоему любимому городу Алатырю... Да, много необдуманных изменений произвели тогдашние правилы на земле нашей, много чего отдали, не взвесив, не обдумав...(((

"Алатырь, город ты мой деревянный"!

Юр, вот эту строчку я б поправила так:

Алатырь, г/р/ад ты мой деревянный!

Или так:

Алатырь, город / мой деревянный!

Елена Ковалева-Карлова   08.06.2022 12:23     Заявить о нарушении
Сердечно приветствую ВАС, Королева! Спасибушко большое!
Времени нет пока на поправки.Я ещё буду редактировать этот стих.
С постоянной симпатией,

Юрий Рощин Ал   09.06.2022 23:01   Заявить о нарушении