Родина надежды

***
Моя надежда родилась в Москве.
Надежда на то, что однажды и я, грешный, перестану паясничать и буду во Христе.
Надежда на спасение вечное.
Надежда на то, что мы, искренние, удержим Антихриста.
Надежда, наконец, на то, что я буду истинно любить и буду истинно любим женщиной.
Надежда не постыжает, если это честная надежда.

Москва город не очень хлебный, но очень искренний.
Там хорошо в центре.
Окраины мрачны.
А центр - благоуветлив, щедр и добр.

Да и в иных отдаленных районах хорошо тоже.
Например, на Молодежной.
Или на Текстильщиках.
Или на Щукинской.
Мрачно только на Петровско-Разумовской и далее вглубь.
Почему там мрачно так?
Наверное, потому, что там люди не верят в Бога. Фарисействуют.
В Нагатино я не был, не знаю.

А на Кузьминках тоже хорошо.
Хорошо в Домодедово.
Хуже в Бирюлёво.
А в Мячково опять хорошо.
Нет, в Москве и окраины разные.
Видимо, наличие аэропорта делает свое дело.
Есть аэропорт - добро, нету - не очень.
Москве нужны аэропорты.
По одному на каждую окраину.

Вокзалов там, слава Богу, в достатке.
И где вокзал - там отлично.
Замечательно в Москве при вокзалах.


***
Но лучшие места Москвы это самый центр.
Маяковская, Новослободская, Пушкинская, Тверская, Охотный ряд, Белорусская, Динамо, Аэропорт, Сокол.
Улица Чехова, Самотек, Цветной бульвар, Сретенка с переулками.
Арбат и подходы к нему.
Таганка.
Кузнецкий мост.
Парк имени Горького.
Чистые Пруды.
Щербаковская.
ВДНХ.
Ботанический сад.

Хорошо там до безумья.
Редко когда и на родине так хорошо бывает.
Ботанический сад связан у меня со ВГИКом и Наночкой Эристави.
Видел ее в жизни мельком 2-3 раза.
А вот связан.
Хороший она человек.
Жизни совершенно не знающий.
Живет в оранжерее.
Я люблю таких.
Ибо сам наелся "жизнью" по горло.

Вот бы кого с ДЕГом познакомить.
Его супруга все-таки из Якутска.
То есть жизнь знает.
В Якутске надежды только хоронить.
Страшное место.
Бродский совершенно прав.
Там только возле аэропорта хорошо.
Да у гостиницы "Лена", откуда виднеется трогательное кафе "Волна".


***
Москва хороша тем, что там много церквей.
Очень разных в смысле внутренней оркестровки.
На Сретенке одна, на Динамо другая, на Красной площади - третья.

Помню, я ходил пешком из храма Благовещенья Пресвятой Богородицы в Петровском парке до Казанского собора на Красной площади.
Это были лучшие прогулки по Москве.
Ходил послушать певчих.
В Казанском соборе удивительно пели две женщины.
Они вдвоем создавали полифонию звуков в Рай.
Это было непередаваемо.
Москва словно взлетала в небо.
И когда певчие смолкали, медленно приземлялась на Красную площадь.
Я тоже приземлялся.
И медленно возвращался назад: в храм, где тогда жил.
Там было по-земному сладко.
Чинно и спокойно сердцу.


***
Прежде Москва была для меня улицей Каляевской (ныне Долгоруковской).
Там мы жили и работали на автостоянке.
Сейчас там всё по-иному.
А тогда, в 1990 году, там было чудесно.
Поэты и прозаики.
Дворники и сторожа.

Наши жёны и любимые девушки.
Наш начальник господин Попов.
Добрый и щедрый человек.

"Бедные люди" Достоевского.
"Максим и Федор" Шинкарёва.
Разговоры о поэзии и философии.
Выпивка.
Новые стихи.
Там я понял, что надеяться можно только на Бога.
Надежда друг на друга иногда постыжала, ибо Христос больше.
Мы понимали это молча.


***
Еще я жил в Москве у Миши "Плюса".
Улица Станкевича тогда, ныне Вознесенский переулок.
От Моссовета вниз к храму Малого Вознесения.
Там было очень хорошо.
Как-то вдохновенно.
Чинно, мирно, обнадеживающе светло.
Храм не стал мне родным, а вот коммуналка Миши Малозёмова - стала.
По соседству жили Иорданские.
Муж, жена и их дочь.

Там я написал "Авеля".
И впервые ощутил себя поэтом.
Понял, что теперь никогда не умру.


***
В есинской общаге Литинститута было невыносимо.
Коменданты там были один другого чище.
Да и охранники тоже.

Но там я познакомился с Олегом Шолиным.
А это было больше всего остального.
Олег тоже надеялся втайне.
Надеялся на то, что однажды мои стихи прогремят по всей Руси.
Но они не гремят.
Они смиренно ждут отклика тех, кому написаны.

2018-19


Рецензии