Черное и белое

***
Годунов-Чердынцев не любил Зину Мерц.
Любящий человек никогда бы не сказал таких ужасных уничижительных слов о РОДНОЙ МАТЕРИ своей возлюбленной.
Описывая ее, матери, действительную или мнимую связь с неким балтийским бароном.
Пусть эти слова и были сказаны про себя, а не вслух.

Да и не только там.
Марианна Николаевна для Годунова - объект почти постоянных насмешек и колкостей.
Он презирает ее ничуть не меньше, чем Щеголева.
Но Щеголев - понятно, он отчим, к тому же неприятный самой Зине.
А вот с отношением к родной матери Зины - у Годунова тяжелый провал.

Ибо когда мы по-настоящему любим женщину, мы любим и ее родных.
Родителей, детей, внуков, даже подруг или друзей иногда (исключая ревность к тем или другим).
Любим город, улицу и дом, где она живет.
Любим место ее работы.
ЛЮБИМ ВСЁ ДОБРОЕ, ЧТО С ЛЮБИМОЙ СВЯЗАНО.

Если в нас этого нет, женщину мы по правде не любим.
Пользуем для своего удовольствия.
И вот это свое удовольствие - только и любим.


***
Но ведь сейчас любить вообще - как-то не принято.
Ибо сказано: "В последние времена в людях ОХЛАДЕЕТ ЛЮБОВЬ".
Неужели мы живем в последние времена?
И что может быть ужаснее этого?

"Ну что страшнее? Только Страшный Суд.
Письмо мне будет уцелевшей нитью.
Его, быть может, мне не отдадут,
но все равно, ребята, напишите..." (Высоцкий, 1964)


***
Мы все очень смелые, пока не доходит до дела.
А вот реально приставить финку к горлу - и сразу становится ясно, кто мы такие на самом деле.
А Страшный Суд Христов - это не финка к горлу.
Страшнее в разы.
Но мы в него не верим.
Или думаем: ну, когда это еще будет.

Да и частный суд Божий (над каждым умершим) - тоже невыразимо страшен.
А сколько нам осталось небо коптить?
А представь, что жить тебе - еще дня два.
Ведь человек иногда ВНЕЗАПНО смертен.

И вместо того, чтобы хорохориться, потешая аид, исповедуйся и причастись в храме Божьем Святых Христовых Тайн.


***
Анна Лизунова, художница из Москвы, любит Бога и ближних.
Это видно по ее стихам и картинам.
По ее послушанию Церкви.
По ее внешности.
Анна чувствует свою душу.
Приватно выверенную в тоску о любимом мужчине.
Анне непросто его найти.
Слишком много всяких-яких вокруг.
Режиссеров Якиных.
Анна заботится о своей маме, помнит родной уголок, понимает природу.
Москва раздражает ее.
Там просто учеба и работа.
Еще там надежда на Бога.
И только.
Но так ли это мало?

Анна любит.
Любит истинно.
А в этом залог ее счастья.
По Нагорной Проповеди Спасителя: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.


***
Ирина хочет любить.
Но уже не помнит этого.
Не помнит в смысле простого чувства к мужчине.
Ей нужно СОСТОЯНИЕ ЛЮБВИ, а не чувство.
Ведь любовь это состояние.
Чувство это привязанность, симпатия.
А любовь - состояние.

В этом состоянии она и хочет жить.



***
Мужики.
Хорош притворяться.
Скажите правду о себе хоть раз.
Скажите о любви к себе, а не к женщине.
И даже не к детям.
Хотя почему "даже"?
Женщина достойна любви не меньше, а больше, чем дети.


***
Недавно перечел "Бесконечный тупик" и понял, что его автор не будет делать работу над ошибками.
Де убери ошибки - и вся книга будет одной сплошной ошибкой.
Не знаю.
Там есть ошибки, рвущие полотно. (Например, кощунственные слова о происхождении Нового Завета.)
И их можно было бы исправить.
Но что делать, своя рука владыка.
Не заставлять же автора ВЕРИТЬ.
Да и то сказать: книга живет и льет свой тихий свет на читателя.
Меня не оставляет ощущение, что "Бесконечный тупик" писался в старой квартире Галковских на Спиридоновке.
Ощущение уюта и тусклых лампочек.
Словно автор возвращался в свое детство с каждым примечанием.
Спасибо ему за эту книгу.
Она способна даже утешить и защитить от тоски.
От осенней непроглядной русской тоски по несбывшемуся.


***
Хрустальные атомы известного клуба эрудитов (не путать с интеллектуалами) - это не только и не столько подарки "лучшим знатокам".
Это некое женственное мерцание за игровым столом и вокруг него.
Прежде всего в Алене Повышевой и Елизавете Овдеенко.
Да и в других женщинах там.
Это - светлячки женского убора (визажа).
Без которых всё было бы тщетно.


***
Лучший эрудит России - Стасик Мереминский.
Но большинство предпочитает ему Александра Друзя.
Классического величественного шарлатана Друзя.


***
Когда Стасика (финал 2018 года) презентовали бесплатной поездкой на Байконур, он смущенно улыбался и растерянно благодарил.
Ему не хочется ехать на Байконур.
Мне бы тоже не хотелось на его месте.
И надеюсь, он всё же туда не поедет.
Скажется больным.

Подобный презент лучшему эрудиту России выглядит издевательством.
Таковым и является по сути.

Друзя едва ли бы отправили в Казахстан - общаться с космонавтами.
Ему бы поднесли что-нибудь более приятное.
Например, карту ВТБ на кругленькую сумму.


***
Господин ведущий, как правило, при счете 5/4 в пользу телезрителей (да и при счете 5/5) тянет знатоков за уши, не брезгуя косвенными подсказками и
прямыми поблажками.
И хотя я болею за знатоков, смотреть на это неприятно.


***
Да, Крюк - не Ворошилов.
Тот вел игру идеально.
Царство ему Небесное, любимому телеведущему моего детства.


***
В шоу "Лучше всех" мне нравятся дети и те, с кем они приехали.
Мимолетное общение с родителями - едва ли ни лучшее, что там есть.
Как мелки и жалки все шуточки Галкина и других приглашенных "звезд" около этих детей и их родных.
Рядом с их искренностью, чистотой, отсутствием цинизма.

Но зал хохочет над каждой остротой Максима Галкина.
И тот - рад стараться.


***
Недавно туда приглашали Николая Баскова.
И я всё ждал, когда он просто скажет: "Вот я, Колян Басков, нелепый и жалкий человек, растративший популярность и разменявший свой талант по пустякам.
Денег у меня много, но это уже не главное.
Простите меня, дети.
Спасибо вам и вашим родителям, что вы даете мне шанс вернуться к себе настоящему".

И где-то он так и говорил в сердце своем.
Или мне показалось.


***
Одна из любимейших строк моих у поэта Федора Васильева: "Бесперспективно, как поле чудес..."
Нередко хожу и бубню ее про себя.

Действительно: как поле чудес.


***
Что ГЛАВНОЕ в человеке?
Мне кажется, главное в человеке - это его способность к покаянию.
Тайная (в сердце) или явная (искренне попросить прощения у Бога и ближних).

С этого начинается любовь.
И ни с чего другого она не начинается.


***
...Мы не заметили самого главного в людях.
Ни в близких, ни в дальних.

Сердце от нас сокрыто, а въяве - мы не замечаем грустного взгляда жены или мужа, неожиданного порыва к тихим слезам, смиренного молчания на наши упреки.

А если вдруг жена увидела на другой стороне улицы Божий храм и захотела туда зайти, мы раздражаемся и бросаем ей колкость или насмешку.


***
...Я своих друзей не уберег.
Иные ушли в иной мир; иные отдалились.

Как это тяжело, когда люди, некогда близкие, перестают таковыми быть.


***
Вот Оленька Пылаева - молодец в этом смысле.
Сколько я ей порою набрасывал крапивы в огород.
Особенно насчет сайта "ТП" и ее доброхотов там.

А она смиряется, прощает.
Не держит зла.

Милостивая она.
А в Нагорной Проповеди Христа: Блаженны милостивые, ибо они ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ.

Ну а что еще человеку нужно?
Только помилование Божие.


***
А моя Мариночка-Вжик?
Юленька Найкраща?
Наточка?

Всё это милостивые.
Мне бы так.
Но я редко миловал.
"Алкал и жаждал правды".
Не замечая, что в постоянном смешении страстного и возвышенного превалирует все-таки страстное.
Не потому, что оно сильнее, а потому, что такова наша натура.
Мы сделали ее таковой к своим 20-ти годам уже точно.

И если алкать нам правды, то только в том, чтобы Господь помог нам покаяться истинно.


***
Наша хваленая свобода неизмеримо хуже добровольного РАБСТВА ХРИСТУ.
Живя по своей воле, мы только всё портим, а то и гибнем вечно.
И я так жить больше не хочу.
От всего сердца прошу Христа соделать меня Своим рабом.
И чтобы Он не попускал совершаться моей воле.
Ибо она не угодна Богу.
А значит, не нужна и мне.

"Друг Христа", не говоря уже о сыновней принадлежности в духе, это, во-первых, слишком высоко, а во-вторых, слишком свободно.
Нет, я хочу быть Ему РАБОМ.
И чтобы Он карал меня за провинности, лукавство и леность.
Рихтовал мгновенно, как только я совлекусь на своеволие.
 
Только в этом случае мне бы удалось прожить жизнь не зря, исполнить Божию задачу, данную в рождении.
Только в этом случае передо мною забрезжила бы вдали неугасимая лампада спасения вечного.


***
Шуточные песни можно исполнять только на публике.
И на публике благодарной, любящей.
Там это будет уместно.
Живая реакция зала (или дружеской квартиры) - делает эти песни пригодными для слуха.

Когда же их поют и записывают в студии, впечатление от этого странное.
Ничуть не смешно никому.
Странные мысли приходят в голову: "Он что, не в себе?"

Взять выступление Высоцкого в "Кинопанораме" однажды.
Серьезные песни звучат и воспринимаются прекрасно.

А шуточные - "Канатчикова дача", "Утренняя гимнастика", "Кук" - выглядят крайне инородно в студийном пространстве.
Вышел чудак с гитарой и начал смешить сам себя.

Отсюда интересный вывод: мы смеемся только в компаниях, на людях, на публике. Попадая в некую круговую поруку смеха.
 
Когда мы одни, мы смеемся редко.
Бывает, конечно, но ОЧЕНЬ редко.
Наедине с собой мы иногда улыбаемся, а не смеемся в голос.
Например, читая или слушая (книга, журнал, компьютер, телевизор, магнитофон) что-нибудь смешное.
Да и улыбаемся ли?
Мы начинаем улыбаться, смеяться и даже хохотать ПОСЛЕ, когда встречаемся с друзьями и делимся впечатлениями от прочитанного или услышанного.

То же касается и исполнителей.
Шутить на концерте - одно; шутить в одинокой студии - совершенно иное.

Это прекрасно чувствовал, например, Александр Башлачев.
В конце жизни не выносивший, впрочем, шуточных песен даже и в больших компаниях.


***
...Недавно на "Аригус" вернулась Виктория Гарманова.
Видимо, была в декретном отпуске.
Увидев ее на экране, я испытал нежность и умиление.
Но это - совсем иные оттенки чувства во мне теперь.

От былой страсти не осталось и следа.
Я смотрел на нее без вожделения (сам удивился).

Между тем, внешне она почти не изменилась.
Но, конечно, изменилась внутренне.

В ней появилось что-то небесное.
Что-то тихое и смиренное.

У меня есть давнее, неотправленное к ней письмо.
Пожалуй, приведу его здесь.


ПИСЬМО К В.Г.

Милая Вика.
Во-первых, позвольте поздравить Вас с Праздником Весны и пожелать семейного счастья.
Судя по фотографиям, Ваш избранник - человек мужественный, положительный, достойный Вашей любви.
И это прекрасно.

Мне всегда казалось, что Ваша красота и грация, Ваша НЕПОВТОРИМОСТЬ хороша для наследных принцев и миллиардеров, а не для простых смертных.
Видимо, я ошибся.
И это - прекрасно не менее.
Иногда именно на ошибке (в данном случае - моей) и покоится верное решение: и жизнь удается.

Это письмо я начал писать Вам в надежде - объяснить себя тогдашнего.
И простите, если подобное объяснение нужно больше мне самому, нежели Вам.
Потерпите.

Когда я начинал писать книгу стихов на основании увиденных сюжетов местных телекомпаний, мною двигало вот что:
1. Чувство признательности за вдохновение.
2. Преображение реальности средствами поэзии.
3. Осмысление истинных целей и задач современной тележурналистики как таковой.
4. Установление обратной связи.

Что-то удалось, что-то нет, но попытка была честной и, как мне казалось, не такой уж неинтересной в принципе.

Это до Вас так было.
Когда же я впервые увидел Вас, то вскоре осознал, что у меня пишется уже совсем иная книга, нежели та, о какой я говорил выше.
Нейтральная (хотя и очень теплая) книга о телевиденьи постепенно преобразилась в книгу страстной любовной лирики, адресованной лично Вам.
И конечно, стала несравненно более нежной, интимной, проникновенной, алкающей Вашего отклика. Любого, но отклика.
А если его нет и нет? если автор осужден на пытку молчанием, длящуюся годами?..
Вот почему я тогда позволил себе назвать Вас "черствой", Виктория.
Ибо моя напряженная страсть к Вам так больше не могла, требуя выхода в реальность.

Но со временем я понял: вовсе Вы не черствая.
Просто Вы живете совершенно другим - и ни в каких моих поэтических засылах, внимании и поддержке не нуждались.
Да и не принято это в том мире и круге, к которому Вы принадлежите.
Простите меня, что так долго "заваливал телекомпанию" своими стихами-письмами, к тому же - написанными от руки.
Простите меня и за это письмо, как бы подводящее итог моей тогдашней жизни и бескорыстной (хотя и несколько сумасшедшей) работе для Вас.

Смотрю ли я "Ариг Ус" сейчас?
Очень редко.
Но если и смотрю, то стихов по сюжетам или прайм-таймам у меня больше не пишется.
Стало быть, книга завершена.

Но не буду лукавить: даже и сейчас, нет-нет да поглядывая на экран "Восточного экспресса", я жду там только Ваших сюжетов.
И расстраиваюсь, когда Вас на экране нет.
На мой взгляд (теперь уже спокойный, а не восторженно-влюбленно-ревнивый, как прежде), Вы просто не знаете себе цену как телеведущая и как женщина.
На месте Андрея Левантуева (к коему отношусь с уважением и симпатией) я бы не только отдал Вам основной вечерний прайм-тайм, вежливо, но твердо отправив
Алексея Фишева за кадр,
но и сделал, так сказать, первым лицом телекомпании, ее "визитной карточкой", потеснив бесспорно талантливых, ярких, звёздных Ларису И. и Инессу П.
Ибо в Вас есть то, чего нет больше ни в ком, - по крайней мере, на ТВ Бурятии.
Что же именно?
ЯВЛЕННАЯ ВООЧИЮ ЖЕНСКАЯ ДУШЕВНАЯ СУТЬ.
НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ ЛЮБЯЩЕЕ ОТКРОВЕНИЕ О СЕБЕ.
СПОНТАННЫЙ ПОСЫЛ К ОСОЗНАНИЮ МИРА КАК ТВОРЕНИЯ БОЖЬЕГО.

Всего Вам самого доброго, Вика, будьте счастливы и Богом хранимы.
Ваш телезритель И.Т.

2016, март, 8


***
...Интересно, где сейчас Наденька Сахаровская?
Болтун и лубочный видеосмайл Познер привлек ее к себе в "работу".
Но она там долго не сможет.
Она для этого слишком нежная.
Душа ее не выдержит долго.
Вокруг Познера пространство лжи.
Он давит всё вокруг.
И стебелёк.


***
А Наденька Кузнецова?
Устюжанский район Вологодской области.
Вот кто тоже милостивая.
Щедрая, заботливая, всепрощающая.
Как она там?
И как ее подруга Галя?..


***
Я не дон Гуан.
Совершенно иной путь, истина и жизнь.

Дон Гуану до женщин - кроме минутного удовлетворения похоти и пошлой гордости своими "победами" - дела не было никакого.
Мне есть дело до всех женщин, каковых я когда-либо знал.
В смысле БЛАГОДАРНОЙ ПАМЯТИ о них.


***
Кстати, как и Соломону.
Как и Христу.
Но Христос - больше в своей любви и заботе.
Христос Небесен, а не приземлен, как мы все.
Великий Архиерей.
Священник по чину Мелхиседекову.
То есть Священник, освящающий всё вокруг.
Христос Плотью не алкал никого и никогда.
Но Он давал неизмеримо большее.
СПАСЕНИЕ ВЕЧНОЕ.

Христос знал и понимал природу человека лучше нас.
И прощал блудниц.
Они тянулись к Нему.
И любили Его очень.

...Мы на земле, а не на небе.
Нам необходим секс.
Но он должен быть по любви, а не за деньги.
По любви.
Секс за деньги - ад на земле.
Страдание от него неимоверное.
Смерть души.
Господи.
Сохрани нас от этого ужасного секса за деньги.
Аминь.


***
Мир похож на немого.
Сказать о главном никто не может.


***
Уж велии-то писатели грэнда.
Где они все?
ДЕГ занят "Вам телеграмм".
Олег Шолин изучает ткань языка.
Федор Васильев думает о любви.
Миша Шелехов ропщет на быт.
Олег Шкуропацкий примеряет на себя интеллект.
Женя Кравец примерно занят розыскными мероприятиями.
И так далее.


***
Нужно заступить собою женщин.
Помочь им реально.
В том числе и деньгами.
Кому они действительно необходимы.
На самое насущное.
На детей.
Таковых много.
И денег нужно много.
Давайте работать на это.
Очень это нужное дело.


***
Давайте так сделаем.
Вот начнем получать гонорары за писанину - давайте их скапливать в одном месте.
А потом раздавать женщинам.
Я бы Женю Кравца на должность держателя кассы поставил.
Он честный.
Шолин тоже, но он всё потеряет.
Задумается о своем и выронит сейф из рук.
Федя может взять на опохмелку.
Миша очень разумен.
Не дай Бог приобретет себе ваучер.
Олег Шкуропацкий может поехать отдыхать.
Нет.
Лучше Женю Кравца.


***
Касса безвозмездной помощи женщинам с детьми.
Да и одиноким.
Вдовам.
Или незамужним.
Короче, женщинам.
Да плюс храмы.
Им тоже помогать надо.
Россию поднимать нужно с чего-то начать.
Я предлагаю с этого.


2018-19


Рецензии