Глава 12

Глава 12

Сводка за 18 октября 1941 года
 
Утреннее сообщение 18 октября

В течение ночи на 18 октября наши войска продолжали вести бои на всём фронте.
Особенно напряжённые бои шли на ЗАПАДНОМ направлении фронта.

Вечернее сообщение 18 октября

В течение 18 октября продолжались упорные бои с противником на всём фронте.
Особенно ожесточённые бои шли на ЗАПАДНОМ направлении фронта, где наши части отбили несколько атак немецко-фашистских войск.
За 17 октября уничтожено 52 немецких самолёта. Наши потери — 27 самолётов.
За 18 октября под Москвой сбито 16 немецких самолётов.
https://bdsa.ru/

Просвещение.

Двое танкистов сгоревшей тридцатьчетвёрки попали в плен к немцам, где встретили своего бывшего механика-водителя Егора Рудакова, который служил у фашистов. Объявившись под Алтухово, предатель пытался захватить переправу. В районе деревней Чаинка участвовал в засаде, где и попали в неволю старшина Филатов и сержант Михалёв. Опознав сослуживцев, Рудаков выдал их. Пленников отделили и на грузовике отвезли в неизвестную деревню:
Дорога была долгой. Машина буквально ползла по разбитому просёлку. Распутица сделала своё дело. Колёса прокручивались, скользили, норовя сбросить грузовик в кювет. Надо отдать должное водителю, который умудрялся удерживать технику на полотне и сумел добраться до места назначения. Остановились на пригорке у одинокого сарая:
– Выгружайся, скомандовал Егор, – после того, как кузов покинули немцы.
Пленные нехотя спрыгнули на землю. Конвоир открыл сарай:
– Здесь перекантуетесь. Не вздумайте рыпаться. У новой власти порядки суровые. Чуть что не так – расстрел на месте. Сами видели.
Танкисты молча выслушали и шагнули за порог строения. Внутри царил полумрак. В узкую щель, обращённую в сторону улицы, проникал свет. В дальнем углу было сложено сено. В него и закопались, спасаясь от холода. После всех передряг провалились в тяжёлый сон без сновидений.
Разбудил их всё тот же опостылевший голос Рудакова:
– Подъём. Хватит валяться. Всё на свете проспали. Пора и честь знать. Сутки продрыхли. Благо не до вас было. Пошли умываться. Покормлю по-человечески.
Жмурясь от дневного света, вышли, отряхнулись от сухих стебельков травы. С удовольствием тщательно вымыли лицо и руки. Вытерлись полотенцем. За сараем был накрыт стол, грубо сколоченный из досок. Бросились в глаза: чугунок с свежо сваренной картошкой, ломтики нарезанного сала, миска солёной капусты, тарелка маринованных огурцов, бутыль мутного самогона, и буханка чёрного хлеба домашней выпечки. Сели. Григорий наполнил стаканы. Не дожидаясь, выпил. Иван с Михаилом переглянулись и принялись за еду, не притронувшись к спиртному. Рудаков, криво усмехнувшись, заговорил:
– Брезгуете? Боитесь замараться? А жрать и сидеть за одним столом со мною вам не за подло? Ладно, принципиальные мои, вот ты Михаил, ты ж там, под Сенно, выбрался благодаря мне.
Михаил удивлённо вскинул брови:
– Чего глазёнки выкатил, – пьяно посмотрел Рудаков, – кто тебя научил управлять машиной и обслуживать её? Я. Значит тогда, под Сенно, благодаря мне ты у немцев из-под носа увёл тридцатьчетвёрку. Иначе там все попали бы в плен, и сейчас, Бог знает, может вместе носили бы вот эту форму, – он оттянул ткань мундира.
Михаил было открыл рот, чтобы резко осадить предателя, но, получив чувствительный тычок от Ивана Петровича, промолчал, зло посмотрев в сторону говорившего:
– Что зенками сверкаешь, – криво усмехнулся Григорий, – видел бы ты, как они разозлились, когда поняли, что ценный трофей у них умыкнули? Меня избили до полусмерти. Ничего не требовали. Просто молча били. Думал не выживу. Уже кровью начал харкать. Спас – вот этот офицер, в чёрной форме.  Он приказал оставить меня в покое. Взамен предложил служить на них или пообещал живым закопать в могиле. Жить так захотелось, что я согласился.
Рудаков умолк. Насытившись, понурив головы, сидели пленники. Мрачно взглянув на них исподлобья, Григорий вдруг, встрепенулся:
– Хорош рассиживаться. Ты, – ткнул он пальцем в Филатова, – марш под замок, а с тобой, Мишаня, будем заниматься просвещением.
Загадочно улыбаясь, Рудаков запер Филатова в сарае, а Михалёва отвёл к танкам, стоявшим неподалёку:
– Сразу предупреждаю, – заявил Григорий, – надумаешь бежать, твоего земляка живым зажарю, прямо в сарае, можешь не сомневаться. Понял?
– Понял, – понурил голову Михаил.
– Вот за это хвалю, – толкнул пленника в плечо предатель, – ладно, хорош разговоры разговаривать. Мне велено тебя познакомить с техникой. Надо же и вам учиться отрабатывать жратву и не быть дармоедами.
Рудаков открыл люк механика водителя. Влез сам. Сдвинувшись на место стрелка-радиста, позвал:
– Влезай, знакомься.
Михаил быстро осмотрелся. Созрело желание захлопнуть люк и бежать, но тут же увидел часового, который пристально наблюдал, спрятавшись за дальней машиной и держал на прицеле пленника. Тяжело вздохнув, Михалёв нехотя занял место:
– Всё-таки хотел дать дёру, – подозрительно оглядел пленного Григорий, – и не пытайся. Так просто этого сделать тебе не позволят. А сбежишь, расстреляют полсотни пленных в соседнем лагере. Вот такие законы царят в здешних местах. Так что будь умницей и слушайся старших. А теперь учись. Мы находимся в танке Т-III. Не самый лучший и уже старый. Смотри, на сколько всё просто и продумано.
 Михаил молча огляделся. Многое было понятным. Рычаги управления и педали. Остальное требовало пояснений.
Григорий, дав время пленному освоиться, начал:
– Смотри, здесь два рычага у коробки передач. Передний и задний. Нужно проверить положение переднего. Он должен находиться в среднем положении. Пробуй.
 Михалёв перевёл рычаг вперёд, за тем потянул на себя и вернул в исходное положение.
– Соображаешь, – похвалил Рудаков, – следующим проверяем подачу бензина. За моей сидушкой, на моторной стенке, смонтирован краник. Его рукоятку поставь в вертикальное положение.
Михаил развернулся вправо. Нащупал рукоятку и повернул её в нужное направление:
– Видишь дверцу в моторное отделение? – просвещал Григорий, – открой её. Напротив, находится рычажок включения массы. Нажми и поверни по часовой стрелке.
Подождав, пока Михалёв справится, Рудаков продолжил:
 – Взгляни на приборную доску. Видишь ключ? Утопи его до отказа. Найди кнопку стартера. Правую ногу поставь на педаль газа. Правой рукой возьми рукоятку пусковых жиклёров, которая находится справа от твоего сиденья. Одновременно левой рукой надави на кнопку стартера, синхронно правой ногой слегка нажми на педаль газа, а правой рукой опусти вниз рукоятку пусковых жиклёров. Готов? Заводи.
Михаил произвёл все манипуляции и двигатель послушно заработал:
– Глуши! – последовала команда.
Михалёв растеряно повёл глазами. Григорий молча перекрыл краник подачи топлива. В наступившей тишине, ухмыльнувшись, произнёс:
– Ключ зажигания достаточно вернуть в исходное положение. Ладно. Последнее. Коробка передач здесь шестиступенчатая. Переключение скоростей производится вторым рычагом по схеме. Видишь?
Михаил внимательно оглядел и утвердительно кивнул головой:
– Замечательно. На сегодня хватит. Вымётывайся.
Михалёв выполнил и этот приказ. Рудаков вылез из люка. Потянулся:
– Всё. Шагай в сарай. Мне отдохнуть надобно. Сегодня ещё службу в карауле тянуть.
Запустив Михаила в сарай, Григорий запер дверь и ушёл.
Август 2021
 
 Пленники не предполагали, что им предстоит ещё двенадцать дней испытаний и поиска выхода из тяжелейших жизненных ситуаций.


Рецензии