Армейские истории. Мы ехали на тройке с бубенцами

Эту историю я услышал от своих сослуживцев после военных учений. Она произошла в нашем батальоне, и персонажей происшествия я знал лично.

«Служили два товарища…»

Случилось это происшествие 80-х годах 20 века в одной из воинских частей, дислоцированных в группе советских войск в Германии, в мотострелковом полку. По штату в каждом мотострелковом батальоне, в то время, была миномётная рота, Вооружение, снаряжение и личный состав перевозили на грузовых автомобилях ГАЗ-66. Командир роты в звании «капитан» карьеристом не был, дело своё знал хорошо, технику любил и прививал эту любовь своим подчинённым. Был, правда, у него один недостаток: плохо разбирался в географических картах, особенно не любил немецкие названия городов и посёлков. Видимо в школе, а затем и в военном училище, зевал на занятиях по географии и топографии.

Впрочем, в миномётной роте был один командир взвода, который этого недостатка не имел и всегда выручал ротного на различных учениях и полевых выездах. В армии всё подчинено устоявшемуся распорядку: пришло время осенней проверки состояния боевой готовности части. Из штаба армии получен пакет: полку поставлена задача форсированным маршем выдвинуться на полигон (примерно в 250 километрах от расположения части) и занять там оборону, ожидая дальнейших указаний.

Почему-то в те годы очень часто проверки боевой готовности частей начинались вечером. Объявлен сбор, техника выводится из парка, личный состав загружается на броню, колонны боевых машин вытягиваются на ближайшие дороги. Включены секундомеры, время неумолимо рвётся вперёд, подгоняя солдат и командиров. Батальон идёт в первом эшелоне. Комендантский взвод полка уже в пути. Их задача – расставить на маршруте следования регулировщиков в важных поворотных пунктах, обеспечить безопасное следование колонн (не забываем: события происходят в ГДР, иностранном государстве), организовать взаимодействие с мобильными патрулями немецкой полиции, которые при движении советской военной техники помогали избегать происшествий и аварий.

«Мы едем, едем, едем, в далёкие края…»

Батальон начал движение поздним вечером (по условиям проверки предстоял ночной марш). Подразделения на гусеничном ходу передвигались по просёлочным дорогам – танковыми маршрутами (немцы выделяли их специально для наших войск); а автомобильная техника – по нормальным дорогам (минуя автобаны). На марше ночью стараются следить за тем, чтобы никто не отстал. Конечно, случались поломки. Остановившуюся технику осматривали специалисты передвижной ремонтной мастерской; как правило, успешно устраняли поломку; машина потом самостоятельно догоняла основные силы (на каждой из них оставался офицер, который имел карту маршрута).

И надо же было такому случиться, в миномётной роте заглох автомобиль командира. Что делать? Если возглавить оставшиеся машины - велика вероятность заблудиться (местность для командира незнакомая, карту читает плохо, нужно оставить офицера с поломанной машиной); если самому остаться для устранения поломки – тоже не хорошо. Видимо, капитан решил «из двух зол выбрать наименьшее» - репутация роты не должна пострадать, прибыть в указанный пункт подразделению нужно в срок. Командиру взвода, который хорошо разбирался в картах, отдан приказ продолжать движение, начальнику штаба батальона капитан докладывает о поломке. Рота уезжает.

«Куда ты завёл нас? Не видно ни зги…»

Примерно через час водитель грузовика самостоятельно устраняет неисправность. Командир на свой страх и риск решает продолжать движение, ведь по его расчётам в нескольких десятках километров должен быть пост регулировщика. Как назло, на дороге никого нет. Фары выхватывают таблички с названиями населённых пунктов, капитан морщит лоб, пытаясь связать увиденное с напечатанным на карте.

Подъехали к очередной развилке. Где же регулировщик? Никого вокруг нет. Судя по карте, нужно свернуть направо. Время идёт! Поехали. Кругом темно, дорога ложится под колёса с тихим шелестом, убаюкивает водителя и старшего машины. Вдруг обстановка меняется: минуту назад вдоль дороги были фруктовые деревья, а сейчас они исчезли, уступив место открытой ровной бетонной площадке. Машина остановилась. Капитан включил свет в кабине и снова посмотрел на карту.

В это время вдалеке зажглись две мощных фары, которые начали быстро приближаться к автомобилю. Стал нарастать гул моторов. Капитан и водитель с запоздалым ужасом поняли, что выехали на взлётную полосу аэродрома и наблюдают взлёт самолёта. Им повезло, что в темноте они проскочили почти всю ширину полосы и остановились на краю поля. Самолёт поднялся в воздух и пролетел недалеко от машины, капитан и водитель вздохнули с облегчением: «Пронесло!».

Следом за взлетевшим самолётом, отчаянно мигая проблесковыми маячками, к нашим военным спешили две машины аэродромных служб. Диспетчер, видимо, не ожидал появления посторонних машин на поле аэродрома и не смог помешать взлёту, но потом оповестил службу охраны, которая и мчалась к нарушителю режима.
 
Инцидент уладили быстро. Поняв, что наши военные заблудились и самостоятельно не могут найти нужное направление, вызвали для сопровождения мобильный патруль полиции. Каково было удивление командира батальона, когда утром отставшая машина въехала на полигон в сопровождении полицейской машины с включенными «мигалками». «Разбор полётов» был нешуточный, скандал докатился до штаба армии, капитан получил взыскание - неполное служебное соответствие и несколько месяцев под руководством начальника штаба батальона учился работать с картами.

Происшествие это в стиле анекдота про военных, которые, достав карту, спрашивают дорогу у местных жителей.


Рецензии