МАМА

  На свадьбу собирались шумно. Никто не обращал внимания на сизые облака, залегшие обогреться у затухающего заката. Большие окна квартиры Любимовых были распахнуты настежь. Девчонки своим шумом отпугивали сумерки, которые уже устраивались на ночлег.
    -Горько!
  И пригубив рюмки, снова:
     -Ой, как горько!
  Свадьба шла своим чередом. Перезвон бокалов, то грустные, то задорные переборы баяна, лихая дробь каблуков..... Вспоминали и Степку Разина, и тонкую рябину, и само собой про маму, которая должна помнить, как сын девчонку чужую привел в дочки, ее не спросив. Все пели. Пел и Виктор с Галиной, пел отец Николай Иванович. Только мать Виктора встала и смущенной улыбкой сказала:
    -Вы уж тут без меня. А я сейчас вам горячего пирога принесу, домашнего с яблоками.
    -Какая хорошая пара, какая хорошая свадьба. Как они влюбленно смотрят друг на друга. Будто вокруг них никого нет. Вот, наверно,про таких говорят, что на всю жизнь плечом к плечу.-делился я впечатлениями со своим соседом по столу, когда вышли покурить. Сосед оказался парторгом этого колхоза, куда я приехал в командировку и, как говорят, с корабля на бал.
    -Теперь будем надеяться, что на всю жизнь они плечом к плечу. А все ее рук дело — матери Виктора Нины Ивановны, - задумчиво произнес парторг
    -Как? Я сделал такие глаза, будто он открывает мне новую Америку. Ведь молодые только начинают первые шаги в семейной жизни. Что ж,  выходит, мать их сосватала?
    -Ну сосватала не сосватала,- как-то неохотно продолжил он разговор, -А вот семью она им сохранила, не дала расти на свете без отца ещё одному ребенку. В общем сейчас свадьба. Идем! После как-нибудь расскажу.
  Положа руку на сердце, я снова сел за стол без хорошего настроения. В голове одна  с другой мысли спорили. Мол все тут ясно и понятно. Доверилась парню. А после она к его матери, бросилась в слезах в ноги и рассказала, как на исповеди, что Виктор обидел ее. Мол , для нынешних парней ничего нет святого. Им сейчас сказать люблю все равно, что выйти из-за стола- спасибо. Ну и ,разумеется, мать, как и всякая бы другая примет меры. Или образно говоря,находит такой сварочный аппарат, который заваривает душевные раны обманутой девушки. И вот, как финал — свадьба.
  Так думал я. На самом деле все оказалось гораздо сложнее. В семье Любимовых ждали пятого ребенка. Виктор был вторым. Отец и Виктор работали водителями в родном колхозе. У себя в деревне сын не  влюбился ни в одну девчонку. Отец нет - нет да и подтрунивал над ним:
    -Быть тебе сынок, в любви инвалидом. Я в твои годы отцом звался.
    -Нечего, батя, еще успеешь нанянчиться  с внуками,- отшучивался Виктор.
  Вся семья Любимовых страстно любила цветы. В машинах отца и сына прижатые к ветровому стеклу ( дворниками), до глубокой осени путешествовали букетики полевых цветов. Предпочтение всегда отдавалось ромашкам. Это что- то вроде семейного талисмана. Даже жители  соседних деревень знали эти две машины. Не по номерам, а по ромашкам. Бабки между собой судачили:
    -Точно, милая, если ромашка в стекле, машина обязательно остановится перед попутчиком и подвезет.
  В семье не знали, что Виктор дружил в городе с одной девушкой. Давно дружил. Дома не спрашивали, а сам не любил распространяться на эту тему. Каждое воскресенье его не было в деревне,а родители качали головой;
    -Не лень парню — 30 верст в два конца. И на работу в понедельник такую рань.
  С некоторых пор Виктора словно подменили. Ходил темнее грозовой тучи. А заварился весь сыр — бор из за Лешки — шофера из автохозяйства. Вместе с ним в армии служили, а сейчас на  выходные у них останавливался Виктор. Он рассказал Лешке, что Галя ждет ребенка .Вот уже полмесяца, как ему объявила об этом. Они очень и очень любят друг друга. У Гали через месяц день рождения, и они поженятся.
    -Ха-ха ха!  Наивное дитя! Охомутали. Ты ее  без году знаещь, а я с ней вырос. и теперь ты ее видишь в субботу, а тут без тебя на неделе наша холостая шоферня ею нахвалиться не может,- похабно язвил Лешка.
  Виктор побагровел. И сам не помнит, как с размаху заехал ему по лицу. Какая страшная сплетня! В этот день Виктор впервые напился и в пьяном угаре бросил грязные слова Лехи  Гале в лицо. Она побледнела, как снег и тихо сказала:
    -Уходи, предатель.
  На второй день Виктор пришел, но его не пустили. Он каялся под дверью, проклинал себя, но дверь не открывалась. Звонил по несколько раз на дню . Ее звали к телефону, но она, услышав его, клала трубку. Один раз, столкнувшись с ним с глазу на глаз в подъезде, где он ее поджидал , на его слова:
    -Галчонок,милый прости ….
  Она в отчаянии бросила.
    -Уйди! Видеть тебя не могу.
  В палату они поступили в один день. Мать Виктора и Галя.  Родили тоже в один день. Обе мальчиков. Галя лежала у окна,все время отвернувшись к стене. Ни с кем из женщин она не разговаривала. Родных у нее не было, а когда приходили девчонки — подружки, со слезами просила, чтобы от них ничего не брали.
  И надо же так случиться, что  и Виктор был срочно отправлен на уборку урожая вместе с машиной в одну из южных областей. К матери каждый день приходил отец и приносил цветы. Галя при виде цветов плакала безудержно, хотя и беззвучно. Вся палата, медицинский персонал стали очень беспокоиться за здоровье молодой матери и жизнь ребенка. Мать Виктора приказала приносить два букета .Один для хитрости (Галочке от коллектива и подруг). Соседки по койкам заботились, как могли. Каждая была рада оказать Гале внимание. От цветов она наотрез отказалась, сказав резко в сердцах:
    -Я не люблю цветы.
    -А вот мои любимые — ромашки, - мягко проговорила мать Виктора. Эти слова вызвали вновь безудержные слезы. Женщины — матери больше не могли смотреть на горе Галины и каждая с возмущением высказывались:
    -Кто этот проходимец, обманувший девушку? Пусть он понесет достойную кару за свою подлость.
    -Не хлопочите обо мне. Все равно я не хочу жить, - слышали они не раз от Галины.
  В одну из ночей мать Виктора села к ней на койку . Девушка прижалась к Нине Ивановне всем телом и обо всем ей рассказала. Они плакали обе: старая и молодая матери. На другой день мать Виктора об этом рассказала всей палате, нечего не скрывая. Срочной телеграммой был вызван Виктор. Они пришли в больницу с отцом. У сына под глазами были темные круги. Видно с батей у них был крутой мужской разговор.
  И еще одно совпадение в этой истории Мать и Галя выписывались в один день. Приданое малышам заранее было подвезено на двух легковых машинах. Галя шагнула к ней  навстречу первая. Виктор бледный шагнул  навстречу:
    -Галя прости....
    -Не надо, Витя, возьми сына.
  И теперь, когда на торжествах заводят песню ( Помнишь, мама моя...), я всегда с уважением вспоминаю мать Виктора .Ведь будто специально про нее написана эта песня. И особенно вот эти слова: (...Может быть мы бы с ней расстались, кто знает? Только руки твои ту беду отвели).


Рецензии