Люкс!
Поэма Леонида Губанова "Полина" в 1963 году - это что-то запредельное.
Дотоле никогда в русской поэзии не бывшее.
Лёня учился тогда в 9-м классе.
И написал ее чуть ли ни на школьном уроке.
И чуть ли ни однокласснице.
Вот ее полный текст:
ПОЛИНА
Полина! Полынья моя!
Когда снег любит - значит, лепит,
А я, как плавающий лебедь,
В тебе, не любящей меня.
Полина! Полынья моя!
Ты с глупым лебедем свыкаешься,
И невдомек тебе, печаль моя,
Что ты смеркаешься, смыкаешься,
Когда я бьюсь об лед молчания.
Снег сыплет то мукой, то мУкой,
Снег видит, как чернеет лес,
Как лебеди, раскинув руки,
С насиженных слетают мест.
Вот только охнут бабы в шали,
Дохнут морозиком нечаянно,
Качать второму полушарию
Комочки белого отчаянья.
И вот над матерьми и женами,
Как над материками желтыми
Летят, курлычут, горем корчатся -
За теплые моря в край творчества.
Мы все вас покидаем, бабы!
Мы - лебеди, и нам пора
К перу, перронам, переменам,
Не надо завтра мне пельмени -
Я улетаю в 22!
Забыв о кошельках и бабах,
Жмут руки на висках Уфы,
Как рухнут мысли в девять баллов
На робкий, ветхий плот строфы.
Душа моя, ты - таль и опаль,
Двор проходной для боли каждой,
Но если проститутка кашляет,
Ты содрогаешься, как окрик!
И все же ты тепла, и зелена,
И рифмой здорово подкована.
Я сплю рассеянным Есениным,
Всю Русь сложив себе под голову!
Давно друзей не навещаю я.
Все некогда - снега, дела.
Горят картины Верещагина
И пеплом ухают в диван!
И где-то с криком непогашенным
Под хохот и аплодисменты
В пролет судьбы уходит Гаршин,
Разбившись мордой о бессмертье!
Так валят лес, не веря лету,
Так, проклиная баб и быт,
Опушками без ягод слепнут
Запущенные верой лбы.
Так начинают верить небу
Продажных глаз, сгоревших цифр,
Так опускаются до нэпа
Талантливые подлецы.
А их уводят потаскухи
И подтасовка бед и войн,
Их губы сухо тянут суки.
Планета, вон их! Ветер, вон!
При них мы сами есть товар,
При них мы никогда не сыты,
Мы убиваем свой талант,
Как Грозный собственного сына!
Но и тогда, чтоб были шелковыми,
Чтобы не скрылись ни на шаг,
За нами смотрят Балашовы
С душой сапожного ножа.
Да! Нас опухших и подраненных,
Дымящих, терпких, как супы,
Вновь распинают на подрамниках
Незамалеванной судьбы.
Холст 37 на 37.
Такого же размера рамка.
Мы умираем не от рака
И не от старости совсем.
Мы сеятели. Дождь повеет,
В сад занесет, где лебеда,
Где плачет летний Левитан, -
Русь понимают лишь евреи!
Ты - лебедь. Лунь. Свята, елейна.
Но нас с тобой, как первый яд,
Ждут острова святой Елены
И ссылки в собственное "я".
О, нам не раз еще потеть
И, телом мысли упиваясь,
Просить планету дать патент
На чью-то злую гениальность.
Я - Бонапарт. Я - март. Я плачу
За морем, как за мужиком,
И на очах у черных прачек
Давлюсь холодным мышьяком.
Господь, спаси меня, помилуй!
Ну, что я вам такого сделал?
Уходит из души полмира,
Душа уходит в чье-то тело.
И вот уже велик, как снег,
Тот обладатель.
Не беспокоясь о весне,
Он опадает.
Но он богат, но он базар,
Где продают чужие судьбы.
Его зовут месье Бальзак
И с ним не шутят.
С его пером давно уж сладу нет,
Сто лет его не унимали.
Ах, слава, слава, баба слабая,
Какие вас умы не мяли?
Когда мы сердце ушибаем,
Где мысли лезут, словно поросль,
Нас душат бабы, душат бабы,
Тоска, измена, ложь и подлость!
Века они нам карты путают,
Их руки крепче, чем решетки,
И мы уходим, словно путники
В отчаянье и отрешенность.
Мы затухаем и не сетуем,
Что в душу лезут с кочергою.
Как ветлы над промокшей Сетунью,
Шумят подолы Гончаровых.
Ах, бабы, бабы, век отпущен вам,
Сперва на бал, сперва вы ягодка,
За вашу грудь убили Пушкина.
Сидела б, баба, ты на якоре!
Ау! Есенину влестившая
Глазами в масть, устами в кленах
Ты обнимаешь перестывшего
За непознавших, но влюбленных.
Тебе, не любящей одних,
Его как мальчика швырять.
Да! До последней западни!
Да! До последнего шнура!
О, если б знали вы, мадонны,
Что к Рафаэлю шли на Пасху,
Что гении сидят, как вдовы,
Оплакивая страсть напрасную,
Что гении себя не балуют,
Что почерк их ночами точится,
Что издеваются над бабами,
Когда не в силах бросить творчество.
Когда изжогой мучит тело
И тянут краски теплой плотью,
Уходят в ночь от жен и денег
На полнолуние полотен.
Да! Мазать мир! Да! Кровью вен!
Забыв измены, сны, обеты,
И умирать из века в век
На голубых руках мольберта.
Полина, полоня меня
Палитрой разума и радости,
Ты прячешь плечики, как радуга,
На стих мой, как на дождь, пеняя.
Но лишь наклОнишься ты маком,
Губами мне в лицо опав,
Я сам, как сад, иду насмарку
И мне до боли жалко баб!
1963
Конечно, Евтушенко и присные не могли Лёню не опубликовать.
И "опубликовали".
Выдрали из поэмы 2 строфы, озаглавили их "Художник" и дали в "Юности".
"Ну вот же вам публикация!"
Всё.
После "Художника" Леонида Губанова не публиковали более нигде.
ПАША ЗВОНКОВ УХАЖИВАЕТ ЧЕСТНО
Моя соседка по квартире Анжела была красивой и сексуальной девушкой.
Кареглазая брюнеточка с чувственной улыбкой некоего снисхождения к людям вообще.
Когда она чему-то искренне радовалась, глаза ее сияли и излучали свет.
А радовалась она в основном тогда, когда рядом с нею был я.
Анжела была первой девушкой, с какою я был близок.
Любила меня очень.
А я этого совершенно не ценил, пренебрегая ею нередко.
Искал от добра добра.
И не находил его, конечно.
Нашел его только сейчас - в своей третьей и последней супруге Мариночке - и уже навсегда.
Соседствовали мы с Анжелой лет с 13-ти.
А тогда нам было уже по 20.
Я недавно пришел из Армии.
И вечером по обыкновению завернул к Анжеле.
Все ее родственники куда-то надолго уехали тогда.
В трехкомнатной квартире мы были с нею вдвоем.
Она в тот день получила письмо от очередного ухажора.
И, ничего от меня не скрывая, сама дала мне его прочесть.
В письме были стихи:
Однажды я пришел на дискотеку,
там было не так уж много свету,
и всё-таки средь этой полутьмы
я разглядел твои прелестные черты.
Тебя на танец приглашал,
забыв спросить, как папа Вас назвал,
и не дождавшись вопроса моего,
вдруг мне сама ты задала его.
Вот так и жили мы вдвоем,
мороз трескучий был нам нипочем...
И так далее.
Я от души хохотал, прочтя.
Мол, такой графомании я еще не видел.
Анжела не смеялась, не понимая, где графомания, а где нет.
Да и что я, собственно, сам написал из стихов к тому времени?
Ерунду всякую, например.
Но зато - по ритму и рифме это было безупречно.
Но и только.
СУТЬ стихов Паши Звонкова - была ЧЕСТНЕЕ моей, например.
Издевался я над Пашей еще долго.
Цитировал приведенный выше фрагмент разным "настоящим поэтам", тоже повергая их в хохот.
Прошли годы, прошло много лет.
С Анжелой мы давно не соседствуем.
Она живет на другом конце нашей Родины: в Кривом Роге.
Но мне было отрадно увидеть, что в "Одноклассниках" инета - Павел Звонков и сейчас у нее в друзьях.
Правда, сама она не появляется там уже года 3.
Ее телефон - тоже надежно молчит.
И как с ней теперь связаться, я не знаю.
ЗАТЯНУВШАЯСЯ ВОЙНА
В 2000 году я объявил Союзу писателей в лице одного из его главных секретарей - интеллектуальную и духовную войну.
Несколько переоценив свои силы.
Потому что Союз писателей как был, так и есть, а вот я - уже кончаюсь, похоже.
Нахожусь на пределе полного душевного и физического истощения.
Их там сколько, пишущих и издающихся?
Миллионов 40 примерно.
А нас осталось - трое. (Изначально нас было 7. Но четверо - отпали, ушли в свое.)
Я да две девчонки.
Да, еще кошечка Зюся.
А до нее - кошечка Муся (Мусильда).
Вдохновляет меня только пример старшины из фильма "...А зори здесь тихие".
Праведно кричавшего в финале фашистским гадам: "5 девчонок было! всего 5 девчонок! и не прошли вы никуда, никуда вы не прошли!..."
Вся надежда у меня только на Бога, на Его праведный суд.
Потому что Союз писателей - ненужная организация здесь.
ДЕВУШКА СЕРГЕЯ КУЗНЕЦОВА, ГДЕ ТЫ СЕЙЧАС?
У моего улан-удэнского друга детства Сергея Кузнецова была девушка.
Можно сказать, невеста.
Было нам всем тогда лет по 20.
Однажды мы втроем поехали на дачу к Сергею.
Легкая выпивка, закуска и гитара.
Классический набор праздных молодых людей.
Стояла дивная летняя ночь.
Лампочка в маленьком дачном домике Сергея светила ослепительно ярко.
Мы весело болтали о чем-то.
Девушка Сергея внешне выглядела необычно.
С виду - просто, а по правде необычно.
Короткая стрижка темной шатенки, бордовый маникюр на коротких ногтях, легкое платье средней длины, легкая обувь на плоской подошве.
Сказать, что она была очень красивой, я не могу.
Но было в ней нечто такое, что лично мне нравится в женщине даже больше нарочитой внешней красоты.
В ней была эротическая нервность, тайное обещание неземного наслаждения с тем, кто ей глянулся.
Ну, поболтали, пора и песни петь.
Я взял гитару и показал им "Охоту на волков" Высоцкого.
Когда-то я исполнял его хорошо.
Не подражая, а просто вкладывая душу в суть песни.
Некий крик и надрыв там присутствовал, конечно.
Но - мой личный, а не Высоцкого.
Им обоим очень понравилось.
Сергею даже больше, пожалуй, чем ей.
Мужчины воспринимают Высоцкого совершенно иначе, чем женщины.
Мужчины понимают, о чем речь.
Женщины - алкают вдаль.
Примерно через 10 минут после моего выступления девушка Сергея изъявила желание идти на речку, протекавшую неподалеку.
Но Сергей на речку идти не хотел.
Она не настаивала ничуть.
На речку мы пошли с нею вдвоем.
Отойдя от домика метров на 200, мы взялись за руки.
А когда завернули за угол, нас просто бросило друг к другу.
Я, присев на корточки, страстно и нежно целовал ей животик.
Она стонала: "О, мое солнышко..."
Кое-как добравшись до берега, мы легли на песок.
У речки было прохладно.
Брать девушку Сергея дальше я не стал.
Какая-то сила не давала мне этого сделать.
Не то чтобы меня вдруг заела совесть перед другом детства: когда возбужден, об этих душеполезных вещах не думаешь, а как бы голос какой-то сказал мне в уши:
"Нет".
Всё ограничилось невинным петтингом и обменом странными фразами.
Это ее сильно разочаровало, конечно.
Обратно к домику мы брели, как друзья.
На улице сильно и резко похолодало.
Я снял с себя летнюю рубашку и накинул ей на плечи.
Сергей не то чтобы спал, но кемарил у себя на кровати.
Ложиться с ним рядом она не стала тоже.
Мы до утра проваландались на веранде.
Всё стало как-то тоскливо и несбыточно.
Спустя дня 4, я позвонил ей по телефону-автомату.
И неожиданно для себя начал предъявлять какие-то дурацкие претензии.
Она поставила меня на место и повесила трубку.
ИОАНН (ИЗ "БИБЛЕЙСКОГО ЦИКЛА"): 20 ЛЕТ СПУСТЯ
Это было одно из лучших моих стихотворений.
А может быть, и лучшее в суть.
20 лет назад я подарил его Олегу Шолину.
Даже не для публикации, а просто так.
Из любви к нему во Христе очень.
Олега оно тоже тогда поразило.
Он аккуратно сложил листок машинописи вчетверо и положил себе в паспорт.
...Где-то оно сейчас?
Не знаю.
Восстановить его вновь один в один - я не могу.
А позднейшие варианты меня не устраивают.
В названном стихотворении - по Милости Божьей - мне удалось дать настоящего Иоанна Богослова, любимого ученика Христа.
Оно было написано от лица самого Иоанна.
Иоанна времен принятия им Святого и Страшного ОТКРОВЕНИЯ Бога Отца на острове Патмос.
Олежка, милый, послушай меня.
Я знаю, что тебе обо мне наговорили.
Все эти зело правдивые и кристально-чистые "устюжане", например.
Не по поводу "Иоанна" (он им недоступен в принципе судьбы), а вообще.
Братствовать со мною во Христе ты больше не хочешь, конечно.
Или, вернее, не можешь.
Но если каким-то чудом у тебя сохранился текст, пришли мне его в Контакт.
Есть вещи, какие я не могу объяснить.
Если я начну объяснять их, у тебя съедет башня, Олег.
Со временем ты всё поймешь, вместишь и примешь.
Потому что Святой Иоанн Богослов призрел на тебя с Небеси Небес!
N.B. Вообще, от моего "Библейского цикла" остались жалкие крохи.
Вещи 4, не больше.
Утеряны "Суламифь", "Руфь", "Эсфирь", "Авраам", "Моисей", "Самсон", "Иезекииль", еще имен 70...
А попытки восстановить их - выглядят жалко по сравнению с тем, что было в первичном написании.
Но: на всё Воля Божья, Олег.
В том числе и на то, что происходит с тобою сейчас.
До свидания.
Любящий тебя И.
ЛОМКИЕ НОГТИ ОЛИ ПЫЛАЕВОЙ
Оля Пылаева - не делает наращиванья ногтей.
Вот мне это нравится в женщине, а ей нет.
Предпочитает длинные свои.
А они, увы, ломаются.
Особенно тогда, когда мы долго не общаемся с нею.
А что значит - "долго"?
Недели 2 примерно.
Нет меня в инете долго, ногти начинают ломаться.
Оля подравнивает концы и отпускает новые.
Любит она этот Сизифов труд.
Нет бы укрепить их чем-нибудь прочным.
Или не прикасаться к плите или стирке.
Там есть кому заняться этим.
А то пишет вот:
У нас с Лерой постирушки,
мы стираем всех подряд.
Наши мягкие игрушки
на трубе в рядок сидят...
И так дальше.
С точки зрения души - это одно из любимейших моих Олиных стихотворений.
Но с точки зрения сути - я беспокоюсь за ее ногти.
ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ ВО ХРИСТЕ
Оно и бывает-то всегда и только во Христе.
Если это не во Христе (буквально вся "эзотерика" и прочие "тайные доктрины"), тогда это не знание, а дьявольская ложь.
Тайное знание во Христе бывает двух видов.
Знание святых о нас всё и всегда.
Знание новорожденного младенца о Боге.
ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ С ПОЛИЕЛЕЕМ. 1-й ЧАС.
Так значилось в церковном расписании службы, куда я наконец-то выбрался недавно.
А то - закопался, как червь, в своих бумагах, дико устал, просто заболел...
И не был в Церкви недели 3.
И вот наконец - поднялся и пошел.
Прихожу - служба уже идет.
Взял пару записочек во здравие, занес туда имена своих любимых:
Марины
Наталии
Светланы
Елены
Максима
младенца Виктории
Ольги
Инессы
Марии
младенца Ксении
Раисы
Олега... и других.
Завтра их имена огласят на проскомидии, помолятся за них свято и животворно.
Иду в церковный придел, слушаю слова молитв и жду, когда начнется исповедь.
Я, по сути, и на службы-то хожу только ради исповеди.
Она для меня - главное.
Причащаюсь я довольно редко и с ленцою.
А вот без исповеди - жить не могу.
Ну вот, наконец, батюшка Андрей вышел на исповедь.
Честно говоря, я немного побаиваюсь его.
Но что делать: надо идти.
И как же хорошо потом!
Крылья за спиной вырастают!
Как сказал господин Бонасье о Д-Артаньяне: "Лети, голубок, лети. А мы тебе крылышки подрежем... подрежем крылышки".
Я - не Д-Артаньян, конечно.
Куда мне до него.
Ему никто и ничто не помеха.
А вот мне крылышки сатана действительно подрезает быстро.
Но час-два - ты воистину сохраняешься без греха.
А это - счастье настоящее, а не такое, к какому нередко стремимся мы.
ГЕРМАНИЯ ВО СНЕ
Когда Германия спит, то видит во сне искренний абрис моего лица.
Но не знает, что с этим делать дальше.
Розановская седеющая бороденка, за которую даже ущипнуть трудно.
Глаза какие-то не такие.
А зубов - так и не осталось практически.
Зубной протез мирно покоится в баночке с водою.
И одевать его мне надоело, например.
Перевернувшись на другой бок, Германия видит меня иным.
Ослепительно красивым и вечным.
Это ей нравится еще меньше.
Но она спит пока.
...Недавно Оля Пылаева видела во сне Германию.
Она жила там несколько лет.
Муж ее служил в ГСВГ зенитчиком.
И рассказала мне свой сон:
"Сегодня под утро мне приснился сон, будто я опять в Германии, слышу немецкую речь, понимаю её, говорю по-немецки с продавцом в овощном магазине,
я там вместе с нынешней соседкой с нашего подъезда, понимаю, что живу в Бресте и в то же время куртка, как в Нойштрелице и волосы не светлые.
Но в 7 утра телефон городской сказал время и я проснулась."
Великий Святой Пророк Даниил истолковал бы, конечно, верно, что это значит.
Я, увы, не таков.
Но обрадовался этому сну очень.
Он добрый и оптимистичный во Христе.
Оля в Германии была СВОЕЙ.
Именно урожденные немцы и немки почитали ее таковою.
Единственную из всех, живших там тогда.
Меня бы они очень боялись, например.
А где тупой безотчетный страх, там и ненависть, конечно.
Иное дело здесь.
Общение с немцами здесь, в России.
Оно мне понравилось очень.
А вот их оно шокировало просто.
Шокировало не страшно, а необъятно, так сказать.
Они НЕ ВМЕЩАЛИ сказанного и спетого мною лично для них.
Им переводили дословно.
И вскоре они потеряли себя там.
10 (МАНИКЮР) + 10 (ПЕДИКЮР)
У тебя сколько пальчиков на руках, Алиса?
10.
А на ножках сколько?
Тоже 10.
Так вот будь добра сделать, как нужно.
А нужно так: на руках - ноготки длинные, шикарные, можно даже с аэрографией, как у тебя и сейчас.
А вот на ножках - совсем-совсем короткие.
Длинные ногти на ногах, Алиса, - это ад на земле.
Срежь этот ужас немедленно.
Под корень - срежь.
Подточи их пилочкой и покрой лаком черного, например, цвета.
Всё.
ВАСИЛИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ ПЕРЕЕХАЛ В БОЛОТНОЕ
Василий Геннадьевич Волгин жил когда-то в Новосибирске.
На улице Гоголя.
Это очень тихая и уютная улица там.
Недалеко - забегаловка, где можно было выпить стаканчик-другой вина "Изабелла" на разлив.
Стоило это сущие копейки.
И Василий Геннадьевич эту скромную кафешку любил.
Жил В.Г. в коммуналке, занимал одну маленькую, но уютную и вместительную комнату там.
Как же она вместительная, если маленькая?
А вот так и вместительная по Христу: дело в том, что В.Г. бескорыстно и долго принимал у себя бездомных людей.
Был странноприимцем, говоря языком церковным.
И Христу ничего не стоило раздвигать ее до желательных пределов, когда нужно.
Внешне она вроде бы оставалась такою, какой и была.
А сутийно и веще - вмещала в себя иногда до 7-ми человек разом.
Да плюс сам Василий Геннадьевич.
А особой тесноты, между тем, не возникало в комнате.
Теснота - вопреки известной присказке - нередко несет нам именно обиды, как ни жаль.
Но однажды там поселился плохой человек очень.
Редиска конкретная.
Боксер-алкоголик.
Заблатненный до зела.
Сразу возникла и теснота.
Или, вернее, не теснота, а откровенное ЗЛО поселилось там.
И выгнало оттуда всех постепенно.
По официальной версии самого терпеливца В.Г. - он переехал в Болотное по иной причине.
Но по истине - это было именно так.
ГДЕ-ТО Я И ДОСТОЕВСКИЙ
С Федором Михайловичем меня роднит одно: искреннее постижение всего и вся здесь.
Он больше меня как писатель в разы.
Но он - писатель такой, что очень любить его, любить до смерти за него - как бы обязанность человека душевного.
У меня - обязаловки нет ни в чем.
Всё по желанию сердца.
ПАМЯТИ МИХАИЛА
Я очень люблю родного брата Достоевского - Михаила.
Он был простым человеком, а не гением.
Но при этом ЛЮБИЛ ГЕНИЯ.
Что очень сложно при жизни обоих рядом.
Невозможно, например!
МОИ ЛЮБИМЫЕ АКТЕРЫ ВО ХРИСТЕ
Их довольно много разных.
Я не всегда знаю или помню их фамилии, а справляться в инете мне лень.
Например, актер, игравший Левченко в "Место встречи изменить нельзя" (5-я серия).
Люблю Андрея Миронова (кроме роли "друга" героя Никулина в "Бриллиантовой руке").
Евгения Леонова очень люблю.
Яковлева в роли Ипполита.
(Только мне жаль, что Рязанов всё испортил, сняв "продолжение" новогодней сказки.
В "продолжении" Яковлев порою отвратен. И именно как актер.
А уж Мягков-Лукашин...)
Горячо люблю Маэстро и Кузнечика ("В бой идут одни "старики").
Да и лётчика, который себя в серьезном разговоре с Маэстро "трусом" назвал.
Его я очень люблю тоже.
Евгения Евстигнеева в профессоре Плейшнере.
Николая Караченцова.
Олега Басилашвили (кроме роли Воланда. Это не его роль, конечно).
Люблю весь актерский состав в фильме "Здравствуйте, я Ваша тётя!"
Люблю Хоботова из "Покровских ворот".
Евгения Миронова в роли Нержина ("В круге первом").
Обожаю старшину в фильме "А зори здесь тихие".
Шукшина Василия.
Леонида Филатова (особенно в "Городе Зеро").
Ну, Высоцкий - он и есть Высоцкий.
Его я люблю любого и всякого.
Хотя в кино (да и в театре) он играл по преимуществу себя.
Я люблю его КАК ЧЕЛОВЕКА прежде всего.
Как человека, мало кем знаемого, например!
ПОЧЕМУ НЕ УДАЛСЯ СЕРИАЛ "МАСТЕР И МАРГАРИТА" (ВЛАДИМИРУ БОРТКО)
Вы неправильно роли там распределили, дорогой.
Вы раскинули их, как видите ВЫ.
А нужно было - как видел Булгаков.
Он понимал, что его роман однажды экранизируют.
Да откуда же нам знать, как видел Булгаков?
Да и актеров тех в живых уж нет.
Да.
Это задача сверхсложная.
Булгаков и не расчитывал на актеров-современников.
Он надеялся именно на конец 20-го века.
А то и на конец 21-го.
Но я немного знаю Булгакова сути.
И в главном постараюсь Вам помочь.
Сериал переснять нужно просто.
Переснять с ролями по Булгакову, а не по Вам.
Булгакову брезжилось что-то смутно.
Имен этих он, конечно, тогда не знал.
Но мы-то знаем.
Воланд - нет, сейчас не смогу.
Нужно годик-другой еще вникать в Булгакова полного объема (а не только бестселлера вдрат).
Молиться нужно, помощи Божьей просить.
Вот эту молитву читать ежедён:
Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца,
Ты рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже.
Господи мой Господи, веруем в объем душ наших и сердце Тобою реченная,
припадаем Твоей благости:
помози нам, грешным, сие дело, нами начинаемо, по Тебе Самем совершити.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
ПОЧЕМУ РОЗАНОВ "ВСЁ ОБЛИЗЫВАЛСЯ ОКОЛО ДАМ"
РОзанов был очень нежным человеком прежде всего.
Это - главная черта его характера.
И если видел женщину интересную, непременно целовал ей руку.
Супруга Варвара любила Розанова очень.
И он ее очень любил.
И однажды она ему сказала: "Чего ты всё облизываешься около дам", имея ввиду именно эти поцелуи рук.
Он не нашелся, что ей ответить тогда.
Смутился просто.
ИЗБЫТОК нежности как объяснишь.
ЗРЯ Я ПОНАДЕЯЛСЯ НА ДИМУ ГАЛКОВСКОГО
Он все науки превзошел, конечно.
"Отшельники" хвалы ему поют.
Где-то утята - именно отшельники в суть.
Как природные, так и Димона.
Господи, сколько же ерунды нагородил этот Друг утят с 2006-го года точно.
А в 1992-м я подумал: вот мой брат во Христе.
Но надежда меня постыдила.
О КОМ ТРЕЗВОНЯТ И О КОМ МОЛЧАТ
Трезвонят здесь, как правило, о тех, кто вторичен в главном: в ощущении правды о любви во Христе.
А то и не вторичен, а чужд России в принципе.
Ее духу, ее стилю, ее надежде в конце концов.
Популярные люди популярным людям рознь.
Об иных так и нормально трезвонить, конечно.
Но о многих - нужно просто забыть навсегда.
О Нагиеве, например.
О Шнуре с ним.
О Розенбауме тоже.
О, много их тут.
Ксения Собчак - паче иных даже.
Молчат здесь наглухо о тех, кто представляет собою честь нашей Родины.
О писателе Владимире Орлове, например, авторе уникального романа-симфонии "Альтист Данилов".
О крупнейшем современном барде России Михаиле Щербакове.
О поэте Леониде Губанове.
Об Александре Башлачеве.
О тончайшем стилисте и исследователе языковой ткани Олеге Шолине.
О поэте Михаиле Шелехове.
По сравнению с какими все разрекламированные лекторы уровня Дмитрия Быкова или Губермана - прах и тлен!
Я БОЛЬШЕ НЕ РЕВНУЮ ЖЕНЩИН
Вот странное дело: ревнивцем я бывал порою ужасным.
Хуже Достоевского.
К телеграфным столбам ревновал.
Не всех, конечно, но некоторых своих женщин - так.
Они меня в этом искренне не понимали.
Кроме одного раза за всю жизнь.
Повод там был явный.
И меня обожгло огнем.
Сейчас я не ревную никого и ни к кому.
Меня снедает ревность по Богу.
А что это такое вообще?
Ревность по Богу - не грех, как ревность былая.
Она даже необходима человеку верующему.
Ревность по Богу - неприятие лжи вообще!
КАК ПОЖИВАЕТЕ, НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА?
Вы не волнуйтесь за супруга, пожалуйста.
Он - у Христа сейчас.
А там - лучше, чем в Вермонте, например.
Лучше, чем в Троице-Лыково.
Вы труженица и тогда и сейчас.
Будьте таковою и дальше.
И не обращайте внимания на Друга утят.
Он - сволочью стал просто.
Прежде - дурак, а теперь - нехристь.
Детям Вашим поклон от меня.
Особенно Степану.
Люблю его до зела.
Будьте здравы и хранимы Богом.
Аминь.
ЛЕРА КУДРЯВЦЕВА ВЫГЛЯДИТ ВСЁ КРАШЕ
Дома я нередко выхожу покурить на балкон.
И проходя мимо телевизора, вижу на экране Леру Кудрявцеву.
Супруга иногда смотрит ее передачи.
Лера выглядит всё краше.
Чем еще неделю назад.
Просто лучится кожей лица, например.
Мне это приятно видеть.
Но от начала до конца я передач ее не смотрю.
Мне хватает 5-ти секунд.
Лишь бы она была в порядке внешне.
Лазарев там или не Лазарев - молодец она просто.
Главное: блеск волос, ухоженные руки.
А об остальном ей можно и не думать.
Ее призвание - производить впечатление на мужчину так.
А о чем она уж там вещает - совершенно неважно.
Хоть о цене на вискарь в Бангладеше.
При этом Лера - неглупая женщина.
Это видно по ее глазам.
Но вот как-то втянулась секретничать на миллион.
А что ее гостям миллион.
Филиппу Киркорову, например.
Глупость это просто.
Отчаянная глупость праздной богемной дамы.
Так умна она или глупа всё же?
Умна.
Там еще какая-то есть передача с нею.
Не знаю ее названия.
Там Лера умничает.
Но неважно это просто.
Настоящий ум Леры - ее личный визаж да и всё.
"СТРИМ СКОРО НАЧНЕТСЯ"
Позавчера я заглянул в Ютуб.
Узнать новости о Друге утят.
А там - заставка:
Стрим скоро начнется.
Я на нее смотрю и жду, когда же начнется стрим.
Но он почему-то так и не начался.
И мне подумалось: неплохо бы стрим заменить на стрип.
Или на стрём.
Или, чего там, на срам.
НАДПИСЬ НА СВЯЩЕННИЧЕСКОМ КРЕСТЕ
Я никогда не держал его в руках.
Это не игрушка для мирян.
Но у меня был один знакомый священник, однажды написавший мне в частном письме:
"На священническом кресте есть надпись: Иисус Христос - Царь Славы".
Я задумался: что это значит?
Разве наше священство так уж славно?
Разве можно сравнить славу отца Николая Гурьянова, например, со славою Майкла Джексона, скажем.
Да.
Они несравнимы.
Отец Николай Гурьянов - БОЖИЙ СЛАВНЫЙ пастырь во Христе.
А Майкл Джексон - славен от лукавого.
Так что же: и сатана - тоже "царь славы"?
Нет.
Сатана дает славу ложную.
Она шумна поначалу.
Истерична даже.
Она делает КУМИР, например.
Омертвляет еще при жизни.
Человек становится зомби.
Потом, умерев окончательно, человек...
Ну, ладно.
Ну их всех просто.
От адистики я устал.
Слава Божья - тиха, как правило.
Священников - знают немногие.
Даже таких великих, как отец Николай Гурьянов.
Но их слава - не умирает никогда.
И с векАми - крепнет и увеличивается.
В том числе и среди мирян.
Иногда Христос может дать СЛАВУ и мирянину или мирянке.
Но это исключительно редко бывает.
Александр Исаевич Солженицын, например.
Так что же: все прославленные люди получили "славу" от сатаны?
Нет!
От Христа - тоже!
Но это пока не слава.
Это - широкая известность, а не слава.
Алла Борисовна Пугачева, например!
Мэрилин Монро, например!
Леди Гага - тоже!
Ладно.
И достаточно пока.
МЕСТА, КОТОРЫЕ Я БЫ ХОТЕЛ ПОСЕТИТЬ
Их очень не много на самом деле.
Всего 3-4.
Ну, 5. (Но это уже с натяжкой.)
Я очень хотел бы побывать в Бресте.
Никогда не был в Белоруссии.
Поехали было в Минск, в Мозырь... да в Смоленске я отстал от поезда.
Ну а главное: в Бресте живет Оля.
И мне бы очень хотелось там с нею побыть.
В идеале - справить Новый год.
Нередко меня тянет в родной Иркутск.
Он рядом совсем, но бываю я там нечасто.
Да, пожалуй, и всё, если мы о России в целом.
Из остального мира мне бы хотелось побывать в Токио.
Мне кажется, увидев этот город воочию, почувствовав и вобрав в себя его атмосферу, я бы написал нечто небывалое вдаль.
В Германию меня тянет меньше, но иногда тянет.
Особенно в Гамбург почему-то.
Ну, Нью-Йорк - я охладел к нему.
Можно и не ездить.
А когда-то просто алкал походить по нему пешком.
Что до Святой земли, знаете, она таинственно живет во мне.
Вифлеем и Иерусалим прежде всего.
Я не нуждаюсь в том, чтобы экскурсионно осматривать эти величайшие Святыни.
Евангелие Правды я ощущаю кожей и душой.
ЛЮБИМЫЕ ИСПОВЕДНИКИ
Это, как правило, 2 священника: отец Константин (ЯзЫков) и отец Иоанн (Братенков).
ПОСЛЕДНИЙ ПО ВРЕМЕНИ ВЫПУСК "ЧТО?ГДЕ?КОГДА?"
Это была финальная игра осенней серии.
Напряженная очень.
Знатоки выиграли 6/5.
А я болею за знатоков.
Сам я тугодум редкий.
За минуту ответить на сложный вопрос?
Нет.
Мне нужно для этого часов 9.
А то и месяц, например.
Лучшим игроком там стал г-н Овдеенко.
Нет.
Лучшей там была госпожа Овдеенко, а не господин.
Ей бы - и хрустальный атом.
Что же до хрустальной совы, она принадлежит г-ну Талыбову заслуженно.
В музыкальной паузе выступил там Сергей Безруков.
Проорал "Еще не вечер" Высоцкого.
Нет.
Эту песню нужно петь иначе.
Высоцкий ее не орал, а ДАВАЛ просто.
Иногда тихо, например.
Тихо для Высоцкого.
Больше всего мне понравился финал передачи.
Его украсила Варенька Визбор.
Нежно спела "Речной трамвай" своего великого деда.
Но как-то не оценил этого никто.
Все еще были под впечатлением игры.
Спасибо всем.
ПРИ ВСЕХ - ВЕРНЕЙШИЙ ОДНОЙ
В этом параграфе жизни мы совпадаем с Розановым.
Он тоже любил не одну женщину.
Довольно многих.
Но при этом - был вернейший одной.
Своей Варваре.
"ЁЖИК, ТЫ НЕ ПРОЗРАЧНЫЙ"
Так мне тихо и дОбро говорит моя нынешняя супруга Мариночка.
Если смотрит телевизор, а я загораживаю экран, встав посреди комнаты.
Да.
Плоть моя - непрозрачна.
Но стиль письма и жизни - прозрачны вполне.
ТАНЕЧКА СПАСАЕТСЯ ЧАДОРОДИЕМ
У Танечки Н. - пятеро, а то и шестеро детей уже сейчас.
А сама она при этом как была изящной куколкой внешне, так и осталась.
Мастер спорта по художественной гимнастике и уникальная танцовщица.
Но вот дает ей Бог детей.
СПАСАЕТ ее вечно таким образом.
А ее есть, от чего спасать.
КАССЕТА ЮРИЯ ВИЗБОРА (ПАМЯТИ)
Как-то мы с Олегом Шолиным и моей второю женой шли по Иркутску.
По улице Урицкого там.
И в киоске звукозаписи была кассета Юрия Визбора.
Я ее приобрел.
Песни там значились довольно редкие.
А мне было необходимо послушать и сопоставить их с песнями Высоцкого.
Тогда я работал над Энциклопедией последнего.
На съемной квартире, где мы тогда жили, они звучали несколько нереально.
Там никто и никогда их не слушал, например.
Дом был особенный.
Улица Лыткина, 84.
Кажется, ныне его снесли.
Но тогда, в 1999 году, он еще стоял и ждал этого молча.
Деревянный, двухэтажный, полублагоустроенный, с одним подъездом.
Олег Шолин не очень любил бардовскую песню.
Моей супруге она тоже была до лампочки.
Но Юрий Визбор сделал там невозможное.
Он заставил их слушать себя.
Нежно, тихо, спокойно - заставил.
Олег полюбил кое-что у него тогда.
Моя супруга - нет, но она вообще была уникальным человеком во всём и всегда.
В том числе и в молчаливом слушании песен Юрия Визбора.
Или, вернее, не слушаньи, а созерцании.
Созерцании комнаты, маленького магнитофона, меня тоже.
Ей начало казаться, что пою их я, а не Визбор.
И только для нее лично.
...Попробуем уснуть под пятницу,
под пятницу,
под пятницу.
Во сне вся жизнь на нас накатится
салазками под Новый год.
Бретельки в довоенном платьице,
и шар воздушный катится,
четверг за нас за всех расплатится
и чистых пятнице сдает...
Или:
...Здравствуй, белый пароходик,
забери меня отсюда
в край, куда никто не ходит:
ни машины, ни верблюды...
Там это звучало актуально для нее.
Да и для Олега тоже.
Жить там было трудно, в этом доме.
Он вроде и в городе, но вроде и нет.
Какой-то сельский, а не городской.
И при этом - разношерстный в смысле жителей.
На одной площадке - четыре квартиры.
В одной - торгаши, в другой - обыватели, в третьей - пьяницы, в четвертой - мы.
...Понимаете, мы иногда ПРОЖИВАЛИ песни Юрия Визбора или даже Высоцкого.
Не только свои стихи я проживал, но и других поэтов тоже.
А это подчас невыносимо.
Не знаешь, что с тобой творится вообще.
И выход тут был один: ничего никогда не слушать и не читать.
Что было для меня невозможно, конечно.
Как и для Олега.
А вот супруга моя бывшая, пожалуй, именно так и живет.
Да и всегда жила прежде.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ
Дорогой Владимир Владимирович.
Во-первых, позвольте пожелать Вам доброго настроения.
И поблагодарить за Вашу многолетнюю работу на посту Президента.
Из всего, что происходило в нашей стране за эти годы, мне не нравится только три вещи.
Страшная дороговизна на продукты первой необходимости (хлеб, чай, сахар, табак, например).
Присоединение Бурятии к Дальневосточному федеральному округу.
И наконец: существование Союза писателей со всеми его многочисленными подотделами ныне.
Всё это легко поправить.
Наказать обнаглевших ценообразователей и установить реальную стоимость данных товаров.
Вернуть Бурятию в Восточную Сибирь.
Законодательно закрыть СП, распустив их на вольные хлеба.
Всё это - позволит России вздохнуть свободней.
И поможет нам, нищим интеллигентам, выполнять свою задачу перед Богом и дальше.
Храни Вас и Ваших близких Господь!
ЛЯП ПЕЛЕНЯГРЕ
Я не знаю, кто автор текста поп-песни "Море", исполняемой Сергеем Крыловым когда-то.
Но по-моему, это текст Пеленягрэ.
Там есть слова:
Как чудный сон, свершилось всё тот час:
Тебе прибой принёс из моря друга.
Он чаровал тебя улыбкою и блеском глаз
И обещал назвать своей супругой.
Прибой иногда приносит из моря только трупы.
МАКСИМ АМЕЛИН - ОЛЕСЕ НИКОЛЕВОЙ
Стихов Максима Амелина я не любил никогда.
С первой помпезной публикации его в "Новом мире".
Они - ненастоящие просто.
Но недавно я прочел его подборку в журнале "Фома".
Среди прочих стихов (хороших в основном) там есть посвящение или обращение к Олесе Николаевой.
Оно начинается так:
Потерявши голову, плакать по волосам -
и неблагодарный, и бесполезный
труд, но плачь надрывно, на душу лей бальзам,
фарисействуй, книжничай, соболезнуй.
По форме это Бродский, конечно.
Но по сути - это именно Олеся Николаева.
Она только этим и занимается, сколько бы ни призывать ее к любви и вере ниже.
Дом ее - истинный ее дом - Литинститут просто.
Она там доселе и живет.
А жить там женщине - нельзя, например.
БУНТ НА КОРАБЛЕ ПОНИМАНИЯ
Мой главный и постоянный читатель Оля Пылаева - порою бунтует.
Бунтует тихо и про себя.
Ей всё понятно, но кое-чего она не может принять просто.
И говорит, что не поняла.
Это "кое-чего" - распыленность по жизни вообще.
Всеохватность ее до конца.
Оля жила совершенно иначе.
Монофонически, так сказать.
А у меня - квинтофония как минимум.
И она ей неприятна иногда.
Но при этом жить без моих текстов она не может долго.
Ей становится до лампочки всё остальное.
Это говорит о том, что она - стереофонична вдаль.
И однажды это стерео вырвется в мир тоже.
А вырвавшись в мир, оно оглушит здесь многих.
Особенно тех, кто понимает человека, например!
РУССКИЙ НИЦШЕ
Когда-то таковым считали Константина Леонтьева.
Потом иногда Розанова.
И тихой сапой - Даниила Андреева даже.
Больших заблуждений трудно себе представить.
Ницше немецкий был в жизни ботаником просто.
И носил очки.
Писал он иногда огненно, но если доходило до дела - стыдливо убегал в свою нору и прятался там от всех.
Леонтьев - был действователь.
Розанов - тоже.
Андреев - вообще не при чем.
Его "Роза мира", например, это не этот мир вообще.
Это - мир невидимый по преимуществу.
Русский Ницше настоящий - это я, например.
Тоже ботаник очень.
Лжи о себе в моих поздних книгах нет, но в жизни я ботаник просто.
Уединенный так, как не снилось и Ницше немецкому.
Что до очков, они у меня были когда-то.
Но как-то не стал я их носить.
То оправа не подходила, то мешали они мне физически.
Но и только.
А вообще - это так, конечно.
Правда, я иногда напивался и по пьянке бузил.
И иногда сильно.
Но всё это тоже было безобидным в своих плодах.
А любой человек узнается ПО ПЛОДАМ только.
Что бы он ни говорил или ни делал.
О Ницше немецком принято говорить, что он - "отверг христианство".
Нет.
Он его не отвергал.
Он его долюбливал просто.
Я - христианин в сути.
ИНАКОМЫСЛИЕ ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ
Инакомыслие - хорошая вещь, когда она истинна.
А истинна она только тогда, когда ты, видя мерзость запустения на месте святом, борешься с нею словом.
Россия - свята, например.
Православная Церковь - тоже.
Тело женское - свято очень во Христе!
И ругаться над ним я не дам никому.
Инакомыслие ложное - это почти всё "диссидентство" здесь и там.
Синявский, например.
Владимир Максимов, например.
Некрасов, например.
Лимонов, например.
Ну, еще человек 200 точно.
Даже у Галича в его "социальной сатире" - много ложного было.
Лучшее в Галиче - его лирика.
Ну, "Кадеш" тоже.
Солженицын был прав в своем упреке ему за слова: "...А бойтесь единственно только того, кто скажет: я знаю, как надо!"
Солженицын знал, что делать.
Он не всегда понимал, кто виноват, но что делать - знал хорошо.
Трудиться и молиться прежде всего!
И всё постепенно встанет на места.
НОВАЯ АВАТАРКА САШИ АРСЕНТЬЕВОЙ
Саша Арсентьева - поэт из Красноярска.
Максимально первичный и самобытный.
Знающий свой внутренний мир и повествующий о нем очень откровенно.
Не так давно я увидел ее новую аватарку.
Она меня поразила.
Саша лежит там навзничь, крупным планом дано только ее лицо, обрамленное небольшими белыми надувными шарами.
Они у нее везде: в том числе и на глазах.
И очень кажется, что это - надутые презервативы.
Очень порнографичное фото.
Исключающее всякий намек на то, что она будет с кем-либо близка.
Ибо дальше просто некуда.
Она там - на последнем издыхании.
В ЧЁМ КОГО ОСУДИШЬ, В ТОМ И САМ ПОБУДЕШЬ
Да, это всегда так.
Святые не ошиблись.
ДОЧЬ МОЯ КРАСИВА В МАМУ
Моя дочь Мария редко выкладывает свои новые фото.
Да и те - в час по чайной ложке.
ОДНО фото за полгода, а то и год.
А прежде у нее их было много разных.
Но потом она их зачем-то удалила.
Оставила снимков 7.
Я всё думал: зачем удалила?
А просто ее достали в инете.
Закидали дурацкими сообщениями.
"ПОПЫТКИ КУЛЬТУРЫ": ВВЕДЕНИЕ В МИР
Моя книга "Попытки Культуры" - пласт эссе в стихах и просто эссе.
Она необычна одним: информативным искренним позывом вдаль.
Всего их было 100.
Но иные - не получились.
И я извлек их прямо из содержания.
Русская Культура - не Западная Культура, например.
Первая предполагает ДОЗНАНИЕ о себе.
А вторая - уход от себя, например.
"ТЫ ВЫПИЛ 100 ГРАММ ЗА РЕВОЛЮЦИЮ?"
Мой друг Константин Тихонов на 7-е ноября опубликовал в инете актерское фото девушки.
Девушки очень красивой и эротичной.
Она стоит в черном кожаном плаще, на голове - оранжевая повязка, в одной руке вздетый кверху револьвер, а под мышкой другой -
том "Капитала" К.Маркса.
Длинный ноготок большого пальца покрыт бордовым лаком.
Карие глаза девушки горят прожекторами.
И надпись: "Ты выпил 100 грамм за революцию?"
Мне стало и больно и хорошо одновременно.
Пить за революцию я не могу.
Она УБИЛА мою Родину просто.
А хорошо мне стало от созерцания этого женского фото.
Не думаю, чтобы эта девушка пила бы за революцию.
Просто актерский этюд.
Я бы охотно выпил за СССР нашего детства и взросления.
1968 - 1986 - вот за этот период.
Скучаю по нему очень.
К тому времени наша Родина стала медленно воскресать.
Но в 1991 ее постарались УБИТЬ снова.
До конца не убили, но дошли до того, что испоганили всё и вся здесь.
И эта поганая помойка правит здесь бал до сих пор.
Есть ее представители и в Кремле.
"Многопартийцы", например!
АЛЕНА ПАРШИКОВА СОВЕРШЕННО ПРАВА
С Аленой Паршиковой я лично не знаком.
Но как-то набрел на ее страницу в Контакте.
Там удивительный мир просто.
Честный, например.
Понравилась мне там и одна открытка с надписью:
"Вы думаете, что вы гламурные стервы?
Успокойтесь, вы обычные ****и".
Алена пишет стихи.
Там есть одно из них.
Замечательное во Христе.
И сама Алена - девушка удивительная.
Вот только я так и не понял: где она живет.
То ли в Египте, то ли в Рязани, то ли в якутском Алдане.
Думаю, всё же в Египте.
Там возможно быть такою, как она.
Там - ветер даже другой.
И отношения полов, например, удивляют чистотой и верой.
ДОН ГУАН И Я
Всеми так горячо любимый Дон Гуан - лично мне глубоко противен.
Он ПОДЛ, например.
Но женщинам это нравится тоже.
Не всем, но очень многим.
Они ХОТЯТ его, например.
Да.
У меня было довольно много женщин в жизни.
Но дон Гуаном при этом - я не был никогда.
Я - вечный Лепорелло у Господа Христа.
А Христос - худому не научит.
И ничего дурного мне в путь не даст.
Дон Гуан - адский любовник здесь.
Сиречь - и не любовник даже.
Просто гордец и тщеславец своими "победами".
В нем нет главного: ЛЮБВИ к кому-либо кроме себя.
А значит, и в постели с ним было не фонтан.
ВЫСОЦКИЙ В РОЛИ ДОН ГУАНА И ГАМЛЕТА
Дон Гуан Высоцкого - не дон Гуан Пушкина.
Высоцкий очеловечил своего героя в кино.
Дал его ИНЫМ просто.
Хорошо это или плохо?
С точки зрения любви Божьей - хорошо.
Но с точки зрения актерского мастерства - плохо.
В кино нужен дон Гуан Пушкина, а не Высоцкого.
Ну, или это не кино.
Дон Гуана Пушкина - мог бы дать Евгений Миронов, например.
Но не знаю, кто бы взялся за фильм.
Швейцер в остальном - всё сделал мастерски.
Кроме роли Моцарта, конечно.
Это не Золотухин.
Это - Высоцкий бы.
Гамлет Высоцкого в театре - не Гамлет Шекспира тоже.
Это сам Высоцкий да и всё.
НАЧАЛО ПОСВЯЩЕНИЙ
Хрестоматийная страница
свечи, воистину венчальной,
как замечательная птица
в сетях великих обещаний,
как мимолетная заслуга
то клира, Господи, то мира,
чья заоконная подруга
всем сердцем Бога полюбила.
У ней же ногти, а не когти!
А это разница большая,
как между ангелом и Богом
или Религией и вшами.
Такие длинные, что, право,
я иногда и сам теряюсь,
где эта чувственная пава
отныне держит свой стеклярус.
Я сам сижу на чемодане,
чтоб ехать к ней куда не знаю.
Но всё в таком еще тумане,
что отключается сознанье.
И хочется просить о прошлом.
Как и о будущем с вещами.
Непостижима Слава Божья
в сетях великих обещаний...
2020, ноябрь
Свидетельство о публикации №222012701706