Три навыка смиренномудрия на практике

                Вступление




Святые Отцы оставили нам руководство ко спасению, в основе которого лежит смиренномудрие. «О сем сказано в "Отечнике": "Как корабль нельзя построить без гвоздей, так и спастись нельзя без смиренномудрия"» (авва Дорофей).  В основе же смиренномудрия лежат три навыка, без которых оно невозможно.
 
             1. Строгое внимание только к себе.

Первый из них это строгое внимание только к себе, то есть к тому, как я  ежечасно согрешаю мыслью, чувством, словом или делом.
 
«Т о л ь к о   с е б е   должен ты внимать по силе своей» - подчёркивает прп. Варсонофий Великий.
 
«Если будешь следить за собою, а не за другими, конечно, найдётся у тебя очень много разных грехов: от самовоззрения и мысли не прийдёт осуждать других, но увидишь их даже святыми» (схиигум. Иоанн Алексеев).

Следить за собой следует «построже и повнимательнее».

Помощницей в стяжании этого навыка является молитва: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.»

Благодаря этому навыку человек познаёт себя.

Это самонаблюдение, подкрепляемое молитвой, приводит ко второму навыку – самоукорению.

             2. Самоукорение.

       2.1. В чём заключается навык самоукорения?

Самоукорение – это укорение во всём  т о л ь к о   себя.
 
«Если со смиренным <,то есть с имеющим этот навык,> случится что-либо скорбное, он   т о т ч а с    о б р а щ а е т с я     к   с е б е,  т о т ч а с   осуждает себя, что он достоин того, и не станет укорять никого, не будет на другого возлагать вину; и таким образом переносит случившееся без смущения, без скорби, с совершенным спокойствием, а потому и не гневается, и никого не прогневляет» (авва Дорофей).


        2.2. Пример самоукорения.

Лучший пример самоукорения даёт нам благоразумный разбойник от сердца сказавший на кресте: «Достойное по делам нашим приемлем.» «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».


       2.3. Плоды самоукорения.

Самоукорение приносит плоды достойные рая. Вот ещё три из них помимо названных аввой Дорофеем.

  1) Когда человек поймёт, что сам во всём виноват, у него возникает большая потребность в покаянной молитве, и молитва эта бывает искренной, с сокрушением сердца, как у мытаря:

«Боже, милостив буди мне грешному!».

Чтобы не впасть при этом в уныние, печаль или отчаяние нужно всегда помнить о милосердии Божием, драгоценнейшем нашем сокровище, и прибегать к молитвам:
 
«Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя.»
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое.
Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя.»

   2) Тот, кто укоряет во всём себя, всегда готов на любое оскорбление искренно сказать: «Присти».

   3) Наконец, таковой всегда готов простить своих обидчиков от всего сердца.


2.4. Какова связь этого навыка в с предыдущим и последующим?

Самоукорение не возможно без строгого наблюдения только за самим собой, описанного выше.

Строгое внимание только к себе и самоукорение помогают искренно возненавидеть свою грешную волю. Поэтому их продолжением становится третий навык - отсечение своей воли в делах и словах.


             3. Отсечение своей воли (своих хотений) в делах и словах.

        3.1.  В чём суть этого навыка?

Отсечение своей воли (своих хотений) в делах и словах это навык, благодаря которому  исполняется заповедь "Отвергнись себя". Этим навыком христианин распинает себя миру.

«Если мы хотим совершенно измениться и освободиться от мира, то научимся отсекать хотения наши, и таким образом мало-помалу, с помощию Божиею, мы преуспеем и достигнем бесстрастия. Ибо ничто не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли, и поистине от сего человек преуспевает   б о л е е,   нежели от всякой другой добродетели» (авва Дорофей).

«Ибо отсечением своей воли он приобретает беспристрастие, а от беспристрастия приходит, с помощью Божиею, и в совершенное бесстрастие» (авва Дорофей).  (Бесстрастие - это свойство божественной любви.)


         3.2. В отсечении своей воли в делах и словах помогают молитвы:

«Господи, благослови. Господи, помоги.»
«Отче наш, да будет воля Твоя.»
«Не моя воля, но Твоя да будет.»
Иисусова молитва.

Отсекая свою волю нужно мысленно произносить «ради Христа.»

Свою волю в словах и делах отсекать надо "начиная  с   малого". Только научившись делать это в мелочах, можно осуществить это и в больших вещах, да и то не всегда.

         3.3. Своя воля отсекается перед Богом и перед людьми.

          а) Отсечение своей воли (своих хотений) перед Богом

В современной мирской жизни отсекать следует 

1) вредное излишество в потребностях плоти (вкусное, сытое и частое питание, излишний покой и всякого рода телесные удовольствия, делающие нас своими рабами).

2) свои душевные привязанности, увлечения и развлечения светскими разговорами, политическими новостями, интернетом, телевидением, социальными сетями, искусствами, играми, газетами, журналами и  светскими книгами, отнимающих у нас время, данное нам на покаяние.

3) осуждение, раздражение, злопамятство, зависть и т.д., порождающие ад в нашем сердце.

4) помыслы, например, помысл  л ю б о п ы т с т в а: «Или говорит ему помысл: "Пойди, спроси повара, что он варит", а он нейдет и отсекает хотение свое. Он видит что-нибудь, и помысл говорит ему "Спроси, кто принес это", а он отсекает хотение свое и не спрашивает» (авва Дорофей).

«Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но  о т с е к а е т   беседу с ними   м о л е н и е м   к Богу, это служит признаком, что ум того человека приял от благодати премудрость, и его истинный разум освободил его от многих дел; обретением краткой стези, которой он достиг, он отклонил от себя продолжительное парение по долгому пути» (прп. Исаак Сирин).

Начинать следует   с    м а л о г о.  Не посягайте на великое. Великое оставьте  великим смиренникам. Брать на себя отсечение своей воли в великом без благословения и сопутствующей благодати Божией - для нас  гордость.


      б) Отсечение своей воли перед ближним.

«Кто отсекает волю свою пред ближним, <,то есть уступает ему,> тот доказывает этим, что ум его — служитель добродетели; обнаруживает неразумие тот, кто упорствует исполнить свою прихоть с оскорблением ближнего» (авва Исаия).

«Очень трудно уступить другому, – это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Ещё сказал: если мне встретится какое-либо дело, то мне приятнее поступить по совету ближнего, хотя бы случилось испортить оное, по его совету, нежели и хорошо исполнить дело, последовав своей воле» (авва Дорофей).

          3.4. Как правильно отсекается своя воля в словах?

1) Прежде всего нужно твёрдо помнить, что ничем так часто, так много и так   т я ж к о  не согрешаем мы, как языком, а "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36), – говорит Господь.

Поэтому Арсений Великий, опираясь на свой богатый подвижнический опыт, сказал своим ученикам: «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда» (прп. Арсений Великий).

2) Нужно просить Господа о помощи в этом деле:

«Господи, благослови. Господи, помоги.»
«Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.»
«Господи, научи меня благоразумному молчанию.»

3) Отсечение своей воли в словах начинается с отсечения   с к в е р н о с л о в и я   и   п у с т о с л о в и я   в обыденной жизни.

4) Правильно отсекает свою волю в словах тот, кто при этом руководствуется сознанием своего недостоинства. То есть сохранять благоразумное молчание потому что не имеешь ни морального права, ни духовной мудрости сказать что-то по своим грехам, а потому считаешь, что от сказанного тобою не будет толку, а один только вред.

5) Однако если нам задают вопрос, то на него следует дать краткий и ясный ответ, опять-таки не «растекаясь мыслию по древу».

         3.5. Если нам не удаётся отсечь в чём-то свою волю

Если нам не удаётся отсечь в чём-то свою волю, - не стоит удивляться или отчаиваться. Эта неудача укрепляет первый и второй навык, показывая нам насколько глубоко в нас засела гордость, признаком которой является своеволие.

         4. Значение этих навыков

Три этих навыка являются лучшим врачевством от невнимательности, осуждения и гордости. Вот что об этом пишет схиигум. Иоанн Алексеев:

«Очень хорошо, что ты увидел в себе «гордость и осуждение других». Твоя гордость не духовная, как пишешь, а просто неразумие, ибо ты не знаешь своего душевного устроения. Постарайся с Божией помощью врачевать себя от этих душевредных болезней.  Г о р д о с т ь   врачуется отсечением своей воли в делах и в словах.

А   о с у ж д е н и е    происходит от  н е в н и м а т е л ь н о й   жизни. Если будешь следить за собой, а не за другими, конечно, найдется у тебя очень много разных грехов; от самовоззрения и мысли не придет осуждать других, но увидишь их даже святыми» (схиигум. Иоанн Алексеев).

Первые три заповеди блаженства (нищета духовная, плач и кротость) на которых основана Нагорная проповедь, исполняются усвоением трёх этих навыков. То есть в них - твёрдое основание исполения заповедей Божиих. Если затрудняещься, с чего начать исполнение заповедей Божиих, начни с них.

Хотя эти навыки кажутся простыми, на их усвоение порой не хватает целой жизни. Даются они очень нелегко и требуют много пота и крови. Усвоение этих навыков есть невидимый подвиг и залог духовного преуспеяния. Без них любое духовное преуспеяние – колосс на глиняных ногах.

      5. Святые о важности этих навыков

      5.1. О важности первого навыка

«В “Отечнике” сказано: “Ученик сказал старцу: “Такой-то видит ангелов”. Старец ответил: “Это неудивительно, что он видит ангелов, но удивился бы я тому, кто видит свои грехи”. Хотя это старческое изречение и кратко, но по духовному смыслу очень глубоко, ибо тяжелее всего познать себя самого»(схиигумен Иоанн Алексеев).

"Если будешь смотреть только за собою, тогда именно увидешь себя хуже всех".

А считать себя хуже всех - это главный признак нищеты духовной, на которую опираются все другие заповеди блаженства.

Святой Петр Дамаскин пишет: "Когда кто-либо начинает видеть свои согрешения, как песок морской, и это есть начало просвещения души и признак ее здоровья. Бывающие же прежде этого, быть может, слезы и будто бы божественные мысли, умиление и тому подобное суть насмешка и тайная хитрость демонов, особенно для живущих посреди людей или в попечении (о суетном), хотя бы оно было и весьма малое." «А неопытные в духовной жизни хотят увидеть себя исправными во всём» (схиигумен Иоанн Алексеев).




      5.2. О важности второго навыка

«"Что главное из найденного тобою на пути сем, отче?" "То, чтобы во всём укорять себя"» (авва Дорофей).

«Поистине, если человек совершит и тьмы добродетелей, но небудет держаться этого пути, то он никогда не перестанет оскорбляться и оскорблять других, теряя через то все труды свои» (авва Дорофей).


      5.3. О важности третьего навыка

«Ничто   не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли, и поистине от сего человек преуспевает   б о л е е,   нежели от всякой другой добродетели» (авва Дорофей).

«Везде можем спастись, если оставим свои хотения; если же не сделаем этого, то не будем иметь покоя и не можем познать и исполнять Божественной воли. Ибо наша   с о б с т в е н н а я    в о л я,   <то есть своеволие>   есть преграда, отделяющая нас от Бога, и если не разрушится преграда, то мы не можем познать и исполнять угодного Богу, но находимся вне этого и бываем насилуемы врагами по неволе, и не хотя» (сщмч. Петр Дамаскин).


        6. У трёх этих навыков есть три помощника.

   1) О первом из них было уже упомянуто, это молитва. Молитвенное взывание к Богу о помощи - это первейший навык, который проникает все три перечисленных навыка.

      Как три навыка смиренномудрия взаимосвязаны с молитвой?

Нельзя стяжать навыки смиренномудрия без молитвы.
В свою очередь стяжание навыков смиренномудрия даёт молитве правильное направление, предотвращая её от опасных отклонений.
 

   2) Вторым является страх Божий.

   3) Третьим - память смертная.

Два последних помощника это дары Божии, которые стяжаются искренним желанием их иметь и молитвой.

                Заключение.

В этих трёх навыках - начало азбуки спасения. «Вот наша немощь: азбуки еще не изучили, а высоко парим в словах о богословии. Святой Лествичник говорит: «Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих» (схиигум. Иоанн Алексеев).



                Вопросы и ответы


     1. Почему эти навыки являются главными?

Наше поведение определяется в первую очередь нашими навыками, то есть привычными реакциями на какое-либо раздражение. Эти навыки укоренились в нас  в результате многократного повторения.

Самыми вредными навыками являются:

   1) строгое внимание к чужим недостаткам;
   2) привычка укорять во всём других, а не себя;
   3) настаивание на своей воле.

Почему эти навыки самые вредные? При помощи их нашими поступками руководит гордость, а гордым противится сам Господь. Следствием этих навыков являются осуждение, раздражение, злопамятство, вражда, ненависть, высокомерие.

Эти навыки нельзя исправить одним только произволением. Поскольку клин выбивается клином, их можно искоренить только усвоеним в результате многократного повторения  навыков, потивоположных им.
 
Этими противоположными навыками, которые постепенно усваиваются в результате частого повторения на практике согласно Святым Отцам являются те, о которых шла речь в работе. Благодаря им нашим поведением руководит смиренномудрие.


Рецензии
«Ибо отсечением своей воли он приобретает беспристрастие, а от беспристрастия приходит, с помощью Божиею, и в совершенное бесстрастие.» (авва Дорофей)
----------------------------------------------
Ради чего?
Ну вот я бесстрастный, беСвольный: сижу, лежу, хожу. Вам то какая от этого польза? Мне же нужно любить Бога, ближнего и всяку тварь сотворённую.
Сложно "отсечь" свою волю, когда не знаешь, чем её "заменить". Слабо прослеживается, что заменить свою волю нужно на Божию. А это главное и снимает многие непонимания и "трудности" в отсечении своей воли.
Смирение – исполнение Воли Божией невзирая на собственные желания.
=Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам.=
Вот такая цитата: "Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный парень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. Он не думает о своем смирении; ОН ВООБЩЕ НЕ ДУМАЕТ О СЕБЕ. Если кто-то желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере, ничего нельзя предпринять, пока он не сделан. Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете."
Ну и наконец, позвольте подытожить:"Слепые судьи часто признают смиренным лицемера и низкого человекоугодника: он – бездна тщеславия.
Напротив того, для этих невежественных судей представляется гордым не ищущий похвал и наград от человеков, и потому не пресмыкающийся пред человеками, а он – истинный слуга Божий; он ощутил славу Божию, открывающуюся одним смиренным, ощутил смрад славы человеческой, и отвратил от нея и очи, и обоняние души своей.
Смирение надеется на Бога – не на себя и не на человеков, и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это гордостью.
Смирение не дает никакой цены земным благам, в очах его – велик Бог, велико – Евангелие. Оно стремится к ним, не удостоивая тление и суету ни внимания, ни взора.
Святую хладность к тлению и суетности сыны тления, служители суетности, называют гордостью.
Есть святой поклон от смирения, от уважения к ближнему, от уважения к образу Божию, от уважения к Христу в ближнем.
И есть поклон порочный, поклон корыстный, поклон человекоугодливый и вместе человеконенавистный, поклон богопротивный и богомерзкий: его просил сатана у Богочеловека, предлагая за него все царствия мира и славу их (Лук.4:7).
=и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.=
Сколько и ныне поклоняющихся для получения земных преимуществ! Те, которым они поклоняются, похваляют их смирение.
Будь внимателен, наблюдай: покланяющийся тебе, покланяется ли из уважения к человеку, из чувства любви и смирения?
Или же его поклон только потешает твою гордость, выманивает у тебя какую-нибудь выгоду временную.
Великие земли! Вглядись: пред тобою пресмыкается тщеславие, лесть, подлость!
Они, когда достигнут своей цели, над тобой же будут насмехаться, предадут тебя при первом случае.
Пилат обиделся Христовым молчанием, которое ему показалось гордым. «Мне ли, – сказал он, – не отвечаешь, или не знаешь, что имею власть отпустить Тебя и власть распять Тебя» (Ин. 19:10). Господь объяснил свое молчание явлением воли Божией, которой Пилат, думавший действовать самостоятельно, был только слепым орудием. Пилат от собственной гордости был неспособен понять, что ему предстояло всесовершенное смирение: вочеловечившийся Бог.
Высокая душа, душа с надеждою небесною, с презрением к тленным благам мира, неспособна к мелкой человекоугодливости и низкопоклонности. Ошибочно называешь ты эту душу гордой, потому что она не удовлетворяет требованию страстей твоих."
-Из труда святителя Игнатия (Брянчанинова) "О прелести"

Как-то вот это не прозвучало... В смирении ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Спасибо за поднятие такой важной, во все времена, темы.

Здоровья нам.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   27.01.2022 16:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ваня Сталкер.

Если Вам "нужно любить Бога, ближнего и всяку тварь сотворённую" и другие Ваши желания всецело подчинены этому, если Вы не осуждаете никого и не гордитесь ничем, то Вы не нуждаетесь в навыках, описанных в этой работе.
По поводу Вашего замечаний:

1. "Сложно "отсечь" свою волю, когда не знаешь, чем её "заменить". Согласен.

2. "Слабо прослеживается, что заменить свою волю нужно на Божию."

О предпочтении Божией воли см. приведённые молитвы и мысленное произнесение. Люблю краткость. Но, конечно, можно было бы написать и подробнее.

По поводу Вашего вопроса:

"Ну вот я бесстрастный, беСвольный: сижу, лежу, хожу. Вам то какая от этого польза?"

Отсечение своей воли не приводит к безволию, а является отсечением греховной воли. Бесстрастие же продполагает свободу от зависти, превозношения, раздражения, нетерпения, злопамятности, то есть от того, от чего свободна любовь, о которой пишет апостол Павел.

Цитаты из Льюиса и святителя Игнатия несомненно хорошие. Льюис советует: "Осознайте свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере, ничего нельзя предпринять, пока он не сделан." Три навыка, описанные в работе, не моё изобретение, это плод опыта многих подвижников. Они помогают нам обнаружить в себе свою гордость и бороться с ней.

Что же касается святителя Игнатия Брянчанинова, то он никогда не был против перечисленных навыков, о которых писал авва Дорофей и другие святые.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   27.01.2022 17:56   Заявить о нарушении
Спасибо.
Да и я рази против? Мне они дороги и без понимания сказанного авва Дорофеем нет понимания и остального.
Высказал общее настроение от прочитанного. Сложилось некое уныние вместо радости. Вот и "вступился" за смирение, потому как оно радость осознания воли Божией и следование Воли Его.
Простите, если не донёс этот смысл.

Здоровья нам.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   27.01.2022 18:07   Заявить о нарушении
Это Вы хорошо сказали: "Смирение - это радость осознания воли Божией и следование Воли Его." Вам удалось заступиться за смирение!

Спасибо за Ваш отзыв.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   27.01.2022 19:18   Заявить о нарушении
Смирение в заступничестве не нуждается... :)
Обнимаю.

Ваня Сталкер   05.02.2022 12:02   Заявить о нарушении