Памяти Осипа Мандельштама

На конкурс  "Услышать ось земную... (Временные Хроники)"
https://stihi.ru/2022/01/25/3066

Исходные строки по заданию:

"В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат..."
(Осип Мандельштам, Адмиралтейство)
++++++++++++++++++++++
"И все, чего хочу я,
Я вижу наяву.
Я больше не ревную,
Но я тебя зову"
(Стихи о любви и стихи про любовь -
Осип Мандельштам)
+++++++++++++++++++++++

Мои созвучные строки:

Погружение в прошлое

В столице северной, объят мечтой о море,
Адмиралтейство обойдя, шагну к Неве,
И в реку вылив нескончаемое горе,
Я рину к Балтике, фрегатом заревев.
Всё что хочу я - там, южнее Кёнигсберга,
Моя Варшава, мой Париж... и мой отец,
И я пойду туда, волнами в память ввергнут,
Где обрету свою Европу наконец.
В прозрачных водах циферблат на дне блистает.
Коса песчаная - не камень, не гранит,
И я, оторванный от этой дикой стаи,
Сосной заплачу, что янтарь обид хранит.
Стихи забуду и уроки акмеизма,
Вновь не увижу никогда мой град Петров,
Но, отказавшись от дороги к коммунизму,
Найду пристанище - уютный польский кров.
В крови запястья от оков, томим  тоскою,
В моей душе - моя любовь; сон наяву,
Что летаргически лишил меня покоя:
Я чужестранцем в нереальности живу.
Понурый тополь шелестит листвой печально.
Глаза потупив в складки пыльной мостовой,
Я добреду до той поры первоначальной,
Когда вся жизнь казалась сбывшейся мечтой,
Но стрелки времени в проливе быстротечном
Укажут вектор в прозаичности глубин...
И где-то там, уединившийся навечно,
В анналах прошлого останусь не один.

26.01.2022 1-00 

____________________________________________
Осип Мандельштам

Адмиралтейство

В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали — воде и небу брат.

Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота — не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырех стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек:
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря —
И вот разорваны трех измерений узы
И открываются всемирные моря.

_____________________________

Стихи о любви и стихи про любовь

Осип Мандельштам

Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
От ревности сухими
Губами ворожить.
Не утоляет слово.
Мне пересохших уст,
И без тебя мне снова
Дремучий воздух пуст.

Я больше не ревную,
Но я тебя хочу,
И сам себя несу я,
Как жертву палачу.
Тебя не назову я
Ни радость, ни любовь.
На дикую, чужую
Мне подменили кровь.

Еще одно мгновенье,
И я скажу тебе:
Не радость, а мученье
Я нахожу в тебе.
И, словно преступленье,
Меня к тебе влечет
Искусанный в смятенье
Вишневый нежишь рот...

Вернись ко мне скорее,
Мне страшно без тебя,
Я никогда сильнее
Не чувствовал тебя,
И все, чего хочу я,
Я вижу наяву:
Я больше не ревную,
Но я тебя зову.
___________________________________

Осип Мандельштам родился в Варшаве, ребёнком переехал в Петербург, учился Сорбонне и Санкт-Петербургском университете.  Стихи  начал писать ещё в школьные годы. Изучал историю литературы, переводил европейских классиков, публиковал исследовательские статьи и прозу. За одно из стихотворений поэта дважды репрессировали. Последнюю ссылку — на Дальний Восток — Осип Мандельштам не пережил.


Рецензии