Плацкарты

***
...Давно я не ездил в купе.
Последний раз это было когда же.
Году в 1999 - с отцом.
Мы ехали из Иркутска в Улан-Удэ.
Стояла теплая осень.
В купе мы были вдвоем и выпивали дорогою.
Но не бурно, а так, по-домашнему. Под байкальский горячего копчения омуль и тихие разговоры.
И пожалуй, это было наше последнее душевное общение.
У меня тогда книга вышла.
Отец ее прочел и сказал: "Ну на каждой странице ОТЕЦ!"

Да, папочка. Почти на каждой.
Тоска по отцу. Или, вернее, Отцу.
Вот не общались мы с тобой почти при твоей жизни.
А не стало тебя - и мне было плохо, я очень плакал.
Прости меня, папочка, за всё.
Я не хотел вас позорить.
Я хотел быть искренним.
Но искренность сама по себе - еше ничего не значит.
Нужно непрестанно помнить о заповедях Божьих.
А я о них не помнил.
А если и помнил, то не исполнял.

Спасибо тебе, мой родной, за ту поездку.
С тех пор я не ездил в купе.


***
...Ты ушел от нас ранней весною, и пред уходом Господь сподобил тебя Причастия Святых Христовых Тайн.
А это - дарит надежду на твое спасение вечное.
Помолись там о нас, грешных, а мы здесь будем молиться о тебе.
И мама, и Мариночка, и я, и твоя любимая внучка Вика.


***
Мне кажется, Дмитрию Галковскому тоже нужно попросить прощения у своего отца.
Искренность искренностью, а быть безжалостными к своим родным мы не имеем права. Неблагодарными быть.
Значит, и нелюбящими?
Увы.


***
Как тепло и тактично написал Розанов о своей маме. Именно ЖАЛЕЯ ее.
И с какой любовью - о семье Варвары Дмитриевны.
А ведь в искренности ему тоже не откажешь никак.


***
Да. Розанов - не ты и не я. Или, вернее, он и ты и я, но без огненного самолюбия.
А Набоков в "Других берегах"? Какое ПОЧТЕНИЕ к родителям.


***
Чтобы говорить о родителях, нужно побольше прожить на свете.
"Бесконечный тупик" написан совсем молодым человеком.
Как и мой "Монастырь".
А молодые люди - кто же в своих оценках.


***
Вообще, без Церкви человек - естественный хулиган.
А я, даже порою живя при храме, всё-таки был БЕЗ.
Просто решал свои бытовые проблемы за Ее счет.
Чтобы было где в чужом городе покушать и голову преклонить.
Кто же мне мешал честно трудиться и молиться - уж если не от большой веры или любви к Богу, то в благодарность за стол и приют.
Но ведь пить и шататься по городу интереснее. Особенно - для "талантливого поэта".
Да что там талантливого. ЛУЧШЕГО И ПЕРВОГО просто. Но воистину: станут последние первыми и первые последними.

И всё-таки, даже пусть и был я в то время типичным лжебратом, а Храм Благовещенья Пресвятой Богородицы в Петровском парке Москвы - заронил в мою огрубевшую
душу зерна покаяния.
Да, с постоянными падениями. Да, с побегами в мир. А то и с враждою к МАТЕРИ-ЦЕРКВИ (не оценили "гения").
Да как же тут ни кричать с евангельским РАЗБОЙНИКОМ:
По делам моим достойное приемлю, Господи! Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое!

А чудный мытарь с его: БОЖЕ, МИЛОСТИВ БУДИ МНЕ, ГРЕШНОМУ!


***
Фарисеи мы, господа.
Вот и не выходит правды.


***
Но пожалуй лучший обобщенный символ современной (да только ли современной?) интеллигенции - это Понтий Пилат.
Есть, конечно, среди нас и Каиафы, есть и Ироды и, чего там, Иуды.

Но вот ОБЩЕЕ - именно в Пилате.

Михаил Булгаков, написав в своей сути ужасно ложную книгу, с Пилатом как архетипом - угадал верно.
Мы большие мастера разглагольствовать о Истине.
Но как только доходит до дела - мы моментально умываем руки и отдаем Христа на Распятие.

Отдаем уже тем, что не признаём Церкви Христовой.
Нам подавай Христа лично. Здесь и сейчас.
"Мы чего-то не договорили с Ним или, возможно, не дослушали".

И с наслаждением хлещем по щекам свою МАТЬ, крестившую нас, молящуюся о нас, дарующую нам в Святых Христовых Таинствах - прежде всего
Исповеди и Причастия - спасение вечное. Избавляющую нас от ада - внутреннего и внешнего.

Ну, хлещите и дальше, господа.
А мне, грешному, позвольте откланяться.
Потому что лично я не вижу в Церкви никакого изъяна.
А вижу совсем иное: что Христос И Церковь СУТЬ ОДНО.

Христа нет вне Церкви.
Как и Церковь - не может быть без Христа.
Ибо Христос - в Таинствах.
А Таинства - только в Церкви.


***
Да и то сказать: неделю не поисповедуешься - и жить не хочется.
Душа плачет, скорбит.

А если годами жить без Исповеди?
Ад в душе, ад в совести.

Да, можно совесть убить. И убиваем нередко.
Но - что же в этом хорошего? Что за счастье в этом?

Вот почему мы так несчастны.
И больше - ни почему.


***
Когда мирские люди глумятся над священниками или монахами - на земле исподволь водворяется ад.


***
Да что там рядовые священники, добрые приходские батюшки, крестившие нас и наших детей.
Нам и Патриархи - не указ.
"Я, папася, усех сильнее".

Ну-ну.

И как тут не вспомнить Башлачева: "Славно на земле, где ВСЯК - ВСЕМУ ГОЛОВА".
Верно. Это, увы, так.


***
Каждый из нас однажды будет умирать.
Помоги, Господи, моим любимым.
И тем, кого я хоть однажды обидел.
И тем, кто обижал меня.


***
Полемизировать с Розановым - крайне сложно.
Человек сказал о многих явлениях с разных сторон.
И при этом - действительно - согревает душу, делает ее чуткой, сострадательной, милостивой даже.
"Сахарна" - чудесная книга.

Так.
Но о Христе и Церкви - с разных сторон не скажешь.
Или, вернее, сказать-то можно, но это будет неправдой.
Христос и Церковь - НЕПОРОЧНЫ, СВЯТЫ И ВЕЧНЫ.
Какие же тут "разные стороны", "точки зрения"?
Верь! Молись! Кайся во грехах!

Раба Божьего Василия захватывало неясное.
Он не мог себя сдержать в том, что не укладывалось в его понимание правды Божьей.
Отсюда - ошибки, пробелы, срывы.
Зацикленность на том, что Христос и Отец - далеко не одно.
Дух Ветхого Завета - ломает Розанова.
Ломает в смысле отягченности правдой воздаяний.
А Новый Завет, истинствуя, обрекает Розанова на самочиние.
Обрекает на самочиние?
Что же это такое?
Только то, что Свобода Нового Завета дозволяет Розанову пристально самовыявляться в слове.

Христос и Отец - Едины в Троице.
И ничего Христос от Себя - вне воли Отца - никогда не говорил и не делал.
Здесь Розанов просто слепотствует.

Ветхий Завет исполняется Новым, а не отменяется - по Розанову.
Но это уже азбука Православия.
А мы сказали выше - о самой сути розановских поражений Христу.

Антисемитизм Розанова - глубок и несколько отягчен местью за Андрюшу Ющинского.
Бейлис - виновен.
И эта вина падает на евреев.
Кроме того, их засилие в печати - не оставляет Розанова равнодушным.
Плюс "сосущий хобот".
Всё это Лев, а не Агнец.
Лев мировых оскорбленных душ.
Правды и правоты там - процентов 60.
Много.
Но всё же - это не вся правда.
Оставшиеся 40 процентов - взывают к Богу о помощи.
Просто - скорбят с Розановым.
Просто - хотят Бытия. Для русских так же, как и для евреев.
То есть - хотят Божьего, а не своего только.
Вот это уже вся правда.

Позднейший поворот Розанова к иудеям вызван не только разрухой.
Но и оправданием их в сердце.
Оправданием именно христианским.
Прощением за их совокупный мир.
Свет "Апокалипсиса нашего времени" мистичен только в том, что Розанов рад тому, что явилось.
Рад в смысле полного принятия креста.

Что до писем к Голлербаху, это опять уход в непонятое.
И выход из него.
Выход в Православный СИМВОЛ ВЕРЫ, отлученный от непонимания сути Божьего Троичного Единства.


Агнец - лучшие книги Розанова.
Какие?
"Уединенное", "Опавшие листья", "Сахарна", "Русский Нил", "О писателях и писательстве", "Сумерки просвещения", "О Понимании".
"Семейный вопрос в России", "Около церковных стен".
Агнец светлых начинаний сердца.

Есть у Розанова и книги иные.
"Люди лунного света" - испуг от монастыря.
"Во дворе язычников" - приватное мифотворчество о древних мистериях, суть коих - проникнуть за видимый мир, вернуться к Началам Творения.
И наконец "Смертное" - признание о себе близким людям.

Еще книги Розанова - милостивая забота о тех, кто ему дорог. (Например, "Литературные изгнанники".)
И - наоборот - война с теми, кто ему не нужен. (Например, "Мимолетное".)
"Черный огонь" - исключение.
Это - попытка выразить дух революции, мировых потенций разрушения.

Россия Розанова - жива.
Она - свет его книг.
Она - мир и любовь к Богу и ближним как к самому себе.


***
Иногда к Розанову восходит Марина Цветаева.
Прежде всего в письмах к Тесковой и Вере Буниной (Муромцевой).
В отдельных статьях и эссе.
Розанов больше, но он признаёт ее в этом.

Достоевский - отвечает Розанову в стремлениях последнего.
Пушкин - отвлекает Розанова от быта и борьбы за семейное счастье.


***
Набоков и Розанов - антиподы, но какие.
Два направленных друг в друга зеркала.
Возникает зеркальный коридор.
И в нём виден Агнец Слово.
А Лев - приближается, как Второе Пришествие Христа на Небеси.


***
...Охладеваю я постепенно к светской культуре.
Духовные книги мне нравятся больше.
Книги из церковной библиотеки, где трудится моя Мариночка.


***
Что же я сейчас читаю?
"Четыре путешествия Апостола Павла".
Ей-ей, это не хуже знаменитого ДЕГа.
Который, впрочем, тоже путешествовал в Минск, Псков, Питер, Красноярск.
Да Америка.
Да Эмираты.

Даже Исландия есть.


***
Восставая на Христа и Церковь, мы восстаем на Отца Небесного.
И Дух Святой отходит от нас.
Мы остаемся одни.


***
Бесы только на картинках занятны.
А в реальности они очень опасны.
Так опасны, что человек может потерять даже свои драгоценные мечты.
Ибо когда бес входит в человека, начинается реальная страшная мУка.
Человек начинает понимать, что такое ад.
Все прибаутки на эту тему кончаются навсегда.


***
Иным людям не объяснишь, что без Христа и Церкви они не прожили бы и секунды.
Бесы разорвали бы тело и увлекли душу на муку вечную.
Очень это так.


***
Церковь молится за всех - за верующих и неверующих.
И без этой мощной защиты - мир рухнул бы весь и тут же.


***
Велий бестселлер Булгакова - обольстителен.
Он именно обольщает.
Но за гробом или при одержимости бесом все обольщения кончаются.
Реальный сатана - не Воланд Булгакова.
И своих поклонников и апологетов реальный сатана тяжко мучает с особенным удовольстием.
Тою мукою, какую люди не придумают.

Какой уж тут "вечный покой".

Булгаков обманулся и обманул, - как сказал бы здесь Василий Розанов.


***
Гении литературы вообще склонны лепить из сатаны - Бога.
Ужасное заблуждение.
Великая подмена и великая ложь.
Великие люди - и обманывают по-крупному, обманувшись сами.


***
Взять персонажа помельче.
Всеобщего любимца Остапа Бендера.
На мой вкус - он просто отвратен.
Но мы все его обожаем с детства.
Остап то, Остап сё.

А персонажи культовой "Бригады"?
Это ли ни великолепная четверка?
Тьфу.


***
Вы будете смеяться, но я скажу, что даже архивариус Коробейников "Двенадцати стульев" при всем его корыстолюбии симпатичен мне более Бендера.
А уж Киса Воробьянинов - просто доведенная до отчаяния жертва великого симпатяги Остапа.
Коробейников и Воробьянинов, как и отец Федор, покаются и к Богу придут.
А вот Бендер и его современные детки - едва ли.


***
Скажут: вы не понимаете юмора.
Очень понимаю, поверьте.


***
Любимый персонаж Розанова - Шатов.
Я плохо помню книгу Достоевского. Давно не перечитывал.
Но не могу не сказать, что Достоевский в "Бесах" куда правее Булгакова и Гёте.
Там выражена суть бесовщины.
И просто и ясно.


***
А уж творения святых на эту тему - должны стать настольными книгами писателей мира.
Это развеет морок, наведенный на мир "Мастером и Маргаритой".
Святые не лгут.


***
К чести Булгакова могу добавить, что МАССОЛИТ, сиречь Союз писателей, там представлен верно.
Частности в романе - превосходны.
Есть просто восхитительные главы (например, "Сон Никанора Ивановича").

Ошибка В ГЛАВНОМ.
А главное - это фигуры Воланда, Иешуа Га-Ноцри и их взаимоотношения.
О Пилате я уже сказал выше.

Любовь Мастера и Маргариты неважна в оттенках сути.
Она достаточно тривиальна.
Одинокий пишущий интеллигент и праздная замужняя дама.
Это всё понятно.

О главном.
Конечно, Га-Ноцри - не Христос и Воланд - не сатана.
Но если бы они и были теми, кем мнилось у Булгакова, то тогда тем более всё было бы совсем иначе.
Га-Ноцри униженно ПРОСИТ Воланда о том или о сём.
И Воланд величественно снисходит до его просьбы.

Но, во-первых, у Христа с сатаною согласия нет.

Во-вторых, зачем Христу просить кого бы то ни было о чем-либо?
Он, в отличие от сатаны, истинно ВСЕСИЛЕН.
И волен Сам воздать каждому по делом его.

В-третьих, сатана не может не обмануть.
И вместо вечного покоя Мастер и Маргарита оказались бы в ужасном адском месте, доверься они сатане так, как доверились.


***
Наша беда в том, что нас воспитала Художественная Литература, а не Церковь.
Вот и стали мы тем, кем стали.
То есть - "ерундой с художеством".
Sic.


***
Нам - "на первых порах" - нужно научиться только одному: видеть СВОЙ грех, а не ближнего.
И по возможности - искренне каяться в нём.
Остальное - приложится свыше.


***
Позавчера мне исполнилось 50 лет.
А я всё еще "на первых порах".


***
Нечем нам хвалиться, дорогие наши.
Решительно нечем.

Давайте лучше Акафисты читать - Господу, Его Пречистой Матери и Всем Святым.


***
Чего же я хочу поистине?
Чтобы Господь помиловал меня и моих любимых. Простил нам грехи и спас вечно.
И чтобы нам увидеться т а м. Где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.
Этого я хочу более всего.


***
ВСЕ СПАСУТСЯ - КРОМЕ МЕНЯ: так совершенно искренне полагал о себе один невидный святой.
Это - великая мера любви к Богу и ближним.
Вот в какое устроение души и духа я хотел бы прийти.
Но мне страшно.
Я так любить не могу.
Мне хочется быть там, где мои любимые будут. Где бы они ни были.
И если бы Господь сказал мне: ВСЕ ОНИ спасутся, а ты пойдешь в ад, - я бы зарыдал и молил о прощении.
Но если бы это было единственным условием спасения моих любимых людей - я плАчу сейчас, - зажмурившись и крича о пощаде, я бы сказал: Аминь.
ПРАВ ТЫ, ГОСПОДИ!


***
Нужно верить в силу молитвы.
Она сильнее денег, интернета, влечения полов, общественного положения.
Патриарх Кирилл совершенно прав.

Но мы слишком немощны и маловерны. А главное - самолюбивы.
И все равно - нужно пытаться.
Ибо сказано: сила Божия в немощи совершается.


***
Иногда, оставаясь в комнате один, я беру в руки гитару и играю сам для себя.
По преимуществу - Высоцкого. Чаще всего - "Балладу об уходе в рай".
По-моему, это одна из лучших его песен.

Как и у Башлачева - "Всё будет хорошо".

Высоцкий - из времени; а Башлачев - из вечности.

Вечности любви Божьей к нам.


***
Жаль, что Дмитрий Евгеньевич не любит поэзии (кроме той, что представлена в "Уткоречи").
Он мог бы сказать нечто новое о Губанове, например.
Да и о Башлачеве.

О Высоцком он уже сказал.
И с этим сказанным - здесь следует интонация Шарикова - "Да не согласен я!"
Не так всё это.
А как - я попытался выразить в Поэме-Песне "Девушка по имени Люблю" (2010).
Каковую историку и философу едва ли осилить: 70 рукописных страниц. Неподъемно.

Так мы и не встретились с ДЕГом.
Не любит он поэзии.


***
Нам нужно работать параллельно.
И ни о чем не сговариваясь.
Вот как сейчас.
Какой же, Вашество, сговор, если люди друг с другом незнакомы по факту.
Но это незнакомство обещает многое.
Например, истинность вдаль.
Сиречь - постоянную работу над ошибками.


***
Через мою литературную деятельнось прошло чрезвычайно много соблазна.
ДЕГ в этом смысле чище меня в разы.

Но у меня есть одно качество, которого ДЕГ не имеет.
Это качество - вера в Бога и Богу.

Правда, я нередко обманывался и обманывал - в том смысле, что принимал вербальные внушения извне за божественное откровение.
Это, конечно, архиплохо.

Но теперь я одумался.
И страданием навЫк к послушанию Любви.

Что невозможно без Церкви, без Исповеди и Причастия, без молитвы и поста.
Невозможно.
Будь ты хоть сам Розанов.


***
Да. Моя нечеловеческая попытка в одиночку, лично живя во грехе, "удержать Антихриста" окончилась жесточайшей душевной катастрофой.
Я потерял себя.
Но это еще не значит, что русская религиозная философия невозможна в принципе.
Просто для этого нужно ЖИТЬ ПО-БОЖЬИ.
Что, кстати, не так уж и трудно.

Ее зачатки есть, например, в письмах Оптинских старцев их духовным чадам.
Это именно философия - и именно религиозная.
Но насколько она русская? - Оптинские старцы едва ли замыкались на национальном.
Ибо несть уже ни эллина, ни иудея, но человек.

Их религиозная философия русская в том смысле, что она мыслится и выражается на русском языке.
А вообще - она всехняя.
Разве не так?

Замечательный религиозный философ - архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Да и из ныне живущих - протоиерей Димитрий Смирнов и профессор Алексей Ильич Осипов.


***
Мы окрадываем себя сами.
Взять меня.
"Не хочу учиться, а хочу жениться".
А женившись, не ценил того, что есть.
Первый брак, другой, третий...

Прости меня, Господи сил.


***
Моя боль не в том, что книги не издавали.
Моя боль в том, что я недостоин Мариночки.

У меня почти постоянное алкание в сердце.
Редко-редко "галки намазанные" (как именовал женщин юный Серафим Саровский) оставляют меня равнодушным.
И чем они более намазанны - тем больше мне по душе.
"Ах, ах, высокий класс!" - по Авессалому Изнуренкову - на каждую красивую женщину.

- Радость моя! счастья тебе и любви! помоги тебе Господь!


***
Родина - это любимый человек.
А кого я люблю больше всего на свете?
Мариночку и Наташу.
Улан-Удэ и Иркутск.


***
Небесная моя родина,
отсюда ты не видна,
как искренняя мелодия
и ласковая волна.

Но словом твоим, мотивами
я жив на земле пока,
святыми аккредитивами
свободного языка...


***
Вжик и Ёжик.
Ёжик и Зюся.
Зюся и Вжик.

Это наша семья.

Наточка.
Ты тоже наша.
Даже если не знаешь о том.


***
Ты наша уже потому, что моя душа непрестанно болит за тебя.
И я не могу превозмочь эту боль.


***
Есть у меня еще одно горячее желание.
Требующее немалых средств. (Которые где же взять.)
А именно - воздвигнуть храм в честь святых мучеников Андриана и Наталии.
В Иркутске, в Академгородке.


***
...Выйдет Наточка утром, а тут - храм.
И зайдет, и помолится, и поставит свечи.
Записочку подаст о здравии своих родных. Может, и обо мне вспомнит.
Как бы хорошо.

Далековато от них ближайшие храмы-то сейчас.
Улица Польских Повстанцев, железнодорожный вокзал, центр, Лисиха...
Как ни крути, а надо ехать.

А тут - вот, рядом.

Это - очень желание мое.
Конечно, утопическое.
Но и утопии иногда сбываются во Христе.


***
Ну, и нашему храму Свято-Троицкому в Улан-Удэ помочь. Да и епархии в целом.

Прийти к Владыке Савватию с большими деньгами: так, мол, и так, Владыка, вот Вам сумма на завершение строительства Кафедрального Собора в честь
Успения Пресвятой Богородицы Марии.
Ну, остальное - на Ваше архипастырское усмотрение.
Благословите, отче.

Простите меня, грешного, но вот как-то нет у нас храма в районе "Саян". А ведь район большой там, Владыка. Как Вам кажется?
Давайте и там храм воздвигнем.
В честь святой мученицы Марины.

Мне кажется, Владыка бы поддержал это начинание.
Конечно, решать было бы ему, а не мне.
Но я бы со своей стороны сделал всё, что можно или угодно Богу Любви.


***
...За тех наших ушедших, о коих мы не знаем, были они крещены или нет, или просто за некрещеных, нужно молиться и ставить свечи Святому Мученику Уару.
Это великий святой, вымаливавший и тех, кто не сподобились Крещения при жизни.

...Как Вы там, дядя Володенька? Ваша могилка в далеком Согдиондоне; и мы не знаем, крещены Вы или нет.
Но мученик Уар Вас вымолит. Верю в это, мой хороший.


***
Поселок Согдиондон, где родилась Наточка, почти брошен ныне.
Но дорог мне очень.
Глядя на фотографии этого чудесного поселка, мне хотелось плакать.
Мир мой как-то сжался от того, что я увидел.

Интересно, сохранился ли дом, где их семья жила прежде.


***
Долина ветров.
Поезда туда не ходят.
Самолетом из Иркутска до Мамы, а дальше на авто по разбитой дороге.

Мама. Удивительное название районного центра. Нежное и любящее.

...Наточка перевезла жить свою маму в Усолье-Сибирское.
И нередко бывает у нее, помогая по дому.
И где-то Усолье - это тоже Мама, только куда более близкая.

Вообще, названия сибирских городов и весей - замечательны.
Мама, Мирный, Светлый, Удачный, Усолье, Черемхово, Монды, Новый Уоян...

Я вдруг понял, что никуда не надо ехать.
Вся Россия живет у меня внутри.


***
Искренняя боль Розанова за семью Повало-Швейковских ("Около церковных стен") мне очень понятна и близка.
Эти фрагменты я, тогда еще далекий от Церкви человек, прочел с большим сочувствием.

Но там нет главного: надежды на Промысел Божий.
По Розанову - Повало-Швейковские забыты Христом.
Что, конечно, далеко не так.
И за все их страдания на земле - они не остались без утешения в мире ином.
Который больше любых наших представлений о праведном воздаянии или о счастье.

Но к чести Розанова следует сказать, что его мера горячего сочувствия даже лично незнакомым людям - это очень большая мера.
Царствие Небесное Повало-Швейковским, Царствие Небесное рабу Божьему Василию, их страстному заступнику на земле.


***
Из всех монастырей, где я - неблагоговейным туристом - бывал прежде, мне сейчас более всего помнится Троице-Сергиева Лавра.
Преподобный Сергий словно бы лично окормляет там всех и вся.
Его отеческую заботу нельзя не почувствовать.

Да, впрочем, и в любом монастыре - так.
Просто мы зачастую едем туда не за тем.
За внешними впечатлениями, а не за внутренними.
Именно туристами, а не паломниками.

...А на обратном пути мы с Мариночкой сподобились побывать у блаженной Матронушки.
Это уже Москва, две остановки на троллейбусе от Таганской площади.
Покровский женский ставропигиальный монастырь.
Как там удивительно тихо и благостно внутри.
Как там ВСЕПРОЩАЮЩЕ, дорогие наши.


***
...В.В.Розанов окончил свои дни в Сергиевом Посаде.
Человек, представлявший своими сочинениями страшную угрозу для монашества, в последние дни своей жизни
пришел к Великому Игумену Земли Русской - за последним утешением и помощью.
И тот не оттолкнул его.


***
Одно из самых обнадеживающих благословений, когда-либо полученных мною от священников, это благословение отца Димитрия Смирнова со словами:
"НИКУДА ТЕБЕ ОТ ХРИСТА НЕ ДЕТЬСЯ!"
Батюшка так истово это сказал и истово же - благословил.
И во мне всё замерло от странного счастья. Счастья как надежды на спасение.

Ибо кто я тогда был?
Горе-послушник на церковном содержании.
Мечтающий о женщине, которую заливал стихами, как африканским ливнем.
Я в этом смысле женщин вообще "облагодетельствовал" как никто.
Ладно бы - одно стихотворение посвятить.
Нет, писал им стихи сотнями и книгами.

Я точно знаю, что здесь не графомания, а вот именно - желание "дать явление с разных сторон".
Например, явление собственной страсти к незаконному сожительству или к семье.

Ладно, если вы оба одиноки, как тогда, это еще простительно.

А если женат? и она - замужем?

Тогда это просто - соблазнительные слова и нарушение Божьей заповеди.
А если там у меня и бывали стихи чистые и светлые, то они тонули в море страстного отношения и алкания в секс.
В миру это называется - "любовная лирика".

Но вот факт: все крупнейшие "любовные лирики" заканчивали, как правило, очень плохо.
Кого ни возьми.

Потому что нарушали непреложные духовные законы. Которые ой как непреложнее законов физических.


***
...И только Ирочка Русина заметила, что всё же лучшие стихи - это стихи, посвященные моей Марине.
Почему? - не потому ли, что они не содержат в себе соблазна? а вот именно веру, надежду, любовь? зачатки покаяния? благодарность за всё?
И пусть она не выразила этого прямо, но почувствовала именно так.
Многая лета ей, милой.


***
Вот как-то Розанов и Набоков - каждый по-своему - умели отделять зерна от плевел.
У Набокова ли в книгах мало соблазнительного?

Но ЖИЛ-то он при этом всю жизнь с одной женщиной - своею женой.
И ЕЙ посвящал многие свои книги (что, в общем, и обезопасило его перед натиском мира).

Розанов тоже, как ни "невестился" порой, а без благословения своей Варвары Дмитриевны обойтись не мог.
Именно СЕМЬЯ - стержень его бытия и быта.

Я же сделал себе "семьей" весь женский мир.
Тихой сапой, частно-лично, страстно-нежно и искренне: поэзия и жизнь - слились у меня в одно.
"Он живет, как пишет".
И отделить в этой "поэзии-жизни" зерна от плевел - крайне сложно теперь.


***
...Моя Мариночка просто СМИРИЛАСЬ с моей любовной лирикой для других женщин.
Без скандалов и упреков, без осуждения.
И в этом ее непреходящая победа надо мной и моей страстной "творческой натурой".


***
Есть ли у меня книги (или отдельные произведения) целиком ЧИСТЫЕ?
Есть.
Но их не так много, и они почти никому не известны.
Например, "Симфония земли и неба", "Поэзия и Правда", "Фары осенних звезд" (рукописи).


***
Господи! какую же НИКЧЕМНУЮ жизнь я прожил!
Просто - ДУРАК. Нет, не просто.
Дурак, задыхающийся от нежности к чужим жёнам.


***
...Я всё еще возвращаюсь в семью.
Пусть же это возвращение будет навсегда, а не на время.


***
Главное, не отходить от храма.

Ибо - без молитвы нет и настоящей любви.


***
Ночь свои учебники достала,
расстелила карту на столе,
занялась понятием астрала
на своей страдающей земле.

Месяц к ней склонился, что-то шепчет,
будто бы воспрянув ото сна,
женщины, похожие на женщин,
с Богом засиделись допоздна.

Пишет ночь, усердно что-то пишет,
просит не мешать, не подходить
с глупыми советами и иже,
чтоб младенца-утро не будить.

И открылся - некой анаграммой -
звездный непридуманный сюжет:
свет Иоакиме с Божьей Анной
вверх идут по лестнице блаженств.

По созвездьям, словно по ступеням,
тихо к ним спускается Отец,
и горят мои стихотворенья
в перекрестьи свадебных колец.

Вот они и встретились...
Не видно
их теперь в небесной высоте.
Только сокровенная молитва
долгим эхом слышится везде.

Добрым плугом вспахивает Пастырь
влажные небесные поля.
...И Марина шепчет: "Я согласна.
Я давно пред Господом твоя".

Значит, я добился снисхожденья.
Женщину свою завоевал.
Никакого, милая, сужденья
не имеет вражий арсенал.

И опять я становлюсь ребенком,
маленьким отличником в краю
птичьего большого перелета,
словно в Отчем Истинном Раю.

...Это свет вечерний. Это небо,
как оно мне слышится порой.
Это выше нашего ночлега,
это как бы Божий аналой,

на котором разложило утро
ноты, песнопения любви,
и восходят к небу поминутно
наши имена в сырой дали.


***
Современные браки нередко - какие-то безбрачные.
Муж сам по себе и жена сама по себе.
И дети, видя или чувствуя это, отдаляются тоже.

Без храма - и не бывает иначе.
А мы почти все без храма.


***
Не дети настоящая скрепа семьи, а именно храм.

Никакой человек не в состоянии победить свой грех самостоятельно.
Это возможно только с помощью Божьей (читай: с помощью Церкви).

На грехе куда уедешь.
Грех, пусть скрытый, разъедает жизнь изнутри.
Обманывать себя можно долго.
Но однажды ты увидишь, что реально остался один.
И воззовешь к Богу.
И Бог услышит тебя.

Протянет тебе руку помощи, как древле - утопающему Петру.

Господи, спаси, погибаю!
Господи, я одинок!


Одна из лучших строк Дмитрия Галковского (цитирую по памяти): храм открыт и молчаливо ждет тебя, а не зазывает балаганным петрушкой.

Верно.

Ибо русское одиночество - это не одиночество немецкое.
Русское одиночество не вербально или желаемо, как одиночество Ницше.
От русского одиночества хочется выть.

Но Бог силен спасти тебя и от одиночества.
Нужно лишь довериться Христу.
А довериться Христу - это значит смириться пред Его Церковью.
Что совсем несложно, если не лгать себе.

Прежде всего - не осуждай священников.
Ибо любой из них - больше тебя и меня.
Праведнее, честнее и чище душою.
Вот.


***
Мирские люди совершенно не видят ПОДВИГА современного русского священства.
Они видят (или хотят видеть) то, что им подсовывают пошляки инета и СМИ.

Между тем, каждый батюшка ежедневно сораспинается за нас Христу.
Но об этом мы, как Аннушка с Садовой у Булгакова, "и знать ничего не знаем и ведать ничего не ведаем".

Молиться - проливать кровь.
И наши батюшки донорствуют смиренно и отважно.
И без этого донорства - нашей Родины нет.


***
Мои любимые храмы Руси числом шесть.
Храм Крестовоздвиженья в Иркутске, где меня крестили младенцем.
Всегда с таким щемящим чувством бываю там.
Неизменно вспоминается моя любимая бабушка Мария, по чьей инициативе меня и крестили тогда.

Храм Благовещенья Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Москва, метро "Динамо").
Там я впервые исповедался.
Там было мое первое церковное послушание сторожа.
Именно на этих дежурствах ко мне медленно пришло понимание, что без Бога и Церкви мы, поэты, никогда ничего настоящего не напишем и не создадим.
Что вполне оправдывается всей моей дальнейшей жизнью.

Храм Святого Праведного Симеона Верхотурского в селе Обуховском Екатеринбургской епархии.
Удивительная там община верующих.
Странноприимная, неунывающая, щедрая на любовь.
Особенно брат Димитрий Старицын и настоятель храма протоиерей Игорь Холманских.

Наш Свято-Троицкий храм в Улан-Удэ, ставший мне родным и близким.
Буквально спасающий меня от ада - внутреннего и внешнего.

И еще два храма в Иркутске я очень люблю.
Хоть и не знаю даже, в чью честь они освящены.
Это храм около ж/д вокзала, где однажды исповедалась и причащалась раба Божия Наталия.
И белый храм на Лисихе, где я, грешный, как-то сподобился отстоять вечернюю службу.


***
Нет, всё же священники мне нужнее всего.
"Галки намазанные" - милее, а священники - нужней.

Без "галок" я бы еще как-то прожил.
А вот без исповеди в храме - нет.


***
Да, жизнь без "намазанных галок" для такого фрукта, как я - невероятна тяжела.

...Но когда стоишь на службе вместе с Мариночкой, вот как сегодня, уста невольно шепчут: "Не нужно мне никого кроме тебя, маленькая моя!"
И сокрушенным сердцем просишь прощения у Бога и ближней.


***
Люди добрые! прихожане нашего храма! вы лучше меня! не лгу я сейчас!
Вы - истинные, стоящие в вере, а я - номинальный христианин!

Но я молюсь, как могу, за тех, кто мне дорог!
За Наточку и ее детей!
Она для меня - не "галка", а родная душа!

Господи! Святые Божьи! помогите ей!
Аминь!


***
...Священник Димитрий Смирнов когда-то одной своей фразой научил меня исповедоваться.

Подошел к нему и начал: "Батюшка, я сюда ехал через Томск..."

А он: "Ну, это не грех. Ты ДЕЛО говори".

С тех пор я не говорю на исповеди о постороннем.

...Постарел батюшка. Иногда вижу его на православном телеканале СПАС.
И неизменно вспоминаю тот наш краткий диалог перед исповедью.

Его проповеди, какими заслушивался въяве.

Спаси его, Господи, пастыря доброго! Необыкновенно одаренного в Слове.


***
В Великом Покаянном Каноне Святого Андрея Критского есть одно замечательное выражение, а именно: РАДЕТЕЛЬ БЛУДНЫХ ЖЕН.
Я не знаю, о себе ли это сказано великим учителем покаяния или там какой-то иной контекст.

Конечно, радеть можно по-разному.
Вот священника Даниила Сысоева УБИЛИ за праведную борьбу с сектами.
Его жизнь и личный духовный подвиг - радение истинное.


***
Разбор дьяконом Андреем Кураевым "Мастера и Маргариты" меня совершенно не удовлетворил.
Акценты там, на мой взгляд, расставлены неверно.

Дело не в том, хорошо ли им вдвоем "на вечном покое" или не очень; дело в том, о чем я сказал выше.

Вот его же книга о Рерихе - нужна и полезна.
Там - всё правильно.

"Сектоведение" господина Дворкина мне понравилось.
Но оно несколько неполное.
Например, я не нашел описания внутриизраильских сект.
А их там сейчас - десятки.


***
"Несвятые святые" - книга увлекательная.
Но и только.
Она не назидает.

И помнится с годами только история про то, как какой-то батюшка ездил на "запорожце" без руля.


***
Книги Олеси Николаевой хороши критикой литературных и киношных брендовых поклёпов на христианство.
Всё остальное - сказано много прежде и лучше.


***
Если эта моя книга когда-нибудь увидит свет, интеллигенция разорвет и меня и книгу.
Что же, иду на это.
"Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое" - по слову псалмопевца.

Мне в литературе терять нечего.
Шлейф бесчестия - где по зависти и непониманию, а где и за дело - тянется за мною с юности.

Такого наворотил за годы, что, может быть, только "Плацкарты" да "Детский лес" явятся частичным оправданием моей никчемной жизни в Божьих очах.


***
Здесь я стараюсь не кудесничать и не лгать.
Ошибки? - возможно.
Но они нивелируются другими отрывками по ходу нашего плацкартного поезда.
Идущего по маршруту "Улан-Удэ - Иркутск".

И сейчас мы где-то в районе Троицка, дорогие наши.


***
Свято-Троицкий Селенгинский монастырь - одна из самых бедных и неустроенных обителей в России.
Из духовенства там сейчас - фактически один игумен.

И как он справляется - одному Богу ведомо.
А справляется.
Созидает разрушенные храмы, обустраивает быт насельников, при этом сам неопустительно служа все службы каждый Божий день.
А вечерами - после молитвенного правила с братией - ведет крестный ход вокруг обители.

Редкий подвижник отец Алексий.
 

***
Владыка Викентий - в Абакане, Екатеринбурге, Ташкенте - на каждом месте своего служения - тоже делает невозможное.
Поднимает трудные епархии практически с нуля.

...А в абаканском архиерейском доме - у него был один матрас.
Ни столов, ни стульев, ни кровати.

Зеки комфортнее живут, чем Владыка Викентий.

Но по антихристианским СМИ - "попы жируют", а уж епископы и патриарх - просто олигархи.

Замолчите, несчастные.
Креста на вас нет.


***
...Вспоминая виденные мною фотоснимки отца Дмитрия Галковкого, как и его дяди Георгия, мне хочется помянуть их за упокой.
Дядя Георгий - добрый пьяница. Не знаю, был ли он главой чего-либо, как-то спиридоновской богемы, но для Евгения Галковского, конечно, он любимый брат.
Евгений Галковский, юродствующий труженик ЗИЛа и тайный любитель поэзии, не мог не тянуться к нему. С братом и вином он отдыхал.
С братом ему было весело. И пусть это было пьяное веселье, но для глубокой натуры Евгения, далекого от храма и веры,
не оставалось ничего иного. "Все так живут".

Мое ощущение от квартиры Галковских на Спиридоновке - "праздник, который всегда с тобой".
Иногда - в моменты трезвения как внутреннего покаяния - восходящий к "свету, который в тебе".

Для шестидесятых годов прошлого века - это довольно характерно.
Громкое и тихое напутствие про мир в себе.

Да, мир валился.
Да, свет гас.

Что же оставалось?
Мечта.
И не только о выигрыше в спортлото.
Мечта о том, что всё будет по-нашему.

Какая никакая забота о семье.
Неумение бороться с личным грехом винопития.
И поверх всего - даже уязвленного самолюбия - любовь к ближним и дальним.

Царствие Небесное им обоим.


***
...На телеканале СПАС - ничуть не менее выступающих батюшек - мне нравятся ведущие программ.
Вероника Иващенко, Инна Веденисова, Наталья Москвитина.

Алена Горенко.

Назвать их "намазанными галками" можно, но - не это составляет их суть.
Суть их - в неложном уповании на любовь.

Вашество, ну не всем же быть Констанциями Бонасье, Аннами Карениными, Маргаритами и прочими ослепительными этуалями грэнда.

Вы не поверите, но Наталья Москвитина - при всей ее красоте и шарме - ЛЮБИТ СВОЕГО МУЖА!

Невероятно!
Так не бывает!

И однако - так.

Она очень счастлива в браке. Мать четверых детей.
И хочется пожелать их ВЕРНОЙ семье - настоящего, а не иллюзорного счастья вечно.


***
Инна Веденисова - красивая женщина тоже - с замужеством не спешит.
Смиряется и ждет своего единственного.

Вероника Иващенко - сама МИЛОСТЬ БОЖЬЯ во плоти.
Замужем ли она? Не знаю.
Но это - цветущая сложность - по Константину Леонтьеву, в монашестве отцу Клименту.

Алена Горенко - замужем.
Справок я не наводил, но мне так кажется.
Кто он, этот счастливец?
Бог его знает.
Но он - есть.

Кстати, Оксана Федорова - тоже молодец в этом плане.
Д-Артаньяны д-Артаньянами, мировой статус мировым статусом, а Оксана - послушАет своему духовному отцу.
И под этим Божьим водительством ее корабль не потонет точно.

Добра вам, мои хорошие, и непреходящей любви!


***
...Ходят ли современные женщины на могилу Василия Розанова? Благодарят ли его за всё, что он делал для них тогда?
Хочется в это верить.

Ко мне на могилу - кроме моей Мариночки-Вжика - едва ли кто придет.
Но знайте, дорогие женщины мира, что я любил вас.
Может быть, моя любовь не всегда была благочестива.
Но она - неугасима во мне.

Это - тоже правда.


***
Согрел ли я хоть одну своими стихами? утешил ли?
Это главные вопросы моей поэтической жизни.
Потому что если нет, то жизнь моя - не нужна.


***
...Я не уличный приставала из Мытищ.
Мои прогулки по улицам города - уединенны и невинны, как спящая Викуська, внучка Наточки.
И впечатления мои - мимолетны.

Идешь себе и думаешь о своем.
А завидев прямо по курсу "намазанную галку", острым глазком видишь всё.
Там блеснут нежные огоньки маникюра и/или педикюра, там - изящный мэйк-ап, там - правильно подобранная гамма в одежде.
И это хорошо, на мой взгляд. Мир становится добрее. Более чутким, что ли.
Хочется за всё благодарить Творца.
И не придираться попусту.

"...Но зато я узнал, что такое заря.
Там, за облаками, там, за облаками,
там, там-тарам, там-тарам..."

Эта песня в исполнении ВИА "Самоцветы" тоже любима мною.

Серьезный человек я.
Мне некогда размениваться на случайные знакомства.
Мне нужно работать в любовь.
И вдохновляться - истинно.

Истинное вдохновение приходит от молитвы, а не от внешнего вида, пусть самого зажигательного.
Но за вашими попытками украсить себя - я пытаюсь увидеть вашу душу. И она умиляет меня.
Умиляет.


***
Сам я выгляжу моложе своих лет, но внешность у меня не ахти.
Маленький, невзрачный, что-то бормочущий себе под нос.

Но я бы и не хотел быть красавцем.
Красавцы слишком заняты собою.
А я бы хотел побороть в себе самолюбие, тщеславие, глупую мужскую гордость.

Красивые женщины в этом смысле - смиреннее мужчин.
Потому что они беззащитны.
Каждый может обидеть или даже - не дай Бог - надругаться.

Мир жесток к женской красоте.
Он ее использует.

А потом забывает.

Женщина чувствует себя обманутой, униженной, никому не нужной.
Но поверьте, что это не так.
Господь наш Иисус Христос помнит о вас.
И посылает Свои утешения.
Они негромки, но они - истинны.
А что значит - истинны?
Истинны, то есть без греха.

...Ну а мои стихи для вас - их можно читать или накрывать ими горшки на кухне  - или еще как-то использовать - это дело ваше личное.
Дело вашей души, искреннего отношения, настроения даже.
Я написал, подарил, ну а дальше - дальше мы не властны над нашими попытками любить.
Вот так.


***
Мировая художественная литература и кинематограф внедрили в наше сознание установку, что быть любовниками - это и составляет единственное
и главное счастье каждого человека.

Муж и жена, семья - это всё для вида. А то и тяжкое ярмо.

Верные мужья - комические персонажи.
Верные жёны - скучны и невзрачны.

Чего же мы хотим?
Отношения любовников рассыпаются при первом серьезном испытании.

А семьи у нас - давно нет.


***
Никуда ад не кладет столько усилий злобы и ненависти, как на разрушение семьи.


***
Почти вся светская культура - тайная или явная война с христианством.
С Евангелием Правды.
С духовным законом личного счастья.


***
...При иных православных храмах есть сейчас КУРСЫ ТРЕЗВЕНИЯ.
Реально избавляющие от алкогольной и табачной зависимости.
Бесплатно или за посильное пожертвование (сумму коего ты определяешь сам).

Курсы эти 10-дневные.
Походишь на них - и вскоре здоров.
Пить вообще не тянет.
Начинаешь жить трезво.

Это гораздо лучше всех "кодировок", к тому же дорогостоящих.

Меня избавили от пьянства на этих церковных курсах совершенно бесплатно.

В Иркутске эти курсы есть при храме в поселке Маркова.
В Улан-Удэ - при Ильинском храме (поселок Восточный).


***
...Воевать с христианством можно до гроба.
А вот за гробом - ты будешь очень удивлен.
Как только душа выйдет из тела - в ту же секунду тобою безжалостно займутся те, за кого ты так сражался при жизни.
И ты проклянешь час своего рождения.


***
Все "победы" над христианством - липовые.
Вот в чем дело.

Христос и Святые - непобедимы вечно.
Так не лучше ли нам опомниться, пока не поздно?
И подклонить свою жестокую выю под епитрахиль священника.

Ибо за гробом - покаяния уже нет.
А нет покаяния - нет и прощения.
Ад кромешный.


***
В чем Булгаков явно прав, так это в том, что человек смертен и иногда ВНЕЗАПНО смертен.

...Господи, пошли нам кончину христианскую.
Уж если жили не так, как следовало, то хоть умереть по-человечески.
С покаянием и причастием Тела и Крови Христовых.
Аминь.


***
Евангелие Правды лучше читать с комментариями святых (есть в любой библиотеке при любом храме).
Самостоятельно мы порою неверно "толкуем" отдельные места Нового Завета.
Или просто не понимаем, о чем там речь.


***
Несколько стихотворений для моей Мариночки. Пусть она их перечтет и подумает обо мне.


Я КРУГОМ ВИНОВАТ...

Я кругом виноват - пред тобою и Богом,
коль бежал от креста, примеряя иной,
погрязая в страстях и пороках,
соблазнившись чужою женой.

Я кругом виноват, именуя любовью
похоть плоти и гордость житейскую, вбит
в каземат оголтелой работы над ролью,
как типичный пиит.

Мне б уйти поскорее от всяких общений,
замолчать перед миром и каяться, жить
лишь стяжаньем прощенья, Христова Прощенья
и ни с кем не дружить.

У меня есть семья, что мне сайты инета,
уводящие душу от правды любви.
Я кругом виноват, наложи свое вето
на лукавые песни земли.


КРЕСТНЫЙ ХОД

Мы идем с тобою Крестным ходом
чинно за хоругвями любви.
И иконы - прямо над народом -
нам являют милости свои.

И вода святая окропляет
наши души в горней высоте.
И порою кажется: святая
и твоя душа... а мы - не те.

Недостойны милости и чести -
и почти не каемся в грехах.
Только под иконами и вместе
пребываем в ближних облаках.

А потом опять - с небес на землю,
и опять - заботы и дела...
...Только помню вечно или внемлю,
как ты Крестным ходом рядом шла...


ВЕЧЕРНЯ

Я люблю ее больше Заутрени.
И стою средь молящихся, как
человек, опоздавший быть мудрым,
недопущен святыми на брак.

Просто слушаю хор или думаю
о тебе, а потом - о других.
И священник не видит беду мою
посреди упований твоих.

Лишь прощенья прошу, исповедуюсь,
ну а после - опять за свое.
Не наследую я, не наследую
Божье Царство Его и Ее.

Крест на лбу нарисуют елеем мне
и отпустят грехи, как всегда.
Как мы мало любили и верили
в неотменность Христова Суда.

Суховаты стихи получаются,
как и я перед Богом Любви.
И Вечерня однажды кончается;
вновь уводит меня от семьи

этот мир, обольстительный, страстный ли
и красивый в своем неглиже.
Будь женой мне, родная! Согласна ли?
Ты молчишь, ты не знаешь уже...


В ПРИТВОРЕ ХРАМА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Здесь пишут поминальные записки:
за упокой, во здравие любви,
и слышно службу клира, словно близким
становишься ты Господу на миг.

И я пишу с надеждою и верой
своих любимых ближних имена -
ВО ЗДРАВИЕ: и знать не знаю меры,
где завтра огласят их... и ОНА

поправится, болезнь ее отпустит,
ослабнет, растеряется, уйдет...
В притворе храма грусть светлее грусти;
а истинное чувство - не пройдет.

Вот написал... и отдаю сестре их:
записочки во здравие МОИХ...
И сердце уклоняется от Зверя,
и ревность так не мучает, и тих

ты перед Богом или даже клиром.
На несколько минут совсем иной
становишься... и верная Марина
идет к иконам за твоей спиной.


БЛИЖНЯЯ

Мне с тобою тихо и спокойно,
на душе раскаянной светло.
Плещется рассвет над колокольней
и неслышно бьется о стекло.

Благодарность наполняет сердце,
хочется прийти к тебе, обнять
и уснуть с тобою сном младенца,
никого ни в чем не обвинять.

Лишь работать и молиться Богу,
помогать тебе в твоем раю.
Переживши дальнюю дорогу,
невозможно не сказать ЛЮБЛЮ

ближним, помогавшим просто выжить
вдалеке от дома и огня,
где никто бы больше не услышал,
не простил бы грешного меня...


***
...Передача "Спокойной ночи, малыши!" куда-то делась...
А я любил ее смотреть.
Оксана Федорова вела ее замечательно.
И мультики там были чудесные.
Особенно Лунтик.

И "Смешарики" с Ёжиком и Крошем.

Вот где истинные христиане.


***
...Мне не верится, что отец Георгий (Иванов), подвижник православного трезвения, когда-то, еще не будучи священником, сильно выпивал.
Не верится.

Мы знакомы с ним давно. Тогда он был просто Юрой.
И что-то я не помню его выпившим.

А помню неизменно радостным, улыбчивым тружеником на благо Свято-Троицкого прихода.

Но он не стал бы лгать о себе.
И если сказал, что был алкоголиком, то так оно и было.

Это похоже на обращение Савла, идущего в Дамаск.
Ставшего КЕМ ЖЕ?
Ничуть не меньше, дорогие наши.


***
Книга Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки" - высокоталантливое литературное произведение.
Да.

Но каковы же РЕАЛЬНЫЕ ПЛОДЫ?
Не скажу за всех читателей, а скажу за себя.
Я много лет оправдывал свое пьянство этой книгой.
"Веничка! родной! как я тебя понимаю! ты просто слишком хорош для этой страны и этой эпохи! давай жахнем за тебя!"
Покупается выпивка. Ты кажешься себе гонимым, но таким же обаятельным и добрым Веничкой.
Потому и пьющим.

А Есенин? Высоцкий? Губанов? Рубцов?

Вопрос решен надолго.
"Потому что вот и лучшие поэты - так".

Конец фильма.


***
Поэты и писатели стали пить именно в советское время. (Ну, может быть, кроме Солженицына.)
В Царской России литература и пьянство, как гений и злодейство, - были понятиями несовместными.
Не пили Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой, Леонтьев, Розанов, Набоков.

Все эти "Выпьем с горя, где же кружка" - не более, чем приватное увеселение любимой няни.

Конечно, у каждого из них были свои слабости. А то и огненные страсти.
Но они - НЕ ПИЛИ точно.

...А у Святого Апостола Павла читаем: Не обольщайтесь... пьяницы... Царствия Небесного не наследуют...

Вопрос решен вечно.

Слава Богу за всё!


***
...Слышу возмущенные крики из тамбура: "А Владимир Соловьев! а Александр Блок! а Иван Бунин!"

Да, действительно.
Что было, то было.

Но тоже ИНАЧЕ, чем ныне.
Кроме полубездарного Владимира Соловьева.
Этот - да, пил.


***
Из всего ЖЖ непьющего Дмитрия Галковского мне больше всего нравятся его посты об отце, о себе и о своих детях.
ЛУЧШЕЕ просто.

Неплохая по своей попытке (хотя и неверная) статья о Булгакове на тему, которая из его жён явилась прототипом Маргариты.

И наконец блестящая литературная статья - "Смерть чиновника" - о Пригове.
К этой последней добавить решительно нечего.
Честно, глубоко, искрометно в любовь к Слову.


***
Все эти "Что достаточно знать..." - неполны и как бы обязательны.
Вовсе нет.
О Салтыкове-Щедрине можно не знать и этого. Невелика потеря для души.

Торопится Дмитрий Евгеньевич.
Спешит.


***
О прототипе Маргариты.
Это не жёны Булгакова. Ни одна из них.

Это - образ гоголевской Ганны, развернутый в домашний приют.

Гелла - ее сестра.
Домработница Наташа - ее дочь.

Булгаков намекнул на это - купанием на реке.
Но пристально роман никто не читает.
Все - мастерА и Маргариты.
Ни одного Берлиоза, Бездомного, Рюхина, Лиходеева, Босого, Майгеля - среди читателей не найти.

Мастер - не Булгаков тоже.
Это - приватный образ гоголевского мира вообще.

Сжатый и уплотненный в тусклую фигуру Мастера.

Коровьев - Фагот.
Музыкальный инструмент Ганны-Марго.

Азазелло - птица ада. Или - демон-убийца собственных интересов. Например, интереса к Ганне-Марго.

Ну, и так далее.

Ну а что - и так далее?
Смотри выше.

Добавлю к сказанному пару слов.
Иешуа Га-Ноцри - именно Христос у Булгакова.
Как и Воланд - именно сатана.

И на этих КОРЕННЫХ ОШИБКАХ мир-Гоголя-Мастер - теряет себя в любви.
Он уже не любит Маргариту.
А Маргарита - его.

Они идут к сатане реальному.
Ну а это, Вашество, ужаснее всего, что есть и будет когда-либо и с кем-либо.

Пилат встречается с Га-Ноцри. А Га-Ноцри - не Христос.
И ничем ему не поможет.
Поговорили и разошлись опять.
Пилат - к своему креслу, Га-Ноцри - к своим персонажам книги.
Га-Ноцри - Булгаков ("Христос"). Именно так.

Каифа - Сталин.
Иуда - Олеша.
Пилат - АРХЕТИП. (С вектором в Горького пятижды.)
Афраний - Свердлов.
Левий Матвий - Ильф. (Странно, но в принципе ясно. Тайный поклонник Булгакова в жизни и явный в романе.)

Воланд Булгакова - БОЛЬШЕ Булгакова-Га-Ноцри.
Ему и решать судьбу всех названных.

Кроме Мастера и Маргариты.
Их судьба, увы, решена обманом вида на мир Божий.
Обманом себя самого и всех нас.

Персонажи - тоже могут страдать.
И сильно. Неизреченно на земле.

Булгаков превознес Денницу-пусть - выше Христа-себя.

И что же решит Воланд?
Ему Булгаков не нужен.

Воланд - САМ ПО СЕБЕ Противник любой литературы.
Ему все равно.
Он ОДИН.

Страшная книга.


***
...Чем исписывать стены подъезда в доме Булгакова - лучше покрепче помолиться о рабе Божьем Михаиле.
Это вообще - ИСТИННО для всякой настоящей любви к человеку.
Но кто же любит Булгакова человека?
До Булгакова человека апологетам бестселлера никакого дела нет.
Им все равно, как Воланду.
Они ОДНИ.

Любят СЕБЯ в персонажах обольстительных.

Ну как еще понятнее, Дмитрий Евгеньевич.
Довольно.
Хорош.
Амба.
Хана.
Стоп.


***
Наш поезд приближается к Посольской.
Посольский монастырь на Байкале - доброе место для отдыха мирян.
Там подвизался удивительный монах Николай.
Я не помню его фамилии.

Сейчас он владыка, но не Савватий, а иной.
Бурятскую епархию правильно подразделили.
И епископ Николай окормляет свою домоуправительную мирную часть во Христе.

Я видел его глаза, когда он еще был иеромонахом.
Это монах СЕРДЦА.
Большая редкость ныне.


***
Митрополит Савватий - мой любимый пастырь на родине.
Которых у меня две.
Одна - здесь, а другая - в Иркутске.

Родился я в Иркутске.
Проблем никаких.

А живу здесь.
И живу.


***
Вашество.
"Бесконечный тупик" нуждается в дополнительном полутоме.
Который так и назвать:
"Бесконечный тупик: работа над ошибками".

Простите мне мою дерзость, но без этой работы - книга не выживет вдаль.
А она должна жить.


***
Всё остальное - поправимо отдельными статьями. По одной на книгу.
И на "Магнит" (6 ошибок) и на "Два идиота"(6 ошибок).

"Уткоречь" - ладно.
Там есть ошибки во вступительной статье и неверный - ИЗБЫТОЧНЫЙ - принцип подбора. Достаточно было по 4-5 текстов на раздел. Но что уж теперь.

А вот главный труд - нужно вылечить, дорогой Дмитрий Евгеньевич.
Болеет книга.
Болеет и просит помочь.

У русского главный девиз - какой?
Верно.

Я бы сам, но как-то не дерзаю.
Или бодриться - по Розанову?

Мне жалко Вашу книгу невылеченной оставить.

Слова ласково исчезают, гаснут...
Это при написании так и было.

А сейчас - книга мертвеет.

Там КОРЕННЫХ ОШИБОК - 7.
Остальное - мелкие ошибки - поправимо быстро и без напряжения.
Мне заняться?

Дорог мне труд Ваш.
Очень дорог, Вашество.


***
"Пропаганда" - ошибок там 7, но главная одна.
Шемякин почему не стал иллюстрировать Энциклопедию Высоцкого?
Потому что он Высоцкому никакой не друг.
Скучно ему Высоцким заниматься.

Ошибка в адресате Вашего письма.
Не нужно ничего картинками иллюстрировать.

Обойдемся без "Тушинош".


***
Знаменитый сериал "Мастер и Маргарита" - там Булгакова странным образом нет.
Подбор актеров - катастрофически неверен.

Если только Мастер. Это ПОХОЖИЙ актер.

Пожалуй, Иешуа - тоже похож.

Но не везде.

Кое-где только. Суммарно и общо: в минуте экранного времени.

"Пилат - Лавров".
Нет.

Иуда и Майгель - Нагиев.
Пожалуй.

Иван Бездомный - ? В минуте экранного времени - да.

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ - НЕ ТЕ.


***
Бортко примитивно подобрал состав. Совершенно не понимая сути романа.
И Булгаков откланялся ролями.

Ушел Михаил Афанасьевич.
Ушел из фильма.


***
Кино России и прежде СССР - кино по преимуществу детское и юношеское.
Вашество.
Ну как взрослому 50-летнему человеку смотреть, например, Рязанова.
Невозможно, дорогие наши.

Это для 10-20-летних.

Да и многие так картины.
ПОЧТИ ВСЕ.

Предел возраста в просмотрах - 29 лет.

Но уже старше - невозможно.

Что же скажем о стариках?
Одни они в бой и идут.


***
"Собачье сердце" - фильм замечательный.
И актеры там - все на месте.

Хороши отдельные сцены в фильмах у Шукшина.

"В круге первом" - интересный фильм.

Но тоже юношеский.

Нет настоящего взрослого кино в России.
Но оно будет.
Будет, дорогие наши.

Не думайте дурного.
Ну, или думайте.
Мне это не суть.


***
Задумал я, грешный, кинотрилогию.
Часов примерно на 5 экранного времени.

5 часов разделить на 3 серии - это сколько же будет?
Плохо у меня с математикой.
С детства - плохо.

Первая серия - "Альтист Данилов". (Обманный маневр на войне. Усыпление бдительности противника.)
Вторая серия - "Друг утят". (Пролегомена к главному событию трилогии.)
Третья серия - "Воцарение". (Наглядное пособие для сомневающихся в вере.)

Кого воцарение и зачем?
Антихриста, Вашество.
Нам на погибель здесь и везде.

Общее название трилогии - "ПИР".

Ну, ладно.


***
Наши плацкарты медленно проходят мимо Байкальска.
Мы там собирались встретиться с одной моей доброй знакомой по Мирному.
Но не смогли.
Ни она, ни я.

Едем, стало быть, дальше.


***
Нет у нас в поезде вагона-ресторана.
Да мы и не хотим есть.

"На нет и суда нет".


***
Пока суд да дело - немного о современной литературе.
Засилие формы стало общим местом ея.
Содержание испаряется почти сразу.

А те, кто формой не владеют, пишут не о том, о чем хотят сказать.
Вязнут в сугубой вторичности и трюизмах.

Но кое-где бывают искры самооткровения.

Йоты правды вмиг.


***
Латунский у Булгакова - кто же?
Кто неправедно охаивает гоголевский мир?
Мистер Икс.


***
Розанов не любил Гоголя совсем иначе.
Это не о нём.

Примитив Розанова - недоступен ныне.
Розанов и в примитиве - гений.
НЕВОЛЬНЫЙ НЕОПРЯТНЫЙ МИРОЛЮБИВЫЙ ГЕНИЙ.

Чехов - писатель седой.

Сдержанный в мире любви.
Любви к чему.
К осторожному самовнедрению в мир.

Чехов не любил женщин.
Никаких.
Ни Авилову, ни Мизинову, ни Книппер.

Они его любили, но как.
Не понимая себя.

Любили не за презрение, Вашество, а за то, что Чехов их развлекал искрометно.
Развлекал, как никто иной развлечь не умел.

Иное дело - пьесы (и только они одни).
Чехов - гениальный драматург.

Пьесы Чехова - выверены в любовь к его ближним.
А кто его ближние?
Семья родителей.

Мама, отец, брат Александр, сестра Маша.

Брат Михаил - нет.
С ним Чехов не был близок сердцем.


***
"Сахалин" Чехова - отличная книга.
Рокировка?
Нет.
Скорее ход конем.

Мнения о Чехове революционеров и демократов-пусть - его, зрелого, не трогали сильно.
Он знал, что ему ничего не грозит.
Потому что он - индефферентен к религии.
Не показно, а искренне.

А убивали по правде кого.
Да верующих, конечно.
Верующих во Христа и Церковь Его.
И всё.

Разрыв с Сувориным - тяжкий грех Чехова.
Но не мы Судия мира.

"Сбежал от себя на Сахалин" - фраза отличная.
Именно от себя.
Конь, Вашество, в шахматах тоже бежит от себя.


***
Розанова мучили как.
Спать не давали долго.
Да-да!

Свистели под окнами, квакали, пристально выверяли его в мат.

Ну, ладно.
Я начинаю ошибки "Тупика" выправлять.
Не нужно покуда.
Разрешения от Вашества я еще не получил.

Да и получу ли? - Бог его знает.
Но если и не получу - русский девиз сильнее.

Ну а чего, Дим.
Я тебе добра хочу.


***
...Мы уже в районе Слюдянки.
Выйти на перрон, омулька купить, что ли.


***
Свет Байкала тихо струится сквозь ночь.
Мы становимся тише и милостивее.
Нам хочется быть собой, а не липовыми или поддельными.
Жаль, что поезд стоит здесь совсем недолго.


***
В православном храме Слюдянки неподалеку от вокзала есть одна удивительная икона.
Там рядом со Христом изображен Отец.
Старенький и милый, трогательный, любящий Отец.

Я никогда не видел подобных икон.
Только в Слюдянке однажды.

Отец там счастлив Христом.
А Христос - верен Отцу.

Сидят они рядышком, посиживают и любят нас очень.

Чудесная икона.


***
Здесь бы нужно ее описание Срезневским, а не мною.
Срезневский даже Рафаэля разбирал до последних глубин.
Что для православного - невероятно сложно.

Описание Срезневским "Сикстинской Мадонны" - не просто верно или гениально или единственно по правоте в мире доселе, оно - олицетворенно во Христе.
Я поразился, прочтя.
Сердце кричит: "ТАК! ИСТИННО ЭТО ТАК!"

Рафаэль хотел одного, а вышло иное. И всё же - это непревзойденный шедевр. Невольно вскрывающий самую суть Католицизма.

Пересказывать его своими словами трудно, но я попробую.

Видите ли.
Младенец на руках Мадонны - не Христос Иисус.
Это ИНОЙ младенец.
Этот младенец - МИР ЛЮДЕЙ НА ЗЕМЛЕ.
НАШ С ВАМИ МИР.
Который Мадонна держит на руках не как родившая его, а как пекущаяся о нём и просящая за него пощады.

"Фигура Петра"  - в лице одного из римских пап - приватно обозначена в поклон.
Она, эта фигура, как бы двояка.
В ней одновременно и восторг перед миром и отторжение себя от младенца в испуге за Мадонну.
Да и как, скажите, старец Петр мог бы преклониться перед МЛАДЕНЦЕМ Христом.
Пред Ним волхвы преклонялись, а не Петр, тогда еще сам бывший ребенком.
А римский папа Сикст Второй еще не рождался.

Святая Варвара и вовсе смотрит в сторону.

Ангелы - ангелы, но тоже какие.
Недоумевающие о том, что с таким миром делать.

Достаточно, дорогие наши.


***
Наш поезд ускоряется к Иркутску.
Мчит быстрее мира.
Вот уж и Шелехов.
Вот уж и русские избы виднеются.
Дом ли то мой синеет вдали?

Кавычки поставить? да зачем. "Хрестоматия для русских".


***
Моя любимая станция на пути к иркутскому перрону - Академическая.
Там Наточка живет.
Еду мимо и думаю: как она здесь.
Наверное, дома сейчас.
Рано еще совсем.
Часов шесть с минутами.

Ангара, улица Лермонтова, где я родился.
"Навстречу утренней заре -
по Ангаре, по Ангаре..."


***
Тихо у меня внутри.

Скоро вокзал.


***
Подъезжаем, милые.

Максику еще английский пересдавать.

Святой Преподобный Сергий Радонежский помогает учащимся.
Молебен заказать нужно.
Или особое прошение подать в храм.

Максик, а, Максик.
Ты тоже должен попросить Святого.
Не всё же маме за тебя учиться.


***
Так...

Перрон.
Приехали.
Выхожу из вагона.

Народ поспешает к подземному переходу на выход в город.

Добрых вам встреч и дорог, дорогие мои!


***
Плацкарты, стало быть, кончились.
Но не кончается правда любви.

Выхожу на привокзальную площадь.

Куда?
Пока еще не знаю.

То ли к маме в Ершовский, то ли - в центр на прогулку.

В Студгородок лучше на трамвае.
А в Академ лучше идти пешком от Политеха.

Пусть будет так, как будет.
Да будет воля Божья над всеми нами, аминь.


2018, июль


Рецензии