6. Златотканый халат

С этого дня Насреддин начал наблюдать за передвижениями любителя горячительных напитков.
Как-то вечером тот, залив в себя рисовой бузы сверх меры, свалился в саду, не дойдя нескольких шагов до собственного жилища.
Насреддин перемахнул через забор, содрал с поборника справедливости златотканый халат и, весело напевая, воротился домой.
Наутро, протрезвев, не обнаружив на себе драгоценной одежды, страж закона рассвирепел, кликнул стражу и приказал:
— Дармоеды, так-то вы оберегаете дом и имущество своего господина. Не жалея ног, обшарить всю округу, разыскать пропажу и доставить вора на праведный суд. Иначе, вместо замызганных халатов, болтающихся на ваших плечах, я сдеру с вас шкуру живьём.
Долго заниматься поиском грабителя не пришлось. Не сделав и пяти шагов, стражники наткнулись на Ходжу, который с довольным видом прогуливался по базарной площади, вызывая восхищение окружающего люда ослепительным одеянием.
Его схватили и потащили в суд.
Увидав беспечно улыбающегося Ходжу, судья сладострастно потёр руки. Он посадит этого бездельника в яму, отберёт дом, пустит по миру со всем семейством.  Голодранец не подозревает, что стоимость халата, превышает всё, чем владел, этот разбойник, поднявший руку на священную собственность блюстителя порядка.
 Однако, по местному законодательству кази не имел права судить вора. Так, как сам являлся пострадавшей стороной. Пришлось приглашать старосту кишлака и на время передать ему печать правосудия.
Новоявленный судья сразу задал Насреддину вопрос:
 — Откуда, сын греха, ты взял эту вещь, на которую и взора-то бросить недостоин. Отвечай, или я немедленно прикажу посадить тебя в яму.
— Ой – ой – ой… — с деланным испугом схватил себя за голову Ходжа. — Я всё скажу о, справедливейший из справедливых вершителей правосудия. Прогуливаясь вчера вечером со своим другом, я увидел валяющегося на земле пьяного человека в этой замечательной одежде. Я растерялся. Мог явиться вор, который наверняка позарился на это драгоценное одеяние. Я снял с него халат. К сожалению, было темно, я не разглядел его лица. Наутро, надев халат, я пошёл по кишлаку, интересуясь у  каждого встречного, не ему ли принадлежит спасённая от грабителя одежда. Желающих признать мою находку своею, не нашлось. Но раз уважаемый кази утверждает, что халат принадлежит ему… готов вернуть его законному хозяину. Надеюсь, он не забудет моей скромной услуги? — лукаво улыбнулся Ходжа Насреддин.
А надо сказать, что на это судилище собрались все жители кишлака во главе настоятелем мечети.
Кази побелел, потом посерел и отчаянно замахал руками.
Если слух о его непотребстве дойдёт до верховного муфтия, он не только лишится должности, но и головы. Наказания за употребление мерзопакостных напитков во владениях Великого эмира были весьма суровы.
Едва ворочая языком, он просипел:
— Я разобрался в этом запутанном деле. Ходжа Насреддин снял халат с какого-то случайно забредшего в наши края гуляки.
Добропорядочные жители кишлака опустили головы,  дабы кази не увидел улыбок, замелькавших на их лицах. Ещё оштрафуют их на сотни монет за неуважение, проявленное во время вынесения справедливого вердикта. Им-то хорошо был известен этот «неизвестный гуляка».
— Думаю, — кази прочистил горло и его голос загремел праведным гневом, —  тот давно уже покинул наши края. Пусть достойный житель нашего кишлака носит его. Что до штрафа, который я случайно взыскал с него, разбирая тяжбу с Абдуллой, каюсь. На меня нашло затмение, я вынес несправедливое решение. Поэтому постановляю: взыскать с подлого клеветника штраф в двести таньга и вручить его досточтимому Ходже Насреддину.
Абдулла, поспешивший вместе со всеми на судилище, рухнул, как подкошенный.
— Убрать его, — брезгливо произнёс кази, — и бросить в яму.
Стражники поспешно утащили почти бездыханное тело.
Разумеется, Ходжа и не думал щеголять в этом треклятом халате. Он тут же сбыл его в цыганском таборе, расположенном на окраине кишлака.
Тёща, наученная горьким опытом разглашения заработков зятя, на сей раз прикусила язык.


Рецензии